"Дошкольный патруль" - как форма включения принципов пионерского движения в инклюзивное образование и коррекционную работу дошкольной образовательной организации.
проект (подготовительная группа)
Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста. Он представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию через вовлечение дошкольников в отрядную деятельность по принципу Пионерской организации.
Презентация проекта на городской научно-практической конференции педагогических работников образовательных организаций "Образование: современная теория и инновационная практика" принесла мне победу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dosh_patrul.docx | 35.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. НЕФТЕКАМСК РБ
Педагогический проект
на тему:
«Дошкольный патруль» – как форма организации пионерского движения в ДОУ»
Выполнила: Ялалова Ильмира Фаритовна, учитель-дефектолог МАДОУ д/с № 11
г. Нефтекамск РБ
г. Нефтекамск
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
№ | Наименование главы | Стр. |
Краткая аннотация проекта | 2 | |
Обоснование необходимости проекта | 2 | |
Цели, задачи проекта | 4 | |
Основное содержание проекта | 5 | |
Ресурсное обеспечение проекта | 6 | |
Партнёры проекта | 8 | |
Целевая аудитория проекта | 8 | |
План реализации проекта | 8 | |
Ожидаемые результаты и социальный эффект проекта | 10 | |
Перспективы дальнейшего развития проекта | 12 | |
Литература | 13 | |
Приложение
|
- КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста. Он представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию через вовлечение дошкольников в отрядную деятельность по принципу Пионерской организации.
Новизна проекта заключается:
- в интеграции расширенного социального взаимодействия детских общественных организаций в сложившуюся систему дошкольного образования,
- в создании новых, инновационных форм и методов общения участников проектной деятельности как в условиях ДОУ, так и в союзе с другими общественными организациями,
- во включении воспитанников, педагогов, родителей в активную просветительскую деятельность ДОУ, города, республики и страны.
- ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
В настоящее время, государство пытается восстанавливать утраченное за прошедшие годы в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. под № 2945-р утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Она ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, в том числе и детского сада. В соответствии с планом мероприятий этого документа, обновление воспитательного процесса происходит на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта и достижений научных школ, которые предусматривают культурно-исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей.
Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. В течение всего времени пребывания в ДОУ наши дети находятся в ограниченном пространстве нашей группы. Мы, конечно, создаем все условия для их социализации: развиваем предметно-пространственную среду группы и ДОУ, организуем посещения музеев и театрализованных представлений, принимаем участие в конкурсах, акциях, флэш-мобах вместе с семьями воспитанников и т.п.
Но этой интеграции недостаточно! Нашим особенным воспитанникам необходим контакт с детьми без ОВЗ, чтобы обеспечить равные возможности для проявления своих способностей и получения качественного образования. В свою очередь, привлечение к общению, шефству и другим формам и методам инклюзивного образования позволит детям без ОВЗ узнавать и понимать друг друга, учиться принимать и ценить разные способы мышления и восприятия мира, быть человечными и толерантными.
Привлечение воспитанников нормотипичных групп к образовательному процессу компенсирующей группы привело к идее создания условий для развития отдельного коллектива дошкольников на основе нравственно-патриотического воспитания.
Большую роль в этом играют общественные объединения, которые способствуют воспитанию в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождению и охране духовных традиций своего народа.
Процесс формирования личности дошкольника, который в будущем в школе, станет пионером, осуществляется через кропотливую, ежедневную работу по формированию нравственно-патриотических чувств с учетом регионального компонента. В этом процессе основной задачей педагогов является: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу систематической, интересной и содержательной.
Проблема: Детских общественных организаций в ДОУ не существует, но зарождение такого движения в дошкольном возрасте очень актуально.
Решение проблемы мы видим в создании отряда «Дошкольный патруль» по принципу общественной организации «Пионеры Башкирии» путём использования различных форм и методов её работы.
- ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: создание условий для социального творчества детей через многообразие форм деятельности, формирование личности, способной занять активную жизненную позицию в современном обществе.
Стратегические задачи: создание в детском саду материально-технической базы и развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию.
Тактические задачи:
- развивать социальный и воспитательный потенциал пионерских традиций в условиях детского сада, ценностей по формированию у дошкольников гражданско-патриотических качеств;
- активно использовать эффективные формы деятельности, направленные на развитие творческого, лидерского потенциала дошкольников и успешную адаптацию их в социуме;
- обеспечивать участие детей и родителей в социально-значимой деятельности, приобретении социального культурологического опыта;
- организовывать разнообразную деятельность для интеллектуального, духовного и физического развития дошкольников, воспитания готовности участвовать в коллективных делах на благо других людей, на благо своей Родины;
- формировать социально-личностные компетенции дошкольников: совершенствовать полезные социальные навыки и умения;
- оказывать методическую поддержку педагогам ДОУ в выборе форм, методов работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию;
- внедрять в практику деятельности личностно-ориентированный и деятельностный подход;
- повышать роль детской общественной организации в воспитании детей через социальное партнерство с общественной организацией «Пионеры Башкирии».
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Ещё в 2005 году министр образования и науки А. Фурсенко признавал: «Воспитание – вещь каждодневная… Есть смысл вернуться к старому опыту – пионерским организациям….». [19]
Деятельность отряда «Дошкольный патруль» построена на основе опыта детских и подростковых организаций XX в. Ее функционирование определяется опытом эмпирической работы с массами и психологией дошкольного возраста.
Для достижения поставленных целей, используется колоссальный опыт, который накопила Пионерская организация, существовавшая в начале 20 века и объединявшая миллионы подростков интересными и полезными делами. Она учила разумной организации отдыха и досуга, отвлекала от неблаговидных поступков, дурного влияния «улиц» и «подъездов». Пионерство – это образ жизни человека, требующий от него общественного творчества, самосовершенствования, бескорыстного служения Родине. Пионер XXI века – это позиция человека, готового протянуть руку помощи Отечеству, природе, другому человеку. Что может быть прекраснее Детства, в котором заложен смысл служения Отчизне?!
В основу данного проекта заложены следующие идеи:
- сплочение и воспитание детей в духе патриотизма и гражданственности;
- понимание друг друга, независимо от особенностей развития, мышления и восприятия мира;
- развитие у детей таких ценностей пионеров прошлого века, как честность, верность, заботливость, милосердие к нуждающимся, трудолюбие;
- развитие у дошкольников качеств, необходимых в современных реалиях жизни: артистических наклонностей, умения выступать перед зрителями, самостоятельность в выборе способов и приемов презентации своего труда, способность отличать хорошие и плохие поступки.
Реализуемый Проект основывается на следующих принципах:
- принцип согласованности (совместное обсуждение задач и способов решения участниками проекта);
- принцип «выращивания» (создание условий для пошагового развития личности будущего гражданина Российской Федерации);
- принцип саморазвития (создание условий для появления у детей и родителей установки значимости индивидуального развития каждого ребенка);
- принцип рефлексивности (коррекция деятельности мышления детей и родителей);
- принцип доброжелательности (опора на уникальность и особенность личности ребёнка);
- принцип самоопределения (осознание себя личностью и своих возможностей в достижении успеха);
принцип психологической поддержки (доброжелательная атмосфера, помощь в определении личностных качеств).
- РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
- Информационные ресурсы:
- Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Закон РФ №82-ФЗ от 19.05.1995 (с изменениями от 17.05.1997) «Об общественных объединениях»
- Закон РФ N.98-ФЗ от 28.06.1995 (ред. от 01.07.2011) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
- Закон Республики Башкортостан от 26.06.2023 N 755-з "О патриотическом воспитании в Республике Башкортостан" (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 22.06.2023)
- Учебно-методические ресурсы:
- Методические рекомендации регионального компонента проекта:
- Азнабаева Ф.Г., Шафикова Г.Р., Зигангирова Г.М., Я личность, Уфа, Китап, 2011
- «Актуальные проблемы гражданско-патриотического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (14 мая 2015 г.) – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015 – 314с.
- Фонд методического кабинета:
- Наборы картин, иллюстраций.
- Фонотека, аудиотека
- Библиотека
- Игротека
- Материально-технические ресурсы:
Ноутбук, принтер черно-белый, принтер цветной, ламинатор, брошюратор
- Финансовые ресурсы:
Материалы для тиражирования продуктов проекта: бумага и ватманы для газет приобретаются по смете ДОУ; распечатки фото и картинок, используемых в практической деятельности, распечатываются заинтересованными родителями и педагогами. Изготовление открыток, поделок и других продуктов детской деятельности производится их бросового материала.
- СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА
- МОБУ СОШ № 9
- ЦРТДиЮ
- Городская детская библиотека
- Nsportal ru – социальная сеть работников образования
- Сообщество Детский сад №11 в российской соц. сети ВКонтакте
- ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Отбор участников проекта происходит на добровольной основе.
Целевая группа, на которую рассчитан проект: воспитанники подготовительных групп ДОУ, посещающие кружок «Дошкольный патруль» в рамках дополнительного образования в ДОУ, родители, заинтересованные педагоги.
Предполагаемое количество участников проекта:
- воспитанников (7-8 лет), родители детей, 33 педагога.
- ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь 2023 г. – май 2024 г.)
План мероприятий отрядной работы разрабатывается на учебный год, мероприятия проводятся 1 раз в неделю (Приложение № 1)..
Этапы | Мероприятия | Сроки |
Подготовительно-проектировочный этап |
| август -сентябрь |
Практический этап | Работа с родителями:
Работа с педагогами:
Работа с детьми:
| октябрь – март |
Обобщающе-результативный этап |
| апрель – май |
Презентация проекта | Презентации по итогам реализации проекта. | май |
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
Планируемые результаты-эффекты:
- Воспитанники испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, городу, республике, стране.
- Дети умеют работать в коллективе.
- Дети активны в жизни детского сада и города.
- Дети дисциплинированы и организованны.
- Дети имеют высокий уровень самоорганизации.
- Воспитанники и их родители имеют высокий уровень вовлеченности в общественно-полезную деятельность.
Продукты проекта:
- Целенаправленная система интересной, разнообразной деятельности.
- План мероприятий отрядной работы (Приложение № 1)
- Отличительные знаки отряда: речевка, девиз, эмблема, форма (Приложение № 2)
- Электронная газета «Дошкольный патруль», под редакцией родителей воспитанников (Приложение № 9).
- Самодельная газета «Дошкольный патруль», выполненная руками детей. (Приложение № 8)
- Методическая копилка мероприятий с участием отряда «Дошкольный патруль» (Приложение № 6)
- Методическая копилка разработок, конспектов, бесед по нравственно-патриотическому воспитанию (Приложение № 5, № 6,)
- Методическая копилка консультаций для родителей и педагогов. (Приложение № 5)
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворенность родителей результатом работы оценивается в ходе бесед, наблюдений активности в социальных сетях, выполнении домашних заданий.
2. Для оценивания удовлетворенности родителей результатом работы создана анкета для родителей (проводится анкетирование 2 раза в начале и конце учебного года).
3. Успешность воспитанника в ходе проекта, совершенствование его знаний и умений (проводиться диагностика 2 раза в начале и конце года).
4. Количественный показатель пополнения или улучшения РППС на основе сравнения на начало и конец проекта.
5. Наличие педагогов, желающих провести данный проект в своём детско-родительском коллективе.
Риски и пути преодоления рисков
- Временные риски. Чтобы избежать этот риск все мероприятия распланированы в соответствии со значимыми календарными датами.
- Бюджетные риски. Не предусмотрено, так как практический материал (газеты, игры, флагшток и др.) создавались из бросового материала. Бумага для оформления проекта, газет и открыток подарена заинтересованным родителем.
- Риски изменения объёмов работы. Чтобы не произошло этого риска, создана методическая копилка с консультациями для родителей и педагогов, с беседами для детей и т.д.
- Единая точка отказа. Создана резервная копия документации на электронном носителе, вся проектная документация распечатана и находится в свободном доступе в помещении методического кабинета. Для этого оформлена ширма с ящичками, конвертами, файлами где храниться вся информация по проекту.
- Зависимости. Для решения этой задачи вся методическая документация, игры были оформлены на подготовительном этапе. Редакционная коллегия газет избирается путем коллективного обсуждения непосредственно перед очередным выпуском.
- ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
С момента создания и до сегодняшнего дня пионерская организация имела и имеет одну цель: воспитание достойного гражданина своей малой и большой Родины. Общественная организация в рамках детского сада - это среда для выполнения главного заказа общества на современном этапе развития – воспитания патриота своей родины и страны.
Настоящий проект с его целями, задачами, установками и стремлениями вполне может конкурировать с современными патриотическими движениями, такими как, например, волонтерское движение. А предложенные в проекте средства и методы, помогут обрести и детям и родителям систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.
Наша деятельность в проекте ещё не завершилась, но уже сегодня многие педагоги взяли эту идею для реализации, ведь отряд «Дошкольный патруль»– это благоприятная атмосфера для развития детей, которые при помощи педагога хотят и должны стремиться к большему, быть не потребителями, а созидателями.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
- Создание нескольких отрядов в разных группах.
- Организация соревнований, сборов, коллективных творческих дел с участием нескольких отрядов в рамках одного ДОУ и между детскими садами города.
- Создание сайта отряда, сообщества в ВКонтакте для информирования населения о проводимых мероприятиях в отряде.
- ЛИТЕРАТУРА
Государственные стандарты и сборники документов
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- «Федеральная образовательная программа дошкольного образования». утверждена Министерством просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) 25.11.2022 г. № 1028.
- Закон РФ №82-ФЗ от 19.05.1995 (с изменениями от 17.05.1997) «Об общественных объединениях»
- Закон РФ N.98-ФЗ от 28.06.1995 (ред. от 01.07.2011) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
- Программа развития МАДОУ детский сад №11 ГО г. Нефтекамск РБ на 2021-2025 годы
- Устав МАДОУ детский сад №11 ГО г. Нефтекамск РБ
Учебники и учебные пособия
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005 г. – 256 с.
- Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5–7 лет: Методическое пособие/ Е.А.Алябьева. – Москва:ТЦ Сфера, 2009 г. – 128 с.
- Бабунова Е.С, Градусова Л.В. «Наш дом – Южный Урал» под ред. Магнитогорск: МаГу, 2003 г.
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.2004.
- Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая – М.: ТЦ Сфера, 2014
- Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Аргос, 1990. – 213с.
- Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект «Живая Память России». Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников/Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева – Москва: Детство-Пресс, 2013 г. – 96 с.
- Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий/А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. – Москва: Книголюб, 2008 г. – 112 с.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников/М.Д. Маханева – Москва: «Сфера», 2010 г. – 96 с.
- Микляева Н.В. Инновации в детском саду– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Мозаика-синтез, 2010 г. – 304с.
- Федулова Ю., Рогожина О., Депутатова О. Люблю мое отечество. Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников/Ю. Федулова, О. Рогожина, О. Депутатова – Москва: ТЦ «Сфера», 2019 г. – 112 с.
- Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – Майкоп, 2004 г. – 340с.
Статья из газеты или журнала
- Газета «Волгоградская правда» от 14 декабря 2005 г.
Статья из энциклопедии или словаря
- Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002
- Большой Толковый Словарь Русского Языка / Гл. Ред. Кузнецов С.А - СПб.: Норинт, 2000
Электронные ресурсы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]//режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». [Электронный ресурс]//режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
- Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс]//режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Я ПОЗНАЮ МИР» Проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников. По реализации основной образовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детског
Пояснительная запискаИнклюзия (включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.Интеграция детей - инвалидов в общест...
Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы в ДОО в соответствии с требованием ФГОС ДО.
Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы ...
Реализация инклюзивного образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с кохлеарной имплантацией.
Статья о внедрении инклюзивного образования в дошкольные учреждения. Переход ребенка с кохлеарным имплантом от воспитания и обучения в группе коррекционной направленности в общеразвивающую группу....
Реализация инклюзивного образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с кохлеарной имплантацией.
Инклюзивное образование в дошкольной организации направлено на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной ...
Программа инновационной площадки «Реализация инклюзивного образования в практике современной дошкольной организации»
Государственная политика в отношении полноценного развития детей с ОВЗ определяет актуальность внедрения в практику дошкольного учреждения данную вариативную форму образования. В ...
«Модели реализации STEM-образования в практике работы дошкольной образовательной организации»
Теория развития ребенка Ф. Фребеля. Разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика...
Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях Краснодарского края
laquo;…..Из того как, общество относится к инвалидам делают выводы о том, на сколько, оно цивилизовано, и России здесь есть чему поучиться».В.В. Путин...