Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Дружат дети всей земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Четвертных Татьяна Валентиновна

Тема актуальна и занимает важное место в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста. Цель занятия формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Продолжать знакомить детей с разными народами, воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_druzhat_deti_vsey_zemli.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

в группе старшего дошкольного возраста

на тему: «Толерантность»

«Дружат дети всей земли»

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;
  • показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;

Развивающие:

  •  продолжать работу по расширению кругозора детей; а также представления о мире;
  • развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми,
  • развивать умение игрового общения;
  • учить описывать внешний вид людей,
  • обогащать словарь, закрепляя новые слова;
  • учить подбирать родственные однокоренные слова,  
  • упражнять в подборе синонимов, в составлении  сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных;
  • развивать интонационную выразительность речи,
  • упражнять в изменении силы голоса,
  • совершенствовать артикуляционный аппарат,
  • развивать речевое дыхание.

Материал:

  • магнитофон,  аудио записи «Большой хоровод»
  • глобус;
  • презентация к беседе «Дружат дети всей земли»
  • куклы разных рас;
  • карточки с цифрами на одной стороне, на другой  стороне с буквами;
  • льдины  из картона

Предварительная работа:

  • изучение карты мира для детей, глобуса;
  • беседа  с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране», рассматривание иллюстрационного материала по теме;
  •  просмотр мультфильма и чтение произведения чтение сказки Катаева В. «Цветик-семицветик»;
  •  просмотр  мультфильма «Катерок»;
  • чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;
  •  загадывание загадок о дружбе;
  • разучивание наизусть стихов о дружбе;

Ход ОД:

Воспитатель: — Ребята, давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.

А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.

Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.

И начнем наше путешествие...

  •  Посмотрите на карту — сколько разных народов живет в нашей стране!
  •  А как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: — Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)

  •  Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным  цветом кожи, глаз и волос…  
  •  Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
  •  У меня есть волшебный цветок, с его помощью можно очутиться в любом         уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».        
  •  Давайте скажем все вместе громко...                    Дети произносят громко.         
  •  А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.

 Путешествие по земному шару.

Включается  экран: Дети монголоидной расы. (На экране         появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)

Воспитатель:

  • Дети, как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? 
  • Как вы догадались? (ответы детей)
  • Ребята, как  сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (ответы детей)
  • У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как  сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (ответы детей)
  • Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии.

 Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).

 - Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. Воспитатель показывает указкой Японию.

- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься  изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

 (На экране         появляется иллюстрация с изображением японских детей.)     Японские дети многое могли бы рассказать нам         о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты  ответов  детей.)        

  • Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).        
  • Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)        

Воспитатель:

  • Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается  экран: Дети негроидной расы. (На экране         появляется иллюстрация с изображением девочки с черным цветом кожи.)

Воспитатель:

  • Как её назвать одним словом? (ответы детей)
  • Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?  (ответы детей)

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка. Воспитатель показывает указкой Африку.

- А теперь расскажите, как   выглядит девочка (ответы детей)

Воспитатель:

- Ребята, как  сказать одним словом, что у девочки большие глаза, карие глаза, темные волосы, кудрявые волосы.. (ответы детей)

  • Какая одежда у неё? (ответы детей)
  • Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)
  • Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.

Воспитатель:

  • Сколько у нас осталось еще лепестков?

Дети: У нас осталось еще 2 лепестка.

- Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова. (Воспитатель предлагает детям повторить ее ясно и отчетливо, на одном выдохе.)

Включается экран: Эскимосы (монголоидная раса). (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)

Воспитатель:

  • Как называется народ, живущий на Севере? (ответы детей)

Воспитатель:

  • Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

-Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы  шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

  • А теперь расскажите, как   выглядят дети?
  • Ребята, как  сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (ответы детей)
  • Как  сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа?. (ответы детей)

—Какое у детей настроение?

— Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

  • Молодцы, ребята.
  • А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)

Вы хотите с ними подружиться?

  • Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

Подвижная игра  «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

Воспитатель:

— Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице:
   «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

- Ребята,  а какие вы знаете пословицы о  дружбе?

1 ребёнок:             Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок:                 Друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок:                 Друзья познаются в беде.

4 ребёнок:                  Дружба заботой да подмогой крепка!

5 ребёнок:                 Живи не скупись с друзьями делись!

6 ребёнок:                 Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок:                 Добро потеряешь - опять наживёшь,

                               друга потеряешь - уже не вернёшь.

Воспитатель:

- Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И память о них осталась эта подвижная игра.

  • У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой...

Давайте-ка, скажем, волшебные слова... Тихо…

Включается экран: Дети европеоидной расы (Фотографии детей из детского сада.)

Воспитатель:

        

— А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

— И они приготовили для вас один сюрприз.

Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.

        Дети выполняют задание под музыку.

— Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)

        — Почему это важные слова?

        —А вы по-настоящему дружные ребята?

        — Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?

        — А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и  внимание к другому...)    

Воспитатель читает стих:

«Мы разные».

Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!

Воспитатель: Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?

• мы разговариваем на разных языках;

• по-разному одеваемся;

• выглядим по-разному;

 • у нас разные жилища (дома);        

• мы живем в разных уголках земного шара.

   — Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет  зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

— Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соединим его  вокруг земного шара. 

— Как красиво у вас получилось.

Сегодня мы с вами познакомились  с народами разных стран,  самое главное это дружить  с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«А-начало алфавита, тем она и знаменита!»- план-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Игры со звучащим словом вызывают большой интерес у дошкольников. Их привлекают игры-задания со звуками и буквами. Каждое задание должно быть мотивировано. Буду рада, если мой опыт работы пригоди...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Как заяц с лисой соревновались"

В конспкте представлена интегрированная деятельность детей: закрепление знаний овощей и фруктов, их классификация; повторение подвижных игр, элементы театральной деятельности - разыгрывание сцен...

«Игры с Незнайкой» конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Представленная образовательная деятельность «Игры с Незнайкой» является частью программы «Тропинка в школу». Программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки воспитанникам подготови...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в сказку". Образовательная область "Познавательное развитие"

Данный материал направлен на уточнение и расширение математических способностей детей, развитие социальных навыков работы в группе, нахождение решений и умение  делать выводы....

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Источник жизни на земле. Свойства воды"

В ходе образовательной деятельности дети опытным путем определяют свойства воды....

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности на тему: «Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок»

развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании....