Конспект НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с мини---музеем кукол «Экскурсия в музей»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с мини---музеем кукол «Экскурсия в музей»
Цели:
1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами и традициями.
2. Приобщать детей к традиционной культуре России.
3. Активизировать словарный запас дошкольников.
Оборудование и материалы: занятие проводится в музее кукол. Куклы: пеленашка, стригушка, крупеничка, масленица, мартинички, набор кукол с крупами. На столе подносы с лоскутками ткани (плотная светлая для куклы, цветная треугольной формы для платочка кукле, полоски для завязок).
Активизация словаря: экспонаты, экскурсант, экскурсовод, реставратор, археолог, нумизмат.
Ход НОД:
Экскурсовод: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. А вот куда именно, вы узнаете, разгадав ребус. Определяем первый звук в слове и вписываем букву, которой обозначается звук. Мяч – м, улитка – у, зонт – з, енот – е, йогурт – й.
Получилось слово музей. Что такое музей? Музей – это место, где хранят и показывают разные предметы – экспонаты. Как называют человека, который проводит экскурсию? (экскурсовод).А как называютучастника экскурсии? (экскурсант).
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
В музее сохранит народ.
Сергей Михалков
-Сегодня мы с вами отправимся в музей. Давайте повторим правила поведения в музее.
(Рассказ воспитателя).
-Давным-давно наши пра-пра-прадедушки и пра-пра-прабабушки жили среди природы. Она их кормила, давала тепло, одевала, лечила. И люди верили, что если задобрить солнце, ветер, мороз, грозу, дождь, то погода будет хорошей, ведь именно от этого зависело самое главное.
– А что было самым главным для тех, кто жил и работал на земле?
(Ответы детей: хороший урожай, чтобы прокормить семью, чтобы весной снова засеять поле.)
– Как можно задобрить солнце, ветер, дождь?
(Устроить праздник, спеть песню, сделать подарок)
– Да, вы правы. Люди готовы были отдать природе в дар самое дорогое. А что (мама, дети, семья, жизнь)
– И тогда люди стали делать кукол, которые были похожи на человека.
Знакомство с куколкой начиналось от самого рождения ребёнка. За две недели до родов мама мастерила обережную куклу –пеленашку и семь маленьких куколок от сглаза для своего будущего малыш. Такими куклами не играли, их клали в колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали, не болели. Глаза куклам не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть… Вырастет ребенок и будет играть в первую свою куколку.
Свёрнута из старенькой рубашки,
Ниткой перетянута льняной,
Маленькая кукла-Пеленашка
Охраняет малыша покой.
Не боится кукла непогоды
И болезней и дурных людей!
Обойдут младенца все невзгоды,
Если спит он в колыбельке с ней!
Эта кукла любит когда с ней играют.
Пальчиковая игра «Куколка»
Наша куколка гуляла
(шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала,
(шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала –
(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло.
(Ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).
Экскурсовод: Ребята, я приглашаю в свою кукольную мастерскую и хочу научить вас делать кукол - Пеленашек.
Дети рассаживаются за столом, на котором лежат кусочки ткани (прямоугольной и треугольной формы, веревочки.
Экскурсовод: Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенец в платочке, завернутый в пеленку. Ее делали из двух лоскутков ткани (показывает). Прямоугольный туго скручивали, перевязывали веревочкой посередине и сверху завязывали платочек. Получалась куколка.
Экскурсовод: Предлагаю продолжить экскурсию по моему музею кукол.
– Шли дни за днями, недели за неделями. Одно время года сменяло другое.
Вот и зимние праздники прошли, весна приближается. Масленица в гости спешит.
-А что же это за Масленица такая? (Праздник, когда зиму провожают, а весну встречают, блины пекут, играют, хороводы водят, с горок катаются)– Да, на Масленицу весну встречали, солнце зазывали, да закличкой приговаривали:
Солнышко, покажись,
Красное нарядись!
Чтоб год от года
Давало нам погоду,
Тёплое летечко,
Грибов в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка.
Экскурсовод: На Масленичной неделе по народной традиции куклу делали – Масленицу – на крестовине, на длинном шесте. Всю неделю её в санях возили, а в последний день сжигали – так с зимой прощались.
И был это праздник победы Солнца над зимним Мраком и Холодом.
– Давайте и мы Весну позовём. Вставайте в хоровод. Приди, Весна,
Приди, Весна,
Со льдом высоким,
С корнём глубоким,
С хлебом обильным!
Экскурсовод: В марте делали дети из цветных ниток куколок. Как они назывались? (Мартинички) -Для чего нужны были эти куколки? (Их развешивали на деревьях в подарок ветру тёплому, чтобы скорее весну принёс)
– Давайте и мы развесим наши Мартинички, да по народному обычаю ветер закличкой позовём:
Ветер-ветерок
Прилети к нам
Принеси на
Весну-красну,
Красное солнышко,
Тёплое летушко,
Зеленокос.
Вот и ветер услышал нас и прилетел.
Дыхательное упражнение «Ветер»
Экскурсовод: А это что за куколка? Как её звать-величать? Не знаете? Потрогайте. Что у неё внутри? (Бусинки, камушки, крупа)
– Правильно, крупа гречневая. И звать эту куколку Крупеничка!
Когда в начале лета начинали гречу сеять, то первую горсть крупы из этого мешочка брали. Ведь в этой куколке крупа всю зиму хранилась, сберегла в себе силу Земли-матушки.
А вот и Крупеничкины подружки. (Набор кукол с крупами)
Дидактическая игра «Узнай на ощупь»
Экскурсовод.
– Как бы вы назвали этих кукол? (Горошинка, Рисовушка, Пшеничечка)
После сева устраивали праздник. Кашу варили и всех угощали. Вот так и шли дни за днями, недели за неделями. Трудились люди на земле-матушке, благодарили за дары бесценные. Строго традиции соблюдали. Всякое время года встречали и провожали, в мире, в любви жили и нам так жить наказывали. А куклы – это напоминание о народных обрядах, их передавали из поколения в поколение. Вот и до нас они дошли.
Посмотрите, каких только кукол нет в моем музеи.
Рассматривание интерьерных кукол.
Этой куклы кто не знает?
Лучше куклы не найдёшь!
Сразу глазки открывает,-
Только на руки берёшь!
Кому из вас нравится такая кукла? Из чего сделаны такие куклы? Что она умеет делать?
Это современная кукла, она открывает и закрывает глаза, разговаривает.
Современная кукла на то и современна,
Потому что у неё всё совершенно:
И причёска, и внешний вид,
И поёт она, и говорит!
От нечего делать куклы такие
Придумали дамочки городские.
Фарфоровая кукла.
-А вот эти чудесные аристократки
Не имеют недостатков.
Так прекрасны и нежны
Покорили всех они.(фарфоровые куклы)
Эти куклы сделаны из фарфора, у каждой свой национальный костюм.
Народов разных немало на свете
О них, конечно, должны знать все дети.
Экскурсовод.
Гостей мы сегодня в музее встречали,
О куклах своих мы им рассказали:
Для дома, любви, для удачи и счастья,
Они нас-друзья! Берегут от ненастья!
Мы ими любуемся, нежно берём.
Мы с куклами нашими дружно живём.
Ведь в доме у всех
(Мы уверены в этом!)
Любимая кукла нас ждёт день за днём,
Чтоб вспомнилось детство,
Чтоб мог помечтать,
Чтоб было, что внукам своим передать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с искусством детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея "Горница"
Презентация опыта работы по приобщению к искусству детей второй младшей группы средствами группового мини-музея. Работа велась по направлениям: "Ознакомление с тряпичной куклой", "Ознак...
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: Знакомство с предложением.
Конспект разработан для детей старшего возраста. В нем хорошо изложен материал для изучения данной темы. Его могут использовать логопеды детских содов....
Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - Музыкально-художественная деятельность в старшей группе на тему «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с тувинскими народными инструментами»
Конспект НОД с национально-региональным компонентом в старшей группе....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детство начинается с кукол»
Цель: формирование представлений об истории создания кукол, изготовленных из различных материалов, через интегрированную работу в центрах активности детей посредством изобразительной...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в музей ложки"
Цель: приобщение детей старшего возраста к общечеловеческой истории и культуре.Задачи:Образовательные:1.Обобщить и уточнить представления детей го ложке, ее назначении, о многообразии видов, исто...
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Уральская горница»
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Уральская горница»...