Занятие по парциальной программе STEM – ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста Модуль «Экспериментирование» Тема: «Свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Колесникова Любовь Анатольевна

Это мои первые шаги в цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии". Занятие было открытым. Показывала своим коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_svoystva_vozduha.docx1013.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Занятие по парциальной программе STEM – ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста

Модуль «Экспериментирование»

Тема: «Свойства воздуха»

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Дать представление о воздухе и его свойствах
  • Способствовать формированию умений и навыков овладения некоторыми способами обнаружения воздуха, формированию познавательного интереса

Развивающие:

  • Развивать мышление, память, речь, любознательность и  наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность, старательность, усидчивость, желание работать в коллективе и индивидуально во время опытов

Средства: посылка с инструментарием для проведения опытов, воздушные шары, письмо от Наураши; стаканчики, трубочки для коктейля, глубокие тарелки, целлофановые пакеты, дневники наблюдений , цветные карандаши по кол-ву детей; мультимедийная установка, цифровая игра «Наураша в стране Наурандии».

Способы:

  • репродуктивные (использование художественного слова, репродуктивные вопросы)
  • репродуктивно-самостоятельные ( физкультминутка, выполнение задания по условию )
  • самостоятельно-творческие (зарисовка опытов в дневниках наблюдений)

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методы и приемы

Взаимодействие с детьми

  1. Организационный момент

  Здравствуй правая рука!

Здравствуй, левая рука!

Здравствуй, друг!

Здравствуй, друг!

Здравствуй-здравствуй, дружный круг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Воспитатель предлагает детям организовать круг, зачитывает стихотворение, дети выполняют движения

Дети протягивают поочередно руки вперед

Дети машут ладошкой правой руки

Дети машут ладошкой левой руки

Дети поворачиваются направо и протягивают руку соседу с правой стороны

Дети поворачиваются  налево и протягивают руку соседу с левой стороны

Дети берутся за руки и поднимают руки вверх

  1. Вводная часть занятия

Сюрпризный момент

Стук в дверь. Воспитатель выглядывает за дверь. Вносит в группу связку шаров, разных по форме и цвету. К шарикам привязана коробка

Репродуктивные вопросы:

Какие шары по цвету?

Какой формы воздушные шарики?

Что находится внутри шариков?

Мы можем его увидеть? Почему?

Воспитатель читает стихотворение:


Шарик, шарик мой воздушный!

Непоседа непослушный!

Шарик круглый,

Шарик гладкий,

Шарик легкий, шарик мягкий!

Ребята, посмотрите,  к нам в гости прилетели воздушные шарики!

Ответы детей:  

Сиреневый, розовый, фиолетовый, оранжевый и т.д.

Круглый, овальный

Воздух

Воздух невидимый, прозрачный

Воспитатель обращает внимание детей на коробку, к которой привязаны шары:

- Ребята, к шарикам привязана красивая коробочка. Давайте посмотрим, что же там внутри?

Посмотрите, здесь лежат различные предметы и письмо. Письмо от Наураши. Наураша это мальчик, юный исследователь, который живет в далекой стране Наурандии.

Воспитатель зачитывает письмо:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Здравствуйте, дорогие ребята! Правильно внутри шариков находится воздух. Ведь они так и называются воздушными.

Воздух – это то, чем дышат люди, животные, растения. Воздух нужен всему живому. Если бы воздуха не было, то на Земле не существовало бы ни растений, ни животных, ни людей. А значит, не было бы и жизни.

И поскольку сегодня мы с вами говорим о воздухе, я приглашаю вас к себе в лабораторию. Здесь мы будем делать опыты, как настоящие ученые. С помощью этих опытов мы еще раз убедимся, что воздух существует вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный. А помогут нам в этом все те предметы, которые вы найдете в коробке

  1. Основная часть занятия

Опыт №1

Ц: помочь детям обнаружить воздух вокруг себя

Материал: полиэтиленовый пакет по кол-ву детей

Опыт №2

Ц: помочь детям увидеть воздух в стакане

Материал: тарелка с водой, стаканчики по кол-ву детей

Ребята, я предлагаю вам взять всем в руки по одному полиэтиленовому пакету. Что в нем?

Дети: он пустой

Его можно сложить в несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький.

А теперь мы набираем в наш пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете.

Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет стал снова тоненьким. Как вы думаете почему?

Дети: в нем нет воздуха

Наш вывод: воздух прозрачный.  Для того, чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать!

Мы «поймали» воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Ребята, а теперь я предлагаю вам проделать еще один опыт, который поможет нам увидеть воздух.

Возьмите стаканчики, переверните их вверх дном и медленно, аккуратно опустите его в тарелку с водой. есть ли вода в стакане?

Дети: нет

А теперь вытащите стаканчик из воды и наклоните его  и опускайте его в воду еще раз.

 Что появляется в воде?  

Дети: выходят пузыри.

Откуда они взялись?

Дети: из стакана

Наш вывод: в стакане был воздух. Это выходит воздух из стакана. Вода выталкивает воздух из стакана, и занимает его место. И тогда стакан наполняется водой.

  1. Физкультминутка

Воздух-невидимка

Выходи гулять!

Воздух-невидимка

Как тебя поймать?!

Если быстро-быстро в поле убегу

Чистого-пречистого воздуха найду!

Если вместе с дедушкой по лесу пойду

Самого полезного воздуха найду!

Если вместе с папой в горы я пойду,

Самого кристального воздуха найду

Руки вверху, покачивание рук вправо-влево

Имитация руками – «зовут»

Руки вверху, покачивание рук вправо-влево

Хлопки руками в разных местах

Бег на месте

Потирание ладошек

Маршируют на месте

Руки крест-накрест положить на плечи

Потягивание вверх на носочки

Имитация – «фонарики»

  1. Основная часть занятия (продолжение)

Опыт №3

Ц: помочь детям убедиться, что  воздух есть в человеке

Материал: стаканчик с водой, трубочки для коктейля по кол-ву детей

Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Опыт №4

Ц: помочь детям услышать воздух

Материал: свистки и  дудочки по кол-ву детей, лаборатория звука, датчик «Божья коровка»

Мы говорили, что воздух есть везде. Как вы думаете, внутри человека есть воздух?

Ответы детей: есть (нет)

Сейчас мы это проверим.

Возьмите стаканчики с водой и опустите туда трубочку для коктейля. Подуйте в трубочку. Что происходит?

Дети: появляются пузырьки. Выходят пузырьки

Вывод: внутри нас есть воздух. мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Для того чтобы подуть еще, ы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку, таким образом получаются пузырьки.

Ребята, а вы знаете что воздух можно услышать?

Дети: нет

Хотите в этом убедиться?

Дети: да

А поможет нам в этом Наураша, наш друг, юный исследователь. Сейчас мы свяжемся с ним по скайпу в интернете. И он поможет нам услышать воздух.

Дети выполняют задания, которые предлагает Наураша. Воспитатель помогает управляя датчиком.

Что вы слышите, дуя свисток или дудочку?

Дети: свист

Вывод: воздух, попадая в свисток или дудочку, издает звук. А значит его можно слышать.

  1. Итог занятия. Рефлексия

Сегодня мы познакомились с воздухом и его свойствами. Узнали, что воздух невидим, но он находится везде. Воздух занимает все пространство между предметами и внутри них. Что воздух есть даже в человеке и может издавать различные звуки.

Сегодня мы прощаемся с Наурашей, но ненадолго. Мы обязательно еще встретимся с ним.

А сейчас я предлагаю вам зарисовать наши опыты в дневниках наблюдений.

G:\5 нод Воздух\DSC_1622.JPG

Шарик, шарик мой воздушный!

Непоседа непослушный!

Шарик круглый,

Шарик гладкий,

Шарик легкий, шарик мягкий!

G:\5 нод Воздух\DSC_1625.JPG

Ребята, посмотрите,  к нам в гости прилетели воздушные шарики!

К шарикам привязана красивая коробочка. Давайте посмотрим, что же там внутри?

G:\5 нод Воздух\DSC_1626.JPG

Посмотрите, здесь лежат различные предметы и письмо. Письмо от Наураши.

Наураша это мальчик, юный исследователь, который живет в далекой стране Наурандии

G:\5 нод Воздух\DSC_1628.JPG

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Здравствуйте, дорогие ребята! Правильно внутри шариков находится воздух. Ведь они так и называются воздушными…..

…я приглашаю вас к себе в лабораторию. Здесь мы будем делать опыты, как настоящие ученые. С помощью этих опытов мы еще раз убедимся, что воздух существует вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный. А помогут нам в этом все те предметы, которые вы найдете в коробке

G:\5 нод Воздух\DSC_1633.JPGG:\5 нод Воздух\DSC_1631.JPG

ОПЫТ «Обнаружение воздуха вокруг себя»

Мы набираем в наш пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете.

Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет стал снова тоненьким. Как вы думаете почему?

Наш вывод: воздух прозрачный.  Для того, чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы «поймали» воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

G:\5 нод Воздух\DSC_1639.JPG

G:\5 нод Воздух\DSC_1642.JPG

ОПЫТ «Обнаружение воздуха в стакане»

Возьмите стаканчики, переверните их вверх дном и медленно, аккуратно опустите его в тарелку с водой. Есть ли вода в стакане?

А теперь наклоните стаканчик.  Что появляется в воде?  - Выходят пузыри.  

Откуда они взялись? – Из стакана

Наш вывод: в стакане был воздух. Это выходит воздух из стакана. Вода выталкивает воздух из стакана, и занимает его место. И тогда стакан наполняется водой.

G:\5 нод Воздух\DSC_1651.JPG

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воздух-невидимка

Выходи гулять!...

…Если быстро-быстро в поле убегу

Чистого-пречистого воздуха найду!..

G:\5 нод Воздух\DSC_1647.JPG

G:\5 нод Воздух\DSC_1648.JPG

 Если вместе с дедушкой по лесу пойду

Самого полезного воздуха найду!...

G:\5 нод Воздух\DSC_1661.JPG

ОПЫТ «Обнаружение воздуха в человеке»

Возьмите стаканчики с водой и опустите туда трубочку для коктейля. Подуйте в трубочку. Что происходит? -  Появляются пузырьки. Выходят пузырьки

G:\5 нод Воздух\DSC_1657.JPGВывод: внутри нас есть воздух. Мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Для того чтобы подуть еще, ы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку, таким образом получаются пузырьки

ОПЫТ «У воздуха есть голос. Его можно услышать»

Связываемся с нашим другом, маленьким ученым Наурашей по скайпу. И он поможет нам услышать воздух

G:\5 нод Воздух\DSC_1653.JPG

Дети выполняют задания, которые предлагает Наураша.

Воспитатель помогает,  управляя датчиком.

G:\5 нод Воздух\DSC_1665.JPG

G:\5 нод Воздух\DSC_1669.JPG

Что вы слышите, дуя свисток или дудочку? - свист

Вывод: воздух, попадая в свисток или дудочку, издает звук. А значит его можно слышать.

Сегодня мы познакомились с воздухом и его свойствами. Узнали, что воздух невидим, но он находится везде. Воздух занимает все пространство между предметами и внутри них. Что воздух есть даже в человеке и может издавать различные звуки.

https://mersibo.ru/certificate/create?hash=6K21XYPCHB634AKS471CHL5QXM74M6Y


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " «Парциальные программы по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей  для планирования театрализованной деятельности....

Методическая разработка в рамках парциальной программы "Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Сценарий занятия "Колыбелька для Снежинки"(для детей старшего дошкольного возраста)Блок; "Палитра Эмоций""Разнообразие эмоций в цвете"....

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...

Семинар «Организация исследовательской деятельности детей при реализации программы «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

C данной презентацией я выступала на методическом семинаре для воспитателей ДОУ Октябрьского района.Цель: исследовательской деятельности - создание условий для формирования реальных представлений...

Парциальная программа «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    В настоящее время перед педагогами стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и хорошо ориентирующегося в постоянно ...

Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет) «Елочка»

Программа разработана на основе программы экологического воспитания «Юный эколог» автор С.Н.Николаева ...