STEM-ОБРАЗОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья
Формирование современного инженера необходимо начинать в дошкольном детстве, что требует изменения содержания дошкольного образования и новых технологий обучения детей.
Цель работы состоит в развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста для обеспечения качественного образования, выполнения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и социального заказа родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
STEM-технологии в дошкольном образовании | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шатова Елена Викторовна
STEM-ОБРАЗОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Формирование современного инженера необходимо начинать в дошкольном детстве, что требует изменения содержания дошкольного образования и новых технологий обучения детей. Цель работы состоит в развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста для обеспечения качественного образования, выполнения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и социального заказа родителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Одной из эффективных технологий обучения пониманию знаний детей является технология STEM-образования.
STEM - технологии в образовании становятся полноправным средством достижения эффективности в познании окружающего мира во всем его многообразии. Понимание того, что современный ребенок должен быть инициативным и любознательным, с нестандартным инженерным стилем мышления, способным выйти из любой критической ситуации, уже прочно входит в приоритеты педагогики, в том числе и дошкольной.
STEM-образование одно из приоритетных направлений формирования инженерного, инновационного мышления.
STEM объединяет четыре дисциплины:
Science — науку (биология, физика и химия)
Technology — технологию (конструирование)
Engineering — инженерное дело
Math — математику.
Доказан факт, что ранее изучение естественных наук, технологии, математики и инженерии положительно сказывается на общем развитии ребенка.
STEM – этапы погружения
STEM-технологии в дошкольном образовании внедряются постепенно в специально организованной среде. Формирование единого образовательного STEM пространства начинается с освоения конструирования и моделирования статических и динамических моделей, с использованием простейших механизмов и различных типов соединений – рычаг, блок, зубчатая передача, и т.д.…
Это позволяет изучить базовые принципы построения моделей, использования различных конструктивных и соединительных элементов, механизмов и передач. Приобретение инженерных знаний и умений продолжается через понимание принципов управления, изучение различных типов взаимодействий управляемых объектов с окружающим миром и построения последовательностей и цепочек действий (алгоритмов), освоение программирования. Изучение алгоритмов и программирование управляемых систем начинается в аналоговой форме и без использования компьютера, продолжается с использованием среды программирования.
STEM-технологии и робототехника
Робототехника напрямую связана со STEM-образованием. Она является интегральной STEM дисциплиной, объединяющей в себе конструирование, техническое творчество, программирование. К образовательной деятельности дети приступают с пониманием инженерной науки и программирования.
На занятиях робототехникой в дошкольном учреждении изучаются материалы структурных элементов из которых собирается робот – пластик (робототехника начального уровня выполнена из прочного ABS=пластика),
ФОРМА-ФАКТОР ЭЛЕМЕНТОВ – гибкость роботов на конструктивном уровне обеспечивается наличием отверстий, а так же использование различных соединений. Всевозможные механизмы, различные датчики наклона, расстояния, основы электротехники и языки программирования, необходимые для правильной работы роботов. Робототехника является универсальным инструментом для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает интеграцию различных областей и дает возможность заниматься образованием и воспитанием.
Специфика дошкольной робототехники
Дошкольная робототехника позволяет познакомить детей с роботами, сенсорными приборами и программируемой техникой. Постепенно у детей складывается понимание об особенностях окружающего мира и роли современных технологий в нем.
Подобная образовательная деятельность дает возможность ребенку: освоить сложные технические науки; научиться находить нестандартные решения для любых задач; придумывать и реализовывать собственные проекты; доводить начатое до своего логического завершения.
По мнению некоторых психологов, дошкольная робототехника развивает и лидерские качества через общение со сверстниками и педагогами.
Дошкольная робототехника позволяет познакомить детей с роботами, сенсорными приборами и программируемой техникой. Постепенно у детей складывается понимание об особенностях окружающего мира и роли современных технологий в нем.
Подобная образовательная деятельность дает возможность ребенку: освоить сложные технические науки; научиться находить нестандартные решения для любых задач; придумывать и реализовывать собственные проекты; доводить начатое до своего логического завершения.
По мнению некоторых психологов, дошкольная робототехника развивает и лидерские качества через общение со сверстниками и педагогами (на слайде представлена комплекты оборудования LEGO Education используемые в нашем учреждении).
Преимущества STEM-образования:
- Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.
- Применение научно-технических знаний в реальной жизни.
- Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.
- Формирование уверенности в своих силах.
- Активная коммуникация и командная работа.
- Развитие интереса к техническим дисциплинам.
- Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
- Ранняя профессиональная ориентация.
- Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.
Одним из основных рисков при реализации проекта является недостаток технических знаний у воспитателей дошкольных организаций.
Преодоление его возможно при следующем условии:
Проанализировать опыт образовательных учреждений России по организации научно-образовательных лабораторий, STEM-проектов, проектов с решением задач технической направленности.
Провести стартовый мониторинг диагностики мышления, конструктивных навыков у детей дошкольного возраста, профессиональной компетентности педагогов.
Изучить и внедрить парциальную модульную программу «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечении в научно – техническое творчество в рамках ООП или в системе дополнительного образования ДО.
Повышения квалификации педагогов по программе «Реализация парциальной модульной программы «STEM образование детей дошкольного возраста» в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Подготовки команды воспитанников для участие в конкурсах технической направленности для детей дошкольного возраста.
Вывод
Использование технологии STEM-образования в дошкольном учреждении делает возможным:
развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста для обеспечения качественного образования;
выполнение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
социального заказа родителей.
Информационные ресурсы
1. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования: Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 831 // Администратор образования. – № 23. – 2015. – декабрь
2. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 // Собрание законодательства РФ. – 2015. – 1 июня. – № 22, ст. 3232
3. Брыксина О.Ф., Тараканова Е.Н. STEM – образование: дань моде или необходимость? // О.Ф.Брыксина, Е.Н.Тараканова. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (21-24 июня 2016 года) «Инфо-стратегия 2016: общество, государство, образование». 2016. С.306-309.
4. Годунова Е.А., Рождественская Л.В. Многомерный взгляд на мир, или STEM, STEAM, STREAM подходы в образовательной практике. // Е.А. Годунова, Л.В. Рождественская. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/index.php. Дата обращения 30.03.2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации"
Методическая разработка «Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации» дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию психолого-педагогическ...
Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...
STEM-ОБРАЗОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Формирование современного инженера необходимо начинать в дошкольном детстве, что требует изменения содержания дошкольного образования и новых технологий обучения детей. Цель работы состоит в развитие ...
«Модели реализации STEM-образования в практике работы дошкольной образовательной организации»
Теория развития ребенка Ф. Фребеля. Разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика...
STEM-образование и робототехника в дошкольной образовательной организации.
в статье рассматриваются вопросы развития и обеспечения качественного образования, выполнение ФГОС ДО и социального заказа родителей посредством технологии STEM-образования....
STEM-ОБРАЗОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
STEM-образование и робототехника в дошкольной образовательной организации...
STEM-ОБРАЗОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА в дошкольной образовательной организации
Использование технологии STEM-образования в дошкольном учреждении делает возможным: развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста для обеспечения качественного образования...