Конспект интегрированного занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности "Удивительные свойства магнита"
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме

Петрова Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

                                                  Конспект

                                   интегрированного занятия

по развитию познавательно-исследовательской деятельности

                            «Удивительные свойства магнита»

                                         (старшая группа)

        

                                                                           Воспитатель:

Петрова Светлана Юрьевна

высшая квалификационная категория

г. о. Электрогорск

2015 год

Интеграция образовательных областей:  «познавательное развитие» (ознакомление с предметным миром, развитие познавательно-исследовательской деятельности),  «речевое развитие» (развитие речи), «социально-коммуникативное развитие»,  «художественно-эстетическое развитие» (рисование пластилином).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная (рисование пластилином).

Цель: уточнить представления  детей о магните и его свойствах.

Задачи:

  Образовательные:

  1. Сформировать у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы, выяснить через какие предметы воздействует магнит.

2.Закрепить умение детей рисовать пластилином.

3.Учить детей делать выводы и умозаключения по результатам экспериментов.

Развивающие:

  1. Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность.
  2. Развивать коммуникативные качества детей.
  3. Развивать аналитико-синтетическую  деятельность, логическое мышление (выделять свойства предметов).
  4. Закрепить умение детей правильно наносить пластилин на поверхность, аккуратно его распределяя.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес детей к совместной деятельности со сверстниками.
  2. Воспитывать самостоятельность, инициативность, взаимопомощь.

Планируемые результаты: имеют представления о магните и его свойстве притягивать предметы, умеют делать выводы и умозаключения, умеют правильно наносить пластилин на поверхность.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный: письмо, «волшебная» магнитная палочка, магнит, мяч;

- раздаточный: магниты, стаканы с водой, скрепки, карточки с «лабиринтом», палочки  Кюизнера,  схемы, разрезные картинки.

Ход:

В: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны? К нам из волшебной страны пришло письмо от Элли и её друзей. Хотите узнать,  что написано в нём? (ответы детей) Тогда нам поможет волшебная палочка (воспитатель берёт с подноса письмо волшебной палочкой - оно намагничивается).

В: Как же это у меня получилось? Вы разгадали волшебство?

В: Я не буду сразу раскрывать свой секрет, а сначала расскажу вам такую легенду. Присядьте на коврик, чтобы было удобнее слушать.

В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от той горы жил храбрый рыцарь Магнитик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не бывал – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но Магнитик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым  и невредимым домой вернётся. Но как ни был Магнитик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитик был не только храбрым, но и умным. Он нашёл способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

В: Ребята, вы догадались, как называется эта гора? (ответы детей)

В: Какой способ нашёл Магнитик, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи, сделанные из железа).

(Воспитатель показывает магнит)

«Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит»

В: Если магнит такой сильный и притягивает к себе предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?

В: Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Но чтобы попасть в нашу лабораторию, нам необходимо выполнить несколько заданий.

1 задание «Построй по образцу» (дети подходят к столам на которых лежат на подносах палочки Кюизнера, образцы постройки, выкладывают изображение по образцу).

2 задание Игра «Притянет – не притянет» (дети выходят на ковёр, мяч – это магнит, дети должны определить, притягивается ли названный воспитателем предмет или нет, в соответствии с этим – ловят мяч или нет)

В: Ну вот мы и добрались до лаборатории. Располагайтесь.

Пока вы располагались в нашей лаборатории, я успела узнать из письма Элли, что с Железным Дровосеком случилась беда. После битвы с Летучими обезьянами у него растерялось несколько железных деталей. Как их быстро найти на поле боя? (с помощью магнита).

В: Давайте проверим, поможет ли нам магнит отыскать детали Дровосека?

В: У вас на столах, в тарелочках,  лежат разрезные детали, выберете только те, которые намагничиваются и соберите из них Железного Дровосека.

Вывод: магнит притягивает железные предметы через воздух – это свойство называется магнитной силой.

В: Неприятности Железного Человека на этом не закончились (воспитатель зачитывает письмо).

«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Злая Бастинда похитила мой железный топор и закинула его в глубокий колодец, наполненный водой. Я не знаю, как достать свой топор и прошу вашего совета, помогите!»

Дети, как мы можем помочь Железному Дровосеку? (ответы детей)

В: Давайте проведём ещё один эксперимент и узнаем, действует ли магнитная сила в воде. Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите скрепку и бросьте её в этот стакан. Теперь возьмите магнит и опустите его в воду, поднесите к скрепке. Что вы видите? (ответы детей)

Вывод: с помощью магнита можно достать железный топор из воды.

В: А кто из вас догадается, как можно достать скрепку из стакана с водой, не замочив ни рук, ни магнита (ответы детей).

Вывод: магнит действует через стекло.

В: А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт». У вас на столе лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет с помощью магнита через картон. Для этого предмет положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать предмет  с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути. Что происходит с предметом? Почему так происходит? (ответы детей)

Вывод: магнит оказывает волшебное действие через картон.

В: Ребята, какие свойства магнита вы запомнили? (ответы детей)

Я хочу вас спросить, разгадали ли вы секрет моего волшебства с палочкой? А с письмом? (ответы детей).

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

В: А теперь я вам предлагаю изготовить  волшебные палочки, с которыми вы сможете совершать чудеса. Возьмите пластилин и заготовку волшебной палочки. На поверхность тонким слоем намазываем пластилин, потом украшаем её блёстками (дети работают).

Воспитатель: С чем мы сегодня познакомились? (ответы детей)

Молодцы, вы хорошо поработали.

Самоанализ интегрированного занятия по познавательно – исследовательской деятельности «Удивительные свойства магнита» в старшей группе.

 Цель:  уточнить представления  детей о магните и его свойствах.

Задачи:

  Образовательные:

  1. Сформировать у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы, выяснить через какие предметы воздействует магнит.
  2. Закрепить умение детей рисовать пластилином (наносить тонким слоем, аккуратно его распределяя).
  3. Учить детей делать выводы и умозаключения по результатам экспериментов.

Развивающие:

  1. Развивать стремление к познанию через экспериментально – исследовательскую деятельность.
  2. Развивать коммуникативные качества детей.
  3. Развивать аналитико – синтетическую деятельность, логическое мышление (выделять свойства предметов).
  4. Закрепить умение детей правильно наносить пластилин на поверхность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес детей к совместной деятельности со сверстниками.
  2. Воспитывать самостоятельность, инициативность, взаимопомощь.

- Данное занятие соответствует комплексно – тематическому плану и Программе, обогащает знания детей о магните и его свойствах.

- В процессе занятия цели были достигнуты, так как была смена видов деятельности, динамических поз, использование физкультминутки, игры малой подвижности, поддержания устойчивого интереса детей.

- Занятие соответствовало требованиям ФГОС, возрасту, индивидуальным особенностям детей.

- Выбор содержания соответствует комплексно – тематическому плану, возрастным особенностям детей.

- На протяжении занятия прослеживалось сочетаемость следующих методов и приёмов:

* объяснительно – иллюстративный (рассказ, показ, опрос, выполнение задания по алгоритму);

* частично – поисковый метод (создание ситуаций затруднения);

* исследовательский метод ( решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение экспериментов);

* игровые.

- В процессе занятия были использованы знания детей о магните и его свойстве притягивать предметы,  через какие предметы воздействует магнит.

- УУД довольно высокие: дети умеют анализировать, синтезировать, выделять объекты по определённым признакам, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические цепи рассуждения, самостоятельно создавать способы решения проблем (познавательные УУД); умеют слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, сотрудничать со взрослыми и сверстниками (коммуникативные УУД).

- В течение занятия дети были активны, работа стимулировалась похвалой, поощрением, удержанием устойчивого интереса.

- Темп занятия сохранялся за счёт смены динамических поз, использования игры малой подвижности, физкультминутки, видов деятельности.

- Занятие способствовало обогащению знаний детей о свойствах магнита, умению опытным путём их определять.

                                                              Воспитатель: Петрова Светлана Юрьевна

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"

Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Возраст детей - старшая группа. Познавательно- исследовательская деятельность. Тема: «Свойства магнита»

Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.Цель эксперимента:Система...

Конспект открытого занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Невероятные открытия Лунтика»

Цель:- развитие любознательности и познавательного  интереса. Задачи:- развитие познавательной активности, любознательности и самостоятельности детей в процессе экспериментирования...

Познавательно-исследовательская деятельность "Чудесные свойства магнита"

Цель:  развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.Образовательные задачи: - Формирование представлений о свойствах магнита: действие магнитной силы ...

Конспект интегрированного занятия по развитию познавательно- исследовательской деятельности и развитию речи для детей старшей логопедической группы. по теме: «Как Незнайка осень искал».

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятел...