Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «В гостях у горлицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталья Ивановна Рощупкина

Цель: формировать представления детей о птице горлице обыкновенной, ее внешнем виде, питании и месте обитания.

Задачи.

1. Систематизировать знания детей о горлице обыкновенной. Помочь установить связь между средой обитания птицы и ее питанием. Познакомить детей с тем, как птица устраивает своё гнездо.

2. Развивать интерес к жизни птиц, слуховое и зрительное внимание, мышление и память, речь детей. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

3. Формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие. Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе

«В гостях у горлицы»

Цель: формировать представления детей о птице горлице обыкновенной, ее внешнем виде, питании и месте обитания. 

Задачи.

1. Систематизировать знания детей о горлице обыкновенной. Помочь установить связь между средой обитания птицы и ее питанием. Познакомить детей с тем, как птица устраивает своё гнездо.

2. Развивать интерес к жизни птиц, слуховое и зрительное внимание, мышление и память, речь детей. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

3. Формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие. Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Оборудование: презентация «Горлица обыкновенная», иллюстрации с изображением птицы, цветные карандаши, карточки с изображениями птицы, предметные картинки для игр-заданий.

Методические советы на подготовительный период: беседы с детьми о перелетных и зимующих птицах, наблюдение за птицами на прогулке, чтение художественных произведений, стихов о птице, рассматривание иллюстраций с изображением горлицы.

Содержание организованной образовательной деятельности

Ι. Организационный момент.

Воспитатель. 

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Интерактивная технология «Хоровод»

Дети встают в круг, каждый ребенок ведет с воспитателем диалог и передает мяч следующему.

Воспитатель. Ребята, каких птиц вы знаете?

Дети (называют, передавая мяч по кругу). Воробей, синица, сорока, ворона, ласточка, скопа, голубь, лебедь.

Воспитатель. Скажите, где мы можем увидеть этих птиц?

Дети. На улице, в лесу, на воде, в деревне.

Воспитатель. Чем птицы отличаются друг от друга?

Дети. Окраской. Есть птицы поющие, не поющие, водоплавающие, сухопутные, зимующие, перелетные.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о перелетной птице – горлице обыкновенной. Эта птица относится к семейству голубиных и является самым мелким представителем этого семейства. Горлица, как и голубь, ассоциируется с чистотой и миром. Звук, издаваемый этими птицами, звучит как «турр-турр» (включается аудиозапись со звуком).

ΙΙ. Основная часть. (Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации).

Воспитатель. Ребята, ежегодно Союзом охраны птиц России избирается птица года. Птицей этого 2019 года избрана обыкновенная горлица. Она обитает в лесной и степной зоне Европы.  

Обыкновенная горлица – осторожная и пугливая перелётная птица и очень быстро летает. Прилетает к местам гнездования поздно – в конце апреля – начале мая, и раньше других сородичей покидает наши края – обычно в первой половине сентября. Зимует эта птица в Африке, южнее Сахары.

Горлица обыкновенная достигает размеров 26-29 см и весит около 300 г. Имеет коричнево-бурую окраску спины, на спине и крыльях расположен крупный черно-коричневый орнамент в виде чешуек, на шее выделяются горизонтальные черные и белые полоски. Голова окрашена в серо-голубой цвет, зоб, грудь и живот - в розово-серый. Ноги – кирпично-красного цвета. Окрас молодняка более блёклый. Самцы и самки горлицы обыкновенной выглядят одинаково.

Горлица обыкновенная для жизни предпочитает сады и сухие, светлые части леса. Любит селиться в сельской местности, лесополосах, пойменных лесах. Обязательно наличие водоёма недалёко от гнезда – птица часто пьет.

Гнездо горлица устраивает в кроне деревьев или на высоких кустарниках из сухих прутиков и веточек, плоское. Оно производит впечатление непрочной конструкции, просвечивается, если смотреть снизу. Но на самом деле гнездо горлицы прочное, надежное и долговечное, в котором вырастает не одно поколение птенцов. И со временем оно становится крепче, т.к. цементируется «помётом» птенцов. Обычно горлица откладывает два яйца, а за сезон бывает две кладки. Насиживание длится около двух недель. Насиживают и заботятся о потомстве оба родителя.

Первую неделю оба родителя кормят птенцов «птичьим молоком»: частично переваренной пищей, которая образуется в зобе и срыгивается взрослой птицей, потом в рационе появляются семена растений. В возрасте 20 дней птенцы умеют летать, добывать пищу, становятся самостоятельными.

Питаются взрослые птицы и подросшие птенцы семенами диких и культурных растений, проростками злаков, охотно поедают хлебные крошки. Горлица летает невысоко, быстро крутит головкой, высматривая корм. Кусочки пищи съедает не сразу, набивает ими зоб. И только когда зоб наполнится, улетает в тихое место и проглатывает содержимое зоба по частям.

У горлиц много врагов: хищные птицы охотятся на взрослых особей, кошки, белки, сороки и сойки разоряют гнёзда и поедают птенцов.

В настоящее время орнитологи (это люди, которые изучают жизнь птиц) опасаются за будущее горлицы обыкновенной, т.к. на нее стали охотиться. Поэтому эта птица занесена в Красную книгу.

Воспитатель. - Ребята, вы, наверное, устали, давайте подвигаемся.

Физкультминутка.

На горе стоит лесок, (круговые движения руками)

Он не низок не высок. (сесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться).

По тропинке два туриста шли домой из далека, (ходьба на месте)

Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» (плечи поднять)

Воспитатель. Ребята, а теперь мы с вами поиграем.

Игра «Да – нет».

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают – «ДА» или «НЕТ».

1.Обыкновенная горлица - перелетная птица. (Да)

2. Обыкновенная горлица достигает 50 см в длину. (Нет)

3. Обыкновенная горлица питается семенами диких и культурных растений. (Да)

4. Обыкновенная горлица живет в скворечниках. (Нет)

5. Обыкновенная горлица имеет яркое, черно-жёлтое оперение. (Нет)

6. Обычно в кладке бывает 2 яйца. (Да)

7. На голове обыкновенной горлицы есть хохолок. (Нет)

8. Обыкновенная горлица не имеет врагов в природе. (Нет)

9. Обыкновенная горлица строит гнездо на деревьях, высоких кустарниках. (Да)

10. Обыкновенная горлица днем спит, а ночью охотится. (Нет)

11. У обыкновенной горлицы звонкая, мелодичная песня. (Нет)

12. Выкармливанием птенцов занимаются оба родителя. (Да)

13. Горлица зимующая птица. (Нет)

14. Обыкновенная горлица - птица 2019 года. (Да)

Игра «Узнай песню». Сейчас вы прослушаете звуки, издаваемые птицами, и определите звук, издаваемый горлицей.

Игра «Разрезные картинки» (работа в парах).

Дети собирают птицу из разрезных картинок.

Игра «Раскрась (нарисуй) горлицу». Дети раскрашивают (рисуют) птицу.

Воспитатель. Ребята, а теперь придумайте рассказ или сказку о горлице обыкновенной.

Рассказы детей о птице.

ΙΙΙ. Итог. Рефлексия.

Воспитатель. Молодцы, ребята! С какой птицей мы с вами сегодня познакомились? Что вам больше всего понравилось сегодня? (ответы детей).

Источники:

  1. Белик В. П., Мищенко А. Л., 2017г. Обыкновенная горлица Streptopelia turtur на пути к исчезновению.// Русский орнитологический журнал, т.26, №1538, с.5259-5262.
  2. Интернет ресурсы: https://infourok.ru

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Памятники Великой Отечественной войны».

Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине....

Конспект организованной – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гости к хозяйке луга» Подготовила: Галиева Г.Р 2017год

Тема: «В гости к хозяйке луга»Цель: закрепление знаний детей о насекомых.Интеграция образовательных областей:«Познание (формирование целостной картины мира)», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебная ниточка»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебная ниточка»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Что такое реклама"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Что такое реклама"...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «В гостях у Мишутки»

фФормирование познавательного интереса у детей раннего возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности...