Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе Тема: «Лекарственные растения»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
НОД направлена на ознакомление детей старшего возраста с лекарстенными растениями: их названиями, внешним видом, целебными свойствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1_st._gr._ozn._s_mir._prir.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ Детский сад № 73 Невского района г. Санкт-Петербурга
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы
в старшей группе
Тема: «Лекарственные растения»
Автор: воспитатель Марценюк О.В.
г. Санкт-Петербург
2020 г.
Задачи:
- Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;
- Познакомить детей с целебными кустарниками;
- Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений;
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме названиями лекарственных растений, способами их использования (травник, лекарственные, отвар, настойка);
- Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, доказательную речь;
- Развивать познавательный интерес к природе родного края;
- Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их;
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав, презентация «Загадки о целебных кустарниках», оборудование для просмотра презентации, аптечные упаковки с травами, сборами для создания соответствующей обстановки, схема правил сбора лекарственных трав, мяч, чайник для заваривания чая, плоды шиповника и малины сушеные, веточки смородины.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций лекарственных растений; беседы о лекарственных травах и их использовании; подготовка выставки аптечных упаковок с травами, каплями, настойками совместно с родителями; подготовка альбома «Лекарственные растения» для детей; просмотр презентаций «Травы на лугу», «Лекарственные травы», составление с детьми схемы правил сбора и использования лекарственных растений, консультация для родителей «В моде натуральное» (о фитотерапии, правилах сбора лекарственных трав и их использовании, альбом «Лекарственные растения» для родителей.
Ход занятия:
Начало на коврике, все сидят полукругом.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Есть растения такие, Они вовсе не простые.
Если что-то заболит - Эта травка исцелит! (лекарственные растения)
Воспитатель: - Догадались, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать? (о лекарственных растениях)
Воспитатель: - Правильно. Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники». Как вы думаете, что это такое? (туда складывали травы.)
Воспитатель: - Нет, дети. «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У нас тоже есть такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли «Травник»
(Воспитатель показывает современные книги – справочники. Повтор слова «Травник» индивидуально 2-3детьми.)
Воспитатель: - Давайте встанем и поиграем в игру «Мяч лови- бросай, на вопросы отвечай!» (Дети стоят по кругу, в центре- воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям).
Вопросы:
- Что такое лекарственное растение? (Растения, которые лечат разные болезни)
- Для чего используют лекарственные растения? (Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст)
- В какую погоду собирают лекарственные растения? (В сухую, солнечную погоду)
- Почему подорожник так назвали? (Потому что он растет вдоль дорог.)
- Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему (Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно)
- Где можно собирать лекарственные растения? (Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках)
- Почему растение мать – и – мачеха так назвали? (Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.)
- Что делают из лекарственных трав? (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло)
- Почему шиповник так назвали? (Потому что у него на веточках есть шипы.)
Воспитатель: - Есть много трав полезных на земле страны родной. Могут справиться с болезнью ромашка, мята, крапива, брусника, зверобой.
Вы хорошо отвечали на мои вопросы. А сейчас мы с вами соберем «Травник». Я буду вам загадывать загадки о лекарственных травах, вы - находите картинку отгадку и рассказываете, что и как лечит это растение. Картинки находятся в разных местах группы. Будьте внимательны и попробуйте правильно отыскать растения! (Воспитатель загадывает загадки, дети находят, приносят и ставят на мольберт, рассказывают об этом растении).
1. Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки,
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук (подорожник)
(подорожник люди используют для заживления ран, свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу, вскоре они заживут, боль пройдет, отвар подорожника пьют при болезнях желудка)
2. В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички - белые реснички (ромашки)
(отваром ромашки полощут горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре, купают малышей в воде с отваром ромашки, ополаскивают волосы, чтобы они были здоровые, блестящие, красивые, делают крема для лица и рук, добавляют в зубную пасту)
3. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший …. (одуванчик)
(корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях, из свежих зеленых листьев весной делают полезный салат, а из желтых цветов варят варенье)
4. Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит.
Не огонь, а жжется! (крапива)
(листья крапивы даже останавливают кровь, из крапивы варят щи, делают отвар, сушат веники, щи придают силы, здоровье и бодрость, отвар используют при простуде от кашля, им ополаскивают волосы, умываются или купаются при болезнях кожи, крапиву добавляют в крема, шампуни, ополаскиватели для укрепления волос)
5. Спроси телёнка и барашка – цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет (клевер)
(клевер - красивое, ароматное растение, его любят и дети, и пчелы, настоем клевера лечат раны, полощут горло, поможет при простуде, смягчает кожу, используют в косметологии для приготовления кремов, мыла, шампуней)
6. Зеленые кусточки, алые цветочки;
Когти – коготочки, стерегут цветочки.
И ограда в саду, и закуска дрозду,
И от хвори настой – душистый, густой (шиповник)
(в плодах шиповника много витамина С, применяют цветы и плоды, отвар укрепляет организм, придает силы, помогает справляться с болезнями, масло шиповника используют при ожогах, настой из лепестков освежает кожу лица, из плодов делают сироп, пьют каждый день понемногу для укрепления организма, особенно весной, еще из шиповника делают кремы, мази, бальзамы для губ)
7. Я на луг с утра пошёл, Травку нужную нашёл:
Мелкий, жёлтенький цветок Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой. Что же это? – (зверобой).
(отвар используют при заболеваниях кожи, в нем купают малышей, настойкой удаляют бородавки на коже, пьют для очистки организма, используют для приготовления шампуней, мыла
8. Цветёт он майскою порой, его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят (ландыш)
(настойка применяется при неврозах сердца, нарушениях сердечной деятельности, является ядовитым)
9. Травка очень душиста, ароматные листья.
Поскорей собирай и заваривай чай!
А найдёшь возле хаты, называется – (мята).
Полезен, приятен и ароматен чай, конечно, не с ватой, а с … мятой
(настой - при тошноте, болеутоляющее при невралгических болях, добавляют в зубные пасты, жевательные резинки, в шампуни, капли в нос и успокоительные, заваривают в чай)
Воспитатель: - Там еще остались картинки. Какие растения еще вы узнали? Принесите карточки. (Дети приносят карточки с изображением знакомых растений: черника, брусника, малина, пижма, тысячелистник.)
Черника - Свежие ягоды черники полезно применять при расстройстве деятельности желудка и кишечника, для повышения остроты зрения, при ревматизме.
Тысячелистник- Настой улучшает кровь, отвар используют для возбуждения аппетита. Хорошо заживляет раны. Можно заваривать в чай хоть каждый день. Используют в косметологии.
Мать – и – мачеха - Применяется при заболеваниях дыхательных органов, катаре верхних дыхательных путей, воспалении легких, бронхиальной астме, ангине. При выпадении волос – 3 раза в неделю мыть голову отваром.
Брусника - Пьют морс при простуде от температуры, при болезнях почек. Используют листья и плоды.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Вот у нас с вами и получился травник с картинками и описанием, как растение используют.
Давайте теперь немножко поиграем. Представьте себе, что мы с вами сейчас- лепестки одного цветка, который сначала бывает желтым, а потом превращается в белый. Догадались, что это за цветок? (одуванчик)
Физминутка «Белый одуванчик»
Белый одуванчик на солнышке блестит
И легкою пушинкой по воздуху летит.
(Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются по группе, затем собираются вместе.
Воспитатель: - А сейчас я вас приглашаю на стульчики. Сегодня я хочу рассказать вам о лекарственных кустарниках. Кто знает, чем трава отличается от кустарника? (Кустарники растут семьей, а трава по одной травинке. У кустарников толстый стебелек, а травинки- тонкий)
Воспитатель: - Правильно. Давайте посмотрим, какие лекарственные кустарники растут в нашем крае .
(Воспитатель показывает презентацию «Лекарственные кустарники», комментируя картинки).
Воспитатель: - У меня есть плоды лекарственных кустарников. Попробуйте отгадать, что это?
(Дети смотрят сушеные и мороженые плоды, отгадывают название: шиповник, малина, красная и черная смородина, клюква).
Воспитатель: - Давайте мы заварим витаминный чай.
(Воспитатель с помощью детей заваривают чай из плодов в чайник). Такой чай называют фиточай. Пока наш фиточай заваривается, скажите, пожалуйста, какие лекарственные растения вы будете заготавливать летом? (Дети называют запомнившиеся травы и кустарники). Хорошо. Ну а теперь давайте угощаться витаминным фиточаем (воспитатель разливает детям и гостям чай.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Зима не лето – в шубу одета».
Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Зима не лето – в шубу одета»....
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе "Путешествие в лес"
Конспект непосредственно образовательной деятельностив области познание, ознакомление с миром природыдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в лес»Задачи:Образовательные:1....
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в старшей группе Тема: «Как звери готовятся к зиме?»
Этот материал предназначен для воспитателей ДОУ...
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе Тема: «Зимующие птицы»
НОД направлена на расширение знаний о зимующих птицах, внимательном отношении и заботе о них....
Конспект ОД по ознакомлению с миром природы в младшей группе Тема: «Знакомство с комнатным растением – геранью»
Конспект ОД по ознакомлению с миром природы в младшей группеТема: «Знакомство с комнатным растением – геранью»...
Конспект ОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе тема: «Полезные растения»
Задачи:Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;Познакомить детей с целебными кустарниками;Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений...
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе. Тема: «Уход за комнатными растениями»
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Уход за комнатными растениями» Цель: Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем.Задачи:Образов...