«Как лесные звери к зиме готовятся» Конспект открытого ООД по познавательному развитию в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
ООД по познавательному развитию в средней группе. Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме.Воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_dikie_zhivotnye_k_zime_gotovyatsya_moe_otkrytoe_zanyatie.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Программные задачи:
Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме.
Развивающие: Развивать логическое мышление, воображение, внимание, связную речь, обогащать словарный запас (дупло, берлога, нора, логово).
Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным.
Оборудование и материалы: Мультимедийная презентация; кукла дед-природовед, карточки к игре «Кто, где живет?», силуэты зайца, корзинка с шишками, орешками; овощи к игре «Кто что ест», мяч.
Ход
Организационный момент:
Воспитатель: (на ковре) -Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (вместе):
-Доброе утро! Посмотрите, ребята, даже дед-природовед пришел к нам в гости.
Я очень рада видеть вас всех. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
– Ребята, скажите какое сейчас время года? Правильно, поздняя осень.
Холод, ветер на дворе,
Руки мерзнут в ноябре.
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.
Сейчас к нам пришла поздняя осень. А скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму.
Воспитатель: -Ребята, а вы были когда — нибудь в лесу? Давайте с вами сегодня отправимся в путешествие в лес. Только как же нам туда попасть? А поможет нам наш добрый друг дед-природовед.
Дед-природовед: -Здравствуйте, ребята. Я очень часто бываю у вас в гостях. А сегодня я пришел к вам, чтобы пригласить вас к себе в гости, в лес.
Дед-природовед: -Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу? В лесу надо вести себя тихо, веток не ломать, не шуметь, не кричать, а то можно испугать зверей.
Воспитатель: А как же мы туда попадем, дедушка?
Дед-природовед: -Вы тихонько закружитесь, и в листочки превратитесь
Покружились, полетели, на пенёчки тихо сели. (дети садятся на свои стульчики)
2.Основная часть.
Воспитатель:
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает. Слайд 1
А ведь лес – это дом для различных животных и птиц.
-Ребята, а как называются животные, живущие в лесу? (дикие)
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
Воспитатель: -А куда же делись все звери? Слайд 2
Дед-природовед: У зверей сейчас много хлопот и забот, они заняты подготовкой к зиме
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это корзинка.
Воспитатель: Интересно, что там внутри? Давайте посмотрим?
Дети: Да!
Воспитатель: В корзинке и листочки, и грибочки, и шишки, и желуди, а на них загадки. Давайте отгадаем.
Отгадайте, кого мы сейчас встретим в лесу?
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
-Кто это? Медведь.
Слайд 3 медведь
Слайд 4: Посмотрите, ребята какой медведь большой, толстый. Он хорошо наедается осенью ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой. Может съесть любое животное, которое сумеет поймать. У него под кожей накапливается жир, и поэтому он не делает запасов на зиму. А зимой он впадает в спячку.
-Где же медведь спит?
Слайд 5
Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом, натаскал молодых елочек, которые вырвал с корнем из земли, мха, хвороста наложил, зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.
-Послушайте. Что это за шорох?
-Кто это шуршал в листьях?
Лежала под елками
Подушка с иголками.
Лежала, лежала,
Да и побежала. (еж)
Слайд 6 еж
Ёжик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму. А чем же он будет питаться зимой? Ягод, грибов, зеленых растений нет, червяки, жуки попрятались. Еж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать.
Но совсем по-другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку.
Слайд 5 белка
«Кто по елкам ловко скачет,
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы» (ответы детей).
Правильно, это белочка. Белка меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета. Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей.
А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму.
Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках – в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Давайте покажем белочке, как мы умеем играть с шишками.
(Музыка)
Массаж сосновыми, еловыми шишками.
1, 2, 3, 4, 5 – будем шишками играть.
Будем шишками играть,
Между ручками катать.
Берём мы шишку в ручку,
Катаем по ладошке.
Как яблочко в тарелочке,
Лежит себе она.
В ручку правую возьмём,
И сильней её сожмём!
В ручку левую возьмём,
И сильней её сожмём!
Полезны для здоровья,
Ведь собраны с любовью
Они для наших деток,
В корзиночке лежат.
Слайд 8
По снегу бежит петляет,
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (заяц).
-У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой. А как же он готовится к зиме?
Слайд 9
Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая. -А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет? -Чтобы в снегу не было видно. Посмотрите сюда (показываю белый лист бумаги, на нем силуэт белого зайца). Вы что-нибудь видите? А сейчас (показываю силуэт серого зайца на белой бумаге).
А как заяц себе домик устраивает? У зайца в лесу нет своего дома, он спит под кустом или в траве, а зимой заяц спит в снежной ямке. В морозы зарывается в снежный сугроб. Ночью выходит еду добывать: обгладывать кору у молодых деревьев.
-Давайте с зайчиком немного отдохнём.
Физкультминутка:
Зайка беленький сидит (присели на корточки)
И ушами шевелит (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, (встают)
Надо лапочки погреть (гладят ручки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (прыжки на месте)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал! (Садитесь на свои места)
Слайд 10
-Скажите, кто же мог испугать зайца
Лиса, волк.
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? Лиса.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые торчком. (волк)
Лиса и волк тоже к зиме готовятся. Зимой на их лапках отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходят они как в валенках.
Это хищные звери. Они ходят по лесу, ищут себе добычу. Могут и зайца поймать. Лиса любит из под снега доставать мышей, мышковать.
А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Но цвет своей шубки они не меняют.
Слайд 11
У лисы есть дом – нора. Там она может спрятаться от зимней стужи.
-А у волка - волчье логово.
Дед-природовед: -Ребята, мы все — таки испугали зверей и они разбежались. Теперь вот не могут найти свои домики. Поможем им?
Игра «Кто, где живет?»
-Всех зверей по своим домикам расселили.
Дед-природовед: Спасибо вам, ребята. Вы большие молодцы. Все загадки отгадали, со всеми заданиями справились. Пришла пора вам в детский сад возвращаться. А это вам корзиночка с гостинцами от моих лесных зверят. Закройте ваши глазки и покружитесь, как листочки.
Листочки, листочки, покружитесь
В деток превратитесь
В детский сад вернитесь!
Дед-природовед: Ну вот вы и дома. А мне пора снова в лес, помогать моим лесным жителям.
Воспитатель: Подожди, дедушка, мы с ребятами тоже хотим угостить твоих зверей лесных. Мы приготовим им корзинку, а ты передашь.
Игра «Кто, что ест?»
Дед-природовед: Спасибо большое. До свидания. До новых встреч.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: -Подойдите все ко мне. У меня есть волшебный мячик.
Мяч красивый и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.
Воспитатель — Дети
1. Кого мы видели в лесу? (В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика).
2. Кто из животных спит зимой? (Зимой спят медведь, ежик)
3. Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге)
4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? (Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса)
5. Какие животные являются врагами для зайца? (Волк и лиса)
6. Где живет белочка? (Белочка живет на дереве в дупле)
-Сегодня вы все старались. Молодцы!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад с.Кустовое Яковлевского городского округа"
«Как лесные звери к зиме готовятся»
Конспект открытого ООД
по познавательному развитию
в средней группе
Подготовила:
Воспитатель
Здесенко Н.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся».
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе«Как дикие животные к зиме готовятся».Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить ...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"
Знакомство с названиями жилищ диких животныхРазвитие и обогащение речи новыми словами: нора, дупло, берлога, логово.Учить правилам поведения в лесу.Обобщение знаний о диких животных и их подготовке к ...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе: Тема: «Как звери к зиме готовятся?»
Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери...
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"
Цель: формирование представлений о том, как дикие животные готовятся к зиме.Задачи: формировать у детей представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий, и готов...
Конспект открытого занятия "Познавательное развитие" в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий .Тема:" В гостях у доктора Айболита"
Цель:1. Развивать процессы обобщения и классификации по определённому признаку; 2. Активизировать и расширять словарный запас; 3. Со...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе " Как звери готовятся к зиме".
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе«Как звери готовятся к зиме» Задачи:1. Обучающие задачи:систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе...
Конспект занятия по "Познавательному развитию" в средней группе «Лесные обитатели - звери»
Конспект занятия по "Познавательному развитию" в средней группе «Лесные обитатели - звери»...