Конспект игровой образовательной ситуации (ИОС) по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Секреты газированного напитка «Кока-кола»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Занятие направлено на развитие у старших дошкольников познавательной активности и любознательности; расширение навыков исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_igrovoy_obrazovatelnoy_situatsii_po_opytno.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 «Светлячок»
Конспект игровой образовательной ситуации (ИОС)
по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
«Секреты газированного напитка «Кока-кола»
Подготовила и провела
Е.В.Алексеевцева
воспитатель
подготовительной к школе группы №7
2018 г.
Тема: «Секреты газированного напитка «Кока-кола»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Автор: Алексеевцева Елена Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»
Приоритетная образовательная область ФГОС ДО: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: - способствовать у детей старшего дошкольного возраста развитию познавательной активности и любознательности; расширение навыков исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о вредном влиянии некоторых продуктов на здоровье человека.
- Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с газированным напитком «Кока-Кола».
- Продолжать учить детей старшего дошкольного возраста обследовать предметы и экспериментировать с ними.
Развивающие:
- Развивать у детей старшего дошкольного возраста умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
-Активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста бережное отношение к своему здоровью.
- Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста аккуратность, внимательность, умение действовать самостоятельно и в группах.
Методы и приемы работы с детьми:
Словесный метод: объяснение, пояснения, вопросы к детям, беседа, словесная инструкция, индивидуальные и хоровые ответы, контроль и оценка работы, поощрение и похвала детей.
Наглядный метод: использование демонстрационного и раздаточного материала, ИКТ.
Практический метод: выполнение опытно-практических заданий, работа с учебно – игровым пособием.
Игровой метод: игровые моменты, коммуникативные игры.
Перечень оборудования и используемых материалов: ноутбук, мультимедийная установка, презентация игры «Исключи лишнее», видеоролик рекламы «Кока-Кола»; планшеты «ЛОГИКО-малыш» по количеству детей; лупы, белые халаты и шапочки, бутылка с «Кока-колой», прозрачные пластиковые стаканчики, пластиковые ложки, салфетки, деревянные шпажки на каждого ребёнка, ржавые гвозди, молоко, яйца, аскорбиновая кислота; клей – карандаш на каждого ребёнка, листы (для памяток: на одной стороне улыбающийся смайлик, на другой запрещающий знак), шаблоны -картинки с изображением вредных и полезных продуктов (для коллажа).
Словарная работа: неровности и шероховатости, эмаль, разрушается, реклама, меню, сироп, тягучий, ржавчина.
Предварительная работа: опрос детей на тему: «Мой любимый напиток», беседа с родителями на тему «Знаете ли вы о вреде газированного напитка «Кока-Кола», создание мультимедийной презентации «Кока-Кола»: вред или польза?», опыт с яйцом, опыт с гвоздями (готовится воспитателем с детьми за 5 дней до демонстрации).
Ход игровой образовательной ситуации:
Вводная часть
Организационный момент (психолого-педагогический настрой; мотивация и целеполагание; сообщение темы).
Воспитатель: - Ребята, скажите, что у вас сегодня было на завтрак? К какому виду продуктов, вы отнесёте сегодняшнее меню? (к полезным).
Вдруг на экране, появляется яркая и громкая реклама газированного напитка «Кока-Кола».
Воспитатель: - Ребята, вам знакома эта реклама? Что она рекламирует? (Ответы детей).
- Ребята поднимите руку, кто из вас пробовал «Кока-колу»?
- Как часто вы пьёте газированный напиток «Кока-кола»?
- Почему? А как вы думаете, «Кока-кола» полезна для здоровья человека?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Да, с экранов телевизоров мы часто видим, как с приятным шипением льется в стакан «Кока-Кола», что сразу так и хочется выпить этого вкусного, освежающего напитка. «Кока-колу» рекламируют знаменитые футболисты, мультипликационные герои и даже сам Санта Клаус. Так что же находится внутри этой красивой бутылки? Какие секреты скрывает «Кока-Кола»? Как же нам разобраться и ответить на вопрос: полезна или вредна для здоровья «Кока-кола»?
Воспитатель: - Я предлагаю вам направиться в исследовательскую лабораторию и провести там настоящие опыты, чтобы выяснить, как «Кока-Кола» влияет на наш организм.
- А что должно быть в настоящей лаборатории для проведения опытов и экспериментов? Правила поведения в лаборатории вы не забыли?
Основная часть (решение проблемной ситуации).
Дети подходят к столам, где приготовлены приборы для проведения опытов.
Воспитатель: - Так пить газированный напиток «Кока-Кола» или не пить? Мы найдём ответ на этот вопрос в процессе проведения опытов с «Кока-Колой».
- Опыт 1. Влияние газированного напитка «Кока-кола» на яичную скорлупу (опыт подготовлен заранее).
Воспитатель: - Давайте узнаем, правда ли, что «Кока-Кола» опасна для наших зубов? По своему составу яичная скорлупа похожа с эмалью наших зубов. За прочность яичной скорлупы, а также наших зубов и костей отвечает вещество – кальций.
- Ребята, вспомните, что мы делали с вами на прошлом занятии.
Воспитатель: - Да, мы в один стакан налили газированный напиток «Кока-Кола», а в другой стакан – воду. В стаканы положили куриные яйца. Какая скорлупа была на тот момент? (твёрдая, белая).
- Теперь возьмите лупы и внимательно рассмотрите, как изменилась скорлупа у яиц? (вынимаем яйца из воды и «Кока-колы» и рассматриваем их).
- Какой вывод мы можем сделать?
- Изменилась ли скорлупа, которая лежала в воде? (ответы детей).
Вывод: скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась. От напитка «Кока-Кола» зубы, так же, как и яичная скорлупа, могут темнеть и портиться, может привести к разрушению эмали зубов. Красители Кока-колы очень стойкие и зубы от них темнеют.
- Опыт 2. Из чего состоит «Кока-кола» (опыт подготовлен заранее)
Воспитатель: - Несколько дней назад мы налили в стакан «Кока-Колу» и оставили его. Давайте, теперь посмотрим, что у нас сейчас находится в стакане (рассматривают).
- Вода из «Кока-Колы» испарилась и посмотрите, что осталось в стакане? (тягучий сироп).
- Подходите к столу для экспериментирования: выберите те предметы, с помощью которых можно помешать сироп. Попробуйте теперь помешать сироп в стаканчике.
- Какой он? (густой, тягучий, липкий).
- Трудно ли его мешать?
- Прилипает ли он к ложке, палочке? Какой вывод вы сделаете?
Вывод: Это произошло потому, что в «Кока-Коле» очень много сахара. А что бывает, если человек употребляет в пищу много сладкого? Он быстро набирает лишний вес, становится толстым и неповоротливым; у него портятся зубы, их поражает кариес.
- Опыт 3. Влияние газированного напитка «Кока-кола» на ржавые металлические предметы.
Воспитатель: - Также на прошлом занятии, с целью проверки влияния газированного напитка «Кока-кола» на ржавые металлические предметы, мы с вами провели опыт, положив ржавые гвозди в стакан с «Кока-Колой», оставили на некоторое время.
- Ребята, какие у вас предположения, как вы думаете, что произошло с ржавыми гвоздями.
-Давайте, проверим.
Воспитатель с детьми вытаскивает гвозди из напитка и протирает тряпочкой.
- Ребята, что стало с ржавыми гвоздями? Посмотрите на них через лупу. (гвозди заблестели).
- Какой вывод можно сделать после этого опыта?
Вывод: Если газированный напиток «Кока-Кола» с легкостью удаляет ржавчину, то он так же легко может разъедать стенки нашего желудка.
Воспитатель: - Ребята, в любой работе есть перерыв, вот и я вам предлагаю присесть и поиграть в игру с использованием планшета «Логико-малыш.
- Работа детей с использованием планшета «Логико-малыш»
Задание 1. Найди полезные продукты, в названиях которых, одинаково звучит первый звук.
Задание 2. Сколько полезных продуктов ты найдёшь на этой картинке?
Воспитатель: - Ребята, давайте вновь продолжим с вами наши эксперименты,
и следующим будет эксперимент:
- Опыт 4. Газированный напиток «Кока-кола» и молоко.
Воспитатель: - Наливаем в прозрачный стаканчик напиток «Кока-Кола» до половины, добавляем туда молока. Посмотрите, что происходит? (ответы детей).
Воспитатель (обобщает): - Верхний слой жидкости в стакане стал совсем прозрачный, зато внизу образовался мутный, густой осадок, появились хлопья. В «Кока-Коле» есть вещество, которое соприкасаясь с молоком, вступает в реакцию, и возникает такой неприятный осадок на дне стакана, какой бывает при скисании молока. Какой вывод сделаем?
Вывод: Если пить газированный напиток «Кока-Кола» вместе с молочными продуктами, то такой осадок появится и в нашем желудке.
- Опыт 5. Газированный напиток «Кока-кола» и витамины (аскорбиновая кислота).
Воспитатель: - А этот опыт мы проведем с вами вместе. Смотрите, я беру бутылку с напитком «Кока-Кола», открываю ее и кладу под крышку аскорбиновую кислоту.
- Ой, что произошло? («Кока-кола» высоким пенным фонтаном брызнула в разные стороны).
- Ребята, что в этом случае вы можете сказать? (предположения детей).
Воспитатель: - Да, с некоторыми продуктами газированный напиток «Кока-Кола» не совместим и вступает в химическую реакцию, похожую на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!
- Итак, что же такое газированный напиток «Кока-Кола»? Конечно, для многих это любимый напиток, которым невозможно напиться, хочется пить еще и еще. Но из чего же данный напиток состоит?
- «Кока-Кола» - это сильно газированный напиток, в состав которого входят вещества, которые разъедают наш желудок, вредит нашему организму.
- Чтобы быть здоровыми и крепкими надо есть полезные продукты.
- А чтобы, вы запомнили, какие продукты полезны для нас, а какие приносят непоправимый вред здоровью, мы сейчас поиграем в игру.
- Игра «Накорми друга полезным продуктом» (дети стоят в кругу. Называя полезный продукт «передают друг другу его в ладошку).
- Практическое задание (дети создают коллаж – памятку)
Воспитатель: - А теперь, ребята давайте пройдём за столы и составим памятку о полезных продуктах, для своих родных и друзей.
- У вас на столах лежат картинки-заготовки полезных и вредных продуктов. Я попрошу вас, на одну половину листа, где изображен улыбающийся смайлик, наклеить картинки с изображением полезных продуктов, а на второй половине листа, где изображен запрещающий знак, наклеить картинки с изображением вредных продуктов.
Заключительный этап (подведение итога, рефлексия).
Воспитатель: - Итак, ребята, давайте с вами вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали? (ответы детей).
- А что больше всего понравилось?
- Какой по результатам наших экспериментов можно сделать вывод? (ответы детей).
Воспитатель (обобщает): - Правильно, ребята, напиток «Кока-кола» содержит много сахара, и вредные для зубов и желудка добавки. Такая пища не может приносить пользу детскому организму.
- Ребята, хотите быть здоровыми – не пейте газированный напиток «Кока-Кола», пейте натуральные соки, в которых много витаминов для роста и здоровья! И поделитесь этой информацией со своими друзьями, я и думаю, они задумаются о своем здоровье и сделают правильный выбор.
- Спасибо всем за внимание и участие в опытно – экспериментальной деятельности. До новых встреч в лаборатории.
Перечень используемой методической и художественной литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой С. Комаровой,- М.: Мозаика Синтез, 2014 г.;
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников Людмила Николаевна Прохорова (Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. — 64 с.
3. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. -СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 128с.
Интернет-источники:
- https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-artikulyacionnaya-gimnastika-533078.html
- http://www.maam.ru
- http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-zanimatelnaja-artikuljacionaja-gimnastika-zvuk-sh.html
- http://nsportal.ru/
- Исследовательская работа «Любимые чипсы и кола». - http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/03/24/issledovatelskaya-rabota-lyubimye-chipsy-i-kola
- «Вред кока-колы». - http://pandia.ru/text/79/205/15215.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка образовательной программы по образовательной области "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ". Тема "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов и семьи. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и во...
Конспект игровой образовательной ситуации по художественному конструированию из бумаги для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Самолет для Снеговика»
Игровая ситуация позволяет научить детей создавать из бумаги объемные фигуры, ознакомить воспитанников с интересной информацией о самолетах, а также...
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Секреты здоровья"
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:Сформировать у детей представление о здоровом образе жизни и закрепить основные состовляющие здоровья....
Образовательная ситуация «Что за чудо – эти сказки!» с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: создание условий для эмоционального комфорта и гармоничного развития личности ребёнка-дошкольника.Задачи:Развивающие:развивать познавательный интерес; развивать речь, мышление, вообра...
«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...
Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....
Сценарий игровой образовательной ситуации в рамках проекта «Здоровей-ка» для детей старшего дошкольного возраста Тему: «Где прячется здоровье?»
Формировать у детей представления о взаимосвязи здоровья и двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о свойствах воздуха путём исследовательской деятельности....