Конспект интегрированного занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности "Удивительные свойства магнита"
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме
Старшая группа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
Конспект
интегрированного занятия
по развитию познавательно-исследовательской деятельности
«Удивительные свойства магнита»
(старшая группа)
Воспитатель:
Петрова Светлана Юрьевна
высшая квалификационная категория
г. о. Электрогорск
2015 год
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие» (ознакомление с предметным миром, развитие познавательно-исследовательской деятельности), «речевое развитие» (развитие речи), «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие» (рисование пластилином).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная (рисование пластилином).
Цель: уточнить представления детей о магните и его свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы, выяснить через какие предметы воздействует магнит.
2.Закрепить умение детей рисовать пластилином.
3.Учить детей делать выводы и умозаключения по результатам экспериментов.
Развивающие:
- Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность.
- Развивать коммуникативные качества детей.
- Развивать аналитико-синтетическую деятельность, логическое мышление (выделять свойства предметов).
- Закрепить умение детей правильно наносить пластилин на поверхность, аккуратно его распределяя.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес детей к совместной деятельности со сверстниками.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность, взаимопомощь.
Планируемые результаты: имеют представления о магните и его свойстве притягивать предметы, умеют делать выводы и умозаключения, умеют правильно наносить пластилин на поверхность.
Материалы и оборудование:
- демонстрационный: письмо, «волшебная» магнитная палочка, магнит, мяч;
- раздаточный: магниты, стаканы с водой, скрепки, карточки с «лабиринтом», палочки Кюизнера, схемы, разрезные картинки.
Ход:
В: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны? К нам из волшебной страны пришло письмо от Элли и её друзей. Хотите узнать, что написано в нём? (ответы детей) Тогда нам поможет волшебная палочка (воспитатель берёт с подноса письмо волшебной палочкой - оно намагничивается).
В: Как же это у меня получилось? Вы разгадали волшебство?
В: Я не буду сразу раскрывать свой секрет, а сначала расскажу вам такую легенду. Присядьте на коврик, чтобы было удобнее слушать.
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от той горы жил храбрый рыцарь Магнитик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не бывал – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но Магнитик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым домой вернётся. Но как ни был Магнитик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитик был не только храбрым, но и умным. Он нашёл способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
В: Ребята, вы догадались, как называется эта гора? (ответы детей)
В: Какой способ нашёл Магнитик, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи, сделанные из железа).
(Воспитатель показывает магнит)
«Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит»
В: Если магнит такой сильный и притягивает к себе предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?
В: Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Но чтобы попасть в нашу лабораторию, нам необходимо выполнить несколько заданий.
1 задание «Построй по образцу» (дети подходят к столам на которых лежат на подносах палочки Кюизнера, образцы постройки, выкладывают изображение по образцу).
2 задание Игра «Притянет – не притянет» (дети выходят на ковёр, мяч – это магнит, дети должны определить, притягивается ли названный воспитателем предмет или нет, в соответствии с этим – ловят мяч или нет)
В: Ну вот мы и добрались до лаборатории. Располагайтесь.
Пока вы располагались в нашей лаборатории, я успела узнать из письма Элли, что с Железным Дровосеком случилась беда. После битвы с Летучими обезьянами у него растерялось несколько железных деталей. Как их быстро найти на поле боя? (с помощью магнита).
В: Давайте проверим, поможет ли нам магнит отыскать детали Дровосека?
В: У вас на столах, в тарелочках, лежат разрезные детали, выберете только те, которые намагничиваются и соберите из них Железного Дровосека.
Вывод: магнит притягивает железные предметы через воздух – это свойство называется магнитной силой.
В: Неприятности Железного Человека на этом не закончились (воспитатель зачитывает письмо).
«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Злая Бастинда похитила мой железный топор и закинула его в глубокий колодец, наполненный водой. Я не знаю, как достать свой топор и прошу вашего совета, помогите!»
Дети, как мы можем помочь Железному Дровосеку? (ответы детей)
В: Давайте проведём ещё один эксперимент и узнаем, действует ли магнитная сила в воде. Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите скрепку и бросьте её в этот стакан. Теперь возьмите магнит и опустите его в воду, поднесите к скрепке. Что вы видите? (ответы детей)
Вывод: с помощью магнита можно достать железный топор из воды.
В: А кто из вас догадается, как можно достать скрепку из стакана с водой, не замочив ни рук, ни магнита (ответы детей).
Вывод: магнит действует через стекло.
В: А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт». У вас на столе лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет с помощью магнита через картон. Для этого предмет положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать предмет с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути. Что происходит с предметом? Почему так происходит? (ответы детей)
Вывод: магнит оказывает волшебное действие через картон.
В: Ребята, какие свойства магнита вы запомнили? (ответы детей)
Я хочу вас спросить, разгадали ли вы секрет моего волшебства с палочкой? А с письмом? (ответы детей).
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
В: А теперь я вам предлагаю изготовить волшебные палочки, с которыми вы сможете совершать чудеса. Возьмите пластилин и заготовку волшебной палочки. На поверхность тонким слоем намазываем пластилин, потом украшаем её блёстками (дети работают).
Воспитатель: С чем мы сегодня познакомились? (ответы детей)
Молодцы, вы хорошо поработали.
Самоанализ интегрированного занятия по познавательно – исследовательской деятельности «Удивительные свойства магнита» в старшей группе.
Цель: уточнить представления детей о магните и его свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы, выяснить через какие предметы воздействует магнит.
- Закрепить умение детей рисовать пластилином (наносить тонким слоем, аккуратно его распределяя).
- Учить детей делать выводы и умозаключения по результатам экспериментов.
Развивающие:
- Развивать стремление к познанию через экспериментально – исследовательскую деятельность.
- Развивать коммуникативные качества детей.
- Развивать аналитико – синтетическую деятельность, логическое мышление (выделять свойства предметов).
- Закрепить умение детей правильно наносить пластилин на поверхность.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес детей к совместной деятельности со сверстниками.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность, взаимопомощь.
- Данное занятие соответствует комплексно – тематическому плану и Программе, обогащает знания детей о магните и его свойствах.
- В процессе занятия цели были достигнуты, так как была смена видов деятельности, динамических поз, использование физкультминутки, игры малой подвижности, поддержания устойчивого интереса детей.
- Занятие соответствовало требованиям ФГОС, возрасту, индивидуальным особенностям детей.
- Выбор содержания соответствует комплексно – тематическому плану, возрастным особенностям детей.
- На протяжении занятия прослеживалось сочетаемость следующих методов и приёмов:
* объяснительно – иллюстративный (рассказ, показ, опрос, выполнение задания по алгоритму);
* частично – поисковый метод (создание ситуаций затруднения);
* исследовательский метод ( решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение экспериментов);
* игровые.
- В процессе занятия были использованы знания детей о магните и его свойстве притягивать предметы, через какие предметы воздействует магнит.
- УУД довольно высокие: дети умеют анализировать, синтезировать, выделять объекты по определённым признакам, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические цепи рассуждения, самостоятельно создавать способы решения проблем (познавательные УУД); умеют слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, сотрудничать со взрослыми и сверстниками (коммуникативные УУД).
- В течение занятия дети были активны, работа стимулировалась похвалой, поощрением, удержанием устойчивого интереса.
- Темп занятия сохранялся за счёт смены динамических поз, использования игры малой подвижности, физкультминутки, видов деятельности.
- Занятие способствовало обогащению знаний детей о свойствах магнита, умению опытным путём их определять.
Воспитатель: Петрова Светлана Юрьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"
Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Конспект интегрированной образовательной деятельности. Возраст детей - старшая группа. Познавательно- исследовательская деятельность. Тема: «Свойства магнита»
Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.Цель эксперимента:Система...
Конспект открытого занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Невероятные открытия Лунтика»
Цель:- развитие любознательности и познавательного интереса. Задачи:- развитие познавательной активности, любознательности и самостоятельности детей в процессе экспериментирования...
Познавательно-исследовательская деятельность "Чудесные свойства магнита"
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.Образовательные задачи: - Формирование представлений о свойствах магнита: действие магнитной силы ...
Конспект интегрированного занятия по развитию познавательно- исследовательской деятельности и развитию речи для детей старшей логопедической группы. по теме: «Как Незнайка осень искал».
Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятел...