Выступление "Экологическое образование для устойчивого развития воспитанников образовательной организации"
консультация по окружающему миру
Дошкольное детство - это сензитивный период развития личности: позитивно запечатлённые в этом возрасте природа и бережное отношение к ней пройдут с человеком по жизни и будут способствовать формированию у него новой системы ценностей и навыков экологически грамотного и безопасного поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологическое образование для устойчивого развития воспитанников образовательной организации
Для нашей страны экологическое образование и развитие экологической культуры населения имеют особое – геополитическое – значение, т.к. Россия уникальна в природном отношении. Она имеет громадную протяжённость с запада на восток и с севера на юг, характеризуется разнообразием климатических условий и природных ландшафтов, омывается холодными и тёплыми морями, её север – это вечная мерзлота и арктические льды, её южные окраины – это горы, степи, полупустыни и субтропики. Большая территория страны покрыта лесами разного типа.
Значение территории России в планетарной геосистеме колоссально. В силу её общей протяжённости и большой площади, покрытой лесами, Россия выступает экологическим донором планеты. По оценкам экспертов ООН, у нашей страны самый высокий комплексный показатель вклада в сохранение устойчивости биосферы – 10 % общепланетарного баланса.
В документе «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.) отмечается, что одной из важных для страны задач является «формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания». При этом подчёркивается необходимость рассмотрения экологического образования именно с позиции устойчивого развития с учётом мирового опыта. Для решения данной задачи «необходимо формирование у всех слоёв населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения; включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты».
Дошкольное детство – это сензитивный период развития личности: позитивно запечатлённые в этом возрасте природа и бережное отношение к ней пройдут с человеком по жизни и будут способствовать формированию у него новой системы ценностей и навыков экологически грамотного и безопасного поведения. Именно поэтому так важно становление экологической культуры с дошкольного детства, тем более, что этот процесс охватывает не только детей, но и значительную часть взрослого населения (родителей и работников сферы дошкольного образования).
Природа – как объект познания, как средство обучения и воспитания – всегда была значима: советская дошкольная педагогика с самого начала ориентировалась на необходимость для детей природы и использование её в воспитании и обучении. В тот период считалось престижным иметь в детском саду уголки природы в каждой группе и разнообразно озеленённую территорию. Главными методами приобщения детей к природе были наблюдения за животными, растениями, погодными явлениями и труд в живых уголках, цветнике, огороде на участке детского сада. С дошкольниками проводились экскурсии. Дети проводили исследования на полянках и лужайках, наблюдали за насекомыми, смотрели, как растут в поле культурные растения, ходили в лес – выясняли, что там растёт, кто живёт. Серьёзный статус имел курс «Методика ознакомления детей с природой», которые преподавали на дошкольных отделениях педагогических училищ и институтов. А книги «Ознакомление дошкольников с природой» (автор С.А.Веретенникова), «Наблюдения и труд детей в природе» (авторский коллектив во главе с А.Ф.Мазуриной) были настольными в каждой группе.
Экологическое образование – это не просто отдельное направление (как, например, математическое, музыкальное и т.п.). Оно уже давно вышло на уровень методологии и философии, так как формирует мировоззрение человека, его систему ценностей и становится одним из критериев оценки перспектив развития человеческой цивилизации. Именно поэтому человеческое образование, образование для устойчивого развития и сохранения природы включается в образовательные стратегии и стандарты всех стран мира.
За более чем двадцатилетний период развития системы непрерывного экологического образования в России созданы прекрасные материалы (особенно в сфере дошкольного воспитания) – теоретические и практические (концепции, программы, технологии), многие из которых признаны на международном уровне. Уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что осуществляемое в системе экологическое образование разносторонне развивает личность ребёнка – в познавательно-речевом, художественно-эстетическом, духовно-нравственном отношении, воспитывает волю, самостоятельность, способствует творчеству.
Было бы правильно, если бы в ФГОС ДО внесли отдельную образовательную область «Экологическое развитие».
Содержание образовательной области «Экологическое развитие» должно включать обстоятельное ознакомление детей с многообразием живой и неживой природы непосредственно в детском саду и в ближайшем окружении. Важнейшим аспектом экологического развития является понимание того, что всё живое необходимо рассматривать в сочетании со средой его обитания (и только так), что существует абсолютная зависимость жизни каждого растения, животного (и человека тоже) от условий его существования. На конкретных примерах дети познают взаимосвязи и зависимости в природе, жизнь в сообществе, узнают, что человек (как и все другие существа) тесно связан с природой, которая определяет условия нашей жизни и здоровья, предоставляет продукты питания, строительный материал, полезные ископаемые и другие ресурсы. К природе с детства должно формироваться бережное (осознанно-правильное) отношение на основе понимания её закономерностей и взаимосвязей.
Такое содержание образовательной области «Экологическое развитие» будет хорошо перекликаться с другими образовательными областями Стандарта ДО: природа всегда была средством всестороннего развития детей, но на данном этапе она приобретает самостоятельное ценностно-смысловое значение и содержание. Отсюда и высокие требования к природной среде, которая должна обеспечить образовательный процесс и, соответственно, развитие детей.
Эколого-развивающая среда дошкольного учреждения – это прежде всего обогащённое природой пространство жизни детей, в котором они пребывают 8, 10 или даже 12 часов. Это пространство (помещения и территория детского сада), где осуществляются все режимные моменты и разные виды деятельности. Детский сад должен быть наполнен растениями (комнатными в помещении, культурными и дикорастущими на территории).
Их главная задача – оздоровительный микроклимат для жизни дошкольников; вторая задача – полноценное взаимодействие детей с живой природой и реализация через него экологического развития. Экологически обоснованное озеленение помещения ДОО и её территории создаёт оздоравливающий микроклимат – известно, что растения дают кислород, увлажняют воздух, очищают его от пыли; некоторые растения поглощают вредные химические вещества и болезнетворные бактерии, снижают шумовые эффекты. А ещё они создают красоту пространства – духовную составляющую предметной среды!
Во всех помещениях должны быть напольные и настенные растения, композиции в торшерах – декоративность и зелёный цвет успокаивают нервную систему, гармонизируют состояние человека. Разнообразие древесно-кустарниковой (в том числе хвойной) и травянистой растительности на территории ДОО, клумбы с садовыми цветами, культурными растениями и дополняющий их «уголок нетронутой природы» с дикорастущими травами обеспечат многообразие и животного мира (экологический феномен) – в такой обогащённой среде будут жить разнообразные (зимующие, кочующие, перелётные) птицы, насекомые, пресмыкающиеся.
Детский сад может и должен стать «цветущим садом» для оздоровления и полноценного развития экологической культуры всех участников дошкольного образовательного процесса.
Наша задача уже в дошкольном возрасте сформулировать у ребенка определенную систему ценностей, которая во многом определит его поступки и действия в будущем. И к этой работе мы должны обязательно привлекать родителей. Экологическое воспитание, образование и формирование экологической культуры нужно проводить и с детьми и со взрослыми. Формирование экологической культуры заключается в правильном отношении к природе ближайшего окружения, т. е. к природе, входящей в пространство их жизнедеятельности. И тут уж без семьи не обойтись. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, к своей школе. Эта любовь постепенно расширяется, переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и будущему, а затем ко всему человечеству, к природе. Поэтому в экологическом воспитании детей важна тесная связь с семьей.
Ведь это с родителями дети отдыхают на природе, это с родителями они ходят в лес на шашлыки. И часто из рассказов детей мы видим, как потребительски взрослые относятся к природе.
Наша задача, не только как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль инструктора по физической культуре в решении задач физического развития детей - воспитанников образовательных организаций.
Инструктор по физической культуре в современной образовательной организации должен уметь заинтересовать и организовать работу педагогического коллектива по вопросам физич...
Проект по образованию для устойчивого развития "Красивый островок детства"
Проект по образованию для устойчивого развития.Тема:«Красивый островок детства»...
Уровень обр. орг., Педагогический совет «Экологическое образование для устойчивого развития детей дошкольного возраста», МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Солнышко», 29.11.2018г.
laquo;Экология и здоровье», доклад...
Экологическое образование для устойчивого развития через освоение "Зеленых аксиом" в ДОУ
Статья посвящена проблеме понимания дошкольниками нравственных императивов устойчивого развития Н.Н. Моисеева и их принятия на уровне ценностно-смысловых установок деятельности. Предлагается логика фо...
Современные педагогические технологии в экологическом образовании для устойчивого развития в дошкольном образовательном учреждении
Для повышения качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования педагогам доступны в использовании современные педагогические технологии. Зная основ...
Культурные практики «Вариативность дошкольного образования - инновационный ресурс развития конкурентоспособности образовательной организации»
Профессиональный имидж дошкольного учреждения может оказать решающее воздействие на родителей дошкольников, выступающих основными потребителями педагогических услуг....
Приказ О проведении дистанционного конкурса «На зарядку становись» воспитанников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования Одинцовского городского округа
Приказ О проведении дистанционного конкурса «На зарядку становись»воспитанников образовательных организаций, реализующих программы дошкольногообразования Одинцовского городского окр...