Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет) «Елочка»
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа разработана на основе программы экологического воспитания «Юный эколог» автор С.Н.Николаева
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка»
Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет)
«Елочка» (программа ДОУ)
Программа разработана на основе программы экологического воспитания «Юный эколог» автор С.Н.Николаева
Романюк Татьяна Олеговна
Воспитатель
г. Нижневартовск
Паспорт программы
Наименование дополнительной образовательной услуги | Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет - 7 лет) «Ёлочка». |
Основание для разработки программы |
|
Заказчик программы | Родители (законные представители) |
Разработчик программы | Воспитатель Романюк Татьяна Олеговна, Программа разработана на основе программы экологического воспитания «Юный эколог» автор С.Н.Николаева. |
Исполнители программы | Педагог, отвечающий за реализацию программы. |
Цель программы | Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста. |
Задачи программы | - Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе. - Привлекать детей к экологически ориентированной деятельности; совершенствовать природоохранную деятельность. -Изучение природы родного края, показать уникальность природы севера. |
Ожидаемые конечные результаты | К концу учебного года у детей будут: 1. Расширены представления детей о природных зонах, о полезных ископаемых, о животном и растительном мире нашего края; 2.Закреплены знания о взаимосвязи человека с природой; 3. Сформированы основные правила поведения у детей к природе. |
Организация контроля за реализацией Программы | Контроль за реализацией программы осуществляют: Заведующий ДОУ; Заместитель заведующего по ВМР; Совет педагогов; Попечительский совет. |
Срок реализации Программы | 1 учебный год. |
Содержание
1. | Целевой раздел | |
1.1. | Пояснительная записка | |
1.2. | Цель и задачи реализации программы | |
1.3. | Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста (5лет -7лет). | |
1.4. | Планируемые результаты программы | |
2. | Содержательный раздел | |
2.1. | Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО | |
2.2. | Комплексно-тематическое планирование | |
3. | Организационный раздел | |
3.1. | Расписание образовательной деятельности | |
3.2. | Объем образовательной нагрузки (учебный план) | |
3.3. | Развивающая предметно-пространственная среда | |
3.4. | Достижения детьми планируемых результатов освоения программы | |
4. | Заключительный раздел | |
4.1 | Контроль за реализацией программы | |
4.2. | Механизм реализации программы | |
Список литературы |
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Влияние природы на развитие ребенка огромно. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Опираясь на любознательность детей, педагог помогает им понять богатство и многообразие взаимосвязей в природе. Знакомит с нормами и правилами поведения в природе.
Познавая природу и её законы, ребёнок начинает сознательнее относиться к животным, растениям и другим природным ресурсам. Так в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Направленная работа по ознакомлению с природой в детском саду не только закладывает у дошкольников основы последующего успешного освоения школьных предметов но, и воспитывает экологически грамотного, мыслящего человека, который и во взрослой жизни будет сознательно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
Программа «Елочка» позволяет получить детям не только определенную сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у них познавательный интерес к миру природы, воспитывает элементы экологического сознания, ответственное гуманное отношение к окружающей среде, умелое использование природных ресурсов.
Реализация программы предполагает разнообразные формы работы занятий с детьми: беседы с детьми, экскурсии по участку детского сада, проведение экологических викторин, дидактические игры, наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, чтение литератур, рисование, изготовление поделок, оформление календарей.
Реализация парциальной образовательной программы дополнительного образования «Елочка» разработана для детей дошкольного возраста (6лет - 7 лет). Предлагаемые занятия распределены по темам: «Растения», «Птицы», «Рыбы», «Животные», «Осень», «Зима», «Весна», «Насекомые», «Человек охраняет природу».
Работа с детьми в рамках реализации программы проводится в форме 36 занятий, по ознакомлению детей с природой и проводятся 1 раза в неделю. Занятия построены в форме беседы на темы природы. Эти беседы помогут правильно строить свои отношения с природой, по новому взглянуть на знакомые явления, систематизировать знания, уточнить представления знаний о природе. Дети знакомятся с живой и неживой природой, многообразием живущих существ, их развитием, ростом, размножением, взаимосвязь между средой обитания и внешним видом, питание.
- Цель и задачи реализации программы
Цель: сформировать у детей интерес к миру природы, воспитывать элементы экологического сознания, ответственного и гуманного отношение к природе.
Задачи:
- Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе.
- Привлекать детей к экологически ориентированной деятельности; совершенствовать природоохранную деятельность.
- Изучение природы родного края, показать уникальность природы севера.
1.3.Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста (6- 7лет).
Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.
Для деятельности ребенка 6– 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6– 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей дошкольного возраста 6– 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6– 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6– 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6– 7 летнего возраста.
1.4.Планируемые результаты программы.
В процессе реализации программы у дошкольников будут:
1. Расширены представления детей о природных зонах, о полезных ископаемых, о животном и растительном мире нашего края;
2. Закреплены знания о взаимосвязи человека с природой;
3. Сформированы основные правила поведения у детей к природе.
II. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО
Образовательная область «Познавательное развитие» - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
2.2. Комплексно - тематическое планирование
Перспективный план работы по парциальной образовательной программе дополнительного образования «Елочка» для детей дошкольного возраста
(6- 7 лет)
Месяц | Тема | Цель | Содержание | Совместная деятельность взрослого с детьми |
Сентябрь Сентябрь | 1. Знакомство с произведениями Н. Сладкова «Не долго думая, или дела и заботы Жалейкина» | Познакомить с содержанием произведения Н. Сладкова. Познакомить детей с нарушениями связей приспособления живого к среде, и связей в экосистеме. | Чтение произведений. Беседа по содержанию. | Рассматривание иллюстраций книги, беседа по содержанию. |
2.Проведение первоначального мониторинга. | Выявить уровень представлений ребенка о живом; изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов; выявить наличие знаний об охране природы. | Беседа. Отгадывание загадок. | Рассматривание иллюстраций. | |
3. Природные зоны. Климат. | Познакомить детей с разными природными климатическими зонами. Раскрыть особенности климата нашего округа. | Рассматривание иллюстраций. | Рисование животных и растений различных природных зон. | |
4.Географичес-кое положение ХМАО. | Рассказать о расположении округа на географической карте. | Географическое положение, территория границ, крупные города, реки, равнины, озера, заповедники, охраняемые территории, заказники. | Чтение стихотворения «Гимн округа». М. Юсубова. Рассматривание герба и флага, округа и города. | |
Октябрь | 5.Оформление макета природной зоны. | Закрепить представления о особенностях природной зоны (по выбору). | Арктика, Антарктика и животный мир. | Изготовление макета данной зоны из бросового материала. |
6.Природные богатства ХМАО. | Уточнить представления детей о природных запасах нашего округа (нефть, газ, вода, рыба, лес, животные, грибы, ягоды, орехи). | Рассматривание природного материала в уголке природы. | Рассматривание коллекции продукции получаемые в результате переработки нефти. | |
7.Природная зона тайги. | Познакомить детей с многообразием растительного и животного мира тайги. | Название деревьев. Ягоды. Грибы. Мхи. Беседа. Вопросы детям. | Рассматривание презентации, беседа. Составление рассказов с опорой на план. |
8. Деревья ХМАО. | Закрепить отличительные особенности дерева от кустарника. Показать сходство и различие между хвойными и лиственными деревьями | Рассматривание иллюстраций. Название деревьев, кустарников. | Рисование разных деревьев различными материалами. | |
Ноябрь | 9. Дикие животные ХМАО. | Уточнить представления о разнообразии диких животных. Показать приспособленность животных к среде обитания. | Беседа. Вопросы детям. | Рассматривание картин. Лепка животных из пластилина. |
ХМАО. | Развивать представления детей о птицах нашего края. Приспособление птиц к их среде обитания. | Беседа о птицах, о среде их обитания. Способах питания, особенности передвижения. Отгадывание загадок. | Рисование птиц. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Игра «Узнай и назови» | |
11.Кустарни ки. | Закрепить знания детей о кустарниках. | Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. | Чтение стихотворений о кустарниках произрастающих на территории нашего региона. | |
12.Лекарственные растения. | Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений. | Рассматривание иллюстраций. Беседа. Отгадывание загадок. | Составление картотеки лекарственных трав. | |
Декабрь Д | 13.Поляна. | Дать представления о поляне. Как о маленькой экосистеме. | Познакомить с экосистемой поляны, с растительным и животным миром. | Чтение стихотворений. Отгадывание загадок. Режиссерская игра «Обитатели поляны» |
14.Цветы. | Учить заботиться о комнатных цветах. Закрепить названия цветов. Учить описывать их внешний вид, отмечая существенные особенности, называя наземные и подземные части. | Уход за комнатными растениями в холодный период. Дидактическая игра «Узнай цветок по описанию» | Наблюдение за комнатными растениями. Опыт со светолюбивыми растениями, нужен ли растениям свет. | |
15.Грибы. | 1.Формировать представления о внешнем виде, месте произрастания грибов. 2.Учить узнавать и называть съедобные и ядовитые грибы. 3.Познакомить с правила ми сбора грибов. | Рассматривание рисунков. Составление описательных рассказов о грибах с использованием муляжей. | Рисование, лепка грибов. Отгадывание загадок. Изготовление коллажа «Грибное царство» | |
16.Мхи. | Дать представления о мхах. Места произрастания, использование. | Раскрыть условия произрастания мхов. | Составление коллекции мхов. | |
Январь | 17 Тундра - растительный и природный мир. | Познакомить детей с отличительными особенностями тундры. | Чтение рассказа из книги Н.Сладкова «Разноцветная земля»; рассказов о растениях и животных тундры из книг «Природа края» (автор О.Н. Гаврилова). | Рассматривание иллюстраций животных и растений тундры. |
18. Лес. | Уточнить и расширить представление о лесе как многоярусном, «многоэтажном» доме. Где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу и находится в тесных взаимосвязях. Вызывать желание беречь лес. | Рассматривание иллюстраций. Название деревьев, кустарников, цветов, трав. | Рассматривание иллюстраций деревьев, кустов, травянистых растений. Чтение рассказа «Куница» и «Поползень» Вл. Золотова, Рассматривание презентации. | |
19 Птицы. | Закрепить представление детей о том, что птицы могут передвигаться по земле и по воздуху. Крылья у птиц и хвост хорошо приспособлены к полету. Строение птиц. | Картинки с изображением различных птиц. Продолжать развивать наблюдательность и логическое мышление детей. | Рассматривание иллюстраций птиц обитающих в нашем регионе. Рассматривание презентации. | |
20. Животные. | Расширить представления детей о животных. Воспитывать у детей гуманные чувства к животным. Формировать представления об образе жизни животных: домашних, диких. | Рассматривание картин о жизни зверей в разное время года. | Беседа. Рисование кто живет в лесу. Игра «Кто что делает». Рассматривание презентации. | |
Февраль | 21.Пресмыкающиеся. | Дать представления о пресмыкающихся. | Раскрыть особенности строения пресмыкающихся, отличия от животных. | Рассматривание иллюстраций, беседа по материалам презентации. |
22. Насекомые. | Расширять представления о насекомых. Познакомить с их многообразием, развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, воспитывать любознательность. | Рассказ о полезных насекомых. Наблюдение за бабочками, муравьями, жуками. | Чтение сказки «Как муравей домой спешил». Рассматривание иллюстраций насекомых. | |
23. Таинственный мир насекомых. «Подземные жители» | Продолжать знакомить детей с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность к почвенной среде. | Беседа с детьми. Рассматривание коллекции насекомых. | Чтение отрывка Н.Павловой сказки «Большое чудо». Игра «Отгадай какое это насекомое». | |
24. Рыбы. | Формировать понятие о рыбах, как о живых организмах. Дать детям представление о том. Что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи специальных органов- жабр. Жаберные крылышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются - так рыба дышит. | Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, открыток, альбомов.
| Настольная игра «Поймай рыбку». Рассматривание презентации. Изготовление коллажа по теме «Речные обитатели» | |
25 Подвод-ное царство. | Дать представления о многообразии живых существ, обитающих в пресноводных водоемах, нашего региона. | Рассказать о видовом составе рыб, рассмотреть отличительные признаки каждого вида. | Чтение Стихотворений местных поэтов о родной природе. | |
Март | 26. Река. | Дать представления о реке. | Познакомить детей с экосистемой реки и ее особенностях (русло, течение, берега, водоворот, омут, берег). | Рассматривание иллюстраций. Изготовление игрового поля «Река» подбор мелких игрушек к игре. |
27. Озеро. | Дать представления об озере. | Познакомить детей с экосистемой озера (котлован, отсутствие течения, берег) | Рассматривание картин по теме «Озера нашего края». | |
28. Болото. | Дать представления о болоте. | Познакомить детей с экосистемой болота и его особенностях (отсутствие русла, котлована, течения воды), характерные для болота обитатели. | Рисование по теме хантыйской сказки «Золотой топор». | |
Апрель | 29. Времена года (весна, лето). | Закрепить представления детей о приметах весны, лета. Вспомнить наиболее яркие впечатления. Когда заметно меняются условия жизни для живых существ. | Рассказать детям о перелетных птицах: грачах, скворцах, утках, гусях, лебедях . наступлением тепла у животных активная линька, появление насекомых; с наступлением лета у животных и птиц появление детенышей (размножение), с приходом лета у птиц и животных обилие корма. | Рассматривание презентации, беседа по содержанию. |
30. Времена года (зима, осень). | Закрепить представления детей о приметах зимы, осени. Вспомнить наиболее яркие впечатления. Когда заметно меняются условия жизни для живых существ. | Рассказать детям о перелетных птицах; подготовке к зиме животных. О зимующих птицах. Зимней спячке животных. | Чтение сказки В.И. Одоевского «Старик- годовик». Рассматривание иллюстраций. | |
31. Проведение опытов. Три состояния воды. | Познакомить детей с разными агрегатными состояниями воды. | Показать детям уникальные свойства воды (парообразное, жидкое, твердое). | Оформление альбома с результатами проведенных опытов, экспериментов. | |
32. Ознакомление с энциклопедией. | Дать представления об энциклопедии как об обширном источнике информации. | Рассматривание разного вида энциклопедией. | Рассматривание энциклопедий. | |
Май | 33. Викторина «Мы знаем и любим природу». | Уточнить знания детей. | Проведение викторины. | Награждение участников викторины. Фото выставка о проведенной викторине. |
34. Оформление выставки детских работ. | Показать через художественное творчество детей животный и растительный мир округа. | Создание аппликаций, живописных работ. | Обсуждение работ детьми. | |
35. Рисование по теме: «Природа родного края». | Закреплять полученные знания детей. | Художественная композиция по замыслу ребенка. | Рассматривание иллюстраций. Составление рассказов по темам: деревья, кусты, травы, цветы, животные, птицы, рыбы. | |
36. Проведение мониторинга знаний детей на конец года. | Выявить характер представлений ребенка о живом; изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов; выявить наличие знаний об охране природы. | Беседа. Отгадывание загадок. | Дидактическая игра «Что может быть …?» |
- Организационный раздел
- Расписание образовательной деятельности
Наименование услуги | Форма проведения | Исполнитель |
Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет) «Елочка» (программа ДОУ) | В совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с родителями (законными представителями) | Педагог, отвечающий за реализацию программы |
3.2. Учебный план
Наименование услуги | Группы | Длитель-ность занятия (минуты) | Количество занятий в месяц |
Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет) «Елочка» (программа ДОУ) | Дошкольный возраст (6л.-7л.) | 30 | 1 |
- Развивающая предметно-пространственная среда
№ | Наименования показателя |
1. | Методическая литература |
2. | Детская художественная литература |
3. | Методические пособия: - иллюстративный демонстрационный материал; - дидактические игры; - дидактические пособия |
- Достижения детьми планируемых результатов
Задание №1.
Цель: выявить характер представлений ребенка о живом. Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части.
В первой части беседы выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Для этого дошкольнику предъявляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет). Из всех представленных ему предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:
- Как ты узнал, что все это живое?
- Почему ты считаешь, что … (называется конкретное животное, растение) живой?
- Расскажи, что есть у … (называется конкретное животное, растение, человек).
- Зачем нужны … (называются части и органы)?
- Сможет ли… (называется объект) жить без … (называются части и органы)? Почему?
Во второй части беседы акцент делается на изучении представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии. Ребенку задаются следующие вопросы:
- Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?
- Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Что делает человек, чтобы быть здоровым?
- Как себя чувствует это растение (животное, человек)? Как ты это узнал? Как ему помочь?
Третья часть беседы посвящена выявлению представлений дошкольника о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.
Ребенку предъявляются цветные изображения основных средств обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно0 игровая ситуация. «Кто- то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы:
- Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?
- Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему … (называется конкретное животное) удобно жить … (называется среда обитания)?
- Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?
В беседе можно использовать (в сокращении) рассказы из книги Н. Сладкова «Не долго думая, или дела и заботы Жалейкина», отражающие нарушение связей в экосистеме. Ребенку предлагается оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ.
Беседа с ребенком может проводиться полностью или по частям в разное время (в зависимости от его интереса, состояния).
Задание №2.
Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.
Используется метод индивидуальной беседы с ребенком в ходе, которой ему задаются вопросы:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Может ли человек прожить без других людей? Почему?
Задание №3.
Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребенка о нормах отношения к живому.
Используется метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагается ситуация, в которой герой предпочитает помощи живому существу развлечения. Задаются вопросы:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его (ее) месте?
- Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?
Через некоторое время создается аналогичная практическая ситуация, в которой дошкольнику нужно сделать реальный выбор между игрой и помощью живому.
Задание №4.
Цель: выявить наличие знаний детей об охране природы.
Задаются вопросы:
- Что такое охрана природы?
- Надо ли охранять природу?
- Что ты слышал об этом?
- Знаешь ли ты о Красной книге? Что именно?
- Как ты защищаешь природу?
- Как ты заботишься об обитателях уголка природы?
Разобрать ситуацию: «Ты нашел в лесу ежа (птенца). Как ты поступишь? Почему?»
Задание №5.
Цель: выявить знания детей о неживой природе.
А). Ребенку демонстрируют воду, землю, землю, песок, глину, камни и предлагают рассказать о них. Задаются вопросы:
- Кому нужна вода и для чего?
- В какой воде нуждаются?
- Можно ли пить грязную воду?
- Что происходит с водой при нагревании, охлаждении?
- Что такое снег, дождь, град?
- Что нужно сделать с песком (глиной), чтобы из него можно было лепить?
Б). Рассмотреть рисунки, изображающие солнце, радугу, планеты. Задаются вопросы:
- Для чего нужно солнце?
- Когда появляется радуга? Назови ее цвета.
Можно предложить детям отгадать загадки о солнце, радуге.
Оценочная шкала результатов
Высокий уровень: 4- 5 заданий выполнены самостоятельно
Средний уровень: 3-4 заданий выполнены самостоятельно
Низкий уровень: 1-3 задания выполнены самостоятельно
4. Заключительный раздел
4.1. Контроль за реализацией программы
Вид контроля | Содержание контроля | Форма предоставления информации |
Текущий контроль | организация занятий с детьми | справка |
Итоговый контроль | уровень усвоения программы воспитанниками, посещающими занятия по программе в начале, середине, конце учебного года. | справка |
Фронтальный контроль | соблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий | справка |
Инспекционный контроль | проверка результатов деятельности с целью установления использования исполнения законодательства | справка |
4.2. Механизм реализации программы
Список литературы.
- Е.В. Гончарова, Л.В. Моисеева «Технология экологического образования детей подготовительной к школе группы ДОУ». Учебное пособие;
- М.Д. Махангева «Экология в детском саду и начальной школе»;
- С.Н. Николаева «Юный эколог»;
- А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»;
- С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»;
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по экологии»,
Издательство: ИП Лакоценина, 2010 г.
- Подробнее: http://www.labirint.ru/books/284659/
- М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду»;
- Л.И. Грехова «В союзе с природой». Учебно- методическое пособие;
- А.Ф. Тарханова «Природа края» в художественной литературе: Времена года».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/20/picture-139221-1663663640.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/13/picture-54558-1392265959.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873542-1483939477.jpg)
Авторская образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат» Составитель: воспитатель Яковлева О.А.
Автроская образовательная программа дополнительного образованиядля детей дошкольного возраста«Волшебный квадрат» Срок реализации: 4 года Автор-соста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/02/picture-1098011-1546432714.jpg)
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «БУРЯТИЯ - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/24/picture-1427775-1666601163.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-340104-1384955709.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат»
Целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.Занятия оригами в развитии детей имеют огромное значение. Это интере...