НОД по экологии "В гости к зимующим птицам.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Коваленкова Флорида Газнавиевна.

Итоговое занятие по по проектной деятельности "Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе

«В гости к зимующим птицам».

Цели:

- Формирование элементарных экологических представлений.

- Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.

- Расширение, обогащение и систематизирование представлений детей о зимующих птицах: их разновидностях, особенностях жизни зимой, зависимости между строением клюва и характером питания птиц.

- Развитие сенсомоторных координаций через активацию разных видов восприятия.

- Воспитание бережного отношения к птицам и желание помочь им в зимнее время.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам начать увлекательное путешествие. Тему нашего путешествия вам помогут картинки, которые мы с вами составим из частей. Я попрошу вас подойдите к столу и возьмите по одной части. А теперь посмотрите на обратную сторону. У кого желтые кружочки на обратной стороне, подойдут к столу с желтым кружком, у кого красный кружок, к столу с красным кружком, у кого синий – к столу с синим кружком. (Дети собирают разрезные картинки.)

Итак, внимательно посмотрите на получившиеся картинки и скажите о ком же мы сегодня будем говорить? (О птицах)

Воспитатель: Правильно, о птицах. Мир птиц очень большой, интересный и разнообразный. ( Звучит запись голосов птиц.)

Воспитатель: Ребята, послушайте и скажите, чьи голоса вы слышите?

Дети: Голоса птиц.

Воспитатель: Когда  мы можем услышать голоса птиц?

Дети: Весной

Воспитатель: А зимой мы можем услышать голоса этих птиц? Почему?

Дети: Зимой услышать не можем, потому что эти птицы улетают на юг

Воспитатель: А зимой голоса каких птиц мы можем услышать?

Дети: Сороки, вороны, воробья.

Воспитатель: Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Ребята, а давайте пойдем на прогулку в зимний лес? А пойдём мы с вами как исследователи, что бы выяснить, можно ли птицам прожить холодной, снежной зимой. А раз мы собрались в зимний лес, на чём удобнее отправиться на прогулку, ведь в лесу очень много снега и можно увязнуть в сугробах?

Дети: Удобнее на лыжах.

Воспитатель: Правильно, на лыжах путешествовать быстрее и удобнее.

Во время путешествия, нам ведь трудно будет двигаться по сугробам, мы будем отдыхать, а во время отдыха, чтобы не замерзнуть будем играть в различные игры, отгадывать загадки.

Тогда одеваемся теплее: тёплые куртки, шапки, не забудьте, варежки и встаём на лыжи. Поехали в лес.

(Имитация движения ходьбы на лыжах)

Воспитатель: Вот мы с вами и в зимнем лесу. Каких только деревьев нет в лесу! А снег белый и чистый и воздух в лесу чистый. Как много снега!

Ребята давайте слепим большой снежный ком и поиграем в игру, которая так и называется «Снежный ком».

Игра «Снежный ком»

Дети стоят в кругу и предают друг другу ком из ваты, говоря слова:

«Снежный ком мы все катаем

до пяти мы все считаем

раз, два, три, четыре, пять

тебе птицу называть»

(тот, у кого в руках оказался снежный ком называет зимующую птицу).

Воспитатель: молодцы , столько зимующих птиц назвали.

Ребята, я вижу высокое, красивое дерево. Подойдём к нему.

Дети подходят к ели, на которой сидят клесты, самка и самец.

Воспитатель: ребята, а что это за птицы сидят на ели?

Дети: Клесты.

Воспитатель: Что обе птички клесты, ведь у них разное оперение.

Дети: Это самка и самец. У самца оперение красно – коричневое, а у самки

серо – зеленое.

Воспитатель: А чем еще интересны эти птицы?

Дети: у клеста загнутый клюв.

Воспитатель: А для чего ему такой клюв.

Дети: Чтобы доставать семена шишек, так как клест ими питается.

Воспитатель: Ребята, клёст нам что-то говорит. Он говорит, чтобы мы не шумели, не пугали его птенцов. Удивительно, мороз, холод, а у клеста вывелись птенцы!

 Вот так новость:

У клестов

Появились пять птенцов!

А метель метёт, метёт,

А отец себе поёт:

- Что нам холод, что нам снег,

Что деньки студёные!

Ребятишки у меня очень закалённые!

Удивительная птица клёст, только у него появляются птенцы зимой. Как вы думаете, почему у клеста появляются птенцы зимой?

Дети: Потому что клёст не боится холода и корма у него достаточно, ведь он питается семенами.

Воспитатель: Ребята, А птенцы у клеста рождаются тоже с изогнутым клювом?

Дети: нет, они рождаются с прямым клювом, но когда они начинают кормиться сами, то их клюв искривляется.

Воспитатель: Вот как много вы сегодня рассказали мне о клестах. Но нам надо идти дальше.

(Имитация движения ходьбы на лыжах).

Воспитатель: Ой ребята устали, давайте сядем на пенечки, отдохнем и отгадаем загадки.

Загадки:

Желтенькая грудка, черненькая спинка,

С ветки прыгать ей не лень и щебечет целый день. (Синица)

Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит (Дятел)

Эта птица всем знакома - 
Важно ходит возле дома 
Кар-Кар-Кар вдруг закричит, 
И спокойно улетит. 
Очень хитрая персона, 
А зовут её (Ворона)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей.)

Кто там прыгает, шуршит?

Клювом шишки потрошит?

Голосом речистым, чистым,

«Клё-клё-клё» - поёт со свистом? (Клёст.)

У нее глаза большие, хищный клюв всегда крючком,

 по ночам она летает, спит на дереве лишь днем. (сова)

Гладенький, аккуратненький, урчит, воркует, подружку целует (голубь)

Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель).

Воспитатель: Ребята, я вижу дерево с красными ягодами. Подойдём к нему. Что это за дерево?

Дети: Рябина.

Воспитатель: Посмотрите, и здесь нас встречают птицы.  Посмотрите на птиц и скажите что это за птицы.

Дети: Снегирь и свиристель.

Воспитатель: А что удивительного есть у снегиря и свиристеля?

Дети: У снегиря ярко-красное оперение на груди, а у свиристеля на голове хохолок.

Воспитатель: Почему снегиря и свиристеля мы увидели на рябине?

Дети: Потому что они любят лакомиться её ягодами.

Воспитатель: Ребята, снегирь и свиристель что - то говорят. Они говорят, что они – жители Севера. Когда наступают холода, снегири и свиристели прилетают в наши леса. Ведь для них, северных птиц, наши леса, всё ровно, что для перелётных птиц тёплые южные страны. Морозов они не бояться, оперение у них тёплое, а пищи, ягод, предостаточно. А клювы у снегиря и свиристеля очень крепкие.

Воспитатель: А для чего им такие крепкие клювы?

Дети: Потому что ягоды от мороза очень твёрдые. Своим клювом они могут расколоть даже крепкий орех.

Воспитатель: А нам пора дальше.

(Имитация движения ходьбы на лыжах).

Воспитатель: Ребята, я слышу какой-то стук. Кто это?

Дети: Дятел.

Воспитатель: Посмотрите, какой у дятла длинный и сильный клюв. Зачем ему такой клюв?

Дети: Чтобы долбить дерево.

Воспитатель: А зачем дятлу долбить дерево?

Дети: Он достаёт из-под коры вредных насекомых и их личинок.

Воспитатель: Ребята, а как еще называют дятла?

Дети: Санитар леса

Воспитатель: Ребята, дятел долбит дерево, это хорошо или плохо? От того, что он долбит дерево, оно может погибнуть. Как же быть, дятел должен долбить дерево, что бы добыть корм и не должен долбить, что бы дерево не погибло.

Дети: Дятел долбит больное дерево или погибшее, т. к. в этих деревьях больше вредителей.

Воспитатель: Посмотрите какая интересная птица сидит на ели, что это за птица?

Дети: Сова.

Воспитатель: Мне кажется она спит?

Дети: Да. Она днем спит, а ночью охотиться.

Воспитатель: Да она хищница? А чем она питается?

Дети: Мелкими грызунами.

Воспитатель: А, что же в этой птице интересного.

Дети: Она может крутить головой в разные стороны и даже назад и у нее самый бесшумный размах крыльев.

Воспитатель: Ну, что замёрзли в зимнем лесу? Пора возвращаться в детский сад.

(Дети имитируют движения ходьбы на лыжах, садятся на стульчики).

Воспитатель: Ну что, маленькие исследователи, могут птицы прожить холодной, снежной зимой? Что им помогает?

Дети: Тёплое оперение, видоизменённый клюв.

Воспитатель: Молодцы ребята, как много вы знаете о зимующих птицах. Давайте устроим небольшую викторину, я буду вам задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.

Викторина:

- Какие птицы выводят птенцов зимой (Клесты)

- У какой птицы бесшумный полет? (Сова)

- Назовите птицу, песня которой похожа на звучание свирели? (Свиристель)

- Какая птица легко передвигается по стволам как вверх, так и вниз

головой? (Поползень)

- Какую птицу люди считают самой «умной» из птиц? (Ворону)

- Назовите самую красивую птицу, встречающуюся в наших лесах, имеющую праздничный щегольский наряд. (Щегол)

- Какая птица может смотреть и в бок и даже назад? (Сова)

- Какую птицу называют главным доктором наших лесов? (Дятел)

- Какая птица носит снежное название? (Снегирь)

- Назовите птицу, похожую на маленького мышонка, которая любит летать и пищать? (Пищуха)

- Назовите самую маленькую серовато-зеленую птичку, которая умеет маскироваться среди больших зеленых лап ели. (Чиж)

- Назовите птицу, которую называют воровкой (Сорока)

Воспитатель: Молодцы ребята. Отгадали всех птиц.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, что страшнее для птиц, голод или холод? (голод). Да, под толстым слоем снега нелегко отыскать корм. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц).

Дети читают стихи:

Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов. 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 


Небогаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — и не страшна, 
Будет им зима. 


Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 


Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 


Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну.

Воспитатель: А сейчас мы с вами сделаем красивых снегирей. Дети украшают грудку снегиря.

 

 

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« В гости к зимующим птицам». Мультимедийная презентация занятия по экологии в подготовительной группе. Воспитатель: Коваленкова Флорида Газнавиевна МАДОУ д/с № 36

Слайд 2

Цели и Задачи: Формирование элементарных экологических представлений. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи. Расширение, обогащение и систематизирование представлений детей о зимующих птицах: их разновидностях, особенностях жизни зимой, зависимости между строением клюва и характером п Развитие сенсомоторных координаций через активацию разных видов восприятия. Воспитание бережного отношения к птицам и желание помочь им в зимнее время.

Слайд 3

Дети составляют картинки птиц из частей

Слайд 4

) Прогулка на» «лыжах» в зимний лес. (имитация движений).

Слайд 5

Дети катают «снежный ком» (имитация) Дети передают «снежный ком» и называют зимующих птиц

Слайд 6

В гости к клесту.

Слайд 7

В гости к снегирю и свиристели.

Слайд 8

Физкультминутка

Слайд 9

В гости к дятлу.

Слайд 10

В гости к сове.

Слайд 11

Итоговая беседа о зимующих птицах

Слайд 12

Дети читают стихи:

Слайд 13

Дети украшают грудку снегиря.

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "Каркуша в гостях у зимующих птиц" средняя группа

Образовательная деятельность очень важна для детей. НЕпосредственная образовательная деятельность дает право ребенку выбирать чем он будет заниматься. Наша задача взрослых заинтересовать его....

Конспект открытой НОД для родителей по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей : «Художественное творчество», «Физическая культура», «Коммуникация» Тема: "В гостях у зимующих птиц"

Программное содержание:1. Закрепить понятие «зимующие птицы».2. Закрепить представление о видах питания зимующих птиц.3. Закрепить названия зимующих птиц: синица, воробей, снегирь, сорока, ворона.4. Р...

Конспект занятия по экологии: «Дятел – президент зимующих птиц»

Формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к природному  сообществу через развитие познавательного интереса к жизни зимующих птиц Уральского региона....

Конспект НОД по речевому развитию "Лаборатория юного эколога: в гостях у зимующих птиц".

Конспект НОД по речевому развитию "Лаборатория юного эколога : в гостях у зимующих птиц" для детей средней группы...

Конспект по экологии на тему: "Зимующие птицы."

Программное содержание: Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц, различать перелётных и зимующих птиц.   Закреплять умение узнавать их по выделенным призна...

НОД по математическому развитию 2 мл. гр. Тема недели: «Зимующие птицы». Тема : «В гости к зимующим птицам»

НОД  по математическому развитию 2 мл. гр.  Тема недели: «Зимующие птицы». Тема : «В гости к зимующим птицам»Программное содержание: Закреплять умение детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Расширять представления детей о зимующих птицах нашего края. Формировать стремление беречь и помогать птицам. Воспитывать интерес и любовь к природе родного края....