Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Семенова Анастасия Владимировна

Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов.

 

Задачи:

образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерева, учить сравнивать предметы по характерным признакам, учить делать выводы;

 

- развивающие: развивать речь, логическое мышление и восприятие, обогащать словарный запас словами «плотный» и  «пористый»;

 

- воспитательные: воспитывать интерес к работе в малых группах, вызывать у детей желание придти на помощь тому, кто в ней нуждается.

 

Материалы:  2 корзины с деревянными и металлическими предметами, неокрашенные деревянные диски, детали из металлического конструктора, стаканы с водой по количеству детей, таблица со свойствами материалов (заполняется по ходу занятия), салфетки бумажные, кукла Незнайка, рассказ Т. Д. Нуждиной «Мир вещей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-starsh.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе

«Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов.

Задачи:

-  образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерева, учить сравнивать предметы по характерным признакам, учить делать выводы;

- развивающие: развивать речь, логическое мышление и восприятие, обогащать словарный запас словами «плотный» и  «пористый»;

- воспитательные: воспитывать интерес к работе в малых группах, вызывать у детей желание придти на помощь тому, кто в ней нуждается.

Материалы:  2 корзины с деревянными и металлическими предметами, неокрашенные деревянные диски, детали из металлического конструктора, стаканы с водой по количеству детей, таблица со свойствами материалов (заполняется по ходу занятия), салфетки бумажные, кукла Незнайка, рассказ Т. Д. Нуждиной «Мир вещей».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите - у меня на столе стоят 2 корзины. Выберите себя по одному предмету из любой корзины.

Дети выбирают предметы.

 - А теперь назовите свой предмет и материал, из которого он сделан.

Дети по очереди называют.

 - А теперь, ребята, давайте в одну корзину сложим только те предметы, которые сделаны из дерева, а в другую – только те, которые сделаны из металла.

Появляется кукла Незнайка.

Незнайка: - Здравствуйте, ребята. А что это вы тут раскладываете?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем, как одним словом назвать предметы из дерева?

Дети: - Деревянные.

Воспитатель: - а из металла?

Дети: - Металлические.

Незнайка: - Ребята,  я хочу построить дом, но не знаю, какой мне выбрать материал. Что больше подойдёт для постройки дома – дерево или металл?

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Незнайке определить?

Дети: - Давайте, а как?

Воспитатель: - Мы уже с вами знаем, что предметы, которые лежат у нас в корзинах имеют свойства. А человек использует эти свойства, когда делает те или иные предметы. Давайте поговорим о свойствах дерева и металла, и поможем Незнайке определиться с материалом для постройки дома. Садитесь за столы.

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель: - Посмотрите, у вас на столах лежат деревянные диски и металлические болты. Попробуйте болтом провести по диску. Что получилось?

Дети:  - Остался след.

Воспитатель: - А если сделать наоборот? Попробуйте.

Дети: - Ничего.

Воспитатель: - Что мы можем сказать о качествах дерева и металла?

Дети: - Металл твёрже дерева, а дерево мягче металла.

Вносим знаки в таблицу; проследить за тем, чтобы фразы произносились в сравнительной степени.

Воспитатель: - Как вы думаете, как можно использовать эти свойства?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: - Если нужно сделать нож, какой материал мы возьмём?

Дети: - Металл.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Он твёрдый, прочный, им можно резать дерево.

Воспитатель: - А теперь в левую руку возьмите диск, а в правую – болт. Что теплее?

Дети: - Диск.

Воспитатель: - Что можно сказать о таком свойстве?

Дети: - Дерево теплее металла, металл холоднее дерева.

Вносим знаки в таблицу.

Воспитатель:  -  Как вы думаете, ребята, что станет с диском, если опустить его в воду?

Дети рассуждают.

Воспитатель:  - А с болтом?

Дети рассуждают.

Воспитатель: - Давайте проверим?.. Опустите в стаканчик болт. (дети опускают болт в стакан)

- А теперь опустите диск. (дети опускают диск в стакан)

- Что вы можете сказать о своих наблюдениях?

Дети: - Дерево легче металла, а металл тяжелее дерева.

Воспитатель: - Дерево легче, потому, что оно пористое, металл тяжелее, потому, что он плотный. Давайте подумаем: если нам нужно сделать лодку, из какого материала станем её мастерить?

Дети: - Из дерева, из металла лодка утонет.

Воспитатель: - А как вы думаете: почему спички делают из дерева, а кастрюлю - из металла?

Дети рассуждают.

Воспитатель: - Да, верно. Есть у дерева ещё и такое свойство, оно горит, а металл – нет.

Вносим значки в таблицу.

Давайте теперь поможем Незнайке определить, из какого материала нужно построить дом?

Дети:  - Из дерева, потому, что оно теплее металла, с металлической крышей, чтобы не промокал дом.

Незнайка:  - Спасибо, ребята! Теперь я точно построю хороший, тёплый дом.

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня вспомнили свойства дерева и металла, узнали новые свойства этих материалов. Узнали, как можно использовать свойства этих материалов при изготовлении предметов. А как человек узнавал эти свойства?

Дети рассуждают.

Воспитатель: - Конечно, человек наблюдал. Давайте, послушаем рассказ, как человек догадался сделать лодку.

Чтение рассказа.

Воспитатель: - Давайте вспомним, о каких свойствах дерева и металла мы сегодня  говорили.

 Читаем таблицу, а затем всё проговариваем в сравнительной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»

развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды» .

-познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.-уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни.-развивать...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему: «Свойства воды»

Познакомить детей с основными свойствами воды. вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.Детское экспер...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом. Свойства магнита.»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Знакомство с понятием "магнит".Формирование представлений о свойствах магнита.Формирование ...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерева, учить...