Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в cтаршей группе «Вода – водица».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель:

Формирование у детей знаний о свойствах воды, о значении воды в жизни людей.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами воды, уточнить знания о значении воды в жизни человека и всего живого. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, продолжать развивать речь, активизировать в речи слова – признаки, слова – действия. Развивать любознательность, мышление детей. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал и оборудование: стаканы, графин с водой, лед, стаканы с чаем, соль, сахар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_-voditsa_st.gr_.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе «Вода – водица».

Цель:

Формирование у детей знаний о свойствах воды, о значении воды в жизни людей.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами воды, уточнить знания о значении воды в жизни человека и всего живого. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, продолжать развивать речь, активизировать в речи слова – признаки, слова – действия. Развивать любознательность, мышление детей. Воспитывать бережное отношение к воде, к природе.

Материал и оборудование: стаканы, графин с водой, лед, стаканы с чаем, соль, сахар.

-Ребята, к нам сегодня пришел в гости смайлик Почемучка. Он любит всем задавать вопросы, поможете ему ответить на них? А чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, вам надо отгадать загадку.

Загадка.

Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая? (вода).

Почемучка приготовил вопросы о воде, сможете помочь рассказать ему все, что вы знаете о ней? (ответы детей).

 Посмотрите, сколько сосудов разных форм приготовил Почемучка и просит налить в них воду. (Воспитатель вызывает, желающих детей налить в них воды).

Обращает внимание детей на то, что она приняла форму сосудов. Смайлик, вас, просит объяснить, почему так происходит? Дети отвечают: «Потому, что это жидкость. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.» Скажите, что можно сделать с любой жидкостью? «Налить, разлить, вылить, перелить, пролить, выпить, вскипятить, заморозить».

- Почемучка приготовил для вас стаканчики с водой и с чаем. Понюхайте водичку, а затем чай с апельсином, сравните. Дети нюхают, выясняют, что чай пахнет, а вода не имеет запаха, сообщают об этом Почемучке.

Затем предлагает попробовать на вкус воду и чай и рассказывают, что чай имеет вкус, а вода вкуса не имеет.

Физ. минутка.

Тихо плещется вода,

Мы плывем по речке.

(плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда.

(руки – вверх и в стороны).

Чтоб обсохнуть – погуляем,

(ходьба на месте).

А теперь глубокий вздох и садимся на песок.

(дети садятся).

Сюрпризный момент: приход в гости фокусника (взрослый в костюме).

 - Ребята, фокусник хотел удивить смайлика и приготовил несколько фокусов с водой. Посмотрим? (да).

Фокусник водит палочкой над прозрачным графином с водой, произносит слова, затем наливает воду в прозрачные стаканы (на дне стаканов – капля гуашь, дети сидят не очень близко).

                 Ты, вода – водица светлая, как иней,

                 Стань вода – водица не простой, а синей!

                  (Касается палочкой стакана, вода становится синей).

Ты, вода – водица, друг ты мой прекрасный.

Стань, вода – водица не простой, а красной.

 (Касается палочкой стакана, вода становится красной).

                  Ты, вода – водица, друг ты мой студеный,

                  Стань вода – водица не простой – зелёной.

                  (вода становится зелёной).

Дети хлопают в ладоши. Посмотрев этот фокус, скажите, что может делать водичка? (окрашиваться).

Посмотрите, ребята, Почемучка принес в чашечках соль, сахар и песок. Попробуйте опустить в стаканчики с водой и размешать. Дети видят, что соль, сахар растворились в воде, а песок нет. Оказывается, вода может быть растворителем для некоторых веществ, но не для всех.

 Почемучка спрашивает: «Почему, говорят, что вода бывает твердой. Так ли это»? Бывает ли вода в твердом виде, когда? Дети говорят, о том, что если вода замерзнет, она превратиться в лед, а лед твердый. Дети обследуют кубики льда, держат его в тёплых руках, видят водичку.

-От куда взялась вода?

- Лед растаял.

-Так, что такое лёд?

- Замёрзшая вода.

Почемучка рассказал какой случай недавно произошёл с ним. Утром он поставил кипятить в чайнике воду для чая, отвлекся на мультфильм, а когда вспомнил про чайник, пришёл, выключил его, заглянул в чайник, а водички там очень мало. Смайлик не может понять куда девалась водичка?

-Выкипела.

Воспитатель включает чайник и показывает, как поднимается пар над чайником.  Что это, ребята мы видим?

- Пар.

Оказывается, вода может быть не только в жидком, твердом виде, но и вот в таком легком газообразном.

-Ребята, кому нужна вода?

-Людям, животным, растениям, чтобы расти и приносить урожай плодов, рыбам.

-Вы слыхали, о воде, говорят она везде.

-Где мы можем встретить воду в природе? Назовите водоемы от маленького до большого и выложите картинки на столе.

-Лужи, ручьи, реки, озера, болота, моря, океаны. (Дети находят картинки к своим ответам и раскладывают в порядке возрастания). Вот мы с вами и поплаваем сейчас в реке.

-Какая вода бывает в водоемах?

-Чистая, свежая, прозрачная, грязная, мутная, соленая, пресная, тёплая, холодная.

В виде каких осадков бывает вода?

- Дождь, снег, град.

-Вся ли вода пригодна для питья?

-Нет, только пресная.

-Где бывает солёная вода?

-В морях, океанах.

-А где пресная?

-В озерах, реках.

-Почемучка спрашивает, для чего нужна вода?

- Пить, умываться, варить, купаться, мыть.

-Скажите Почемучке откуда мы берем воду для питья?

- Из рек.

-Но вода же в реке не очень чистая?

-Её очищают, пропускают через фильтры.

Воспитатель предлагает очистить снеговую воду. Дети переливают загрязненную воду из одного стакана в другой через фильтр и отмечают, что вода стала чистой.

Показ глобуса. Воспитатель объясняет, что синим и голубым цветом обозначена вода. Вода занимает 70% всего земного шара. Она в водоемах, растениях, воздухе, почве. Без воды невозможно существование на земле животных, растений, людей. Но воды пресной, а не соленой. Пресной воды на планете мало, поэтому её надо беречь.

-Почемучка спрашивает, как мы её можем сберечь?

 -Не загрязнять, не расходовать лишнюю.

Признавая особое значение воды, ООН учредила в 1992 году Международный День воды 21 марта. Расскажите, как вы можете дома и в саду беречь воду?

-Не открывать сильно кран, закрывать кран так, чтобы не капала вода.

-Молодцы, ребята, вы много рассказали Почемучке о воде, он благодарит вас за то, что вы ответили на все его вопросы. Вода – одно из уникальных веществ на земле. Смею, вам я доложить без воды нам не прожить.  Вода необходима всем её надо беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе

Дети знакомятся с вулканом, его частями, самостоятельно проделывают опыты....

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"

Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»

Данный конспект поможет детям узнать об особенностях географического положения Африки, о животных Африки занесенных в красную книгу . Дети увидят разнообразие и красоту Земли. Научатся составлять расс...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе "Где прячется здоровье"

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе "Где прячется здоровье"...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Они сражались за Родину»

Тема: «Они сражались за Родину»Цель: Продолжать учить подбирать синонимы к слову «смелый»; родственные слова к словам «герой», «защита», «война». Формировать чувства патриотизма и любви к защитникам о...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе: СНЕЖИНКИ – ДОЧКИ СНЕЖНОЙ ТУЧИ

Данная разработка направлена на формирование у детей обобщенных  представлений  об  образовании снега. Занятие помогает развивать логическое и образное мышление, уст...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Любимый город мой!»

В преддверии празднования 50-летия со дня образования г. Уварово в старшей группе «Звёздочки» (воспитатель Е.А. Подъяблонская) было проведено занятие по  познавательно-речевому развитию «Любимый ...