Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в старшей группе " В гости к Лесовичку"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: создание условий для опытно - экспериментальной деятельности, формирования представлений  о сезонных изменениях в природе.

Задачи:  

Образовательные: Обобщить знания об осенних изменениях в природе.

 Формирование навыков опытно- экспериментальной деятельности.

Развивающие: Формировать умение  находить решение, проблемной ситуации; развивать познавательный интерес детей.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес и любознательность.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная .

Формы реализации детских видов деятельности: игры, упражнения, отгадывание загадок, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества .

Оборудование: листья деревьев,  фонограмма «Звуки леса»,  экспериментальный уголок, лупы, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы ; изображения знакомых детям деревьев, заготовка для картины, картина «Осень», корзины, яблоки, губки, вода в стаканчиках.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций леса( деревьев,  листьев) чтение сказок, стихотворений о лесе;  беседа «Правила поведения в лесу» «Обитатели леса»; сюжетно – ролевые игры; дидактические игры;  аппликация «Дары осени».

- Сегодня я шла на работу и встретила сороку. Она мне сказала, что Осень нам в группу прислала подарок - корзинку с яблоками. Только где же она?(У двери пустая корзина  с письмом а неподалеку 2 яблока.)

Письмо: «Заходил к вам в гости, забрал корзинку с яблоками, весной яблоки еще есть нельзя, они неспелые! Забрал их в свою лабораторию. Лесовик»

-Какой Лесовик? Почему весна??? Ребята разве сейчас весна? Какое время года сейчас? Почему вы так думаете?

Он пошел в свою лабораторию, давайте отравимся и мы туда.

-Тогда не будем терять время, закроем глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились. И в лесу мы очутились».

- Вот мы и очутились в лесу. Посмотрите как красиво. Какое же тут время года?

- Ребята, скажите, по каким приметам и изменениям в природе, вы узнаете, что наступила осень?

(Осенью часто идут дожди,  на дорогах лужи долго не высыхают, дует холодный ветер, день становится короче, а ночь – длиннее, на деревьях листья меняют свою окраску и облетают с них, птицы улетают в теплые края, солнышко уже не греет, оно часто прячется за тучами, небо хмурое, все в серых тучах, созревают семена на различных растениях, с полей и в садах убирают урожаи и др.)

- Ребята, вы хотите сами узнать и проверить, как все это происходит в природе? Тогда заходите в лабораторию . Это наверное и есть лаборатория Лесовика, но видно он от нас спрятался.

– Но прежде, чем приступить к научным испытаниям, отгадайте загадку:

Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило.

(Дождь.)

Правильно, это дождь. Давайте сами «создадим» дождь.

Опыт 1.

На столах у ребят лежат подносы с чуть влажными губками. Предлагаю представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее.

- Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

- Что приносит осенний дождь: тепло или холод?
 Чем осенний дождь отличается от весеннего и летнего? А откуда же берется дождь? (Из облаков и туч)

Ребята, отгадайте следующую загадку:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облако)

- Правильно, а кто знает, откуда берутся облака?

-  Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов, рек, озер и с поверхности земли. Лёгкий пар нагревается на земле и поднимается высоко в небо, там ему становится холодно и он  превращается в маленькое облачко. Оно плывёт над землёй, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесёт его далеко от того места, где оно зародилось.

– Ребята, давайте сами проверим, как это все происходит.

Опыт 2

 «Делаем облако» (опыт проводит воспитатель)
Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положить на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, охлаждается. А пар, который содержится в воздухе, образует облако. Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. 

Ребята, вы сказали, что дождь идет из облаков, туч, а кто приносит нам облака и тучи?

Отгадайте ка загадку , она вам поможет:

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет.  (Ветер)

- Точно, это он. А что такое ветер?

 - Ветер — это движение воздуха. Он — вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам.

Опыт 3

«Поймай воздух»

– Ребята, вы правильно сказали, что воздух мы не видим, но как же мы узнаем, что воздух есть вокруг нас? Его можно поймать.

 Чем мы его сейчас можем поймать? (Пакетиками.)

– Давайте попробуем поймать ветер. Возьмите пакетики и вставайте в круг. Скажите, сейчас в пакетиках есть что-нибудь.(Нет пакетики пустые.)

– Раскройте пакетики и под музыку бегите по кругу.

Дети под музыку бегут по кругу с раскрытыми целлофановыми пакетиками. Когда музыка закончится, дети останавливаются и закручивают края пакетов. Получился «пузырь».

– Что у вас получилось?

– Пакет наполнился воздухом и надулся, заполнился воздухом.

Каким бывает ветер?

- Сильным, легким, теплым, холодным, ураганным.

 - Одинаков ли ветер в разные времена года? Акак вы узнаете, что на улице ветер?

Если ни один листочек на дереве не шелохнется, это значит, что ветра нет. Если колышутся лишь маленькие веточки, то ветер слабый. Если пригибаются большие ветви – это сильный ветер.

- А как называют очень сильный ветер?(Ураган.)

 – А как еще можно определить, есть ли на улице ветер?

– По движению облаков.

На ковре разбросаны опавшие листья. В  каждом кругу изображено знакомое вам дерево.

-  Ветер по лесу гулял и листочки разбросал. Много листиков резных, соберем к деревьям их.

С какого дерева  лист?

А, листья-то все разные! (Показываю дубовый листик)                                    

 С какого дерева этот лист? Значит какой это лист?

Поочерёдно показываю берёзовый, кленовый … и задаю аналогичные вопросы.

Внимание , важное задание:

 Нужно к каждому дереву собрать именно его листочки. (Дети выполняют задание, проверяю правильность, хвалю)

Как вы думаете, ребята чем, хотел заняться Лесовичок в своей лаборатории?

Посмотрите , на столах лежат листочки .  Наверное он хотел хорошенько рассмотреть листья.

Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как устроен лист.

Исследование строения листа с помощью лупы

-Ребята, какой предмет нам поможет рассмотреть лист более детально?

-Правильно, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором - лупой.

Опыт 4

Рассмотрим  сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Это листовая пластина. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая

 она у вашего листочка?

А теперь я предлагаю нарисовать вам свой листопад. Только не красками а листьями.

Напоминаю, как нужно пользоваться клеем, кистью, тряпочкой . Говорю о том, что листья хрупкие, их нужно прижимать слегка.

Уточняю, где располагаются листья, изображающие листопад.

Какие замечательные работы у вас получились!

На заранее заготовленные стволы деревьев наклеиваем  высушенные листья.

Ребята, мы столько сегодня узнали сами и рассказали Лесовичку, что может - быть он понял, что ошибся и вернет наш подарок от Осени?

А сейчас пора возвращаться в наш детский сад.

«Повертись, покружись. В детский сад скорей вернись». Какие вы молодцы!

Стук в дверь. За дверью корзина с яблоками и письмом. « Ребята, я все видел и слышал. Как я был не прав. Эти яблоки и правда уже созрели, ведь наступила Осень. Угощайтесь на здоровье!» Ребята, а как Лесовичёк понял, что наступила осень? Что мы сегодня узнали?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в первой младшей группе. Тема: Осень.

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в первой младшей группе  по теме Осень....

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в 1 младшей группе «Бабочка»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитиеВиды детской деятельности: и...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и конструированию в старшей группе "Путешествие в горы"

Продолжать знакомить детей с неживой природой, дать начальные представление о том, как образуются горы, какие бывают, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы,показать создание горного пейз...

Конспект открытого интегрированное занятия по ознакомлению с окружающим миром и конструирование в подготовительной группе «В гостях у Лесовичка»

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и конструирование в подготовительной группе «В гостях у Лесовичка»Цель занятия обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах ,...