Занятие по парциальной программе STEM – ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста Модуль «Экспериментирование» Тема: «Свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Это мои первые шаги в цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии". Занятие было открытым. Показывала своим коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_svoystva_vozduha.docx | 1013.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по парциальной программе STEM – ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста
Модуль «Экспериментирование»
Тема: «Свойства воздуха»
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Дать представление о воздухе и его свойствах
- Способствовать формированию умений и навыков овладения некоторыми способами обнаружения воздуха, формированию познавательного интереса
Развивающие:
- Развивать мышление, память, речь, любознательность и наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, старательность, усидчивость, желание работать в коллективе и индивидуально во время опытов
Средства: посылка с инструментарием для проведения опытов, воздушные шары, письмо от Наураши; стаканчики, трубочки для коктейля, глубокие тарелки, целлофановые пакеты, дневники наблюдений , цветные карандаши по кол-ву детей; мультимедийная установка, цифровая игра «Наураша в стране Наурандии».
Способы:
- репродуктивные (использование художественного слова, репродуктивные вопросы)
- репродуктивно-самостоятельные ( физкультминутка, выполнение задания по условию )
- самостоятельно-творческие (зарисовка опытов в дневниках наблюдений)
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы и приемы | Взаимодействие с детьми |
| |
Здравствуй правая рука! Здравствуй, левая рука! Здравствуй, друг! Здравствуй, друг! Здравствуй-здравствуй, дружный круг! Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся | Воспитатель предлагает детям организовать круг, зачитывает стихотворение, дети выполняют движения Дети протягивают поочередно руки вперед Дети машут ладошкой правой руки Дети машут ладошкой левой руки Дети поворачиваются направо и протягивают руку соседу с правой стороны Дети поворачиваются налево и протягивают руку соседу с левой стороны Дети берутся за руки и поднимают руки вверх |
| |
Сюрпризный момент Стук в дверь. Воспитатель выглядывает за дверь. Вносит в группу связку шаров, разных по форме и цвету. К шарикам привязана коробка Репродуктивные вопросы: Какие шары по цвету? Какой формы воздушные шарики? Что находится внутри шариков? Мы можем его увидеть? Почему? | Воспитатель читает стихотворение:
Непоседа непослушный! Шарик круглый, Шарик гладкий, Шарик легкий, шарик мягкий! Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетели воздушные шарики! Ответы детей: Сиреневый, розовый, фиолетовый, оранжевый и т.д. Круглый, овальный Воздух Воздух невидимый, прозрачный Воспитатель обращает внимание детей на коробку, к которой привязаны шары: - Ребята, к шарикам привязана красивая коробочка. Давайте посмотрим, что же там внутри? Посмотрите, здесь лежат различные предметы и письмо. Письмо от Наураши. Наураша это мальчик, юный исследователь, который живет в далекой стране Наурандии. Воспитатель зачитывает письмо: Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Здравствуйте, дорогие ребята! Правильно внутри шариков находится воздух. Ведь они так и называются воздушными. Воздух – это то, чем дышат люди, животные, растения. Воздух нужен всему живому. Если бы воздуха не было, то на Земле не существовало бы ни растений, ни животных, ни людей. А значит, не было бы и жизни. И поскольку сегодня мы с вами говорим о воздухе, я приглашаю вас к себе в лабораторию. Здесь мы будем делать опыты, как настоящие ученые. С помощью этих опытов мы еще раз убедимся, что воздух существует вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный. А помогут нам в этом все те предметы, которые вы найдете в коробке |
| |
Опыт №1 Ц: помочь детям обнаружить воздух вокруг себя Материал: полиэтиленовый пакет по кол-ву детей Опыт №2 Ц: помочь детям увидеть воздух в стакане Материал: тарелка с водой, стаканчики по кол-ву детей | Ребята, я предлагаю вам взять всем в руки по одному полиэтиленовому пакету. Что в нем? Дети: он пустой Его можно сложить в несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький. А теперь мы набираем в наш пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет стал снова тоненьким. Как вы думаете почему? Дети: в нем нет воздуха Наш вывод: воздух прозрачный. Для того, чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы «поймали» воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Ребята, а теперь я предлагаю вам проделать еще один опыт, который поможет нам увидеть воздух. Возьмите стаканчики, переверните их вверх дном и медленно, аккуратно опустите его в тарелку с водой. есть ли вода в стакане? Дети: нет А теперь вытащите стаканчик из воды и наклоните его и опускайте его в воду еще раз. Что появляется в воде? Дети: выходят пузыри. Откуда они взялись? Дети: из стакана Наш вывод: в стакане был воздух. Это выходит воздух из стакана. Вода выталкивает воздух из стакана, и занимает его место. И тогда стакан наполняется водой. |
| |
Воздух-невидимка Выходи гулять! Воздух-невидимка Как тебя поймать?! Если быстро-быстро в поле убегу Чистого-пречистого воздуха найду! Если вместе с дедушкой по лесу пойду Самого полезного воздуха найду! Если вместе с папой в горы я пойду, Самого кристального воздуха найду | Руки вверху, покачивание рук вправо-влево Имитация руками – «зовут» Руки вверху, покачивание рук вправо-влево Хлопки руками в разных местах Бег на месте Потирание ладошек Маршируют на месте Руки крест-накрест положить на плечи Потягивание вверх на носочки Имитация – «фонарики» |
| |
Опыт №3 Ц: помочь детям убедиться, что воздух есть в человеке Материал: стаканчик с водой, трубочки для коктейля по кол-ву детей Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» Опыт №4 Ц: помочь детям услышать воздух Материал: свистки и дудочки по кол-ву детей, лаборатория звука, датчик «Божья коровка» | Мы говорили, что воздух есть везде. Как вы думаете, внутри человека есть воздух? Ответы детей: есть (нет) Сейчас мы это проверим. Возьмите стаканчики с водой и опустите туда трубочку для коктейля. Подуйте в трубочку. Что происходит? Дети: появляются пузырьки. Выходят пузырьки Вывод: внутри нас есть воздух. мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Для того чтобы подуть еще, ы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку, таким образом получаются пузырьки. Ребята, а вы знаете что воздух можно услышать? Дети: нет Хотите в этом убедиться? Дети: да А поможет нам в этом Наураша, наш друг, юный исследователь. Сейчас мы свяжемся с ним по скайпу в интернете. И он поможет нам услышать воздух. Дети выполняют задания, которые предлагает Наураша. Воспитатель помогает управляя датчиком. Что вы слышите, дуя свисток или дудочку? Дети: свист Вывод: воздух, попадая в свисток или дудочку, издает звук. А значит его можно слышать. |
| |
Сегодня мы познакомились с воздухом и его свойствами. Узнали, что воздух невидим, но он находится везде. Воздух занимает все пространство между предметами и внутри них. Что воздух есть даже в человеке и может издавать различные звуки. Сегодня мы прощаемся с Наурашей, но ненадолго. Мы обязательно еще встретимся с ним. А сейчас я предлагаю вам зарисовать наши опыты в дневниках наблюдений. |
Шарик, шарик мой воздушный!
Непоседа непослушный!
Шарик круглый,
Шарик гладкий,
Шарик легкий, шарик мягкий!
Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетели воздушные шарики!
К шарикам привязана красивая коробочка. Давайте посмотрим, что же там внутри?
Посмотрите, здесь лежат различные предметы и письмо. Письмо от Наураши.
Наураша это мальчик, юный исследователь, который живет в далекой стране Наурандии
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Здравствуйте, дорогие ребята! Правильно внутри шариков находится воздух. Ведь они так и называются воздушными…..
…я приглашаю вас к себе в лабораторию. Здесь мы будем делать опыты, как настоящие ученые. С помощью этих опытов мы еще раз убедимся, что воздух существует вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный. А помогут нам в этом все те предметы, которые вы найдете в коробке
ОПЫТ «Обнаружение воздуха вокруг себя»
Мы набираем в наш пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете.
Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет стал снова тоненьким. Как вы думаете почему?
Наш вывод: воздух прозрачный. Для того, чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы «поймали» воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
ОПЫТ «Обнаружение воздуха в стакане»
Возьмите стаканчики, переверните их вверх дном и медленно, аккуратно опустите его в тарелку с водой. Есть ли вода в стакане?
А теперь наклоните стаканчик. Что появляется в воде? - Выходят пузыри.
Откуда они взялись? – Из стакана
Наш вывод: в стакане был воздух. Это выходит воздух из стакана. Вода выталкивает воздух из стакана, и занимает его место. И тогда стакан наполняется водой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воздух-невидимка
Выходи гулять!...
…Если быстро-быстро в поле убегу
Чистого-пречистого воздуха найду!..
… Если вместе с дедушкой по лесу пойду
Самого полезного воздуха найду!...
ОПЫТ «Обнаружение воздуха в человеке»
Возьмите стаканчики с водой и опустите туда трубочку для коктейля. Подуйте в трубочку. Что происходит? - Появляются пузырьки. Выходят пузырьки
Вывод: внутри нас есть воздух. Мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Для того чтобы подуть еще, ы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку, таким образом получаются пузырьки
ОПЫТ «У воздуха есть голос. Его можно услышать»
Связываемся с нашим другом, маленьким ученым Наурашей по скайпу. И он поможет нам услышать воздух
Дети выполняют задания, которые предлагает Наураша.
Воспитатель помогает, управляя датчиком.
Что вы слышите, дуя свисток или дудочку? - свист
Вывод: воздух, попадая в свисток или дудочку, издает звук. А значит его можно слышать.
Сегодня мы познакомились с воздухом и его свойствами. Узнали, что воздух невидим, но он находится везде. Воздух занимает все пространство между предметами и внутри них. Что воздух есть даже в человеке и может издавать различные звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " «Парциальные программы по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей для планирования театрализованной деятельности....
Методическая разработка в рамках парциальной программы "Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
Сценарий занятия "Колыбелька для Снежинки"(для детей старшего дошкольного возраста)Блок; "Палитра Эмоций""Разнообразие эмоций в цвете"....
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...
Семинар «Организация исследовательской деятельности детей при реализации программы «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
C данной презентацией я выступала на методическом семинаре для воспитателей ДОУ Октябрьского района.Цель: исследовательской деятельности - создание условий для формирования реальных представлений...
Парциальная программа «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время перед педагогами стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и хорошо ориентирующегося в постоянно ...
Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет) «Елочка»
Программа разработана на основе программы экологического воспитания «Юный эколог» автор С.Н.Николаева ...