Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ситина Наталья Борисовна

Конспект  по познавательному развитию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» с использованием образовательных технологий опытно - экспериментальной деятельности с водой и театрально-игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» 

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» с использованием образовательных технологий опытно - экспериментальной деятельности с водой и театрально-игровой деятельности.

Цель: Способствовать формированию у детей познавательного интереса через театрально-игровую, экспериментальную деятельность и моделирование.

Задачи:

Образовательные:

 - закрепить знание детей о воде и ее свойствах; дать детям представление о круговороте воды в природе;

- показать детям происхождение облаков, дождя;

- подвести детей к пониманию причинно-следственных связей в природе;

- закрепить знания безопасного использования материала и оборудования для опытов.

-активизировать словарь детей: круговорот воды, лаборатория.

Развивающие:

- развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе, умение решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы, проверять их;

-развивать речь, мышление, наблюдательность;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и театрализованной деятельности;

- воспитывать умение перевоплощаться.

-  воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща;

- воспитывать экологическую культуру, любовь к природе, доброе отношение друг к другу.

Интеграция образовательных областей:

-«Здоровье»: Динамическая пауза «веселая разминка».

- «Художественно-эстетическое развитие»: использование театральных атрибутов (маски капелек) и подвижная игра с элементами театрализации «Путешествие капельки».

 - «Использование технических средств»: ноутбук, проектор, экран.

Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; двигательная.

Методы и приемы: Наглядные (показ иллюстраций, использование ТСО),словесный (объяснение, указание, вопросы поискового характера), практический (игровые упражнения, опыты, схема).

Материалы и оборудование: Глобус, яблоко, презентация «Круговорот воды в природе» (слайды), шапочки «капельки» Для проведения опыта с водой: чайник с водой, зеркало. Раздаточный материал на каждого ребёнка: одноразовые стаканчики с водой и тарелочки без воды, губки, салфетки. Проектор, экран, ноутбук.

Предварительная работа:

Беседа о различных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное).

Чтение стихов и рассказов о воде, облаках, дожде; опыты с водой.

Литература:

1.От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. С. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -Москва: Мозаика-синтез, 2010. -235 с.

  1. Дыбина О.В., Щетинина В.В.,Поддьяков Н.Н."Ребёнок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников". ООО"ТЦ Сфера",2017г.

3.Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду:Пособие для работников дошк. учреждений.--М.:ТЦ "Сфера", 2001.-c.9-16,76-121Антипина А.Е. Театральная деятельность в детском саду.

Ход НОД:

1 часть: Вводная (информационно-познавательная).

Воспитатель входит в групповое помещение, приветствует детей и предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки.

 

Приветствие гостей.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 

Воспитатель: Сегодня утром к нам в садик принесли посылку. Она адресована самым любознательным детям в садике.

Я сразу поняла, что эта посылка адресована нашей группе. Давайте посмотрим, что в ней лежит.

Беседа с детьми о глобусе:

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: это модель Земли.

Воспитатель: А как вы понимаете – модель земли?

Дети: земля в уменьшенном виде.

Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?

Дети: голубого.

Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?

Дети: Это вода (моря, реки, океаны).

Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.

Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части – это вода, 1 часть - суша.

Воспитатель: На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают? Кто знает?

Дети: Это тоже вода, но в виде льда.

Воспитатель: – А что вы знаете о воде? Какая она?( Вода-это жидкость её можно перелить, вылить.

Вода-бесцветная.

Вода-безвкусная.

Вода не имеет запаха.

Вода живёт где?

Дети: В реках, озёрах, морях, луже, водопроводном кране.

– Кому нужна вода?(растениям, животным , людям)
– Зачем им нужна вода?(
 вода на Земле нужна человеку и всему живому, чтобы расти и развиваться).

Воспитатель: Вода в океанах и морях солёная, в реках и озёрах –пресная. Как вы думаете какую воду пьют люди.

Дети: Люди пьют пресную воду.

Воспитатель: Я вам расскажу, почему вода в морях солёная. Реки на своём пути к морю проходят горы и почвы, в которых содержаться соли. Реки приносят эту соль в море, где она и остаётся, потому что море никуда не течёт. А вот в реках вода всегда свежая и несолёная, так как речки наполняются новой водой от ручейков и дождей.

Еще более интересно то, что в природе вода встречается в трех состояниях. А в каких – вы узнаете, отгадав загадки.

  1. Мягкий он, а не подушка,

 Белый он, а не пушок, Он холодный, как лягушка, А согреешь – ручеек. СНЕГ

  1. Пушистая вата плывет куда- то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. ОБЛАКО
  2. Прозрачное, как стекло, А не вставишь в окно. ЛЕД
  3. Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. ВОДА

- Что объединяет загадки? - Разве облако, лед и снег – тоже вода? Почему вы так думаете? - Правильно, ребята. Вода бывает в трех состояниях: в твердом (в виде снега, льда и инея, в жидком (в виде дождя, озера, реки) и в газообразном (в виде облака, тумана или пара). - Вот такая она волшебница. Может превращаться во что угодно. - При каких условиях вода превращается в снег или лед? (ОТ МОРОЗА) - Отчего превращается в пар? (ОТ НАГРЕВАНИЯ)

Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в цапель.

Физкультминутка: Цапля

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в цапель.

2 часть: Основная (практическая)

Воспитатель: Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать.

Это явление называется – круговорот воды в природе. Повторите…

А теперь давайте отправимся в путешествие  круговорот воды в природе, вместе с капельками и с картой, которую я для вас приготовила. Готовы отправиться в путь? Но прежде давайте превратимся в лаборантов. (1,2,3, наклонись; 1,2,3 повернись; 1,2,3, покружись в лаборантов превратись.

Показывается слайд «Круговорот воды в природе»

Садитесь, давайте посмотрим на нашу карту и отправимся в путешествие вместе с капельками. Итак, представьте, что это наш водоём, все видят водоём? Так вот в этом водоёме сестрички капельки резвятся и играют, их там много-много. Солнышко пригрело, лучиками своими засветило и сестрички капельки поднялись вверх, в виде пара. Но воздух на верху (на небе) холодный, поэтому капельки пара превращаются в капельки воды, потом собираются в лёгкие облака, которые собираются в большую тучку и в этой тучке капелькам становится тесно и они падают вниз в виде дождя. Капельки спускаются вниз, поливают землю, растения и затем переливаются обратно в водоём. И всё это называется круговорот земли в природе (повторите).

Молодцы ребята, а теперь мои юные исследователи давайте начнем наши эксперименты.

1 Опыт:

Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это электрический чайник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Вывод: Вода при нагревании превратилась в пар.

(Затем к струе пара воспитатель подносит холодное стекло). Подержав его некоторое время над паром, выключает чайник, убирает в недоступное место и приглашает детей посмотреть, что произошло со стеклом. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды. Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.

Вывод: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

У меня чайник это с вами наше солнышко. В чайнике вода ,холодная, это наш водоём. Ребята, вы что нибудь слышите сейчас, нет, то есть в чайнике ничего не происходит. Давайте включим чайник и послушаем , приготовьте  свои ушки и глазки и понаблюдаем, что будет происходить в чайнике. Чайник начинает закипать, слышите звук чайника. Что вы слышите? Бульканье, шипение. Вот представьте себе что в водоёмах солнышко так же , своими лучиками начинает пригревать и капельки сестрички поднимаются вверх в виде капелек пара. Таким образом в чайнике так же пар поднимается вверх.Что вы видите? Пар Вывод: Вода при нагревании превратилась в пар.

Это одно из состояний воды. (газообразное)

Ребята посмотрите, я к горлышку преподнесу зеркало. Пар поднимается к зеркалу, видите все капельки собрались вверх. После того, как пар остывает он превращается в капельки воды. Посмотрите внимательно на зеркало, что появилось на стекле , капельки.

Загадка:По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает - иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой…(Тучи)

2Опыт: ребята возьмите свои стаканчики с водой и перелейте в тарелочки. Представьте себе , что в тарелочках вода, это наш водоём. Возьмите пожалуйста в руки ваши губки, они лёгкие или тяжёлые? Пока лёгкие как облака, а теперь пожалуйста наберите чуть чуть водички, так чтобы губка впитала капельки воды. Набрали? Теперь возьмите губку снова  на ладошку и скажите губка потяжелела? Да. Значит лёгкие облака превратились в тяжёлые тучки. А теперь давайте посмотрим как из тучи льётся дождь, сожмите одной ручкой , что пошёл из тучи, дождь. Капельки воды снова из тучки спустились на землю.

Воспитатель: Молодцы, Ребята! А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Поиграем в игру «Путешествие капельки» (Дети одевают шапочки — «капельки»Воспитатель одевает бумажную корону с изображением тучки).

Воспитатель: Я мама-тучка, а вы ребятки, мои детки-капельки.

(Дети окружают маму-тучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод). Капельки полетели, в речке поплыли, в океан попали. Потянулись капельки к лучам солнца и вспомнили о маме тучки.

Рефлексия.

Мы путешествовали с вами по кругу, как это путешествие называется в природе? Какие вы состояния воды знаете, назовите ещё раз? А что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории? (Опыты) Какие опыты мы с вами проводили? Что мы понаблюдали с помощью чайника ( пар превращается в облако), с помощью губки( как в тучку набираются капельки и ввиде дождя опускаются вниз).

опускаются вниз).

На этом наше путешествие закончилось.

Нашим гостям Ксюша приготовила стихотворение , давайте послушаем.

Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ"

Конспект образовательной деятельности по "Познавательно-речевому развитию"...

конспект занятия в подготовительной группе "Круговорот воды в природе"

данный материал поможет педагогам в рамках проекта "Бережливый детский сад"  интересно рассказать детям о круговороте воды в природе и о том, что надо беречь воду....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Круговорот воды в природе".

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Круговорот воды в природе"....

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Круговорот воды в природе".

Конспект ООД по позновательному развитию в средней группе "Круговорот воды в природе"...

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»МБДОУ №10 г. Сафоново.Воспитатель: Старовойтова Юлия НиколаевнаЦель: Познакомить детей с явление...

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Насекомые в природе: муравьи и пчёлы»

В ходе образовательной деятельности  дети знакомятся  с разнообразием насекомых, закрепляют знания о строении насекомых, выделяют их отличительные общие признаки (наличие шести ног, уси...