Конспект НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с мини---музеем кукол «Экскурсия в музей»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Ивановна Рагозина

методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с мини---музеем кукол «Экскурсия в музей»

Цели:

1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами и традициями.

2. Приобщать детей к традиционной культуре России.

3. Активизировать словарный запас дошкольников.

Оборудование и материалы: занятие проводится в музее кукол. Куклы: пеленашка, стригушка, крупеничка, масленица, мартинички, набор кукол с крупами. На столе подносы с лоскутками ткани (плотная светлая для куклы, цветная треугольной формы для платочка кукле, полоски для завязок).

Активизация словаря: экспонаты, экскурсант, экскурсовод, реставратор, археолог, нумизмат.

Ход НОД:

Экскурсовод: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. А вот куда именно, вы узнаете, разгадав ребус. Определяем первый звук в слове и вписываем букву, которой обозначается звук. Мяч – м, улитка – у, зонт – з, енот – е, йогурт – й.

Получилось слово музей. Что такое музей? Музей – это место, где хранят и показывают разные предметы – экспонаты. Как называют человека, который проводит экскурсию? (экскурсовод).А как называютучастника экскурсии? (экскурсант).

Пройдет и сто, и двести лет,

И триста лет пройдет,

Но каждый снимок и портрет

Любую вещь, любой предмет

В музее сохранит народ.

Сергей Михалков

-Сегодня мы с вами отправимся в музей. Давайте повторим правила поведения в музее.

(Рассказ воспитателя).

-Давным-давно наши пра-пра-прадедушки и пра-пра-прабабушки жили среди природы. Она их кормила, давала тепло, одевала, лечила. И люди верили, что если задобрить солнце, ветер, мороз, грозу, дождь, то погода будет хорошей, ведь именно от этого зависело самое главное.

– А что было самым главным для тех, кто жил и работал на земле?

(Ответы детей: хороший урожай, чтобы прокормить семью, чтобы весной снова засеять поле.)

– Как можно задобрить солнце, ветер, дождь?

(Устроить праздник, спеть песню, сделать подарок)

– Да, вы правы. Люди готовы были отдать природе в дар самое дорогое. А что (мама, дети, семья, жизнь)

– И тогда люди стали делать кукол, которые были похожи на человека.

Знакомство с куколкой начиналось от самого рождения ребёнка. За две недели до родов мама мастерила обережную куклу –пеленашку и семь маленьких куколок от сглаза для своего будущего малыш. Такими куклами не играли, их клали в колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали, не болели. Глаза куклам не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть… Вырастет ребенок и будет играть в первую свою куколку.

Свёрнута из старенькой рубашки,

Ниткой перетянута льняной,

Маленькая кукла-Пеленашка

Охраняет малыша покой.

Не боится кукла непогоды

И болезней и дурных людей!

Обойдут младенца все невзгоды,

Если спит он в колыбельке с ней!

Эта кукла любит когда с ней играют.

Пальчиковая игра «Куколка»

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала,

 (шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала –

 (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло.

(Ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

Экскурсовод:    Ребята, я приглашаю в свою кукольную мастерскую и хочу научить вас делать кукол - Пеленашек.

Дети рассаживаются за столом, на котором лежат кусочки ткани (прямоугольной и треугольной формы, веревочки.

Экскурсовод:   Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенец в платочке, завернутый в пеленку. Ее делали из двух лоскутков ткани (показывает). Прямоугольный туго скручивали, перевязывали веревочкой посередине и сверху завязывали платочек. Получалась куколка.

Экскурсовод:   Предлагаю продолжить экскурсию по моему музею кукол.

– Шли дни за днями, недели за неделями. Одно время года сменяло другое.

Вот и зимние праздники прошли, весна приближается. Масленица в гости спешит.

-А что же это за Масленица такая? (Праздник, когда зиму провожают, а весну встречают, блины пекут, играют, хороводы водят, с горок катаются)– Да, на Масленицу весну встречали, солнце зазывали, да закличкой приговаривали:

Солнышко, покажись,

Красное нарядись!

Чтоб год от года

Давало нам погоду,

Тёплое летечко,

Грибов в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зелёного горошка.

Экскурсовод:  На Масленичной неделе по народной традиции куклу делали – Масленицу – на крестовине, на длинном шесте. Всю неделю её в санях возили, а в последний день сжигали – так с зимой прощались.

И был это праздник победы Солнца над зимним Мраком и Холодом.

– Давайте и мы Весну позовём. Вставайте в хоровод. Приди, Весна,

Приди, Весна,

Со льдом высоким,

С корнём глубоким,

С хлебом обильным!

Экскурсовод: В марте делали дети из цветных ниток куколок. Как они назывались? (Мартинички) -Для чего нужны были эти куколки? (Их развешивали на деревьях в подарок ветру тёплому, чтобы скорее весну принёс)

– Давайте и мы развесим наши Мартинички, да по народному обычаю ветер закличкой позовём:

Ветер-ветерок

Прилети к нам

Принеси на

Весну-красну,

Красное солнышко,

Тёплое летушко,

Зеленокос.

Вот и ветер услышал нас и прилетел.

Дыхательное упражнение «Ветер»

Экскурсовод: А это что за куколка? Как её звать-величать? Не знаете? Потрогайте. Что у неё внутри? (Бусинки, камушки, крупа)

– Правильно, крупа гречневая. И звать эту куколку Крупеничка!

Когда в начале лета начинали гречу сеять, то первую горсть крупы из этого мешочка брали. Ведь в этой куколке крупа всю зиму хранилась, сберегла в себе силу Земли-матушки.

А вот и Крупеничкины подружки. (Набор кукол с крупами)

Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

Экскурсовод.

– Как бы вы назвали этих кукол? (Горошинка, Рисовушка, Пшеничечка)

После сева устраивали праздник. Кашу варили и всех угощали. Вот так и шли дни за днями, недели за неделями. Трудились люди на земле-матушке, благодарили за дары бесценные. Строго традиции соблюдали. Всякое время года встречали и провожали, в мире, в любви жили и нам так жить наказывали. А куклы – это напоминание о народных обрядах, их передавали из поколения в поколение. Вот и до нас они дошли.

Посмотрите, каких только кукол нет в моем музеи.

Рассматривание интерьерных кукол.

Этой куклы кто не знает?

Лучше куклы не найдёшь!

Сразу глазки открывает,-

Только на руки берёшь!

Кому из вас нравится такая кукла? Из чего сделаны такие куклы? Что она умеет делать?

Это современная кукла, она открывает и закрывает глаза, разговаривает. 

Современная кукла на то и современна,

Потому что у неё всё совершенно:

И причёска, и внешний вид,

И поёт она, и говорит!

От нечего делать куклы такие

Придумали дамочки городские.

Фарфоровая кукла.

-А вот эти чудесные аристократки

Не имеют недостатков.

Так прекрасны и нежны

Покорили всех они.(фарфоровые куклы)

Эти куклы сделаны из фарфора, у каждой свой национальный костюм.

Народов разных немало на свете

О них, конечно, должны знать все дети.

Экскурсовод.

Гостей мы сегодня в музее встречали,

О куклах своих мы им рассказали:

Для дома, любви, для удачи и счастья,

Они нас-друзья! Берегут от ненастья!

Мы ими любуемся, нежно берём.

Мы с куклами нашими дружно живём.

Ведь в доме у всех

(Мы уверены в этом!)

Любимая кукла нас ждёт день за днём,

Чтоб вспомнилось детство,

Чтоб мог помечтать,

Чтоб было, что внукам своим передать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с искусством детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея "Горница"

Презентация опыта работы по приобщению к искусству детей второй младшей группы средствами группового мини-музея. Работа велась по направлениям: "Ознакомление с тряпичной куклой", "Ознак...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: Знакомство с предложением.

Конспект разработан для детей старшего возраста. В нем хорошо  изложен материал для изучения  данной темы. Его могут использовать логопеды детских содов....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая

Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детство начинается с кукол»

Цель: формирование представлений об истории создания кукол,  изготовленных из различных материалов,  через  интегрированную работу в центрах активности детей посредством изобразительной...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в музей ложки"

Цель: приобщение детей старшего возраста к общечеловеческой истории и культуре.Задачи:Образовательные:1.Обобщить и уточнить представления детей го ложке, ее назначении, о многообразии видов, исто...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Уральская горница»

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного  возраста посредством мини-музея «Уральская горница»...