"Дошкольный патруль" - как форма включения принципов пионерского движения в инклюзивное образование и коррекционную работу дошкольной образовательной организации.
проект (подготовительная группа)

Ялалова Ильмира Фаритовна

Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста. Он представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию через вовлечение дошкольников в отрядную деятельность по принципу Пионерской организации.

Презентация проекта на городской научно-практической конференции педагогических работников образовательных организаций "Образование: современная теория и инновационная практика" принесла мне победу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dosh_patrul.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. НЕФТЕКАМСК РБ

Педагогический проект

на тему:

«Дошкольный патруль» – как форма организации пионерского движения в ДОУ»

Выполнила: Ялалова Ильмира Фаритовна, учитель-дефектолог МАДОУ д/с № 11

г. Нефтекамск РБ

г. Нефтекамск

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Наименование главы

Стр.

Краткая аннотация проекта

2

Обоснование необходимости проекта

2

Цели, задачи проекта

4

Основное содержание проекта

5

Ресурсное обеспечение проекта

6

Партнёры проекта

8

Целевая аудитория проекта

8

План реализации проекта

8

Ожидаемые результаты и социальный эффект проекта

10

Перспективы дальнейшего развития проекта

12

Литература

13

Приложение

  1. План мероприятий отрядной работы на 2023-2024 уч. г
  2. Отличительные знаки отряда
  3. Анкеты для родителей
  4. Диагностика развития детей
  5. Информационный материал для педагогов
  6. Материал по работе с родителями
  7. Материалы по работе с детьми
  8. Интересные ссылки
  9. Схема самодельной детской газеты
  10. Газета для педагогов, родителей и детей
  11. Обязанности членов редакционной команды
  12. Фотоматериалы

  1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста. Он представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию через вовлечение дошкольников в отрядную деятельность по принципу Пионерской организации.

Новизна проекта заключается:

  1. в интеграции расширенного социального взаимодействия детских общественных организаций в сложившуюся систему дошкольного образования,
  2. в создании новых, инновационных форм и методов общения участников проектной деятельности как в условиях ДОУ, так и в союзе с другими общественными организациями,
  3. во включении воспитанников, педагогов, родителей в активную просветительскую деятельность ДОУ, города, республики и страны.
  1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

В настоящее время, государство пытается восстанавливать утраченное за прошедшие годы в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. под № 2945-р утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Она ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, в том числе и детского сада. В соответствии с планом мероприятий этого документа, обновление воспитательного процесса происходит на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта и достижений научных школ, которые предусматривают культурно-исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей.

Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. В течение всего времени пребывания в ДОУ наши дети находятся в ограниченном пространстве нашей группы. Мы, конечно, создаем все условия для их социализации: развиваем предметно-пространственную среду группы и ДОУ, организуем посещения музеев и театрализованных представлений, принимаем участие в конкурсах, акциях, флэш-мобах вместе с семьями воспитанников и т.п.

Но этой интеграции недостаточно! Нашим особенным воспитанникам необходим контакт с детьми без ОВЗ, чтобы обеспечить равные возможности для проявления своих способностей и получения качественного образования. В свою очередь, привлечение к общению, шефству и другим формам и методам инклюзивного образования позволит детям без ОВЗ узнавать и понимать друг друга, учиться принимать и ценить разные способы мышления и восприятия мира, быть человечными и толерантными.

Привлечение воспитанников нормотипичных групп к образовательному процессу компенсирующей группы привело к идее создания условий для развития отдельного коллектива дошкольников на основе нравственно-патриотического воспитания.

Большую роль в этом  играют общественные объединения,  которые способствуют воспитанию в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождению и охране духовных традиций своего народа.

Процесс формирования личности дошкольника, который в будущем в школе, станет пионером, осуществляется через кропотливую, ежедневную работу по формированию нравственно-патриотических чувств с учетом регионального компонента. В этом процессе основной задачей педагогов является: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу систематической, интересной и содержательной.

Проблема: Детских общественных организаций в ДОУ не существует, но зарождение такого движения в дошкольном возрасте очень актуально.

Решение проблемы мы видим в создании отряда «Дошкольный патруль» по принципу общественной организации «Пионеры Башкирии» путём использования различных форм и методов её работы.

  1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: создание условий для социального творчества детей через многообразие форм деятельности, формирование личности, способной занять активную жизненную позицию в современном обществе.

Стратегические задачи: создание в детском саду материально-технической базы и развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию.

Тактические задачи:

  • развивать социальный и воспитательный потенциал пионерских традиций в условиях детского сада, ценностей по формированию у дошкольников гражданско-патриотических качеств;
  • активно использовать эффективные формы деятельности, направленные на развитие творческого, лидерского потенциала дошкольников и успешную адаптацию их в социуме;
  • обеспечивать участие детей и родителей в социально-значимой деятельности, приобретении социального культурологического опыта;
  • организовывать разнообразную деятельность для интеллектуального, духовного и физического развития дошкольников, воспитания готовности участвовать в коллективных делах на благо других людей, на благо своей Родины;
  • формировать социально-личностные компетенции дошкольников: совершенствовать полезные социальные навыки и умения;
  • оказывать методическую поддержку педагогам ДОУ в выборе форм, методов работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • внедрять в практику деятельности личностно-ориентированный и деятельностный подход;
  • повышать роль детской общественной организации в воспитании детей через социальное партнерство с общественной организацией «Пионеры Башкирии».
  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Ещё в 2005 году министр образования и науки А. Фурсенко признавал: «Воспитание – вещь каждодневная… Есть смысл вернуться к старому опыту –  пионерским организациям….». [19]

Деятельность отряда «Дошкольный патруль» построена на основе опыта детских и подростковых организаций XX в. Ее функционирование определяется опытом эмпирической работы с массами и психологией дошкольного возраста.

Для достижения поставленных целей, используется колоссальный опыт, который накопила Пионерская организация, существовавшая в начале 20 века и объединявшая миллионы подростков интересными и полезными делами. Она учила разумной организации отдыха и досуга, отвлекала  от неблаговидных поступков, дурного влияния «улиц» и «подъездов». Пионерство – это образ жизни человека, требующий от него общественного творчества, самосовершенствования, бескорыстного служения Родине. Пионер XXI века – это позиция человека, готового протянуть руку помощи Отечеству, природе, другому человеку. Что может быть прекраснее Детства, в котором заложен смысл служения Отчизне?!

В основу данного проекта заложены следующие идеи:

  • сплочение и воспитание детей в духе патриотизма и гражданственности;
  • понимание друг друга, независимо от особенностей развития, мышления и восприятия мира;
  • развитие у детей таких ценностей пионеров прошлого века, как честность, верность, заботливость, милосердие к нуждающимся, трудолюбие;
  • развитие у дошкольников качеств, необходимых в современных реалиях жизни: артистических наклонностей, умения выступать перед зрителями, самостоятельность в выборе способов и приемов презентации своего труда, способность отличать хорошие и плохие поступки.

Реализуемый Проект основывается на следующих принципах:

  • принцип согласованности (совместное обсуждение задач и способов решения участниками проекта);
  • принцип «выращивания» (создание условий для пошагового развития личности будущего гражданина Российской Федерации);
  • принцип саморазвития (создание условий для появления у детей и родителей установки значимости индивидуального развития каждого ребенка);
  • принцип рефлексивности (коррекция деятельности мышления детей и родителей);
  • принцип доброжелательности (опора на уникальность и особенность личности ребёнка);
  • принцип самоопределения (осознание себя личностью и своих возможностей в достижении успеха);

принцип психологической поддержки (доброжелательная атмосфера, помощь в определении личностных качеств).

  1. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
  1. Информационные ресурсы:
  • Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Закон РФ №82-ФЗ от 19.05.1995 (с изменениями от 17.05.1997) «Об общественных объединениях»
  • Закон РФ N.98-ФЗ от 28.06.1995 (ред. от 01.07.2011) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
  • Закон Республики Башкортостан от 26.06.2023 N 755-з "О патриотическом воспитании в Республике Башкортостан" (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 22.06.2023)
  1. Учебно-методические ресурсы:
  1. Методические рекомендации регионального компонента проекта:
  •  Азнабаева Ф.Г., Шафикова Г.Р., Зигангирова Г.М., Я личность, Уфа, Китап, 2011
  • «Актуальные проблемы гражданско-патриотического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (14 мая 2015 г.) – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015 – 314с.
  1. Фонд методического кабинета:
  • Наборы картин, иллюстраций.
  • Фонотека, аудиотека
  • Библиотека
  • Игротека
  1. Материально-технические ресурсы:

Ноутбук, принтер черно-белый, принтер цветной, ламинатор, брошюратор

  1. Финансовые ресурсы:

Материалы для тиражирования продуктов проекта: бумага и ватманы для газет приобретаются по смете ДОУ; распечатки фото и картинок, используемых в практической деятельности, распечатываются заинтересованными родителями и педагогами. Изготовление открыток, поделок и других продуктов детской деятельности производится их бросового материала.

  1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА
  • МОБУ СОШ № 9
  • ЦРТДиЮ
  • Городская детская библиотека
  • Nsportal ru – социальная сеть работников образования
  • Сообщество Детский сад №11 в российской соц. сети ВКонтакте
  1. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Отбор участников проекта происходит на добровольной основе.

Целевая группа, на которую рассчитан проект: воспитанники подготовительных групп ДОУ, посещающие кружок «Дошкольный патруль» в рамках дополнительного образования в ДОУ, родители, заинтересованные педагоги.

Предполагаемое количество участников проекта:

  1. воспитанников (7-8 лет), родители детей, 33 педагога.
  1. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь 2023 г. –  май 2024 г.)

План мероприятий отрядной работы разрабатывается на учебный год, мероприятия проводятся 1 раз в неделю (Приложение № 1)..

Этапы

Мероприятия

Сроки

Подготовительно-проектировочный этап

  1. Изучение методико-педагогической литературы по теме.
  2. Запись в отряд.
  3. Диагностика развития членов отряда по нравственно-патриотическому воспитанию.
  4. Подбор материала и оборудования, необходимых для работы с детьми: детская художественная литература, тематические картины, иллюстрации, настольно-печатные, дидактические пособия для детей.
  5. Обогащение предметно-развивающей среды по возрасту детей.
  6. Анкетирование родителей «Что вы знаете о пионерии».
  7. Выбор из числа родителей членов редакционной коллегии газеты
  8. Экскурсии в ЦРТДиЮ на тематическую выставку об истории пионерского движения и презентацию современной пионерской организации «Пионеры Башкирии» и городской пионерской организации «Радуга»

август -сентябрь

Практический этап

Работа с родителями:

  1. Консультации и памятки для родителей
  2. Выпуск электронной ежемесячной газеты для родителей, педагогов и детей «Дошкольный патруль»

Работа с педагогами:

  1. Консультации для педагогов.
  2. Открытые занятия с участием отряда.
  3. Консультации с руководителями пионерского движения СОШ № 9 и ЦРТДиЮ

Работа с детьми:

  1. По плану мероприятий отрядной работы: беседы, слёты, акции, ООД, агитбригады, фестивали, спортивные праздники, создание книг и открыток, волонтерство, экскурсии, трудовой десант, игры (интеллектуальная, Квиз), смотр-конкурс.
  2. Выпуск самодельной газеты «Дошкольный патруль»
  3. Участие отряда в проведении открытых занятий по просьбам педагогов ДОУ
  4. Организация встреч с пионерами СОШ № 9 и ГДОО

октябрь – март

Обобщающе-результативный этап

  1. Наблюдения за детьми в процессе сборов, игр, практической деятельности, выступлений.
  2. Диагностика развития членов отряда по нравственно-патриотическому воспитанию
  3. Анкетирование родителей.
  4. Написание обобщающего отчета о проделанной работе с использованием ИКТ.

апрель – май

Презентация проекта

Презентации по итогам реализации проекта.

май

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Планируемые результаты-эффекты: 

  • Воспитанники испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, городу, республике, стране.
  • Дети умеют работать в коллективе.
  • Дети активны в жизни детского сада и города.
  • Дети дисциплинированы и организованны.
  • Дети имеют высокий уровень самоорганизации.
  • Воспитанники и их родители имеют высокий уровень вовлеченности в общественно-полезную деятельность.

Продукты проекта:

  1. Целенаправленная система интересной, разнообразной деятельности.
  2. План мероприятий отрядной работы (Приложение № 1)
  3. Отличительные знаки отряда: речевка, девиз, эмблема, форма (Приложение № 2)
  4. Электронная газета «Дошкольный патруль», под редакцией родителей воспитанников (Приложение № 9).
  5. Самодельная газета «Дошкольный патруль», выполненная руками детей. (Приложение № 8)
  6. Методическая копилка мероприятий с участием отряда «Дошкольный патруль» (Приложение № 6)
  7. Методическая копилка разработок, конспектов, бесед по нравственно-патриотическому воспитанию (Приложение № 5, № 6,)
  8. Методическая копилка консультаций для родителей и педагогов. (Приложение № 5)

Критерии оценивания проекта

1. Удовлетворенность родителей результатом работы оценивается в ходе бесед, наблюдений активности в социальных сетях, выполнении домашних заданий.

2. Для оценивания удовлетворенности родителей результатом работы создана анкета для родителей (проводится анкетирование 2 раза в начале и конце учебного года).

3. Успешность воспитанника в ходе проекта, совершенствование его знаний и умений (проводиться диагностика 2 раза в начале и конце года).

4. Количественный показатель пополнения или улучшения РППС на основе сравнения на начало и конец проекта.

5. Наличие педагогов, желающих провести данный проект в своём детско-родительском коллективе.

Риски и пути преодоления рисков

  1. Временные риски. Чтобы избежать этот риск все мероприятия распланированы в соответствии со значимыми календарными датами.
  2. Бюджетные риски. Не предусмотрено, так как практический материал (газеты, игры, флагшток и др.) создавались из бросового материала. Бумага для оформления проекта, газет и открыток подарена заинтересованным родителем.
  3. Риски изменения объёмов работы. Чтобы не произошло этого риска, создана методическая копилка с консультациями для родителей и педагогов, с беседами для детей и т.д.
  4. Единая точка отказа. Создана резервная копия документации на электронном носителе, вся проектная документация распечатана и находится в свободном доступе в помещении методического кабинета. Для этого оформлена ширма с ящичками, конвертами, файлами где храниться вся информация по проекту.
  5. Зависимости. Для решения этой задачи вся методическая документация, игры были оформлены на подготовительном этапе. Редакционная коллегия газет избирается путем коллективного обсуждения непосредственно перед очередным выпуском.
  1. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

С момента создания и до сегодняшнего дня пионерская организация имела и имеет одну цель: воспитание достойного гражданина своей малой и большой Родины. Общественная организация в рамках детского сада - это среда для выполнения главного заказа общества на современном этапе развития – воспитания патриота своей родины и страны.

Настоящий проект с его целями, задачами, установками и стремлениями вполне может конкурировать с современными патриотическими движениями, такими как, например, волонтерское движение.  А предложенные в проекте средства и методы, помогут обрести и детям и родителям систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.

Наша деятельность в проекте ещё не завершилась, но уже сегодня многие педагоги взяли эту идею для реализации, ведь отряд «Дошкольный патруль»– это благоприятная атмосфера для развития детей, которые при помощи педагога хотят и должны стремиться к большему,  быть не потребителями, а созидателями.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

  1. Создание нескольких отрядов в разных группах.
  2. Организация соревнований, сборов, коллективных творческих дел с участием нескольких отрядов в рамках одного ДОУ и между детскими садами города.
  3. Создание сайта отряда, сообщества в ВКонтакте для информирования населения о проводимых мероприятиях в отряде.
  1. ЛИТЕРАТУРА

Государственные стандарты и сборники документов

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. «Федеральная образовательная программа дошкольного образования». утверждена Министерством просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) 25.11.2022 г. № 1028.
  3. Закон РФ №82-ФЗ от 19.05.1995 (с изменениями от 17.05.1997) «Об общественных объединениях»
  4. Закон РФ N.98-ФЗ от 28.06.1995 (ред. от 01.07.2011) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
  5. Программа развития МАДОУ детский сад №11 ГО г. Нефтекамск РБ на 2021-2025 годы
  6. Устав МАДОУ детский сад №11 ГО г. Нефтекамск РБ

Учебники и учебные пособия

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005 г. – 256 с.
  2.  Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5–7 лет: Методическое пособие/ Е.А.Алябьева. – Москва:ТЦ Сфера, 2009 г. – 128 с.
  3.  Бабунова Е.С, Градусова Л.В. «Наш дом – Южный Урал» под ред. Магнитогорск: МаГу, 2003 г.
  4.  Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.2004.
  5.  Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая – М.: ТЦ Сфера, 2014
  6. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Аргос, 1990. – 213с.
  7. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект «Живая Память России». Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников/Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева – Москва: Детство-Пресс, 2013 г. – 96 с.
  8. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий/А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. – Москва: Книголюб, 2008 г. – 112 с.
  9. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников/М.Д. Маханева – Москва: «Сфера», 2010 г. – 96 с.
  10.  Микляева Н.В. Инновации в детском саду– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008
  11. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Мозаика-синтез, 2010 г. – 304с.
  12. Федулова Ю., Рогожина О., Депутатова О. Люблю мое отечество. Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников/Ю. Федулова, О. Рогожина, О. Депутатова – Москва: ТЦ «Сфера», 2019 г. – 112 с.
  13. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – Майкоп, 2004 г. – 340с.

Статья из газеты или журнала

  1.  Газета «Волгоградская правда» от 14 декабря 2005 г.

Статья из энциклопедии или словаря

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002
  2. Большой Толковый Словарь Русского Языка / Гл. Ред. Кузнецов С.А - СПб.: Норинт, 2000

Электронные ресурсы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]//режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». [Электронный ресурс]//режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
  3. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс]//режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Я ПОЗНАЮ МИР» Проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников. По реализации основной образовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детског

Пояснительная запискаИнклюзия (включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.Интеграция детей - инвалидов в общест...

Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы в ДОО в соответствии с требованием ФГОС ДО.

Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы                                      ...

Реализация инклюзивного образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с кохлеарной имплантацией.

Статья о внедрении инклюзивного образования в дошкольные учреждения. Переход ребенка с кохлеарным имплантом от воспитания и обучения в группе коррекционной направленности в общеразвивающую группу....

Реализация инклюзивного образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с кохлеарной имплантацией.

Инклюзивное образование в дошкольной организации направлено на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной ...

Программа инновационной площадки «Реализация инклюзивного образования в практике современной дошкольной организации»

    Государственная политика в отношении полноценного развития детей с ОВЗ определяет актуальность внедрения в практику дошкольного учреждения данную вариативную форму образования. В ...

«Модели реализации STEM-образования в практике работы дошкольной образовательной организации»

Теория развития ребенка Ф. Фребеля. Разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика...

Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях Краснодарского края

laquo;…..Из того как, общество относится к инвалидам делают выводы о том, на сколько, оно цивилизовано, и России здесь есть чему поучиться».В.В. Путин...