методическая разработка проекта по окружающему миру «Удивительные свойства воды»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект «Удивительные свойства воды»
Цель: развивать творческий потенциал дошкольников и педагогов в проектной деятельности, основываясь на принципе интеграции образовательных областей.
Задачи:
- повысить профессиональную компетентность педагогов в реализации творческих проектов, выстраивая образовательный процесс как системный, междисциплинарный в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;
- способствовать преодолению стереотипности мышления и развитию творческого мышления и воображения у детей и педагогов;
- осуществлять перевод отношений воспитателя с детьми от сотрудничества к самостоятельности у дошкольников;
- создавать условия для развития и самореализации творческого потенциала дошкольников и педагогов;
- помочь дошкольникам освоить многообразные формы межличностных отношений и общения, создавая условия для появления чувств радости от совместного сотрудничества и сотворчества;
- формировать у детей потребность к творческой деятельности;
- воспитывать у детей произвольность – умение довести начатый проект до определенного результата.
- закрепить знание детей о свойства воды (теплая, холодная, прозрачная, без запаха, жидкая, твердая);
- познакомить с новыми свойствами воды: вода не имеет формы, вода может находиться в газообразном состоянии, вода растворяет некоторые вещества и меняет цвет или не меняет;
- формировать познавательные процессы;
- развивать любознательность;
- закрепить правило техники безопасности и аккуратности работы с водой во время экспериментов;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка проекта по окружающему миру «Удивительные свойства воды» | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Харитонова Тамара Григорьевна
Проект «Удивительные свойства воды»
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: одна неделя.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи;
- воспитатель
Задачи проекта:
1. Образовательные:
- закрепить знание детей о свойства воды (теплая, холодная, прозрачная, без запаха, жидкая, твердая);
- познакомить с новыми свойствами воды: вода не имеет формы, вода может находиться в газообразном состоянии, вода растворяет некоторые вещества и меняет цвет или не меняет;
- формировать познавательные процессы;
- развивать любознательность;
- закрепить правило техники безопасности и аккуратности работы с водой во время экспериментов;
2. Развивающие:
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь;
- развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
- развивать психические процессы (память, мышление, воображение, внимание);
- развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности;
- развивать и общую моторику;
- развивать связную речь;
- повышать самооценку;
- развивать инициативу, самостоятельность.
3. Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре, команде;
- развивать коммуникативные навыки между собой;
- воспитывать положительные нравственные качества.
Оборудование и материалы
Демонстрационный материал:
- Глобус.
- Схемы свойств воды.
- Графин с водой (2 шт.).
- По три одноразовых стаканчика на ребенка.
- Краски.
- Кисти.
- Клеенки.
- Фартуки.
- Салфетки.
- Тазики.
- Одноразовые трубочки для напитков.
- Сахар.
- Термос с кусочками льда.
- Зеркало для каждого ребенка.
- Чайник с горячей водой.
- Одноразовые ложки.
- Мелкие игрушки (киндер сюрприз).
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап.
На этом этапе мы обозначили тему проекта.
Проведение подготовительных мероприятий
- Наблюдение на прогулке за дождем.
- Игра-экспериментирование «Мир на дне лужи».
- Игры с водой в группе и на прогулке.
- Игра-экспериментирование «Купаем куклу».
- Викторина загадок о воде.
- Разучивание потешек и загадок о воде.
- Разучивание логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики по теме «Вода», физминутка «Дождь».
- Психогимнастика «Капелька».
- Работа с родителями: посещение родителей и детей музея воды, консультации для родителей по организации детского экспериментирования в домашних условиях по теме «Вода вокруг нас».
- Практический этап
Воспитатель: «Мы сегодня снова с Вами в волшебной лаборатории и будем продолжать раскрывать удивительные секреты самых простых вещей. Не зря пословица говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики. На столе глобус.
Воспитатель: «Кто знает что это?»
Дети: «Это глобус. Макет земного шара».
Воспитатель: «У меня вопрос такой:
Так почему же голубой
Наш общий дом,
Наш шар земной?»
Дети: «Голубой цвет – вода. Она покрывает большую часть Земли».
Диалог воспитателя с детьми по теме «Вода вокруг нас».
Воспитатель: «Где мы встречаемся с водой?»
После диалога воспитатель приглашает детей поиграть в игру-превращение «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель — мама Тучка, а ребята ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь.
Мама тучка подсказывает: «Полетели капельки на землю, поиграли, порезвились. Скучно им стало поодиночке играть. Собрались они маленькими веселыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки, парами). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали Капельки в океане, а потом вспомнили про маму Тучку, а тут как раз солнышко пригрело (присаживаются). Стали капельки легкими (потянулись вверх), испарились Капельки под лучами солнышка и вернулись к маме Тучке. Молодцы Капельки, хорошо поиграли, порезвились, гостей не намочили».
Воспитатель: «Только одна «Капелька» не испарилась (схема). Она сказала мне, что очень много хочет узнать о себе и ее братьях. «Капелька» хочет в нашу лабораторию. Как мы капельке расскажем о воде?»
Дети: «Мы можем показать на опытах ее свойства».
Воспитатель: «Перед тем как начать опыты давайте вспомним правила техники безопасности: аккуратно работать с водой, место рабочее после опыта оставлять чистым, не кричать, ничего не брать в рот без разрешения воспитателя».
Опыт № 1.
Воспитатель приглашает подойти к первому столу и вместе с детьми рассматривают воду в тазах.
Воспитатель просит опустить детей руки в тазики и задает вопрос: «Какая вода?»
Дети: «В первом тазу холодная, во втором теплая».
Воспитатель: «Давайте понюхаем воду, какой запах у воды?»
Дети: «У воды нет запаха».
Воспитатель: «А какого цвета вода?»
Эксперимент: дети опускают руки в таз с водой и отвечают, что вода прозрачная и бесцветная.
Воспитатель: «Давайте попробуем удержать водичку в ладошках».
Эксперимент: дети пытаются удержать воду в ладошках и делают вывод, что вода жидкая (схема).
Воспитатель: «Воду трудно удержать, она стремится убежать. Мы с Вами вспомнили, что вода жидкая».
Воспитатель, поднимая руку, обращает внимание детей на воду оставшуюся на кончиках пальцев: «Чья это песенка?»
Дети: «Песенка дождя».
Проводится физминутка «Дождь» (массаж спины), дети встают в круг друг за другом.
Дождь, дождь надо нам
Расходится по домам (постукиваем ладошками по спине)
Гром, гром, ка из пушек
Нынче праздник у лягушек (стучим кулачками по спине)
Град, град сыплет град
Все под крышами сидят (постукивание кончиками пальцев по спине)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин (поглаживание ладонями)
Затем поворот детей на 180 градусов и повторение физминутки.
Воспитатель: «Мы выяснили, что вода жидкая».
Опыт № 2
Воспитатель помогает наводящими вопросами: «В какое время года вода меняет это свое свойство?»
Дети: «Зимой».
Вместе с воспитателем дети садятся по кругу, воспитатель из термоса дает детям по кусочку льда. Дети наблюдают, что вода может быть в твердом виде.
Воспитатель: «Какой же бывает вода зимой?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Где можно увидеть лед?»
Ответы детей. (схема)
Воспитатель: «Вот мы и вспомнили еще одно свойство нашей «Капельки».
Вывод воспитателя: «Вода зимой принимает твердое состояние».
Воспитатель: «Вы думаете раскрыли все секреты нашей водички?! 1-2-3-4-5 продолжаем удивлять».
Опыт №3
Воспитатель с детьми подходит к столу, где стоит кувшин с горячей водой и напоминает о технике безопасности. Дети присаживаются на стульчики. Воспитатель наливает в стаканчики горячую воду. Воспитатель обращает внимание на пар и задает вопрос: «Что это?»
Ответы детей: «Пар»
Воспитатель: «Где Вы видели пар?»
Ответы детей.
Воспитатель: «При кипении капельки воды превращаются пар, который имеет газообразное состояние» (схема).
Проводится эксперимент. Дети вместе с воспитателем накрывают зеркалом стаканчики, затем поднимают зеркальце и рассматривают капельки воды на нем и делают выводы.
Воспитатель: «Что Вы видите на своем зеркальце?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Пар — это мельчайшие капельки воды, соприкасаясь с холодными предметами пар превращается в воду» (схема).
Воспитатель обращается к одному из детей: «Что Вы делали? Расскажи».
Ответ ребенка.
Воспитатель, показывая на схему: «Вода имеет три состояния: жидкая, твердая, газообразная. И в закреплении свойств воды дидактическая игра «Что мы знаем о воде» (с использованием интерактивных технологий «цепочка»).
Правила игры: воспитатель называет одно существительное по теме, на вопрос воспитателя: «какая?» два ребенка называют по прилагательному, на следующий вопрос воспитателя: «что делает?» два ребенка называют три действия воды, следующих два ребенка составляют два любых предложения с водой.
Опыт № 4
Продолжаем путешествие, под салфеткой секрет: «Вкусное, румяное для детей желанное».
Дети: «Яблоко»
Воспитатель с детьми уточняют, что яблоко круглое и другой формы быть не может.
Воспитатель: «А какой же формы вода?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Давайте мы проведем эксперимент».
Двое детей держат перчатку, воспитатель наливает в нее воду, наливает воду и в стакан. Дети делают вывод с помощью воспитателя: вода принимает форму того предмета, в котором находится. В данный момент форму перчатки и стакана. У воды нет своей формы. Она текучая и жидкая (схема).
Вот мы раскрыли еще один секрет для нашей «Капельки».
Опыт № 5.
Воспитатель обращает внимание детей на следующий стол, приглашает присесть и предлагает попробовать напиток, стоящий перед каждым ребенком через трубочку.
Воспитатель: «Что это?»
Дети: «Вода»
Воспитатель: «А на вкус?»
Дети: «Обыкновенная»
Воспитатель: «А какого цвета вода?»
Дети: «Прозрачная»
Воспитатель кладет каждому в стаканчик по кусочку сахара, дети размешивают его, и предлагает попробовать.
Дети отвечают: «Сладкая»
Воспитатель: «А цвет изменился?»
Дети: «Нет»
Воспитатель: «А где же сахар?»
Вывод детей: «Сахар не исчез, а растворился в воде».
Воспитатель: «Да, вода имеет некоторые полезные свойства растворять в себе некоторые вещества».
Далее воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Сокровища».
Каждый ребенок берет по игрушке и бросает в стаканчик с водой, дети уточняют, что игрушки видны. Воспитатель предлагает с помощью красок спрятать игрушки. Дети уточняют, что с помощью красок можно изменить цвет воды. После закрашивания воды игрушек не видно, и тем самым делают вывод, что с помощью некоторых веществ вода меняет цвет и может быть не прозрачной (схема).
Вот сколько удивительных секретов хранит в себе вода.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
Любую форму принимает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы его не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
(Презентация)
3. Заключительный этап.
Подведение итогов «Что больше всего понравилось в проекте?»
Сюрприз от капельки воды мультимедийный фильм на тему: «Круговорот воды в природе» и бутылочка воды от «Капельки» с пожеланием: «Водичку надо пить, чтоб здоровым быть».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по познанию окружающего мира для подготовительной к школе группе на тему "Праздник 1 апреля"
Конспект занятия для подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром...
Краткосрочный проект "Отчего и почему: удивительные свойства воды"
Тип проекта: информационно - исследовательский, групповой. Вид проекта: Опытно - экспериментальный, краткосрочный.Участники проекта: воспитатели, дети 3 – 4 лет Условия реализаци...
Методическая разработка. Проект по окружающему миру на тему: «Птицы зимой» (с использованием мультимедийной презентации). Вторая младшая группа
Природа и человек неразрывно связаны между собой. Человек во все времена пользовался дарами природы. Будущее живых существ, обитающих в природе, зависит от поступков человека: будет ли человек беречь ...
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Удивительное свойство воды»
Методическая разработка образовательной деятельности по теме "Удивительное свойство воды"старший дошкольный возраст...
Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление с окружающим миром Тема: «Свойства воды»
Конспект занятия по познавательному развитию.Ознакомление с окружающим миром (средняя группа)Тема: «Вода и ее свойства»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Свойства воды».
Цель: формирование первоначальных представлений о свойствах воды.Цель для детей: помогаем Капельке.Сюжетная линия: путешествие с капелькой.Задачи:1. Познакомить детей со свойствами воды: жидкость - бе...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Удивительные свойства камней»
Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.Задачи:1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.2....