Экологическое образование и просвещение в дошкольных образовательных организациях
статья по окружающему миру (средняя группа)
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое образование и просвещение в дошкольных образовательных организациях
Вся природа вокруг нас, как из
кубиков, сложена из
удивления и загадок.
Н.Сладков
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных отношений.
Цель непрерывного экологического образования состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности.Данная цель закономерна для новых стандартов дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость эколого-патриотического воспитания детей. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
В нашем дошкольном учреждении экологическое образование дошкольников направлено на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
В группе был проведен опрос, который показал, что многие воспитанники неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день.
С целью экологического образования и просвещения дошкольников в нашей группе был оформлен микроцентр «Уголок природы», где дети проводили опыты и эксперименты, фиксировали свои наблюдения, собирали коллекции.
Утром традиционно стало проведение «Экологических минуток», основной целью, которой является воспитание творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Еженедельно организовались экскурсии за пределы детского сада (парк, пруд, березовая роща и т.д). Детям очень нравились экскурсии, где они могли увидеть ближайшее окружение, они учились ориентироваться на местности, знакомились с особенностями города.
Для интересной познавательной деятельности проводили нетрадиционные занятия: путешествия, экологические сказки, викторины, развивающие игры. Нашим воспитанникам очень нравятся сказки про животных.
Также воспитанники совместно с родителями участвовали в экологических акциях «Чистый город», «Покормите птиц зимой», «Новый домик для скворца».
В течение года организованы выставки по экологии «Забавные овощи», «Необычные деревья», «Поделки из природного материала» и др. Оформлены выставки книг для детей и родителей «Природа вокруг нас», «Животные наших лесов». Создан уголок «Маленькие огородники», где воспитанники сами сеяли семена цветов, лук и ухаживали, наблюдали за своими посадками. Воспитанники совместно созданы лэпбуки по экологии «Зимующие птцы», «Животные наших лесов» и др.
Для снятия эмоционального напряжения с ребятами проводили динамические паузы, пальчиковые гимнастики, элементы самомассажа по теме экологии.
Ежедневно на прогулках проводились эксперименты и опыты, наблюдения, как за живой, так и неживой природой.
Для более эффективной организации образовательной деятельности разработаны картотеки» «Опыты и эксперименты», стихи о природе, загадки об окружающем мире в соответствии с возрастом.
Также в процессе проектно-исследовательской деятельности – это новая инновационная педагогическая технология. Летом в 2017года в нашем дошкольном образовательном учреждении был реализован познавательно-исследовательский проект «Экологическая тропа». Активными участниками данного проекта стали педагоги, дети и родители. Экологическая тропа состояла из 12 станций: «Ягодный рай», «Рябинка», «Лекарственные травы», «Елочка», «Домики для птиц», «Пчелиная семья», «Метеостанция», «Цветная полянка», «Кустики-кусточки», «Кленок», «Дубок» и «Березка». Жители тропы сказочные герои «Маша и медведь». Целью данной тропы являлось формирование основ экологического мировоззрения, развитие ребенка как личности (мышления, речь, эмоциональная сфера, сенсорные навыки, эстетического развития). Проект реализовался на открытом воздухе. Активное участие принимали педагоги, воспитанники, родители.
Мы считаем, что ежедневное применение в работе разнообразных форм, способов деятельности с детьми, позволило развить в них начало ценностного отношения к миру живой и неживой природы. Экологическое воспитание, в частности эколого-развивающая среда в группе играет большую роль в сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников. Способность воспринимать природу, радоваться ее красоте – это залог крепкого здоровья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система экологического образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении
2014 год в России объявлен, годом экологической культуры.Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образоват...
STEM-ОБРАЗОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Формирование современного инженера необходимо начинать в дошкольном детстве, что требует изменения содержания дошкольного образования и новых технологий обучения детей.Цель работы состоит в развитие п...
выступление на педсовете на тему: "Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения."
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Экологиче...
Выступление на заседании РМО педагогов дошкольного образования «Интерактивные технологии в дошкольной образовательной организации»
Одним из основных условий организации образовательной деятельности в современных условиях является использование интерактивных методов обучения и воспитания, активизация умственной деятельности воспит...
Выступление "Экологическое образование для устойчивого развития воспитанников образовательной организации"
Дошкольное детство - это сензитивный период развития личности: позитивно запечатлённые в этом возрасте природа и бережное отношение к ней пройдут с человеком по жизни и будут способствовать формирован...
Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях современной дошкольной образовательной организации
Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в наше...
"Дошкольный патруль" - как форма включения принципов пионерского движения в инклюзивное образование и коррекционную работу дошкольной образовательной организации.
Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста. Он представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию ч...