Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет) «Елочка»
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа разработана на основе программы экологического воспитания «Юный эколог» автор С.Н.Николаева
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка»
Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет)
«Елочка» (программа ДОУ)
Программа разработана на основе программы экологического воспитания «Юный эколог» автор С.Н.Николаева
Романюк Татьяна Олеговна
Воспитатель
г. Нижневартовск
Паспорт программы
Наименование дополнительной образовательной услуги | Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет - 7 лет) «Ёлочка». |
Основание для разработки программы |
|
Заказчик программы | Родители (законные представители) |
Разработчик программы | Воспитатель Романюк Татьяна Олеговна, Программа разработана на основе программы экологического воспитания «Юный эколог» автор С.Н.Николаева. |
Исполнители программы | Педагог, отвечающий за реализацию программы. |
Цель программы | Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста. |
Задачи программы | - Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе. - Привлекать детей к экологически ориентированной деятельности; совершенствовать природоохранную деятельность. -Изучение природы родного края, показать уникальность природы севера. |
Ожидаемые конечные результаты | К концу учебного года у детей будут: 1. Расширены представления детей о природных зонах, о полезных ископаемых, о животном и растительном мире нашего края; 2.Закреплены знания о взаимосвязи человека с природой; 3. Сформированы основные правила поведения у детей к природе. |
Организация контроля за реализацией Программы | Контроль за реализацией программы осуществляют: Заведующий ДОУ; Заместитель заведующего по ВМР; Совет педагогов; Попечительский совет. |
Срок реализации Программы | 1 учебный год. |
Содержание
1. | Целевой раздел | |
1.1. | Пояснительная записка | |
1.2. | Цель и задачи реализации программы | |
1.3. | Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста (5лет -7лет). | |
1.4. | Планируемые результаты программы | |
2. | Содержательный раздел | |
2.1. | Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО | |
2.2. | Комплексно-тематическое планирование | |
3. | Организационный раздел | |
3.1. | Расписание образовательной деятельности | |
3.2. | Объем образовательной нагрузки (учебный план) | |
3.3. | Развивающая предметно-пространственная среда | |
3.4. | Достижения детьми планируемых результатов освоения программы | |
4. | Заключительный раздел | |
4.1 | Контроль за реализацией программы | |
4.2. | Механизм реализации программы | |
Список литературы |
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Влияние природы на развитие ребенка огромно. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Опираясь на любознательность детей, педагог помогает им понять богатство и многообразие взаимосвязей в природе. Знакомит с нормами и правилами поведения в природе.
Познавая природу и её законы, ребёнок начинает сознательнее относиться к животным, растениям и другим природным ресурсам. Так в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Направленная работа по ознакомлению с природой в детском саду не только закладывает у дошкольников основы последующего успешного освоения школьных предметов но, и воспитывает экологически грамотного, мыслящего человека, который и во взрослой жизни будет сознательно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
Программа «Елочка» позволяет получить детям не только определенную сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у них познавательный интерес к миру природы, воспитывает элементы экологического сознания, ответственное гуманное отношение к окружающей среде, умелое использование природных ресурсов.
Реализация программы предполагает разнообразные формы работы занятий с детьми: беседы с детьми, экскурсии по участку детского сада, проведение экологических викторин, дидактические игры, наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, чтение литератур, рисование, изготовление поделок, оформление календарей.
Реализация парциальной образовательной программы дополнительного образования «Елочка» разработана для детей дошкольного возраста (6лет - 7 лет). Предлагаемые занятия распределены по темам: «Растения», «Птицы», «Рыбы», «Животные», «Осень», «Зима», «Весна», «Насекомые», «Человек охраняет природу».
Работа с детьми в рамках реализации программы проводится в форме 36 занятий, по ознакомлению детей с природой и проводятся 1 раза в неделю. Занятия построены в форме беседы на темы природы. Эти беседы помогут правильно строить свои отношения с природой, по новому взглянуть на знакомые явления, систематизировать знания, уточнить представления знаний о природе. Дети знакомятся с живой и неживой природой, многообразием живущих существ, их развитием, ростом, размножением, взаимосвязь между средой обитания и внешним видом, питание.
- Цель и задачи реализации программы
Цель: сформировать у детей интерес к миру природы, воспитывать элементы экологического сознания, ответственного и гуманного отношение к природе.
Задачи:
- Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе.
- Привлекать детей к экологически ориентированной деятельности; совершенствовать природоохранную деятельность.
- Изучение природы родного края, показать уникальность природы севера.
1.3.Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста (6- 7лет).
Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.
Для деятельности ребенка 6– 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6– 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей дошкольного возраста 6– 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6– 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6– 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6– 7 летнего возраста.
1.4.Планируемые результаты программы.
В процессе реализации программы у дошкольников будут:
1. Расширены представления детей о природных зонах, о полезных ископаемых, о животном и растительном мире нашего края;
2. Закреплены знания о взаимосвязи человека с природой;
3. Сформированы основные правила поведения у детей к природе.
II. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО
Образовательная область «Познавательное развитие» - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
2.2. Комплексно - тематическое планирование
Перспективный план работы по парциальной образовательной программе дополнительного образования «Елочка» для детей дошкольного возраста
(6- 7 лет)
Месяц | Тема | Цель | Содержание | Совместная деятельность взрослого с детьми |
Сентябрь Сентябрь | 1. Знакомство с произведениями Н. Сладкова «Не долго думая, или дела и заботы Жалейкина» | Познакомить с содержанием произведения Н. Сладкова. Познакомить детей с нарушениями связей приспособления живого к среде, и связей в экосистеме. | Чтение произведений. Беседа по содержанию. | Рассматривание иллюстраций книги, беседа по содержанию. |
2.Проведение первоначального мониторинга. | Выявить уровень представлений ребенка о живом; изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов; выявить наличие знаний об охране природы. | Беседа. Отгадывание загадок. | Рассматривание иллюстраций. | |
3. Природные зоны. Климат. | Познакомить детей с разными природными климатическими зонами. Раскрыть особенности климата нашего округа. | Рассматривание иллюстраций. | Рисование животных и растений различных природных зон. | |
4.Географичес-кое положение ХМАО. | Рассказать о расположении округа на географической карте. | Географическое положение, территория границ, крупные города, реки, равнины, озера, заповедники, охраняемые территории, заказники. | Чтение стихотворения «Гимн округа». М. Юсубова. Рассматривание герба и флага, округа и города. | |
Октябрь | 5.Оформление макета природной зоны. | Закрепить представления о особенностях природной зоны (по выбору). | Арктика, Антарктика и животный мир. | Изготовление макета данной зоны из бросового материала. |
6.Природные богатства ХМАО. | Уточнить представления детей о природных запасах нашего округа (нефть, газ, вода, рыба, лес, животные, грибы, ягоды, орехи). | Рассматривание природного материала в уголке природы. | Рассматривание коллекции продукции получаемые в результате переработки нефти. | |
7.Природная зона тайги. | Познакомить детей с многообразием растительного и животного мира тайги. | Название деревьев. Ягоды. Грибы. Мхи. Беседа. Вопросы детям. | Рассматривание презентации, беседа. Составление рассказов с опорой на план. |
8. Деревья ХМАО. | Закрепить отличительные особенности дерева от кустарника. Показать сходство и различие между хвойными и лиственными деревьями | Рассматривание иллюстраций. Название деревьев, кустарников. | Рисование разных деревьев различными материалами. | |
Ноябрь | 9. Дикие животные ХМАО. | Уточнить представления о разнообразии диких животных. Показать приспособленность животных к среде обитания. | Беседа. Вопросы детям. | Рассматривание картин. Лепка животных из пластилина. |
ХМАО. | Развивать представления детей о птицах нашего края. Приспособление птиц к их среде обитания. | Беседа о птицах, о среде их обитания. Способах питания, особенности передвижения. Отгадывание загадок. | Рисование птиц. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Игра «Узнай и назови» | |
11.Кустарни ки. | Закрепить знания детей о кустарниках. | Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. | Чтение стихотворений о кустарниках произрастающих на территории нашего региона. | |
12.Лекарственные растения. | Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений. | Рассматривание иллюстраций. Беседа. Отгадывание загадок. | Составление картотеки лекарственных трав. | |
Декабрь Д | 13.Поляна. | Дать представления о поляне. Как о маленькой экосистеме. | Познакомить с экосистемой поляны, с растительным и животным миром. | Чтение стихотворений. Отгадывание загадок. Режиссерская игра «Обитатели поляны» |
14.Цветы. | Учить заботиться о комнатных цветах. Закрепить названия цветов. Учить описывать их внешний вид, отмечая существенные особенности, называя наземные и подземные части. | Уход за комнатными растениями в холодный период. Дидактическая игра «Узнай цветок по описанию» | Наблюдение за комнатными растениями. Опыт со светолюбивыми растениями, нужен ли растениям свет. | |
15.Грибы. | 1.Формировать представления о внешнем виде, месте произрастания грибов. 2.Учить узнавать и называть съедобные и ядовитые грибы. 3.Познакомить с правила ми сбора грибов. | Рассматривание рисунков. Составление описательных рассказов о грибах с использованием муляжей. | Рисование, лепка грибов. Отгадывание загадок. Изготовление коллажа «Грибное царство» | |
16.Мхи. | Дать представления о мхах. Места произрастания, использование. | Раскрыть условия произрастания мхов. | Составление коллекции мхов. | |
Январь | 17 Тундра - растительный и природный мир. | Познакомить детей с отличительными особенностями тундры. | Чтение рассказа из книги Н.Сладкова «Разноцветная земля»; рассказов о растениях и животных тундры из книг «Природа края» (автор О.Н. Гаврилова). | Рассматривание иллюстраций животных и растений тундры. |
18. Лес. | Уточнить и расширить представление о лесе как многоярусном, «многоэтажном» доме. Где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу и находится в тесных взаимосвязях. Вызывать желание беречь лес. | Рассматривание иллюстраций. Название деревьев, кустарников, цветов, трав. | Рассматривание иллюстраций деревьев, кустов, травянистых растений. Чтение рассказа «Куница» и «Поползень» Вл. Золотова, Рассматривание презентации. | |
19 Птицы. | Закрепить представление детей о том, что птицы могут передвигаться по земле и по воздуху. Крылья у птиц и хвост хорошо приспособлены к полету. Строение птиц. | Картинки с изображением различных птиц. Продолжать развивать наблюдательность и логическое мышление детей. | Рассматривание иллюстраций птиц обитающих в нашем регионе. Рассматривание презентации. | |
20. Животные. | Расширить представления детей о животных. Воспитывать у детей гуманные чувства к животным. Формировать представления об образе жизни животных: домашних, диких. | Рассматривание картин о жизни зверей в разное время года. | Беседа. Рисование кто живет в лесу. Игра «Кто что делает». Рассматривание презентации. | |
Февраль | 21.Пресмыкающиеся. | Дать представления о пресмыкающихся. | Раскрыть особенности строения пресмыкающихся, отличия от животных. | Рассматривание иллюстраций, беседа по материалам презентации. |
22. Насекомые. | Расширять представления о насекомых. Познакомить с их многообразием, развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, воспитывать любознательность. | Рассказ о полезных насекомых. Наблюдение за бабочками, муравьями, жуками. | Чтение сказки «Как муравей домой спешил». Рассматривание иллюстраций насекомых. | |
23. Таинственный мир насекомых. «Подземные жители» | Продолжать знакомить детей с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность к почвенной среде. | Беседа с детьми. Рассматривание коллекции насекомых. | Чтение отрывка Н.Павловой сказки «Большое чудо». Игра «Отгадай какое это насекомое». | |
24. Рыбы. | Формировать понятие о рыбах, как о живых организмах. Дать детям представление о том. Что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи специальных органов- жабр. Жаберные крылышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются - так рыба дышит. | Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, открыток, альбомов.
| Настольная игра «Поймай рыбку». Рассматривание презентации. Изготовление коллажа по теме «Речные обитатели» | |
25 Подвод-ное царство. | Дать представления о многообразии живых существ, обитающих в пресноводных водоемах, нашего региона. | Рассказать о видовом составе рыб, рассмотреть отличительные признаки каждого вида. | Чтение Стихотворений местных поэтов о родной природе. | |
Март | 26. Река. | Дать представления о реке. | Познакомить детей с экосистемой реки и ее особенностях (русло, течение, берега, водоворот, омут, берег). | Рассматривание иллюстраций. Изготовление игрового поля «Река» подбор мелких игрушек к игре. |
27. Озеро. | Дать представления об озере. | Познакомить детей с экосистемой озера (котлован, отсутствие течения, берег) | Рассматривание картин по теме «Озера нашего края». | |
28. Болото. | Дать представления о болоте. | Познакомить детей с экосистемой болота и его особенностях (отсутствие русла, котлована, течения воды), характерные для болота обитатели. | Рисование по теме хантыйской сказки «Золотой топор». | |
Апрель | 29. Времена года (весна, лето). | Закрепить представления детей о приметах весны, лета. Вспомнить наиболее яркие впечатления. Когда заметно меняются условия жизни для живых существ. | Рассказать детям о перелетных птицах: грачах, скворцах, утках, гусях, лебедях . наступлением тепла у животных активная линька, появление насекомых; с наступлением лета у животных и птиц появление детенышей (размножение), с приходом лета у птиц и животных обилие корма. | Рассматривание презентации, беседа по содержанию. |
30. Времена года (зима, осень). | Закрепить представления детей о приметах зимы, осени. Вспомнить наиболее яркие впечатления. Когда заметно меняются условия жизни для живых существ. | Рассказать детям о перелетных птицах; подготовке к зиме животных. О зимующих птицах. Зимней спячке животных. | Чтение сказки В.И. Одоевского «Старик- годовик». Рассматривание иллюстраций. | |
31. Проведение опытов. Три состояния воды. | Познакомить детей с разными агрегатными состояниями воды. | Показать детям уникальные свойства воды (парообразное, жидкое, твердое). | Оформление альбома с результатами проведенных опытов, экспериментов. | |
32. Ознакомление с энциклопедией. | Дать представления об энциклопедии как об обширном источнике информации. | Рассматривание разного вида энциклопедией. | Рассматривание энциклопедий. | |
Май | 33. Викторина «Мы знаем и любим природу». | Уточнить знания детей. | Проведение викторины. | Награждение участников викторины. Фото выставка о проведенной викторине. |
34. Оформление выставки детских работ. | Показать через художественное творчество детей животный и растительный мир округа. | Создание аппликаций, живописных работ. | Обсуждение работ детьми. | |
35. Рисование по теме: «Природа родного края». | Закреплять полученные знания детей. | Художественная композиция по замыслу ребенка. | Рассматривание иллюстраций. Составление рассказов по темам: деревья, кусты, травы, цветы, животные, птицы, рыбы. | |
36. Проведение мониторинга знаний детей на конец года. | Выявить характер представлений ребенка о живом; изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов; выявить наличие знаний об охране природы. | Беседа. Отгадывание загадок. | Дидактическая игра «Что может быть …?» |
- Организационный раздел
- Расписание образовательной деятельности
Наименование услуги | Форма проведения | Исполнитель |
Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет) «Елочка» (программа ДОУ) | В совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с родителями (законными представителями) | Педагог, отвечающий за реализацию программы |
3.2. Учебный план
Наименование услуги | Группы | Длитель-ность занятия (минуты) | Количество занятий в месяц |
Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет) «Елочка» (программа ДОУ) | Дошкольный возраст (6л.-7л.) | 30 | 1 |
- Развивающая предметно-пространственная среда
№ | Наименования показателя |
1. | Методическая литература |
2. | Детская художественная литература |
3. | Методические пособия: - иллюстративный демонстрационный материал; - дидактические игры; - дидактические пособия |
- Достижения детьми планируемых результатов
Задание №1.
Цель: выявить характер представлений ребенка о живом. Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части.
В первой части беседы выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Для этого дошкольнику предъявляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет). Из всех представленных ему предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:
- Как ты узнал, что все это живое?
- Почему ты считаешь, что … (называется конкретное животное, растение) живой?
- Расскажи, что есть у … (называется конкретное животное, растение, человек).
- Зачем нужны … (называются части и органы)?
- Сможет ли… (называется объект) жить без … (называются части и органы)? Почему?
Во второй части беседы акцент делается на изучении представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии. Ребенку задаются следующие вопросы:
- Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?
- Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Что делает человек, чтобы быть здоровым?
- Как себя чувствует это растение (животное, человек)? Как ты это узнал? Как ему помочь?
Третья часть беседы посвящена выявлению представлений дошкольника о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.
Ребенку предъявляются цветные изображения основных средств обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно0 игровая ситуация. «Кто- то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы:
- Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?
- Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему … (называется конкретное животное) удобно жить … (называется среда обитания)?
- Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?
В беседе можно использовать (в сокращении) рассказы из книги Н. Сладкова «Не долго думая, или дела и заботы Жалейкина», отражающие нарушение связей в экосистеме. Ребенку предлагается оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ.
Беседа с ребенком может проводиться полностью или по частям в разное время (в зависимости от его интереса, состояния).
Задание №2.
Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.
Используется метод индивидуальной беседы с ребенком в ходе, которой ему задаются вопросы:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Может ли человек прожить без других людей? Почему?
Задание №3.
Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребенка о нормах отношения к живому.
Используется метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагается ситуация, в которой герой предпочитает помощи живому существу развлечения. Задаются вопросы:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его (ее) месте?
- Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?
Через некоторое время создается аналогичная практическая ситуация, в которой дошкольнику нужно сделать реальный выбор между игрой и помощью живому.
Задание №4.
Цель: выявить наличие знаний детей об охране природы.
Задаются вопросы:
- Что такое охрана природы?
- Надо ли охранять природу?
- Что ты слышал об этом?
- Знаешь ли ты о Красной книге? Что именно?
- Как ты защищаешь природу?
- Как ты заботишься об обитателях уголка природы?
Разобрать ситуацию: «Ты нашел в лесу ежа (птенца). Как ты поступишь? Почему?»
Задание №5.
Цель: выявить знания детей о неживой природе.
А). Ребенку демонстрируют воду, землю, землю, песок, глину, камни и предлагают рассказать о них. Задаются вопросы:
- Кому нужна вода и для чего?
- В какой воде нуждаются?
- Можно ли пить грязную воду?
- Что происходит с водой при нагревании, охлаждении?
- Что такое снег, дождь, град?
- Что нужно сделать с песком (глиной), чтобы из него можно было лепить?
Б). Рассмотреть рисунки, изображающие солнце, радугу, планеты. Задаются вопросы:
- Для чего нужно солнце?
- Когда появляется радуга? Назови ее цвета.
Можно предложить детям отгадать загадки о солнце, радуге.
Оценочная шкала результатов
Высокий уровень: 4- 5 заданий выполнены самостоятельно
Средний уровень: 3-4 заданий выполнены самостоятельно
Низкий уровень: 1-3 задания выполнены самостоятельно
4. Заключительный раздел
4.1. Контроль за реализацией программы
Вид контроля | Содержание контроля | Форма предоставления информации |
Текущий контроль | организация занятий с детьми | справка |
Итоговый контроль | уровень усвоения программы воспитанниками, посещающими занятия по программе в начале, середине, конце учебного года. | справка |
Фронтальный контроль | соблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий | справка |
Инспекционный контроль | проверка результатов деятельности с целью установления использования исполнения законодательства | справка |
4.2. Механизм реализации программы
Список литературы.
- Е.В. Гончарова, Л.В. Моисеева «Технология экологического образования детей подготовительной к школе группы ДОУ». Учебное пособие;
- М.Д. Махангева «Экология в детском саду и начальной школе»;
- С.Н. Николаева «Юный эколог»;
- А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»;
- С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»;
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по экологии»,
Издательство: ИП Лакоценина, 2010 г.
- Подробнее: http://www.labirint.ru/books/284659/
- М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду»;
- Л.И. Грехова «В союзе с природой». Учебно- методическое пособие;
- А.Ф. Тарханова «Природа края» в художественной литературе: Времена года».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей дошкольного возраста...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...
Авторская образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат» Составитель: воспитатель Яковлева О.А.
Автроская образовательная программа дополнительного образованиядля детей дошкольного возраста«Волшебный квадрат» Срок реализации: 4 года Автор-соста...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «БУРЯТИЯ - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое ...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...
Образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат»
Целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.Занятия оригами в развитии детей имеют огромное значение. Это интере...