Конспект НОД в старшей группе « Знакомство со свойствами воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Представлен конспект нетрадиционного занятия по исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_oopoznanie.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе
« Знакомство со свойствами воды»
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности.
Цель: совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Задачи приоритетной образовательной области:
« Познавательное развитие»:
- Обобщить и уточнить знания детей о воде и ее свойствах.
- Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
- закреплять умение работать с лабораторной посудой, соблюдать необходимые меры безопасности;
- учить пользоваться воронкой.
3.Дать элементарное представление о процессе фильтрации.
Задачи в интеграции образовательных областей:
« Речевое развитие»: активизировать в речи детей слова: научная лаборатория, эксперимент, состояние воды: жидкость, газообразная, испарение.
« Социально- коммуникативное развитие»: формировать свободное общение со взрослыми и сверстниками, умение работать в паре, учитывать мнение партнера.
« Физическое развитие»: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
« Художественно- эстетическое развитие»: активизировать речь детей через художественное слово.
« Музыка»: продолжать развивать интерес к музыкальному произведению.
Развивающие задачи:
- Развивать умение выявлять причинно- следственные связи и делать элементарные умозаключения.
- Развивать наблюдательность.
- Учить отгадывать загадки.
Воспитательные задачи:
1.Прививать бережное отношение к воде.
2. Воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, самостоятельность.
3.Воспитывать экологическую культуру.
4. Воспитывать актуальность при работе.
Интегративные качества: эмоционально отзывчивый; соблюдающий элементарные общепринятые правила; любознательный, активный; имеющий первичные представления об окружающем мире; физически развитый.
Предпосылки УУД: умение слушать, выполнять задание по образцу и правилу.
Демонстрационный материал: диск с видеописьмом, кроссворд, схемы « Свойства воды»,пластиковая бутылка, шарик, сода, уксус.
Раздаточный материал: прозрачные стаканчики, шприцы, сироп, вода, подсолнечное масло, воронки, марля, вата, угольные таблетки.
Предварительная работа:
- Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
- Проведение экспериментов с водой.
- Рассматривание иллюстраций на тему « Вода».
- Использование игр о воде: « Какая бывает вода?», « Четыре стихии», « Разрезные картинки».
- Чтение художественной литературы по теме « Вода».
- Наблюдение за водой на прогулке.
- Организация совместной выставки детей и родителей по теме « Вода».
Ход НОД:
Вводная часть.
Создание мотивационного поля.
Воспитатель:
- Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А сейчас посмотрите на меня и скажите. Какой дождик лучше: теплый или холодный?
Так и с людьми, когда нас хвалят- это как теплый дождик, а когда ругают и делают замечания- для нас это как холодный дождь.
Вспомните случаи, когда вы попали под такой « холодный дождь», что вы тогда почувствовали? (Рассказы детей).
А теперь вспомните, что случилось в вашей жизни хорошего и похоже на теплый дождик. ( Рассказы детей).
- Очень часто дождик нам кажется теплым, когда нас хвалят. Давайте попробуем сделать друг другу такой теплый дождик.
Сейчас все встанут в круг и по очереди скажут друг другу добрые, ласковые слова, похвалят своего соседа и поделятся с ним теплым дождиком. Слова « передаем» друг другу в ладошках, сложенных горсточкой.
А теперь и нашим гостям подарим теплый дождик. Пусть у всех будет хорошее настроение. ( Дети дуют на свои ладошки). Молодцы!
Основная часть.
Сюрпризный момент.
- Дети, посмотрите на экран. Нам пришло видеописьмо. Давайте внимательно его послушаем. ( Дети смотрят видеозапись по ноутбуку).
Дети, вы знаете, что такое лаборатория? Чем занимаются ученые в лаборатории? ( Ответы детей).
( Лаборатория- это место, где ученые проводят опыты, ставят эксперименты, изучают новые вещества).
Вот и мы сегодня, как настоящие ученые, будем проводить эксперименты. Для того, чтобы узнать с каким веществом мы будем работать, надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. Помогут нам в этом загадки.
- Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг.
( водопад)
- Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо- корабли.
( облака)
- Меня ждали,
Меня звали,
Показался- убежали.
( дождь)
- Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем- не найдем.
( роса)
Какое слово у нас получилось? Правильно- ВОДА.
Теперь мы знаем ключевое слово и я вас приглашаю в лабораторию.
- Для проведения опытов по исследованию воды и ее свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за стол).
- Приступаем к исследованию. Вспомните, какие свойства воды вы знаете. ( Вода не имеет вкуса, запаха, цвета, вода прозрачная, в ней можно растворить некоторые вещества).
( Какой формы вода? Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором она находится. Вода- жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются. В ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, только земля влажная. И так- вода не имеет формы.
Какого цвета вода? Вывод: вода прозрачная жидкость, но ее можно покрасить.
Вода- растворитель. Есть ли у воды вкус? Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случится с веществами, которые мы положили в воду? ( ответы детей)).
Опыт №1. Фильтрование воды.
Ребята, давайте вспомним сказку « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? ( Ответы детей).Почему нельзя было пить эту воду? Правильно, потому, что она грязная. Но бывают такие ситуации, что воды чистой нет, а пить очень хочется. Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, который может пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем воронку, марлю, вату, Угольный порошок и емкость для воды. Из этих предметов мы сделаем фильтр. Вот и готово. Если бы сестрица Аленушка и братец Иванушка знали бы про этот метод, то беды можно было бы избежать. Возьмем стакан с водой. Какая она? ( цветная, грязная). Да, в эту воду я добавила краску, поэтому она стала грязной. Осторожно пропускаем ее через наш фильтр. Что произошло с водой? Вывод: вода посветлела, очистилась. Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя.
Опыт №2.
Возьмем шприцы. Как вы думаете, что в них? ( вода, сироп, подсолнечное масло). Сейчас по очереди будем выливать жидкость в стакан. Сначала воду, потом сироп и подсолнечное масло. Что у нас получилось? Сироп оказался на дне стакана, вода в середине, а масло сверху. Почему так произошло?
( ответы детей). Вывод: разные жидкости обладают разной плотностью.
Физкультурная минутка.
- Делать научные открытия дело не из легких. Поэтому в лабораториях бывают перерывы на отдых. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Выходите из-за лабораторных столов, проходите на ковер. ( Дети располагаются на ковре в произвольном порядке).
-Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
( Повороты в разные стороны).
Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз, два, раз, два- закружилась голова.
( Вращение головой вправо, влево).
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.
( Приседания).
Напоследок, всем известно, как всегда- ходьба на месте.
(Ходьба на месте).
От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимайте свои места и продолжим изучение воды.
А сейчас я вам покажу еще один интересный эксперимент. Какие вещества я буду использовать не скажу. А вам следующее задание: посмотрите внимательно как я буду выполнять эксперимент, дома расскажите об увиденном родителям и вместе подумайте, почему так произошло.
Эксперимент начинается с того, что наливаем в пластиковую бутылку одну и четверть чашки уксуса. Наполняем воздушный шарик тремя четвертями чашки соды и прикрепляем шарик к верху бутылки.
Аккуратно позволяем соде опуститься в бутылку и следим за тем, как шарик надувается, но лететь при этом он не будет.
Рефлексия.
Ребята, скажите, вам понравилось быть учеными? Давайте каждый из вас продолжит предложение:
- Было интересно узнать, что…
- Мне особенно понравилось...
- Сегодня я узнал…
А может кто-то похвалил бы себя за что-то? Может кто-то поделится, с какими трудностями он столкнулся. Может у кого-то появилась мечта стать настоящим ученым? А теперь возьмите капельки и оцените свою работу. ( Дети располагают капельки на лестнице, рассказывают о своих ощущениях).
Чтение стихотворения детьми:
Берегите воду.
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста, или очень грязна
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь-
Там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замершего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода
И жизнь на планете затихнет тогда.
И на этой радостной ноте мы с вами заканчиваем наши исследования, а в память о нашей встрече мы хотим подарить нашим гостям небольшие сувениры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство со свойствами воды"
Использование нетрадиционных методов обученияИспользование технологий исследовательской деятельностиЦель: Совершенствовать представление детей о жидком состоянии воды...
Конспект НОД в старшей группе на тему «Свойства воды»
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные -закрепить знания о круговороте воды в природе -познакомить со свойствами во...
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство детей со свойствами воздуха и воды»
ЦЕЛЬ1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, показать их значение для человека, животных и растений.2. Воспитывать у детей бережного отношения к воде и ее чистоте....
Конспект ООД в старшей группе «Знакомство со свойствами света»
Конспект ООД в старшей группе«Знакомство со свойствами света»...
Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство со свойством воды».
Развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой....
Конспект НОД в старшей группе по теме «Свойства воды»
Конспект НОД в старшей группе по теме «Свойства воды»...
Конспект оод в старшей группе по теме:"Свойства воды"
Задачи: Познакомить детей со свойствами воды.Уточнить представление о значении воды в природе.Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.Расширять словарь глаголов, существительных и прила...