Конспект занятия по "Познавательному развитию" в средней группе «Лесные обитатели - звери»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по "Познавательному развитию" в средней группе «Лесные обитатели - звери»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_poznaniyu_14.02.odt | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Познавательному развитию»
в средней группе (4-5 лет).
Тема: «Лесные обитатели - звери»
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора
Цель: расширять и закреплять знания детей о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме;
Программное содержание: формирование представления о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме; развитие умения анализировать, делать выводы; развитие речи, воспитывать у детей чувства любви к животным и стремление сохранять окружающий мир.
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов о животных (Е.Чарушин, В. Сутеев, В. Бианки), рассматривание иллюстраций диких животных.
Материалы и оборудование: картина «Лес зимой», иллюстрации с изображениями диких животных; лист бумаги; маркер; рабочие тетради, цветные карандаши.
Планируемые результаты: расширены знания детей о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме;
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 17 мин | |
1 | Беседа | 5 мин | |
2 | Работа с пособием | «Расскажи, что делает дедушка» | 2 мин |
3 | Работа с пособием | «Таня нарисовала зимний лес. Всё ли правильно на ее рисунке?» | 2 мин |
4 | Физкультминутка | 2 мин | |
5 | Работа с пособием | «У кого сколько детей? Помоги мамам найти своих детёнышей». | 3 мин |
6 | Работа с пособием | «Обведи зайцев синим карандашом, а зверей - красным. Кого в лесу больше? | 3 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность 20 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
II. Основная часть
1. Беседа
В прошлый раз мы гуляли с вами в парке, а сегодня снова отправимся в гости к старичку - лесовичку в лес. Он обещал показать нам, что зимой в лесу делается.
- Тихо. Снег по пояс. Смотрите, чьи-то следы (показываю детям изображение заячьих следов). Остановился косой у дерева, на задние лапы встал, кору обгрызает. Голодно зайцу зимой. Кора да мелкие ветки вот и вся еда.
Вдруг насторожился заяц и наутёк!
- Что помогло зайцу заметить опасность? (Большие, чуткие уши.)
- Кого испугался заяц? (Лису.)
Но нелегко догнать косого. Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Задние ноги у него сильные и длинные, намного длиннее передних, поэтому следы задних ног впереди передних оказались. Бежит заяц, петляет. Но если всё же настигнет его враг, то и тут задние ноги помогут. Подумайте как. Ложится заяц на спину и начинает отбиваться задними лапами. Покажите.
Иногда в лесу на зайцев охотники ставят капканы. Вот попался заяц, охотник его из капкана вынимает, за уши берёт, а заяц вырывается и, если человек не очень осторожен, может своими сильными лапами сломать руку охотнику.
Убежал косой, но не останется лиса без обеда. Она под снегом мышей отыскивает. Что ей помогает это делать? Слух у нее хороший и нюх тоже отменный. Они-то и помогают ей отыскивать под снегом мышей. А уж если совсем холодно и голодно рыжей, то хоть и боится она человека, а пойдёт в деревню кур да уток воровать.
- Кого ещё боится заяц? (Волка.)
Но не только зайцев едят волки. Нападают они на более крупную дичь на оленей, лосей, кабанов. Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. По снегу волкам ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам. Волки очень выносливы. Долго могут они гнаться за своей добычей.
Олени бегают стремительно. Сильные и здоровые олени обычно убегают от волков. Но если уж они встретились, то как будет защищаться олень? Острые рога и тяжёлые копыта вот его оружие против волка. Иногда волки, когда очень голодны, нападают на оленью семью, где есть слабые, глупые оленята.
Как вы думаете, как взрослые олени защищают малышей?
- Представьте, что вы (часть детей) волки, вы взрослые олени, а вы оленята. Волки нападают, стараясь схватить оленят. - Что сделают их родители?
(олени встают в круг, внутри которого оленята).
Лиса и волк хищники. Они питаются мясом других животных.
- А чем питаются зимой олени, лоси? Ветками, корой деревьев и кустарников. Их надо съесть очень много, чтобы наесться. Трудно кормиться после сильных снегопадов. Как вы думаете почему?
Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев ни лось, ни заяц достать не могут. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывают сено, морковь, капусту.
2. Работа с пособием
1. Задание «Расскажи, что делает дедушка»
- Какие лесные жители нарисованы на картинке?
- Как вы думаете, что делает дедушка и зачем?
- А почему не видно медведя и ежа?
Где отдыхает ночью и во время непогоды лось? Он прячется в глубоком снегу. У лося из укрытия видны только голова и спина, которая покрыта особо густой шерстью. Ноги он прячет под брюхо. Зачем? Вспомните, где спят зимой волки. (Просто на снегу, спрятав лапы и закрыв нос хвостом.) - Многим животным трудно ходить по глубокому снегу. Так ведь что придумали! Даже с маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок и на живот и скатываются. На ровном месте время от времена делают разбег или прыжок, быстро опускаются на живот и скользят. У зайца на лапах к зиме отрастает плотная, длинная шерсть, и после прыжка может скользить, как на лыжах.
2. Задание «Таня нарисовала зимний лес. Всё ли правильно на ее рисунке?»
- Ребята, давайте назовем всех лесных жителей.
- А чем они питаются?
- Все ли правильно на Танином рисунке?
- Почему не бывает так, как нарисовала Таня?
Физкультминутка
(Дети идут по кругу, имитируя повадки зверей.)
У нас славная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк - волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому, что он продрог
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Воспитатель: - А куда делись зимой насекомые? (они попрятались в трещины коры, в сухие листья деревьев)
- Птицы в лесу тоже есть, но зимой им очень трудно. Почему? Особенно очень трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду много птиц погибает от голода. Мелкие птички, например синички, погибают после 6 часов голодания. Поэтому птиц надо обязательно подкармливать.
На листе картинки с изображением волка, лисы, зайца, белки, лося.
- Как одним понятием обозначить тех, кто здесь изображен? (лесные звери)
(Обводим их в большой круг)
- Как вы думаете, как обозначить то, что они живут в лесу? (дети предлагают свои варианты)
(Вместе приходим к выводу, что это можно изобразить елочкой)
Рисуем этот значок над большим кругом.
- Что едят лиса и волк?(других животных, это хищники)
- Что едят заяц, белка, лось?(растения, они травоядные)
- Как вы думаете, почему их назвали таким словом?
- Значит, на какие две группы можно разделить этих животных? (На хищников и травоядных.) Рисуем внутри большого круга два маленьких и над ними изображаем символы, например такие: хищники - кость, травоядные - траву.
3. Задание «У кого сколько детей? Помоги мамам найти своих детёнышей».
-Ребята, что это за звери? (волчица, медведица, лиса, зайчиха и бельчиха)
- Как называют детенышей волчицы (зайчихи,и т. п.)?
- Сколько детенышей у лисы (медведя, и т. п.)?
(Дети должны давать полные ответы: «У медведицы два медвежонка» и т. п.)
4. Задание «Обведи зайцев синим карандашом, а зверей — красным. Кого в лесу больше?
- Много ли в лесу зверей?
- Есть ли одинаковые? Кто это?
- Обведите зайцев синим карандашом, а зверей — красным.
- А как вы думаете, кого больше, зайцев или зверей?
- Птиц или животных?
III. Заключительная часть
- Ребята, где мы сегодня с вами путешествовали?
- Кого мы видели в лесу?
- Как звери живут в лесу зимой?
- На какие две группы мы разделили животных?
- Все сегодня молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Рукавичка для зверей»
Учим детей рисовать рукавичку с помощью ладошек....
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Рукавичка для зверей»
Учить рисовать рукавичку с помощью ладошек. Самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу....
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Рукавичка для зверей»
Учить рисовать рукавичку с помощью ладошек...
конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе « Лесные обитатели- звери».
конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе « Лесные обитатели- звери»....
конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе « Лесные обитатели- звери».
конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе « Лесные обитатели- звери»....
Конспект занятия по конструированию в средней группе: «Автобус для зверей».
Цель: учить детей составлять изображение автобуса из готовых частей (окна, двери, колеса). Формировать у них навыки складывания ...
Конспект занятия по развитию речи средняя группа «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна».
Конспект занятия для детей средней группы по развитию речи "Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками "Лесная полянка"...