Конспект НОД по речевому развитию "Лаборатория юного эколога: в гостях у зимующих птиц".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Гутарова Елена Александровна

Конспект НОД по речевому развитию "Лаборатория юного эколога : в гостях у зимующих птиц" для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_yunogo_ekologa.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 комбинированного вида» г. Новозыбкова

                                                                                                       

Конспект интегрированного занятия

по речевому развитию в средней группе

«Лаборатория юного эколога:

в гостях у зимующих птиц»

                         Разработала

воспитатель высшей категории:

Гутарова Елена Александровна

                                     

                                  г. Новозыбков 2014

Тема: «Лаборатория юного эколога: в гостях у зимующих птиц».

Программное содержание:

─ закреплять знания о зимующих птицах родного края;

─ активизировать употребление в речи название предметов и их частей;

─ формировать навык образования притяжательных прилагательных (вороний клюв, совиные глаза);

─ учить употреблять слова антонимы в речи;

─ работать над слоговой структурой речи;

─ развивать общие речевые навыки;

─ координировать речь с движением;

─ способствовать развитию любознательности у детей;

─ воспитывать у детей желание оказывать помощь птицам;

─ воспитывать культуру взаимоотношений;

Оборудование:

видеозапись отрывка фильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Февраль.»;

─ предметные картинки с изображением зимующих птиц;

─ картинки с изображением частей тела птиц;

─ мяч;

─ мнемотаблицы;

─ дерево для работы над слоговой структурой слова;

─ материалы для изготовления угощения для птиц.

Предварительная работа:

─ беседа на тему «Зимующие птицы», рассматривание иллюстраций, называние птиц, их частей тела, повадок, особенностей;

─ беседа о том, как важно людям помогать птицам зимой, изготавливать кормушки, домики;

─ познакомить детей с тем, какая птица какой корм любит.

Методические приемы:

В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Д:         Здравствуй, небо голубое (руки вверх)

        Здравствуй, солнце золотое (руки вперед)

        Здравствуй, матушка – земля (руки вниз)

        Здравствуйте, мои друзья!

В: А вот чем мы сегодня будем заниматься, вы узнаете, просмотрев отрывок фильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Февраль.»

Просмотр отрывка мультфильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Февраль».

В: Ребята, что же вы увидели в этом фильме?

Д:         Ах ты, зимушка-зима,
Ты пришла с морозами,
Нам сугробы намела
Ледяными косами.

Пробежала босиком
По дорожкам весело,
Кружевами нам потом
Окна занавесила.

Любим мы зимой водить
Хоровод у ёлочки,
И снеговиков лепить,
И кататься с горочки.

В: Правильно, в этом фильме отражено время года зима. Итак, ребята, мы будем говорить о зиме. А о ком еще говорится в этом фильме?        

Д:  1.        Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

      2.        На полянке куропатки

Снег копают без лопатки.

И коварному врагу

Не заметить их в снегу.

      3.        Зёрен хочется синице,

Но в кормушку сесть боится.

"Будь смелее, не робей!" –

Приглашает воробей

В: Итак, ребята, в этом фильме говориться о зиме и о птицах.

В:        Встаньте все мои друзья

Поиграю с вами я.

Пальчиковая игра «Свиристели»

В: С севера к нам прилетели                (пальцы правой руки широко расставлены)

     Зимы гости свиристели                (пальцы левой руки широко расставлены)

      На рябину они сели                              (имитируют  «полет птиц»)

      И запели, засвистели                      (пальцы рук сжаты в «щепотку»)

      Сколько ж ягод им склевать?        (раскрывают левую ладонь)

      Может пять? Аль двадцать пять? («щепоткой»правой руки «клюют» по

                                                                Ладони)

      1,2,3,4,5                                         (щепоткой» левой руки «клюют» по

                                                                ладони)

      Поклевали, посидели,                (пальцы рук сжаты в «щепотку»)

      Посчитали, посвистели.             (пальцы рук широко расставлены)

      Сбились в стаи – улетели                          (имитируют «полет птиц»)

      Зимы гости – свиристели.                

В: Молодцы, дети, присаживайтесь на стульчики.

В: И сегодня, ребята, я вас приглашаю в лабораторию юного эколога.

Поговорим о маленьких синицах

И о других зимующих здесь птицах.

О том, как в парке каплями зари

Уж замелькают скоро снегири.

Беседа:

В: Ребята, так как же называются птицы, которые не улетают в теплые края?

Д: Птицы, которые не улетают в теплые края, называются зимующие.

В: А каких зимующих птиц вы знаете?

Д: Читают стихотворения – загадки о птицах.

        Маленький мальчишка

        В сером армячишке

        По двору шныряет,

        Крохи собирает.                (Воробей)

Всю ночь летает – мышей добывает,

А станет светло – спать летит в дупло.                (Сова)

        Непоседа птица эта –

Одного с березой цвета.                (Сорока)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.                (Дятел)

        Чернокрылый, красногрудый,

        И зимой найдет приют.

        Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!                (Снегирь)

Носят серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь - кружат двадцать пар

И кричат:- Карр! Карр! Карр!                 (Ворона)

        Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

«Клё! Клё! Клё!» поёт со свистом.                        (Клест)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.                        (Синица)

В: Молодцы, ребята, сколько интересных загадок о птицах вы знаете.

В: Теперь сюда внимание обратите,

     И части тела птичек назовите.

Рассматривание картинки на экране с изображением голубя и отмеченными частями тела.

У каждой птицы есть голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, а на голове есть глаза и клюв.

В: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Укажи части тела».

В: Ребята, давайте посмотрим на картинки и попробуем угадать, чьи части тела на них изображены (на экране картинки, изображающие части тела зимующих птиц).

Я думаю, на картинке нарисован вороний клюв

На этой картинке нарисованы голубиные ноги

На этой картинке изображен воробьиный хвост

На этой картинке нарисована совиная голова

В: Молодцы ребята, справились с заданием.

В: Одна игра кончается, другая – начинается.

Ребята, давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»

Игра «Скажи наоборот»

В: Скажу я слово высоко,

     А ты ответишь – низко.

     Скажу я слово далеко,

     А ты ответишь – близко.

     Игру продолжай

     Слова наоборот называй:

Ворона большая, а синица… (маленькая)

У сороки длинный хвост, а у воробья… (короткий)

Голубь тяжелый, а воробей… (легкий)

У синицы клюв  тонкий, а у вороны… (толстый)

Сова спит днем, а охотится… (ночью)

В: Слова наоборот называются антонимы (повторить).

В: Потрудились мы друзья,

     Поиграть пришла пора.

Подвижная игра «Птицелов»

В: Давайте поиграем в игру, которая называется «Птицелов», но для этого нам надо выбрать водящего. Кто знает считалочку о птицах?

Д:        «Тили – тели», -

Птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

В: Итак, у нас есть птицелов, он станет в круг, и мы завяжем ему глаза, а все остальные дети: вокруг себя повернись в птичку превратись.

Давайте станем в круг и возьмемся за руки:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке

Птички весело поют.

Ай! Птицелов идет.

Он в неволю нас возьмет!

Птицы, улетайте!

 «Птицелов» хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать «птиц». Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы. Играющий становится «птицеловом».

В: Ребята, а как надо защищать птиц?

Д: Всех зверей и всех птенцов,

     Каждый защищать готов!

     Скажем вам мы не тая:

     Мы природы всей друзья.

Д:         Кто на ветке там сидит

        И головушкой вертит,

        Вот такая голова

        Да ведь это же сова.

В: Птиц от беды мы ограждаем

     И на веточки сажаем.

В: Ребята, давайте поиграем в игру «Птички на ветках».

Игра «Птички на ветках»

В: Дети посмотрите на это дерево. На верхнюю его ветку мы посадим птиц, в названии которых есть только один слог, на среднюю ветку – птиц, в названии которых два слога, на нижнюю – мы посадим птиц, в названии которых три слога (слова: клест, сова, сорока).

В: Какая это птица?

Д: Клест (сова, сорока).

В: Давайте прохлопаем слово клест (сова, сорока).

В: Сколько раз мы хлопнули?

Д: Мы хлопнули один (два, три) раз(а).

В: Значит, сколько слогов в слове клест (сова, сорока)?

Д: Значит в слове клест (сова, сорока) один (два, три) слог(а).

В: На какую веточку мы посадим эту птичку?

Д: Эту птичку мы посадим на верхнюю(среднюю, нижнюю) веточку.

В: Рассмотрели птичек всех,

     Ну а что же им поесть?

Д:         В воздухе кружится

Беленький снежок.

Он укрыл деревья

Поле и лужок.

Птичкам стало хуже,

Корма не достать.

Мы поможем пташкам

Перезимовать

Вывесим кормушки

С хлебом и зерном.

Прилетайте, пташки,

В гости вас зовём!

В: Внимание на экран. Воробьев можно кормить пшеном, просом, овсом, пшеницей, а так же хлебными крошками и семенами подсолнечника.

Синички любят несоленое сало, мясо, сливочное масло, изюм, измельченные орехи, ягоды черноплодной рябины, а так же семена подсолнечника и тыквы.

В: Итак, ребята, кормушки для птиц мы смастерили, давайте теперь приготовим для них угощение.

Изготовление угощения для птиц.

В: В руки баночки возьмем

     И месить сейчас начнем

     Семечки душистые,

     Просо золотистое,

     Хлебные крошки

     И маргарина немножко.

Изготовление угощения: в маргарин или сливочное масло добавить нежареные семечки, пшено, морковь, кукурузную крупу, хлебные крошки и т.д. Тщательно перемешать, разложить по формочкам, не забывая сделать отверстие для шнурка. Когда пирожки застынут, продеть шнурки и повесить на ветки деревьев.

В: Сегодня мы с вами сделали полезное и красивое угощение для птиц, а во время прогулки повесим на веточки на площадке детского сада.

Подведение итогов.

В:         Мы сегодня у птиц побывали

        Как птицы живут, мы узнали

Повстречались с совой –

Большой головой.

В кого мы еще поиграем?

Это мы скоро узнаем.

Узнаем наверняка,

Теперь расстаемся. Пока.

В: Наша лаборатория юного эколога закрывается. Давайте скажем всем до свидания.

Д: До свидания.

        

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для старшей группы "Зимующие птицы" .

«Зимующие птицы»Цели: обобщить знания детей о зимующих  птицах; выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в не...

Конспект НОД по речевому развитию на тему "Составление описательного рассказа "Зимующие птицы" для старшей группы компенсирующей направленности

Занятие направлено на упражнение детей в составлении описательного рассказа по мнемосхеме. Интеграция ОО: "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное развитие", "Художественно- эстетическое развит...

НОД по экологии "В гости к зимующим птицам.

Итоговое занятие по по проектной деятельности "Зимующие птицы"...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе на тему « Зимующие птицы »

                             "  Загадки Тётушки Сороки "...

НОД по математическому развитию 2 мл. гр. Тема недели: «Зимующие птицы». Тема : «В гости к зимующим птицам»

НОД  по математическому развитию 2 мл. гр.  Тема недели: «Зимующие птицы». Тема : «В гости к зимующим птицам»Программное содержание: Закреплять умение детей...

Конспект занятия по речевому развитию: «В гостях у зимующих птиц».

Закрепить представления детей о зимующих птицах(характерные внешние признаки,особенности жизни в зимних условиях) обобщающее понятие "Зимующие птицы"....