ООД в старшей группе «Знакомство со свойствами света»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
ООД в старшей группе «Знакомство со свойствами света»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_znakomstvo_so_svoystvami_sveta.docx | 169.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД в старшей группе
«Знакомство со свойствами света»
Цель: расширить знания детей об окружающем мире.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «свет», свойствами света,
- выявить причину смены частей суток,
- развивать умение устанавливать причинно - следственные связи,
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
Оборудование: фонарики, лампа, глобус, фольга, ткань, марля, кувшин с водой, книга, стакан с водой, трубочка, ручка, фломастер, карандаш, черная, белая бумага, зеркало, тазик с водой, сундучок, конверт.
Ход ООД:
Воспитатель: - Дети, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то я увидела сундучок. Но откуда он неизвестно. А рядом лежало письмо. Давайте прочитаем, от кого оно и что в нем написано (воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Фокус-Покус. Я хочу научить вас делать опыты со светом. Посылаю вам сундучок, в котором вы найдете все необходимое для этого. Желаю удачи!»
Воспитатель: Но прежде чем начнется волшебство, давайте вспомним:
- Что такое свет? - Что дает нам свет? (Лампа, свеча, фары, солнце и т.д.) - Все это называется - источники света. Свет движется быстрее всего во Вселенной, поэтому источники света освещают предметы, находящиеся на расстоянии от него. Так и Солнце, которое находится очень далеко от Земли, освещает его. - А всегда ли на нашей планете светло? (нет, ночью наступает темнота) (Предложить детям выяснить причину. Поставить глобус напротив лампы.)
- Какие материки освещены светом? - Какие материки в темноте? Начинаем медленно вращать глобус. - Что вы замечаете?
Воспитатель: - Земля движется плавно и мы движемся вместе с ней. Земля - не прозрачный шар, Солнце освещает Землю лишь наполовину. - Когда Солнце освещает часть планеты, какое там время суток сейчас (День) - А на неосвещенной? (Ночь) - Полный оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа. Это время называется сутками.
Воспитатель: - Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами.
- Что является главным источником света для нас днем? (солнце) - А ночью? (луна). - А что помогает видеть нам вечером? (лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах).
- Правильно, значит: свет бывает естественным - солнце, луна, месяц, звезды, костер, и искусственным, т. е. то, что изобрели люди – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.
Воспитатель: - А теперь мы превратимся в волшебников, заглянем в сундучок, который прислал нам Фокус-Покус и попробуем сделать опыты.
Опыт 1
- Давайте проверим, через какие предметы проходит свет. (Для этого взять фольгу, ткань, марлю, кувшин с водой, книгу.)
Дети делают опыт (у каждого на столе фонарики и различные предметы).
-Через какие предметы свет проходит?
-А через какие предметы свет не проходит?
- Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.
Воспитатель:
- Предметы, которые пропускают свет, как называются? (Прозрачные) - А которые задерживают свет? (Светонепроницаемыми).
Опыт 2
- Мы говорили, что свет движется очень быстро, а по какой дорожке он движется, по прямой или по кривой?
- Сейчас мы это выясним. (Закрыть фонарик фольгой, сделать дырочку, поводить фонарём по предметам, можно направить луч на любой предмет.)
Вывод: - Почему легко направлять свет? (Потому что свет идет по прямой линии). Эта линия называется лучом.
Опыт 3
- Продолжаем наши опыты. (Свет выключен, из диапроектора светит луч, воспитатель преграждает луч рукой.) - Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. - Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель закрывает свет от прожектора.
-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)
-А почему не стало тени? (нет света)
-Значит, бывает тень без света? (нет)
Воспитатель предлагает с помощью рук показать тень собачки, птицы, козы, курицы. Дети повторяют, делают свои фигурки.
Опыт 4
- А вы знаете, что есть предметы, у которых не бывает тени. Сейчас я покажу вам фокус.
Зажигаем свечку и держим на расстоянии 10-15 сантиметров от стены. Посветим на свечку фонариком, и увидим, что на стене отражается только рука и сама свечка. Вывод: Огонь не отбрасывает тени, так как не препятствует прохождению света сквозь себя.
Опыт 5
Свет, оказывается, большой шутник. Он может играть нашим взглядом. У вас на столах стоит стаканчик с водой и лежат трубочки. Опустите трубочку в воду. - Что вы видите? (Трубочка как – будто поломанная) Вывод: - Через воду свет проходит медленнее, чем через воздух, поэтому предметы кажутся надломленными. (Предложить опустить в воду другие предметы - ручку, карандаш, кисточку)
Загадка:
Через речку - прыг да скок –
Перекинулся мосток.
Подружила берега
Семицветная дуга. (Радуга)
Показать картинку.
Воспитатель: - В какое время года мы часто видим радугу? При какой погоде?
Физкультминутка: В небе радуга висит (в воздухе нарисовать радугу)
Детвору веселит, (потянуться и помахать кистями)
С неё как с горки (опустить руки вниз)
Едут Егорка, петух, кот, свинья и я. (загибают пальцы)
- А сейчас мы сами попробуем сделать радугу.
Оборудование: таз, до краев наполненный водой; зеркальце, установленное в воде под углом 25°; источник света фонарик.
Поставим таз с водой и опускаем в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25°. Светим фонариком на зеркальце. Оно «поймает» луч света и в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене возникнет радуга.
- Вы видите, что свет только кажется прозрачным, на самом деле он состоит из разных цветов. Эти цвета всегда одни и те же. Сейчас я скажу вам подсказку, которая поможет запомнить, из каких цветов состоит радуга: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Каждое слово начинается со звука, который указывает на название цвета.
(Проговорить цвета.)
Воспитатель: - Что нового вы сегодня узнали? Что вам особенно понравилось и запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе « Знакомство со свойствами воды»
Представлен конспект нетрадиционного занятия по исследовательской деятельности...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство со свойствами песка»
Экспериментально - исследовательская деятельность с детьми в старшей группе....
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».
Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:- образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерев...
Конспект ООД в старшей группе «Знакомство со свойствами света»
Конспект ООД в старшей группе«Знакомство со свойствами света»...
ООД в старшей группе «Знакомство со свойствами света»
познакомить детей с понятием «свет», свойствами света,- выявить причину смены частей суток,- развивать умение устанавливать причинно - следственные связи,- Развивать стремление к поисково-...
ООД в старшей группе «Знакомство со свойствами света»
ООД в старшей группе«Знакомство со свойствами света»Цель: расширить знания детей об окружающем мире.Задачи:- познакомить детей с понятием «свет», свойствами света,- выяви...
непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Знакомство со свойствами света»
св процессе образовательной деятельности дети смогут расширить знания об окружающем мире, -познакомиятся с понятием «свет», свойствами света, разовьют умение устанавливать причинно -...