Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Дружат дети всей земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема актуальна и занимает важное место в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста. Цель занятия формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Продолжать знакомить детей с разными народами, воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_druzhat_deti_vsey_zemli.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
в группе старшего дошкольного возраста
на тему: «Толерантность»
«Дружат дети всей земли»
Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;
- показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;
Развивающие:
- продолжать работу по расширению кругозора детей; а также представления о мире;
- развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми,
- развивать умение игрового общения;
- учить описывать внешний вид людей,
- обогащать словарь, закрепляя новые слова;
- учить подбирать родственные однокоренные слова,
- упражнять в подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных;
- развивать интонационную выразительность речи,
- упражнять в изменении силы голоса,
- совершенствовать артикуляционный аппарат,
- развивать речевое дыхание.
Материал:
- магнитофон, аудио записи «Большой хоровод»
- глобус;
- презентация к беседе «Дружат дети всей земли»
- куклы разных рас;
- карточки с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами;
- льдины из картона
Предварительная работа:
- изучение карты мира для детей, глобуса;
- беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране», рассматривание иллюстрационного материала по теме;
- просмотр мультфильма и чтение произведения чтение сказки Катаева В. «Цветик-семицветик»;
- просмотр мультфильма «Катерок»;
- чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;
- загадывание загадок о дружбе;
- разучивание наизусть стихов о дружбе;
Ход ОД:
Воспитатель: — Ребята, давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.
А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.
Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
И начнем наше путешествие...
- Посмотрите на карту — сколько разных народов живет в нашей стране!
- А как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: — Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)
- Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным цветом кожи, глаз и волос…
- Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
- У меня есть волшебный цветок, с его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».
- Давайте скажем все вместе громко... Дети произносят громко.
- А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.
Путешествие по земному шару.
Включается экран: Дети монголоидной расы. (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)
Воспитатель:
- Дети, как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка?
- Как вы догадались? (ответы детей)
- Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (ответы детей)
- У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (ответы детей)
- Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии.
Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).
- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. Воспитатель показывает указкой Японию.
- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.
(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.) Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
- Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).
- Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)
Воспитатель:
- Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)
Включается экран: Дети негроидной расы. (На экране появляется иллюстрация с изображением девочки с черным цветом кожи.)
Воспитатель:
- Как её назвать одним словом? (ответы детей)
- Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи? (ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка. Воспитатель показывает указкой Африку.
- А теперь расскажите, как выглядит девочка (ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, как сказать одним словом, что у девочки большие глаза, карие глаза, темные волосы, кудрявые волосы.. (ответы детей)
- Какая одежда у неё? (ответы детей)
- Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)
- Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
Воспитатель:
- Сколько у нас осталось еще лепестков?
Дети: У нас осталось еще 2 лепестка.
- Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова. (Воспитатель предлагает детям повторить ее ясно и отчетливо, на одном выдохе.)
Включается экран: Эскимосы (монголоидная раса). (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)
Воспитатель:
- Как называется народ, живущий на Севере? (ответы детей)
Воспитатель:
- Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.
-Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.
- А теперь расскажите, как выглядят дети?
- Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (ответы детей)
- Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа?. (ответы детей)
—Какое у детей настроение?
— Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).
- Молодцы, ребята.
- А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)
Вы хотите с ними подружиться?
- Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».
Подвижная игра «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»
Ход игры.
Дети разбиваются на две команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
Воспитатель:
— Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
- Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?
1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.
2 ребёнок: Друга ищи, а нашел, береги.
3 ребёнок: Друзья познаются в беде.
4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!
5 ребёнок: Живи не скупись с друзьями делись!
6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,
друга потеряешь - уже не вернёшь.
Воспитатель:
- Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И память о них осталась эта подвижная игра.
- У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой...
Давайте-ка, скажем, волшебные слова... Тихо…
Включается экран: Дети европеоидной расы (Фотографии детей из детского сада.)
Воспитатель:
— А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.
— И они приготовили для вас один сюрприз.
Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.
Дети выполняют задание под музыку.
— Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)
— Почему это важные слова?
—А вы по-настоящему дружные ребята?
— Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?
— А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и внимание к другому...)
Воспитатель читает стих:
«Мы разные».
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
Воспитатель: Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?
• мы разговариваем на разных языках;
• по-разному одеваемся;
• выглядим по-разному;
• у нас разные жилища (дома);
• мы живем в разных уголках земного шара.
— Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!
— Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.
—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод
и соединим его вокруг земного шара.
— Как красиво у вас получилось.
Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«А-начало алфавита, тем она и знаменита!»- план-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Игры со звучащим словом вызывают большой интерес у дошкольников. Их привлекают игры-задания со звуками и буквами. Каждое задание должно быть мотивировано. Буду рада, если мой опыт работы пригоди...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Как заяц с лисой соревновались"
В конспкте представлена интегрированная деятельность детей: закрепление знаний овощей и фруктов, их классификация; повторение подвижных игр, элементы театральной деятельности - разыгрывание сцен...
«Игры с Незнайкой» конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Представленная образовательная деятельность «Игры с Незнайкой» является частью программы «Тропинка в школу». Программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки воспитанникам подготови...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в сказку". Образовательная область "Познавательное развитие"
Данный материал направлен на уточнение и расширение математических способностей детей, развитие социальных навыков работы в группе, нахождение решений и умение делать выводы....
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Источник жизни на земле. Свойства воды"
В ходе образовательной деятельности дети опытным путем определяют свойства воды....
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области познавательное развитие. Тема «Птицы»
Конспект образовательной деятельности...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности на тему: «Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок»
развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании....