НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Чудеса на кухне»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Встреча со сказочным героем общение с ними, оказание помощи побуждают детей к активному познанию окружающей жизни, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики и мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию
с элементами экспериментирования в старшей группе
«Чудеса на кухне»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей навыки экспериментальной деятельности.
- Познакомить детей со свойствами различных продуктов питания.
- Закреплять у детей умения и навыки работы с различными материалами.
- Закрепить знания детей о свойствах воды.
- Обогащать словарный запас существительными (исследователь, ученый, растворитель, лаборатория, именами прилагательными (соленый, пресная……
Развивающие:
- Развивать у детей познавательную активность и интерес.
- Развивать у детей умения делать выводы, умозаключения.
- Закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей навыки сотрудничества.
- Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы.
Активизация словаря: исследователь, ученый, растворитель, лаборатория, соленый, пресный, кислота, сода.
Методические приемы:
- игровая мотивация,
- наглядный,
- словесный
Инструментарий:
- пластиковые тарелки,
- ложки и стаканы,
- воздушные шары,
- влажные салфетки,
- вода,
- яйцо,
- манная крупа,
- скрепки,
- магнит,
- лавровый лист,
- соль,
- свекла и картофель,
- пробки,
- сода и уксус.
Технические средства:
- мультимедийный экран,
- ноутбук,
- аудиозапись «Волшебник недоучка».
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рады видеть мы!
Сегодня с вами будем мы играть и новое в обычном открывать!
Послушайте, пожалуйста, загадку и попробуйте отгадать!
Тут пронзительно свистит чайник рано утром!
Холодильник здесь стоит, раковина с краном!
Вкусно пахнет пирогами, у плиты колдует мама! (Кухня)
Воспитатель: Правильно! Я приглашаю вас на кухню! Но сегодня для нас это не место, где готовят пищу, а настоящая лаборатория. Мы станем исследователями, лаборантами, маленькими учеными, экспериментаторами, волшебниками. Вы готовы открывать что-то новое и интересное в обычных предметах и продуктах. А помогать нам в этом будет волшебный экран! Посмотрите на экран! Перечислите, что на нем изображено.
Дети: Соль, яйцо лавровый лист, вода, свекла, картофель, манная крупа, сода, уксус.
Воспитатель: Как назвать их, одним словом?
Дети: Продукты, продукты питания.
Воспитатель: Да, экран подсказывает, что именно эти продукты помогут нам провести опыты и эксперименты. А теперь послушайте и отгадайте, что является главным помощником на кухне?
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Дети: Главный помощник на кухне – вода.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Водой моют продукты (овощи, фрукты, мясо, рыбу), посуду. Воду используют для приготовления пищи, питья и т.д.
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода. Посмотрите на экран. И назовите эти свойства?
- Символ «Вода не имеет формы». Символ показывает (вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в который ее налили).
- Символ «Вода не имеет цвета».
- Символ «Вода не имеет вкуса».
- Символ «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: А что этот символ нам показывает?
Символ «Вода – растворитель».
Воспитатель: Этот символ показывает нам, что вода – хороший растворитель. Давайте мы это проверим, приготовив соленую воду. Как вы думаете, какие материалы нам нужны?
Дети: Вода, соль.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на экран. Положите в стакан с водой три столовые ложки соли и тщательно перемешайте. Что вы наблюдаете?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: Итак, какой мы можем сделать вывод?
Дети: Вода – хороший растворитель.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Что на нем изображено?
Дети: Море и река.
Воспитатель: Вспомните, какая вода в реке?
Дети: В реке вода пресная, а в море соленая.
Воспитатель: Как вы думаете, где легче научится плавать, в пресной или в соленой воде?
Ответы детей……..
Воспитатель: Мы можем это проверить. Просмотрите на экран. Что нам понадобится для опыта яйцо и стаканы с чистой и соленой водой. Давайте проверим и сравним, как ведет себя яйцо в каждом из стаканов. Аккуратно нужно опустить яйцо в стакан с чистой водой.
Дети: Яйцо в чистой воде опустилось на дно, утонуло.
Воспитатель: Теперь аккуратно возьмите другое яйцо и опустите в стакан с соленой водой. Что теперь вы наблюдаете?
Дети: В соленой воде яйцо плавает. Соленая вода тяжелее пресной и в ней легче научиться плавать, потому что она поддерживает предмет.
Воспитатель: Правильно, но и в обычной воде одни предметы тонут, а другие плавают на поверхности. Давайте выясним, почему? Перед вами емкость с водой. Положите в нее лавровый лист, а затем кусочек свеклы. Что вы наблюдаете?
Дети: Лавровый лист остался на поверхности, а кусочек свеклы утонул.
Воспитатель: Правильно, соответственно, какой вывод мы можем сделать?
Дети: Если предмет легче воды - он плавает, если тяжелее - он тонет.
Воспитатель: Молодцы, наши ученые. Всегда ли получаются опыты и эксперименты у учёных?
Ответы детей……..
Воспитатель: Об этом мы сейчас узнаем, приглашаем вас на разминку.
Физминутка «Волшебник недоучка»
Воспитатель: Ребята, вы готовы продолжать работу в лаборатории?
Ответы детей……..
Воспитатель: Вы знаете, что на кухне много продуктов. Как вы думаете, из какого продукта, который вы видели на экране, можно приготовить много блюд?
Дети: Картофель.
Воспитатель: Правильно. Подумайте, а можно ли картофель заставить плавать? Что нам может помочь, какой предмет?
Воспитатель: Молодцы, у вас получилось! Почему же так вышло?
Дети: В пробках есть пузырьки воздуха, они сделаны из дерева, дерево легкое – не тонет.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, у вас на столе стоит предмет, в которого можно приготовить кашу?
Дети: Манная крупа.
Воспитатель: Но каша получится не вкусная, в нее попали металлические предметы, их нужно из крупы достать. Как вы думаете, как?
Дети: Нужно взять магнит, он притягивает металлические предметы?
Воспитатель: Молодцы! Совсем справились. А сейчас для вас друзья, мы подготовили сюрприз. Но хотим спросить, можно ли надуть шарик без помощи дыхания?
Ответы детей……..
Воспитатель: Внимание! Опыт «Надуваем шарик». У нас уксусная кислота, сода в воздушном шарике. Итак. Это произошло, потому что, при соединении эти вещества выделяю газ. Вот с помощью него, наши шарики надулись. Вам понравилось в нашей лаборатории.
Ответы детей……..
Воспитатель: Сегодня работа в лаборатории закончена, и мы хотим у вас спросить?
Что сегодня мы творили?
Дети: Плыли, лили и солили,
Все смешали, все взболтали,
Много нового узнали.
Воспитатель: Что сегодня мы творили?
Дети: Мы гостей наших учили,
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился.
Ребенок: Ведь эти все - эксперименты,
Интересные моменты.
Ребенок: Хотим учеными мы стать,
Чтоб все на свете объяснять!
Воспитатель: Вы молодцы! Вы замечательные маленькие ученые! Спасибо, вам ребята и нашим гостям, спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта проведения
непрерывной образовательной деятельности
(образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие»)
Проводят: Гаврина О.В. (воспитатель)
Уталина Л. И. (воспитатель)
Дата | Возраст | Вид | Тип | Тема | Программное содержание |
февраль | старший возраст | Поиско-исследовательский | Познавательно-исследовательский, коммуникативный, игровой | «Чудеса на кухне» | - Формировать умение выявлять свойства воды (не имеет формы, принимает форму сосуда, в котором находится). - Развивать познавательный интерес к практическим действиям. - Развивать умения делать простые выводы, умозаключения. - Познакомить детей со свойствами различных продуктов питания. - Включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. - Обогащать словарный запас существительными, глаголами, прилагательными исследователь, ученый, растворитель, лаборатория, соленый, пресная, тонет, плавает, вещества и т.д. |
Дидактическое обоснование
Алгоритм проведения | Дидактическое оснащение (методический инструментарий) | Подготовка | Технология организации и проведение | Методы |
- Первый этап: Подготовительный - Второй этап: Основной - Третий этап: Заключительный |
| - подготовка конспекта; - подготовка презентации; - подготовка помещения; - подготовка материала и оборудования для проведения экспериментов | оптимизировать развитие познавательно- исследовательской деятельности путем разумного сочетания методов, средств и форм, направленных на получение положительного результата за время НОД. | словесные, наглядные, практические, игровые. |
Ход образовательной деятельности
Этапы познавательно-исследовательской деятельности, игровые методы и приёмы | Деятельность педагогов | Деятельность детей |
Первый этап: Подготовительный | ||
Организационный момент: появление героя | Педагог приглашает детей встать полукругом для приветствия гостей. | Дети приветствуют гостей, знакомятся с героем. |
Включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность Загадывание загадки Беседа с детьми | Сюрпризный момент. Кролик- Знайка: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рад видеть я! Сегодня с вами будем мы играть и новое в обычном открывать! Послушайте, пожалуйста, загадку и попробуйте отгадать! Тут пронзительно свистит чайник рано утром! Холодильник здесь стоит, раковина с краном! Вкусно пахнет пирогами, у плиты колдует мама! (Кухня) Правильно! Я приглашаю вас на кухню! Педагог: Лаборатория, ребята может быть – даже на кухне. Мы с вами станем маленькими учеными и экспериментаторами. А помогать нам в этом будет волшебный экран! Посмотрите на экран! Перечислите, что на нем изображено. | Дети отвечают на вопросы. |
Активизация внимания к опытно - экспериментальной деятельности Загадывание загадки Беседа с детьми | Вопросы педагога: Как назвать их, одним словом? Обобщает: - Правильно, это продукты питания и вещества. Вопросы педагога: Можем ли мы их использовать для проведения опытов? Обобщает: Да, экран подсказывает, что именно эти продукты помогут нам провести опыты и эксперименты. Кролик- Знайка: Послушайте и отгадайте, что является главным помощником на кухне? В морях и реках обитает, Вопросы педагога: Как вы думаете, почему? Вопросы педагога: Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? Посмотрите на экран. И назовите эти свойства? - Символ «Вода не имеет формы». Символ показывает (вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в который ее налили). - Символ «Вода не имеет цвета». - Символ «Вода не имеет вкуса». - Символ «Вода не имеет запаха». Вопросы педагога: А что этот символ нам показывает? Символ «Вода – растворитель». Педагог: Этот символ показывает нам, что вода – хороший растворитель. | Дети смотрят на экран и отвечают на вопросы. Дети смотрят на экран и отвечают на вопросы. Дети смотрят на экран и отвечают на вопросы. |
Второй этап: Основной | ||
Беседа с детьми Проведение опытов Проведение опытов | Педагог предлагает проверить одно из свойств воды. Давайте мы это проверим? Как вы думаете, какие материалы нам нужны? Педагог: Внимательно посмотрите на экран. Положите в стакан с водой три столовые ложки соли и тщательно перемешайте. Что вы наблюдаете? Педагог: Итак, какой мы можем сделать вывод? Вопросы педагога: Посмотрите на экран. Что на нем изображено? Вспомните, какая вода в реке, а в море? Как вы думаете, где легче научится плавать, в пресной или в соленой воде? Педагог: Мы можем это проверить. Просмотрите на экран. Давайте проверим и сравним, как ведет себя яйцо в каждом из стаканов. Аккуратно опустите яйцо в стакан с чистой водой. Вопросы педагога: – Как вы думаете, какие материалы нам нужны? Предлагает сделать выбор материалов, побуждает к самостоятельному выбору. Педагог ведет И.Р. с детьми. Вопросы педагога: Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод? Педагог: Теперь аккуратно возьмите другое яйцо и опустите в стакан с соленой водой. Что теперь вы наблюдаете? Обобщает: Правильно, но и в обычной воде одни предметы тонут, а другие плавают на поверхности. Вопросы педагога: Давайте выясним, почему? Перед вами емкость с водой. Положите в нее лавровый лист, а затем кусочек свеклы. Что вы наблюдаете? | Дети смотрят на экран, делают выбор материалов и подходят к столу. Дети проводят опыт. Дети делают выводы. Дети смотрят на экран и отвечают на вопросы. Дети смотрят на экран, делают выбор материалов. Дети отвечают на вопросы. Дети проводят опыт, делают вывод. |
Создание ситуации успеха детей | Педагог хвалит детей за то, что они справились с заданием и у них получилось. | Дети делятся своими впечатлениям |
Беседа с детьми | Спрашивает: Всегда ли получаются опыты и эксперименты у учёных? Об этом мы сейчас узнаем, приглашаем вас на разминку. | Дети отвечают на вопросы. Дети выходят в середину зала. |
Физминутка: | «Волшебник - недоучка» - И.п.- стоя на ковре, легкий присед. Имитация движения смотр в подзорную трубу. Имитация круговых движений над головой руками. Имитация движения рукой указательного знака. - Ходьба на месте. - Имитация движений руками в соответствии с текстом. - Имитация движений утюга, слона, крылья пчелы, ушей-цветов. - Ходьба на месте. - Имитация движений руками в соответствии с текстом. | Дети выполняют движения в соответствии с текстом |
Активизация внимания к познавательной деятельности Беседа с детьми Проведение опытов | Педагог спрашивает у детей о готовности к дальнейшей работе в лаборатории. Вопросы педагога: Вы знаете, что на кухне много продуктов. Как вы думаете, из какого овоща, который вы видели на экране, можно приготовить разные блюда? Вопросы педагога: Посмотрите, что произойдет, если картофель опустить в воду? Подумайте, а можно ли картофель заставить плавать? Что нам может помочь, какой предмет? Предлагает сделать выбор материалов для следующего проведения опыта, побуждает к самостоятельному выбору. Педагог обобщает: Картофель утонул. А при помощи пробок нет, в пробках есть пузырьки воздуха, они сделаны из дерева, дерево легкое – не тонет. Педагог спрашивает: Посмотрите внимательно, у вас на столе крупа, из которой можно приготовить кашу? Какую? Но в каше находятся металлические предметы. Каким способом их можно достать? Как вы думаете? Педагог обобщает: Магнит притягивает металлические предметы, а сито просеивает мелкие частицы. | Дети возвращаются к столам. Дети отвечают на вопросы. Дети смотрят на экран, делают выбор материалов и подходят к столу. Дети отвечают на вопросы. Дети проводят опыт, делают вывод. |
Создание ситуации успеха Сюрпризный момент | Педагог хвалит детей за то, что они справились с заданиями и опытами. Педагог обыгрывает ситуацию: чтобы надуть шарик без помощи дыхания человека, ему понадобятся несколько веществ. Опыт проводят педагоги - «Надуй шарик» У нас уксусная кислота, сода в воздушном шарике. Итак, а произошло это, потому что, при соединении эти веществ выделяется газ. Внимание! Опыт без взрослых проводить нельзя! | Дети делятся своими впечатлениями |
Третий этап: Заключительный | ||
Рефлексия | Педагог: Сегодня работа в лаборатории закончена, и мы хотим у вас спросить? Вам понравилось в лаборатории Кролика-Знайки. Кролик- Знайка: спрашивает: Что сегодня вы творили? Кролик- Знайка: спрашивает: Что сегодня вы творили? Педагог благодарит детей и гостей, приглашает всех детей попрощаться с гостями. | Дети делятся своими впечатлениями Плыли, лили и солили, Все смешали, все взболтали, Много нового узнали. Мы гостей наших учили, Как наш опыт получился, Сколько времени он длился. Ведь эти все - эксперименты, Интересные моменты. Хотим учеными мы стать, Чтоб все на свете объяснять! Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. Прощаются с Кроликом - Знайкой и идут играть. |
Литература:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
- Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов, ФГОС ДО. Костюченко М. П., Камалова Н. Р.;
- Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. (ФГОС);
- Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. (ФГОС);
- Батова И.С. Познавательно- исследовательская деятельность детей. Опыты с веществами и материалами: комплект из 16 технологических карт. Осень. ФГОС ДО. Старшая группа (от 5 до 6 лет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Чудеса на кухне»
Программное содержание: учить детей через экспериментирование открывать свойства продуктов питания; формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов; ...
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы. «Магнит творит чудеса»
Цель: познакомить детей с магнитом, его свойствами. Формировать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.Задачи: Образовательные: дать представления о свойс...
Магнит творит чудеса познавательное занятие в старшей группе
Познавательное занятие по экспериментальной деятельности, где с помощью магнтов дети проводят удивительные опыты, игры, а также рисуют с помощью магнита...
Магнит творит чудеса познавательное занятие в старшей группе
Занятие в старшей группе "Магнит творит чудеса". Спомощью магнита дети проведут занимательные игры, эксперименты и нарисуют волшебный цветок....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Чудеса с воздухом»
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха через организацию совместной экспериментальной деятельности....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Чудеса воды."
Цель: ознакомление детей со свойствами воды в окружающем мире. Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды. 2. Уточнить представление о значении воды в природе. 3. Систематизировать знания о...
ООД по познавательному развитию в старшей группы (5–6 лет) по теме: «Чудеса на грядке у бабушки».
ООД по познавательному развитию в старшей группы (5–6 лет) по теме: «Чудеса на грядке у бабушки». Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе бесед...