Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство со свойствами песка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Экспериментально - исследовательская деятельность с детьми в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
«Знакомство со свойствами песка»
Цель: дать детям знания о песке, где его больше всего (пустыня), рассказать о пустыне, растениях и животных; развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы; доказать детям, что песок может двигаться.
Оборудование: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупа, презентация «Пустыня», карточки с изображением способов исследования.
Ход занятия:
- Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться со свойствами песка. А где и как мы можем узнать что-то новое о песке? Для этого нам нужно определить какими способами (методами) мы можем воспользоваться. (Дети подбирают и выставляют необходимые карточки).
Сначала давайте с вами вспомним, где можно увидеть много песка. (Ответы детей: в песочнице, на речке, в пустыне).
Рассказ-беседа воспитателя о пустыне (сопровождается презентацией).
А что такое пустыня? Пустыня от слова «пусто», «пустынно». А вот чтобы узнать, действительно ли это так, мы и отправимся в пустыню. Пустыня находится очень далеко от нашего города.
Совершим прогулку по пустыне. Пустыня – это желтое и голубое. Голубое вверху – небо. Желтое – внизу: впереди, позади, справа, слева – вокруг. Земля, прокаленная солнцем… Посмотрите, земля в пустыне холмистая. Холмы эти состоят из мелкого песка. Встречаются довольно часто и большие холмы, которые называются барханы.
- В пустыне дуют горячие ветры. (Горячий поток воздуха из фена). Лето в пустыне очень жаркое, не выпадает ни капли дождя. Небо безоблачно, солнце палит так сильно, что песок нагревается и в нём можно испечь яйцо. А зимой в пустыне холодно, бывают даже морозы.
- Как вы думаете, могут в таком месте жить растения? Оказываются могут. Но растительность пустыни бедная. Растут в основном низкие растения, с маленькими листочками. А у некоторых вместо листьев – колючки.
- В пустыне растут даже деревья, только они невысокие. Это саксаул и акация (иллюстрация).
Пустыня – это земля, где нестерпимо много неба, солнца и песка.
- Целеполагание.
Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем изучать свойства сухого песка.
- Прогнозирование результата, выдвижение гипотез.
Воспитатель. Как вы думаете, сухой песок, он какой? (Предположения детей).
Может ли песок двигаться? (Предположения детей).
Ответы на эти вопросы мы найдем в ходе нашего исследования.
- Уточнение правил безопасности.
Во время занятия нельзя: обсыпаться песком, тереть глаза грязными руками, брать грязные руки в рот.
- Выполнение эксперимента.
Опыт 1. «Рассматривание песка через лупу».
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек – песчинок).
Воспитатель. Как выглядят песчинки? Какой они формы? (Они очень маленькие, круглые, цветные, в зависимости от разновидности песка).
Воспитатель. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?
Опыт 2. «Песок – сыпуч».
Дети под руководством воспитателя аккуратно проводят опыт. Горсть сухого песка выпускают струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок на поверхность конуса, легко заметить: то в одном месте, то в другом возникают «сплывы», похожие на движение воды. А это значит, что песок может двигаться.
- Физминутка.
Игра «Мой любимый цветок» (стр. 77 «Мир вокруг нас»).
- Анализ полученного результата.
Воспитатель. Ребята, подтвердились или нет наши гипотезы? Что подтвердилось, а что нет? Какие способы исследования мы с вами использовали? Какие мы можем использовать дома, для того, чтобы получить новые знания?
- Формулирование выводов.
Вывод: Песок сыпуч, состоит из мелких песчинок разного цвета, может двигаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему "Знакомство с русским народным костюмом"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему "Знакомство с русским народным костюмом"...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с профессией модельера»
Обобщение знаний детей о профессиях в процессе игровой деятельности и знакомство с профессией модельера через «погружение» в реальные практические ситуации....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.
Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. "Знакомство с песочными часами".
Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Знакомство с песочными часами"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему "Знакомство с музеем"
формировать первоначальные представления детей о музее...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с профессией модельера»
Цель: Обобщение знаний детей о профессиях в процессе игровой деятельности и знакомство с профессией модельера через «погружение» в реальные практические ситуации.Задачи: Образовательные: ф...