Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» с использованием образовательных технологий опытно - экспериментальной деятельности с водой и театрально-игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» с использованием образовательных технологий опытно - экспериментальной деятельности с водой и театрально-игровой деятельности.
Цель: Способствовать формированию у детей познавательного интереса через театрально-игровую, экспериментальную деятельность и моделирование.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знание детей о воде и ее свойствах; дать детям представление о круговороте воды в природе;
- показать детям происхождение облаков, дождя;
- подвести детей к пониманию причинно-следственных связей в природе;
- закрепить знания безопасного использования материала и оборудования для опытов.
-активизировать словарь детей: круговорот воды, лаборатория.
Развивающие:
- развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе, умение решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы, проверять их;
-развивать речь, мышление, наблюдательность;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и театрализованной деятельности;
- воспитывать умение перевоплощаться.
- воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща;
- воспитывать экологическую культуру, любовь к природе, доброе отношение друг к другу.
Интеграция образовательных областей:
-«Здоровье»: Динамическая пауза «веселая разминка».
- «Художественно-эстетическое развитие»: использование театральных атрибутов (маски капелек) и подвижная игра с элементами театрализации «Путешествие капельки».
- «Использование технических средств»: ноутбук, проектор, экран.
Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; двигательная.
Методы и приемы: Наглядные (показ иллюстраций, использование ТСО),словесный (объяснение, указание, вопросы поискового характера), практический (игровые упражнения, опыты, схема).
Материалы и оборудование: Глобус, яблоко, презентация «Круговорот воды в природе» (слайды), шапочки «капельки» Для проведения опыта с водой: чайник с водой, зеркало. Раздаточный материал на каждого ребёнка: одноразовые стаканчики с водой и тарелочки без воды, губки, салфетки. Проектор, экран, ноутбук.
Предварительная работа:
Беседа о различных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное).
Чтение стихов и рассказов о воде, облаках, дожде; опыты с водой.
Литература:
1.От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. С. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -Москва: Мозаика-синтез, 2010. -235 с.
- Дыбина О.В., Щетинина В.В.,Поддьяков Н.Н."Ребёнок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников". ООО"ТЦ Сфера",2017г.
3.Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду:Пособие для работников дошк. учреждений.--М.:ТЦ "Сфера", 2001.-c.9-16,76-121Антипина А.Е. Театральная деятельность в детском саду.
Ход НОД:
1 часть: Вводная (информационно-познавательная).
Воспитатель входит в групповое помещение, приветствует детей и предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки.
Приветствие гостей.
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Сегодня утром к нам в садик принесли посылку. Она адресована самым любознательным детям в садике.
Я сразу поняла, что эта посылка адресована нашей группе. Давайте посмотрим, что в ней лежит.
Беседа с детьми о глобусе:
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: это модель Земли.
Воспитатель: А как вы понимаете – модель земли?
Дети: земля в уменьшенном виде.
Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?
Дети: голубого.
Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?
Дети: Это вода (моря, реки, океаны).
Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.
Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части – это вода, 1 часть - суша.
Воспитатель: На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают? Кто знает?
Дети: Это тоже вода, но в виде льда.
Воспитатель: – А что вы знаете о воде? Какая она?( Вода-это жидкость её можно перелить, вылить.
Вода-бесцветная.
Вода-безвкусная.
Вода не имеет запаха.
Вода живёт где?
Дети: В реках, озёрах, морях, луже, водопроводном кране.
– Кому нужна вода?(растениям, животным , людям)
– Зачем им нужна вода?( вода на Земле нужна человеку и всему живому, чтобы расти и развиваться).
Воспитатель: Вода в океанах и морях солёная, в реках и озёрах –пресная. Как вы думаете какую воду пьют люди.
Дети: Люди пьют пресную воду.
Воспитатель: Я вам расскажу, почему вода в морях солёная. Реки на своём пути к морю проходят горы и почвы, в которых содержаться соли. Реки приносят эту соль в море, где она и остаётся, потому что море никуда не течёт. А вот в реках вода всегда свежая и несолёная, так как речки наполняются новой водой от ручейков и дождей.
Еще более интересно то, что в природе вода встречается в трех состояниях. А в каких – вы узнаете, отгадав загадки.
- Мягкий он, а не подушка,
Белый он, а не пушок, Он холодный, как лягушка, А согреешь – ручеек. СНЕГ
- Пушистая вата плывет куда- то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. ОБЛАКО
- Прозрачное, как стекло, А не вставишь в окно. ЛЕД
- Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. ВОДА
- Что объединяет загадки? - Разве облако, лед и снег – тоже вода? Почему вы так думаете? - Правильно, ребята. Вода бывает в трех состояниях: в твердом (в виде снега, льда и инея, в жидком (в виде дождя, озера, реки) и в газообразном (в виде облака, тумана или пара). - Вот такая она волшебница. Может превращаться во что угодно. - При каких условиях вода превращается в снег или лед? (ОТ МОРОЗА) - Отчего превращается в пар? (ОТ НАГРЕВАНИЯ)
Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в цапель.
Физкультминутка: Цапля
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)
Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в цапель.
2 часть: Основная (практическая)
Воспитатель: Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать.
Это явление называется – круговорот воды в природе. Повторите…
А теперь давайте отправимся в путешествие круговорот воды в природе, вместе с капельками и с картой, которую я для вас приготовила. Готовы отправиться в путь? Но прежде давайте превратимся в лаборантов. (1,2,3, наклонись; 1,2,3 повернись; 1,2,3, покружись в лаборантов превратись.
Показывается слайд «Круговорот воды в природе»
Садитесь, давайте посмотрим на нашу карту и отправимся в путешествие вместе с капельками. Итак, представьте, что это наш водоём, все видят водоём? Так вот в этом водоёме сестрички капельки резвятся и играют, их там много-много. Солнышко пригрело, лучиками своими засветило и сестрички капельки поднялись вверх, в виде пара. Но воздух на верху (на небе) холодный, поэтому капельки пара превращаются в капельки воды, потом собираются в лёгкие облака, которые собираются в большую тучку и в этой тучке капелькам становится тесно и они падают вниз в виде дождя. Капельки спускаются вниз, поливают землю, растения и затем переливаются обратно в водоём. И всё это называется круговорот земли в природе (повторите).
Молодцы ребята, а теперь мои юные исследователи давайте начнем наши эксперименты.
1 Опыт:
Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это электрический чайник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Вывод: Вода при нагревании превратилась в пар.
(Затем к струе пара воспитатель подносит холодное стекло). Подержав его некоторое время над паром, выключает чайник, убирает в недоступное место и приглашает детей посмотреть, что произошло со стеклом. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды. Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.
Вывод: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.
У меня чайник это с вами наше солнышко. В чайнике вода ,холодная, это наш водоём. Ребята, вы что нибудь слышите сейчас, нет, то есть в чайнике ничего не происходит. Давайте включим чайник и послушаем , приготовьте свои ушки и глазки и понаблюдаем, что будет происходить в чайнике. Чайник начинает закипать, слышите звук чайника. Что вы слышите? Бульканье, шипение. Вот представьте себе что в водоёмах солнышко так же , своими лучиками начинает пригревать и капельки сестрички поднимаются вверх в виде капелек пара. Таким образом в чайнике так же пар поднимается вверх.Что вы видите? Пар Вывод: Вода при нагревании превратилась в пар.
Это одно из состояний воды. (газообразное)
Ребята посмотрите, я к горлышку преподнесу зеркало. Пар поднимается к зеркалу, видите все капельки собрались вверх. После того, как пар остывает он превращается в капельки воды. Посмотрите внимательно на зеркало, что появилось на стекле , капельки.
Загадка:По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает - иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой…(Тучи)
2Опыт: ребята возьмите свои стаканчики с водой и перелейте в тарелочки. Представьте себе , что в тарелочках вода, это наш водоём. Возьмите пожалуйста в руки ваши губки, они лёгкие или тяжёлые? Пока лёгкие как облака, а теперь пожалуйста наберите чуть чуть водички, так чтобы губка впитала капельки воды. Набрали? Теперь возьмите губку снова на ладошку и скажите губка потяжелела? Да. Значит лёгкие облака превратились в тяжёлые тучки. А теперь давайте посмотрим как из тучи льётся дождь, сожмите одной ручкой , что пошёл из тучи, дождь. Капельки воды снова из тучки спустились на землю.
Воспитатель: Молодцы, Ребята! А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Поиграем в игру «Путешествие капельки» (Дети одевают шапочки — «капельки». Воспитатель одевает бумажную корону с изображением тучки).
Воспитатель: Я мама-тучка, а вы ребятки, мои детки-капельки.
(Дети окружают маму-тучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод). Капельки полетели, в речке поплыли, в океан попали. Потянулись капельки к лучам солнца и вспомнили о маме тучки.
Рефлексия.
Мы путешествовали с вами по кругу, как это путешествие называется в природе? Какие вы состояния воды знаете, назовите ещё раз? А что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории? (Опыты) Какие опыты мы с вами проводили? Что мы понаблюдали с помощью чайника ( пар превращается в облако), с помощью губки( как в тучку набираются капельки и ввиде дождя опускаются вниз).
опускаются вниз).
На этом наше путешествие закончилось.
Нашим гостям Ксюша приготовила стихотворение , давайте послушаем.
Спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ"
Конспект образовательной деятельности по "Познавательно-речевому развитию"...
конспект занятия в подготовительной группе "Круговорот воды в природе"
данный материал поможет педагогам в рамках проекта "Бережливый детский сад" интересно рассказать детям о круговороте воды в природе и о том, что надо беречь воду....
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Круговорот воды в природе".
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Круговорот воды в природе"....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Круговорот воды в природе»
Образовательная область ПознаниеВозрастная группа старшая...
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Круговорот воды в природе".
Конспект ООД по позновательному развитию в средней группе "Круговорот воды в природе"...
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»МБДОУ №10 г. Сафоново.Воспитатель: Старовойтова Юлия НиколаевнаЦель: Познакомить детей с явление...
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Насекомые в природе: муравьи и пчёлы»
В ходе образовательной деятельности дети знакомятся с разнообразием насекомых, закрепляют знания о строении насекомых, выделяют их отличительные общие признаки (наличие шести ног, уси...