Конспект ООД в старшей группе «Знакомство со свойствами света»
план-конспект занятия (старшая группа)

Тихонова Елена Николаевна

Конспект ООД в старшей группе

«Знакомство со свойствами света»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znakomstvo_so_svoystvami_sveta.docx169.63 КБ

Предварительный просмотр:

ООД в старшей группе

«Знакомство со свойствами света»

Цель:  расширить знания детей об окружающем мире.

Задачи:

- познакомить детей с понятием «свет», свойствами света,

- выявить причину смены частей суток,

- развивать умение устанавливать причинно - следственные связи,

- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.                          

- Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что  свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

Оборудование: фонарики, лампа, глобус, фольга, ткань, марля, кувшин с водой, книга, стакан с водой, трубочка, ручка, фломастер, карандаш, черная, белая бумага, зеркало, тазик с водой,   сундучок, конверт.

                                                Ход ООД:

Воспитатель:  - Дети, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то я увидела сундучок. Но откуда он неизвестно. А рядом лежало письмо. Давайте прочитаем, от кого оно и что в нем написано (воспитатель читает письмо).

«Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Фокус-Покус. Я хочу научить вас делать опыты со светом. Посылаю  вам сундучок, в котором вы найдете все необходимое для этого.  Желаю удачи!»

Воспитатель: Но прежде чем  начнется  волшебство, давайте вспомним:

- Что такое свет?                                                                                                                  - Что дает нам свет? (Лампа, свеча, фары, солнце и т.д.)                                                - Все это называется - источники света. Свет движется быстрее всего во Вселенной, поэтому источники света освещают предметы, находящиеся на расстоянии от него. Так и Солнце, которое находится очень далеко от Земли, освещает его.                                                                                                                               - А всегда ли на нашей планете светло? (нет, ночью наступает темнота) (Предложить детям выяснить причину. Поставить глобус напротив лампы.)

- Какие материки освещены светом?                                                                                             - Какие материки в темноте? Начинаем медленно вращать глобус.                                 - Что вы замечаете?

Воспитатель: - Земля движется плавно и мы движемся вместе с ней. Земля - не прозрачный шар, Солнце освещает Землю лишь наполовину.                                                              - Когда Солнце освещает часть планеты, какое там время суток сейчас (День)                                                                                                                                                                            - А на неосвещенной? (Ночь)                                                                                             - Полный оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа. Это время называется сутками.

Воспитатель: - Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами.

- Что является главным источником света для нас днем? (солнце)                                  - А ночью? (луна).                                                                                                                       - А что помогает видеть нам вечером? (лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах).

- Правильно, значит: свет бывает естественным - солнце, луна, месяц, звезды, костер, и искусственным, т. е. то, что изобрели люди  – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.

Воспитатель: - А теперь мы превратимся в волшебников, заглянем в сундучок, который прислал нам Фокус-Покус и попробуем сделать опыты.

Опыт 1

- Давайте проверим, через какие предметы проходит свет. (Для этого взять фольгу, ткань, марлю, кувшин с водой, книгу.)

Дети делают опыт (у каждого на столе фонарики и различные предметы).

-Через какие предметы свет проходит?

-А через какие предметы свет не проходит?

- Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

Воспитатель:

- Предметы, которые пропускают свет, как называются? (Прозрачные)                      - А которые задерживают свет?  (Светонепроницаемыми).  

Опыт 2                                     

 - Мы говорили, что свет движется очень быстро, а по какой  дорожке он движется,  по прямой или по кривой?

- Сейчас мы это выясним. (Закрыть фонарик фольгой, сделать дырочку, поводить фонарём по предметам, можно направить луч на любой предмет.)

Вывод: - Почему легко направлять свет? (Потому что свет идет по прямой линии). Эта линия называется лучом.

Опыт 3

- Продолжаем наши опыты. (Свет выключен, из диапроектора  светит луч, воспитатель преграждает луч рукой.)                                                                               -  Что видим на стене? (Тень.)                                                                                   Предлагает то же проделать детям.                                                                              - Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.)  Воспитатель закрывает свет от прожектора.

-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)

-А почему не стало тени? (нет света)

-Значит, бывает тень без света? (нет)

Воспитатель предлагает с помощью рук показать тень собачки, птицы, козы, курицы. Дети повторяют, делают свои фигурки.

http://content.foto.mail.ru/mail/a_v_c/_answers/i-292.jpghttp://cs619618.vk.me/v619618042/1ad75/ot0nIhTi8d8.jpg

C:\Users\1\Desktop\тени.jpg

Опыт 4

- А вы знаете, что есть предметы, у которых не бывает тени. Сейчас я покажу вам фокус.

Зажигаем свечку и держим на расстоянии 10-15 сантиметров от стены. Посветим на свечку фонариком, и увидим, что на стене отражается только  рука и сама свечка.                                                                                             Вывод: Огонь не отбрасывает тени, так как не препятствует прохождению света сквозь себя.

Опыт 5

Свет, оказывается, большой шутник. Он может играть нашим взглядом. У вас на столах стоит стаканчик с водой и лежат трубочки. Опустите трубочку в воду.                                                                                                                                        - Что вы видите?  (Трубочка как – будто поломанная)                                                                           Вывод: - Через воду свет проходит медленнее, чем через воздух, поэтому предметы кажутся надломленными. (Предложить опустить в воду другие предметы - ручку, карандаш, кисточку)

  Загадка: 

Через речку - прыг да скок –

Перекинулся мосток.

Подружила берега

Семицветная дуга. (Радуга)

Показать картинку.

 Воспитатель: - В какое время года мы часто видим радугу? При какой погоде?

Физкультминутка: В небе радуга висит (в воздухе нарисовать радугу)

                                Детвору веселит, (потянуться и помахать кистями)

                               С неё как с горки (опустить руки вниз)

                              Едут Егорка, петух, кот, свинья и я. (загибают пальцы)

- А сейчас мы сами попробуем сделать радугу.

Оборудование: таз, до краев наполненный водой; зеркальце, установленное в воде под углом 25°; источник света фонарик.

Поставим таз с водой и опускаем в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25°. Светим фонариком на зеркальце. Оно «поймает» луч света и в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене возникнет радуга.

- Вы видите, что свет только кажется прозрачным, на самом деле он состоит из разных цветов. Эти цвета всегда одни и те же. Сейчас я скажу вам подсказку, которая поможет запомнить, из каких цветов состоит радуга: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Каждое слово начинается со звука, который указывает на название цвета.

(Проговорить цвета.)

Воспитатель: - Что нового вы сегодня узнали? Что вам особенно понравилось и запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе « Знакомство со свойствами воды»

Представлен конспект  нетрадиционного занятия по исследовательской деятельности...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:-  образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерев...

ООД в старшей группе «Знакомство со свойствами света»

ООД в старшей группе «Знакомство со свойствами света»...

ООД в старшей группе «Знакомство со свойствами света»

познакомить детей с понятием «свет», свойствами света,- выявить причину смены частей суток,- развивать умение устанавливать причинно - следственные связи,- Развивать стремление к поисково-...

ООД в старшей группе «Знакомство со свойствами света»

ООД в старшей группе«Знакомство со свойствами света»Цель:  расширить знания детей об окружающем мире.Задачи:- познакомить детей с понятием «свет», свойствами света,- выяви...

непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Знакомство со свойствами света»

св процессе образовательной деятельности дети смогут  расширить знания об окружающем мире, -познакомиятся с понятием «свет», свойствами света, разовьют умение устанавливать причинно -...