Познавательный краткосрочный групповой проект "Изучаем время"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Благодатских Валерия Николаевна

Проект направлен на формирование представлений детей 6-7  лет о часах и времени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchaem_vremya.doc543 КБ
PDF icon diplom_author_3021978_1.pdf1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №9 «Светлячок»

143966, Московская область, г.Реутов

пр-т  Мира, дом 6

Тел: 8 498 6619993/6619963

     ИНН/КПП: 5012080056/504101001

    ОГРН: 1135012005446      

     email: detskysad.9@gmail.com

Познавательный краткосрочный групповой проект

Изучаем время

Руководитель (разработчик) проекта:

воспитатель

Благодатских Валерия Николаевна

г. Реутов

2020 год


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………...3

Визитная карточка проекта………………………………………………….5

Краткое содержание проекта «Изучаем время».………………………….6

Список использованной литературы……………………………………...11

Приложения


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтобы ориентироваться во времени человек изобрёл специальный прибор – часы. Вся наша жизнь организована по часам. Сегодня часы – наши постоянные и верные спутники. Я предложила детям представить себе, что часы вдруг все остановились, что же будет? И сколько было высказано предположений, что может произойти!

«Будем везде опаздывать: в детский сад, на занятия», «Приходить не в то время», «Пропустим что-нибудь самое важное», «Мама, если опоздает на совещание, ее уволят» и др.

Я спросила у детей: «А как же раньше люди жили без часов?» И дети затруднились ответить на мой вопрос, они захотели узнать, как жили раньше без часов, как они возникли. В процессе опроса «Часы и время» было выявлено, что у детей недостаточно знаний о видах часов, многие дети не владеют умением определять время по часам. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем, детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различия. Поэтому уже в дошкольном возрасте надо готовить ребенка к требованиям, которые предъявляет школа. Для этого, прежде всего, необходимо развивать у детей чувство времени - умение определять и чувствовать определенные отрезки времени и формировать навыки регуляции деятельности во времени. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности согласно с комплексно-тематическим планированием включить познавательно-исследовательский проект «Изучаем время» в тему недели «Часы».

Цель: Формирование представлений детей 6-7 лет о часах и времени.

Исходя из поставленной цели, определились следующие задачи:

Для детей

- познакомить детей с историей появления часов, с видами часов, с единицами измерения времени;

- учить определять время по механическим и электронным часам;

- закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека;

-регулировать свою деятельность в соответствии со временем;

- различать отдельные временные интервалы (1мин., 10 мин., 1 час)

- развивать у детей чувство времени - умение определять и чувствовать определенные отрезки времени; познавательный интерес, любознательность, мышление, восприятие, память, связную речь;

- воспитывать нравственные качества: уважение, умение слушать; бережное отношение к часам.

Для педагогов:

- повысить профессиональную компетентность по созданию условий для знакомства детей 6-7 лет с историей возникновения часов, видами часов, умением определять время, значением часов в жизни современного человека.

-включать проектную деятельность «Изучаем время» в КТП.

Для родителей:

- привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по теме проекта;

- подготовить консультацию «Обучение ребенка определению времени по часам».

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

-Развитие интереса к истории возникновения часов, к разным видам часов

-Обучение определению время по часам.

-Приобретение навыков регуляции деятельности во времени

-Обучать определять и чувствовать определенные отрезки времени; познавательный интерес, любознательность, мышление, восприятие, память, связную речь;

-Развивать личность ребенка, как активного участника проекта.

Для педагогов:

-Включение проектной деятельности «Изучаем время» в КТП.

-Совершенствовать и углублять опыт по познавательному развитию детей 6-7 лет.

Для родителей:

-Приобретение знаний и использование своих знаний при обучении ребенка определять время.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

Название проекта

Вид и тип проекта

Участники

Возраст

детей

Продукты деятельности

Сроки реализации проекта

«Изучаем время»

Познавательно-исследовательский;

Краткосрочный;

Групповой.

Дети;

Родители;

Педагоги ДОУ.

Руководитель проекта: Благодатских Валерия Николаевна, воспитатель

от 6

до 7 лет

 Индивидуальные и коллективные работы детей, родителей и педагогов.

Итоговый продукт проекта: викторина.

10.02.2020-17.02.2020

Краткое содержание проекта «Изучаем время»

Этапы проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия членов семьи  

Подготовительный

 

Опрос детей «Часы и время»; подбор произведений художественной литературы; мультфильмов; презентаций;

подбор дидактического и методического оснащения для реализации проекта.

Ознакомление детей   с целями и задачами проекта,

Желание детей узнать об истории возникновения часов, узнать какие бывают часы, научиться определять время по часам.

Ознакомление  родителей с целями и задачами проекта

 Вовлечение всех членов семей в реализацию проекта через совместное творчество.

Основной

1 день- 10.02.2020

Беседа и просмотр выставки «Виды часов», чтение энциклопедий об истории появления часов, чтение и заучивание стихотворения о часах и времени. С.р.и. «Магазин часов» Д.и. «Подбери пару».

Знакомство с устройством часов, тренажером «Часы»,

Загадки про часы  Разучивание пальчиковой гимнастики «Часы».

Подвижные игры на прогулке на время

2 день- 11.02.2020

Беседа и рассматривание иллюстраций «Часовая мастерская», «Часовщик». С.р.и. «Часовая мастерская». Д.и. «Лото».

Обучение определению времени по часам.

Разучивание физкультминутки «А часы идут, идут»

Подвижные игры на время

3 день- 12.02.2020

Просмотр мульфильмов про часы. Чтение сказки «Какие часы важней?»

Тренажер «Часы».

Раскраски «Часы». Игровое упражнение «Измерение времени со свечами»

Игры со свечами

Д.и. «Лестницы и змеи»

 

4 день- 13.02.2020

Чтение загадок про часы и время

Лепка  «Часы для мамы и папы»

Рассматривание иллюстраций «Самые интересные солнечные часы»

Знакомство детей с устройством часов.

Д.и. «Подбери пару»

Продолжение работы с тренажером «Часы»

5 день-14.02.2020

Чтение пословиц и поговорок о времени и часах.

С.р.и. «Магазин часов»

Тренажеры «Часы»

Д.и. «На что похожи часы?»

Определяем время по солнечным часам на прогулке

Игры с музыкальным сопровождением на время

2 дня 15.02.2020-16.02.2020

Играем в подвижные игры на время.

Проводим физкультминутки. Пальчиковые и зрительные гимнастики.

Рассматривание различных видов часов на выставке.

Заучивание стихотворения про часы; узнают историю появления часов; играют в с.р.и. «Магазин часов», в д.и. «Лото» закрепляют свои знания и видах часов. Знакомятся с часами, с частями из которых состоят часы

Играя в п.и. дети регулируют свою деятельность в соответствии со временем

Знакомятся с профессией часовщик и часовой мастерской, составляют связные рассказы по иллюстрациям. Играют в с.р.и. «Часовая мастерская». Д.и. «Подбери пару»

Дети регулируют свою деятельность в соответствии со временем в п.и.

Проявляют интерес к часам, к изучению времени. Продолжают учится определять время по часам. Раскрашивание раскрасок «Часы»

С.р.и. «Магазин часов», «Часовая мастерская»

Д.и. «Тик-так часики идут»

Учатся сравнивать, знакомятся с мерками.

Играя в д.и. «лестницы и змеи» дети формируют представления о часах и времени. Выполняя различные задания в ходе игры.

Отгадывают загадки, называют части, из которых состоят часы.

Делают аппликацию по замыслу «Часы для мамы и папы» - развивают творческие способности.

Рассматривают ленту иллюстрации «Самые интересные солнечные часы». Знакомятся с устройством часов; играют в д.и. «Подбери пару»

Продолжают работать с тренажером «Часы», определяют время по часам, которые находятся  на выставке, сравнивают показания, делают выводы.

Д.и. «Что внутри?» - формируют представления об устройстве механических и электронных часах

Учатся понимать смысл русских пословиц

Заучивание наизусть.

Знакомятся с профессией продавца в магазине часов, закрепляют представления о многообразии видов часов (мужские, детские, женские, напольные, будильники и пр.)

Определяют по внешнему виду на что похожи часы, развивают воображение.

Закрепляют умение определять время по часам.

Развивать у детей чувство времени

 

Закрепляют представления о часах, измеряют время.

Развивают чувство времени

Участие в выставке «Часы бывают разные»

Помощь воспитателю в изготовлении атрибутов для с.р.и. «Часовая мастерская»

Закреплять выученный материал. Помощь воспитателю в изготовлении солнечных часов для наблюдения за временем во время прогулки

Закреплять выученный материал

Подбор русских пословиц о времени и часах.

Закрепляют выученные материал.

Закрепляют полученные детьми знания

Завершающий

17.02.2020

Игра - викторина «Мы все знаем про часы»

Помощь воспитателю в изготовлении и подборе атрибутов для проведения викторины. Закрепляют полученные детьми знания

Опрос детей «Часы и время»

 

Анализ:

 В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность изучить время, различать часы и минуты, узнали о секундной стрелке, познакомились с различными видами часах. Воспитанники узнали, как нужно разбираться в часах, как из понимать. Привлечение родителей к активному участию в реализации данного проекта позволило не только наладить более тесный контакт семьи и дошкольного учреждения, но и укрепить детско-родительские взаимоотношения.

Вывод: 

 Цель проекта: Формирование представлений детей 6-7 лет о часах и времени.

-достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нонсенко, Т. «Времена года» серия «Книжки-малышки»/Р.С.Нонсенко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006, - 32 с. .     
  2.    Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ М.Н.Перова.-М.:Просвещение, 1996.-143с. .    
  3.     Развитие речи и подготовка к освоению письма/ под ред. Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкиной.- М.: ВАКО, 2005.-149с.
  4. Рихтерман, Т.Д. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста/ Т.Д.
  5. Рихтерман.- М.: Просвещение, 1982.-216с. .        Русские народные загадки: Для чтения родителями детям. - М.: Фламинго, 2008. - 16 с.: ил. - (Зимой и летом одним цветом).
  6.  Таранова, Л. «Время и часы» серия «Первые уроки»/Л.Таранова.- М.: Стрекоза, 2007.- 24 с. .      
  7.   Толковый словарь математических терминов / под ред. В.А.Диткина.- М.: Просвещение, 1965.-539 с. .      
  8.   Толковый словарь великого русского языка. Т.1./ В.Даль.- М.: русский язык, 1978.-699 с. .
  9. Формирование математических представлений: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования /под ред. Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкиной.- М.: ВАКО, 2005.-153с.


Приложение 1

Дидактические игры на тему: «Часы. Время»

1.«Часы и время»

Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

Оборудование:

Циферблаты изготовленные из дисков с наклеенными цифрами.

Карточки и изображением времени.

Минутная и секундная стрелочки.

1вариант игры

В игре могут принимать участие от 4 до 6 детей.

Перед началом игры дети берут себе циферблаты и стрелочки.

Ведущий, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет время - дети должны правильно и быстро установить нужное время у себя на циферблате. Кто выполнил первым – получает фишку. В конце игры определяется победитель.

2вариант игры

В игре могут играть от 2 до 4 детей.

На столе разложены карточки со временем.

У каждого игрока по 3-4 игровых циферблата с обозначенным временем.

Воспитатель предлагает определить время на циферблате и выбрать правильные карточки на общем поле.

Кто сделал правильно и быстро- победитель!

3 вариант

В игре могут принять участие от 5 до 10 детей.

Игроки сидят за столами с чистыми циферблатами и стрелочками.

Ведущий показывает карточку и предлагает поставить время, которое наступило (наступит) на час или полчаса раньше (позже) обозначенного на карточке.

Выигрывает и получает фишку тот, кто выставил правильное время.

2. «Успей вовремя»

Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Воспитывать любознательность.

Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо» или «Тангарм», песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо» или «Тангарм»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

3. «Тик-так»

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

Воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход:На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

Петушок

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра

Я трещу

- Вставать пора! (будильник)

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)

4. «Поможем Элли вернуться домой»

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой.Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

3 4

5

1 2

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1 (В котором размещен текст с заданием на счет).

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.

5.«Назови предыдущее и последующее число»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10, наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу униз на карточке и почему эти числа стали соседями.

6. «Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

7. «Мой день»

Цель: развивать у детей умение видеть и понимать свой внешний и внутренний мир.

Дидактический материал: картинки с изображением детей в быту, их игр,забав;карандаши,фломастеры.

Педагог предлагает детям прослушать стихотворение

«Мой день».

Утром я проснулся сам,

Утром я оделся сам,

А потом умылся сам,

Съел свой завтрак тоже сам.

Днем я прогулялся сам.

И домой вернулся сам.

Дома поиграл я сам,

книжку почитал я сам,

Вечером разделся сам,

спать улегся в тишине.

Увидал звезду в окне.

Не скандалил и не хныкал.

Вот и все. Спасибо мне!

Педагог. Дети,как вы ведете себя дома и что умеете делать самостоятельно. Узнал ли кто-нибудь себя в этом стихотворении?Объясните,плохо или хорошо вел себя мальчик в стихотворении и как бы вы вели себя. Понравится ли ваше поведение вашим близким, если вы будете такими,как этот мальчик?

Затем педагог предлагает детям нарисовать,как они ведут себя дома.

8. «Изучаем время»

Цель: Учимся понимать время на часах со стрелками.

Задание: найдите на часах со стрелками точно такое же время, как на электронном табло в руках у детей.

9. «Время»

Цель: упражнять в умение определять время по часам с точностью до часа, развивать внимание. Умение слушать взрослого, развивать фантазию. Умение выразительно читать стихотворение.

Материал: Макеты часов на каждого игрока,стихи:

«О распорядке дня» Е. Григорьева,

«Когда сова ложиться спать» А. Усачева,

«Когда ложиться и вставать», а также другие стихи о времени.

Предварительная работа: изготовление макетов часов совместно с детьми,чтение стихов: о времени, сутках и часах, знакомство с часами и умение с ними работать.

В игре принимают участие от 2 и более детей,ведущим может быть как воспитатель так и ребенок. На каждого игрока раздается макет часов. В ходе игры воспитатель или ребенок читает игрокам стих и предлагает установить на часах время в соответствии с содержанием стихотворения. (Так же детям можно предложить придумать свои действия по часам).

10. «А что потом?»

Цель: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих.Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.

Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

Приложение 2

Физкультминутки

«Часики»

А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

        


Приложение 3


Приложение 4

Пословицы и поговорки о времени

  • Неделя год кормит.
  • День да ночь, сутки прочь.
  • Время придет — слезы утрет.
  • Время на войне ценится по секундам.
  • Кто временем не дорожит, у того всегда убытки.
  • Ест как утка целые сутки.
  • Выигрыш во времени — победа.
  • Время всему научит.
  • Время научит, что делать.
  • День утомит, ночь оживит.
  • Время цвести, время отцветать, время жить, время умирать.
  • Время никого не ждет.
  • Вовремя начать бой — наполовину выиграть.
  • Всякому овощу свое время.
  • Перепутать день с ночью.
  • Коли день не удался, себя вини.
  • Крупинку золота можно найти, крупинку времени — никогда.
  • Дни не копейки, годы не рубли, их из кармана не выложишь.
  • Время все сглаживает.
  • Время времени работник.
  • Время идет, как птичка несет.
  • Время денег дороже.
  • Время не лошадь: не подгонишь и не приостановишь.
  • Время красит, безвременье старит.
  • Все до поры до времени.
  • Времени не поворотишь.
  • Поздно встал, день пропал.
  • Время на время не приходит.
  • Время на время не приходится.
  • Пора да время дороже золота.
  • Сила — во времени.
  • Вчерашнего дня не воротишь.
  • Время не дремлет, часы не стоят.
  • Время ушло — счастье ушло.

ФОТООТЧЕТ



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный групповой проект для детей подготовительной к школе группы."Солнце-источник жизни на Земле."

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот п...

Познавательно-творческий групповой краткосрочный проект "Что нам осень подарила"

Проект для воспитанников средней группы по теме "Осень"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (краткосрочный, групповой, познавательно – творческий, информационный) «Все профессии нужны, все профессии важны»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (краткосрочный, групповой,  познавательно – творческий, информационный) «Все профессии нужны, все профессии важны»...

Проект «Моя малая Родина» (подготовительная группа) краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский, творческий

Цель проекта:- расширение знания детей о родном городе;- приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;- воспитания любви, уважения и привязанности к св...

Познавательно-исследовательский краткосрочный групповой проект «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КАМНЕЙ»

Программное содержаниеДостижение следующих ожидаемых результатов:дети демонстрируют любознательность и познавательный интерес к объектам неживой природы, подмечают удивительное в простом;дети знают св...