методическая разработка проекта по окружающему миру «Удивительные свойства воды»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Харитонова Тамара Григорьевна

Проект «Удивительные свойства воды»

 

  • Цель: развивать творческий потенциал дошкольников и педагогов в проектной деятельности, основываясь на принципе интеграции образовательных областей.

    Задачи:

    - повысить профессиональную компетентность педагогов в реализации творческих проектов, выстраивая образовательный процесс  как системный, междисциплинарный в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;

    - способствовать преодолению стереотипности мышления и развитию творческого мышления и воображения у детей и педагогов;

    - осуществлять перевод отношений воспитателя с детьми от сотрудничества к самостоятельности у дошкольников;

    - создавать условия для развития и самореализации творческого потенциала дошкольников и педагогов;

    - помочь дошкольникам освоить многообразные формы межличностных отношений и общения, создавая условия для появления чувств радости от совместного сотрудничества и сотворчества;

    - формировать  у детей потребность к творческой деятельности;

    - воспитывать у детей произвольность – умение довести начатый проект до определенного результата.

  • закрепить знание детей о свойства воды (теплая, холодная, прозрачная, без запаха, жидкая, твердая);
  • познакомить с новыми свойствами воды: вода не имеет формы, вода может находиться в газообразном состоянии, вода растворяет некоторые вещества и меняет цвет или не меняет;
  • формировать познавательные процессы;
  • развивать любознательность;
  • закрепить правило техники безопасности и аккуратности работы с водой во время экспериментов;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Харитонова Тамара Григорьевна

Проект «Удивительные свойства воды»

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: одна неделя.

Участники проекта:

  • дети подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи;
  • воспитатель

Задачи проекта:

1. Образовательные:

  • закрепить знание детей о свойства воды (теплая, холодная, прозрачная, без запаха, жидкая, твердая);
  • познакомить с новыми свойствами воды: вода не имеет формы, вода может находиться в газообразном состоянии, вода растворяет некоторые вещества и меняет цвет или не меняет;
  • формировать познавательные процессы;
  • развивать любознательность;
  • закрепить правило техники безопасности и аккуратности работы с водой во время экспериментов;

2. Развивающие:

  • развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь;
  • развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
  • развивать психические процессы (память, мышление, воображение, внимание);
  • развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности;
  • развивать и общую моторику;
  • развивать связную речь;
  • повышать самооценку;
  • развивать инициативу, самостоятельность.

3. Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре, команде;
  • развивать коммуникативные навыки между собой;
  • воспитывать положительные нравственные качества.

Оборудование и материалы

Демонстрационный материал:

  1. Глобус.
  2. Схемы свойств воды.
  3. Графин с водой (2 шт.).
  4. По три одноразовых стаканчика на ребенка.
  5. Краски.
  6. Кисти.
  7. Клеенки.
  8. Фартуки.
  9. Салфетки.
  10. Тазики.
  11. Одноразовые трубочки для напитков.
  12. Сахар.
  13. Термос с кусочками льда.
  14. Зеркало для каждого ребенка.
  15. Чайник с горячей водой.
  16. Одноразовые ложки.
  17. Мелкие игрушки (киндер сюрприз).

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.

На этом этапе мы обозначили тему проекта.

Проведение подготовительных мероприятий

  1. Наблюдение на прогулке за дождем.
  2. Игра-экспериментирование «Мир на дне лужи».
  3. Игры с водой в группе и на прогулке.
  4. Игра-экспериментирование «Купаем куклу».
  5. Викторина загадок о воде.
  6. Разучивание потешек и загадок о воде.
  7. Разучивание логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики по теме «Вода», физминутка «Дождь».
  8. Психогимнастика «Капелька».
  9. Работа с родителями: посещение родителей и детей музея воды, консультации для родителей по организации детского экспериментирования в домашних условиях по теме «Вода вокруг нас».
  1. Практический этап

Воспитатель: «Мы сегодня снова с Вами в волшебной лаборатории и будем продолжать раскрывать удивительные секреты самых простых вещей. Не зря пословица говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики. На столе глобус.

Воспитатель: «Кто знает что это?»

Дети: «Это глобус. Макет земного шара».

Воспитатель: «У меня вопрос такой:

Так почему же голубой

Наш общий дом,

Наш шар земной?»

Дети: «Голубой цвет – вода. Она покрывает большую часть Земли».

Диалог воспитателя с детьми по теме «Вода вокруг нас».

Воспитатель: «Где мы встречаемся с водой?»

После диалога воспитатель приглашает детей поиграть в игру-превращение «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель — мама Тучка, а ребята ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь.

Мама тучка подсказывает: «Полетели капельки на землю, поиграли, порезвились. Скучно им стало поодиночке играть. Собрались они маленькими веселыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки, парами). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали Капельки в океане, а потом вспомнили про маму Тучку, а тут как раз солнышко пригрело (присаживаются). Стали капельки легкими (потянулись вверх), испарились Капельки под лучами солнышка и вернулись к маме Тучке. Молодцы Капельки, хорошо поиграли, порезвились, гостей не намочили».

Воспитатель: «Только одна «Капелька» не испарилась (схема). Она сказала мне, что очень много хочет узнать о себе и ее братьях. «Капелька» хочет в нашу лабораторию. Как мы капельке расскажем о воде?»

Дети: «Мы можем показать на опытах ее свойства».

Воспитатель: «Перед тем как начать опыты давайте вспомним правила техники безопасности: аккуратно работать с водой, место рабочее после опыта оставлять чистым, не кричать, ничего не брать в рот без разрешения воспитателя».

Опыт № 1.

Воспитатель приглашает подойти к первому столу и вместе с детьми рассматривают воду в тазах.

Воспитатель просит опустить детей руки в тазики и задает вопрос: «Какая вода?»

Дети: «В первом тазу холодная, во втором теплая».

Воспитатель: «Давайте понюхаем воду, какой запах у воды?»

Дети: «У воды нет запаха».

Воспитатель: «А какого цвета вода?»

Эксперимент: дети опускают руки в таз с водой и отвечают, что вода прозрачная и бесцветная.

Воспитатель: «Давайте попробуем удержать водичку в ладошках».

Эксперимент: дети пытаются удержать воду в ладошках и делают вывод, что вода жидкая (схема).

Воспитатель: «Воду трудно удержать, она стремится убежать. Мы с Вами вспомнили, что вода жидкая».

Воспитатель, поднимая руку, обращает внимание детей на воду оставшуюся на кончиках пальцев: «Чья это песенка?»

Дети: «Песенка дождя».

Проводится физминутка «Дождь» (массаж спины), дети встают в круг друг за другом.

Дождь, дождь надо нам

Расходится по домам (постукиваем ладошками по спине)

Гром, гром, ка из пушек

Нынче праздник у лягушек (стучим кулачками по спине)

Град, град сыплет град

Все под крышами сидят (постукивание кончиками пальцев по спине)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин (поглаживание ладонями)

Затем поворот детей на 180 градусов и повторение физминутки.

Воспитатель: «Мы выяснили, что вода жидкая».

Опыт № 2

Воспитатель помогает наводящими вопросами: «В какое время года вода меняет это свое свойство?»

Дети: «Зимой».

Вместе с воспитателем дети садятся по кругу, воспитатель из термоса дает детям по кусочку льда. Дети наблюдают, что вода может быть в твердом виде.

Воспитатель: «Какой же бывает вода зимой?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Где можно увидеть лед?»

Ответы детей. (схема)

Воспитатель: «Вот мы и вспомнили еще одно свойство нашей «Капельки».

Вывод воспитателя: «Вода зимой принимает твердое состояние».

Воспитатель: «Вы думаете раскрыли все секреты нашей водички?! 1-2-3-4-5 продолжаем удивлять».

Опыт №3

Воспитатель с детьми подходит к столу, где стоит кувшин с горячей водой и напоминает о технике безопасности. Дети присаживаются на стульчики. Воспитатель наливает в стаканчики горячую воду. Воспитатель обращает внимание на пар и задает вопрос: «Что это?»

Ответы детей: «Пар»

Воспитатель: «Где Вы видели пар?»

Ответы детей.

Воспитатель: «При кипении капельки воды превращаются пар, который имеет газообразное состояние» (схема).

Проводится эксперимент. Дети вместе с воспитателем накрывают зеркалом стаканчики, затем поднимают зеркальце и рассматривают капельки воды на нем и делают выводы.

Воспитатель: «Что Вы видите на своем зеркальце?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Пар — это мельчайшие капельки воды, соприкасаясь с холодными предметами пар превращается в воду» (схема).

Воспитатель обращается к одному из детей: «Что Вы делали? Расскажи».

Ответ ребенка.

Воспитатель, показывая на схему: «Вода имеет три состояния: жидкая, твердая, газообразная. И в закреплении свойств воды дидактическая игра «Что мы знаем о воде» (с использованием интерактивных технологий «цепочка»).

Правила игры: воспитатель называет одно существительное по теме, на вопрос воспитателя: «какая?» два ребенка называют по прилагательному, на следующий вопрос воспитателя: «что делает?» два ребенка называют три действия воды, следующих два ребенка составляют два любых предложения с водой.

Опыт № 4

Продолжаем путешествие, под салфеткой секрет: «Вкусное, румяное для детей желанное».

Дети: «Яблоко»

Воспитатель с детьми уточняют, что яблоко круглое и другой формы быть не может.

Воспитатель: «А какой же формы вода?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Давайте мы проведем эксперимент».

Двое детей держат перчатку, воспитатель наливает в нее воду, наливает воду и в стакан. Дети делают вывод с помощью воспитателя: вода принимает форму того предмета, в котором находится. В данный момент форму перчатки и стакана. У воды нет своей формы. Она текучая и жидкая (схема).

Вот мы раскрыли еще один секрет для нашей «Капельки».

Опыт № 5.

Воспитатель обращает внимание детей на следующий стол, приглашает присесть и предлагает попробовать напиток, стоящий перед каждым ребенком через трубочку.

Воспитатель: «Что это?»

Дети: «Вода»

Воспитатель: «А на вкус?»

Дети: «Обыкновенная»

Воспитатель: «А какого цвета вода?»

Дети: «Прозрачная»

Воспитатель кладет каждому в стаканчик по кусочку сахара, дети размешивают его, и предлагает попробовать.

Дети отвечают: «Сладкая»

Воспитатель: «А цвет изменился?»

Дети: «Нет»

Воспитатель: «А где же сахар?»

Вывод детей: «Сахар не исчез, а растворился в воде».

Воспитатель: «Да, вода имеет некоторые полезные свойства растворять в себе некоторые вещества».

Далее воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Сокровища».

Каждый ребенок берет по игрушке и бросает в стаканчик с водой, дети уточняют, что игрушки видны. Воспитатель предлагает с помощью красок спрятать игрушки. Дети уточняют, что с помощью красок можно изменить цвет воды. После закрашивания воды игрушек не видно, и тем самым делают вывод, что с помощью некоторых веществ вода меняет цвет и может быть не прозрачной (схема).

Вот сколько удивительных секретов хранит в себе вода.

Воспитатель:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

Любую форму принимает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае,

Мы его не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

(Презентация)

3.        Заключительный этап.

Подведение итогов «Что больше всего понравилось в проекте?»

Сюрприз от капельки воды мультимедийный фильм на тему: «Круговорот воды в природе» и бутылочка воды от «Капельки» с пожеланием: «Водичку надо пить, чтоб здоровым быть».

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе с использованием игровых и интерактивных технологи по теме «Удивительные свойства воды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познанию окружающего мира для подготовительной к школе группе на тему "Праздник 1 апреля"

Конспект занятия для подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром...

Краткосрочный проект "Отчего и почему: удивительные свойства воды"

Тип проекта: информационно - исследовательский, групповой. Вид проекта: Опытно - экспериментальный, краткосрочный.Участники проекта: воспитатели, дети 3 – 4 лет   Условия реализаци...

Методическая разработка. Проект по окружающему миру на тему: «Птицы зимой» (с использованием мультимедийной презентации). Вторая младшая группа

Природа и человек неразрывно связаны между собой. Человек во все времена пользовался дарами природы. Будущее живых существ, обитающих в природе, зависит от поступков человека: будет ли человек беречь ...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Удивительное свойство воды»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме "Удивительное свойство воды"старший дошкольный возраст...

Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление с окружающим миром Тема: «Свойства воды»

Конспект занятия по познавательному развитию.Ознакомление с окружающим миром (средняя группа)Тема: «Вода и ее свойства»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Свойства воды».

Цель: формирование первоначальных представлений о свойствах воды.Цель для детей: помогаем Капельке.Сюжетная линия: путешествие с капелькой.Задачи:1. Познакомить детей со свойствами воды: жидкость - бе...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Удивительные свойства камней»

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.Задачи:1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.2....