НЕВИДИМЫЕ ПОМОЩНИКИ – ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ. КТО ОНИ??
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
: Изучение дождевых червей . 1)Узнать, как появились дождевые черви. 2)Узнать особенности их строения, внешнего вида. 3)Уточнить, какую пользу приносят дождевые черви. 4)Изучить, какие органы чувств есть у дождевых черв
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_chervi.docx | 995.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников « Я – исследователь»
Направление:Естествознание. Живая природа.
«НЕВИДИМЫЕ ПОМОЩНИКИ – ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ.КТО ОНИ?
Автор:
Александрычев Марк
Воспитанник подготовительной группы
МБДОУ «Детский сад №34 «Крепыш»
г.Новочебоксарск
Руководитель:
Баркова Любовь Витальевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №34
«Крепыш»
г.Новочебоксарск,2019г.
Введение
Вдетскомсадумынапрогулкенаблюдализачервями.Интересно, зачемонивылезли? Я своимивопросамиподелилсясвоспитателем, онапредложиламнезанятьсяисследованиемдождевыхчервей. Мне стало интересно, чем же питаются и как передвигаются дождевые черви.
Объект исследования:дождевой червь. Предмет исследования: органы чувств дождевого червя. Цель:Изучениедождевыхчервей.1)Узнать, как появились дождевые черви.2)Узнать особенности их строения, внешнего вида.3)Уточнить, какую пользу приносят дождевые черви.4)Изучить, какие органы чувст есть у дождевых черв Задачи:Прочитать литературу по данной теме. Узнать имеют ли дождевые черви органы чувств. Изучить особенности дождевых червей и их роль в формировании почвы.
Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза:Дождевой червь не имеет органов чувств и не приносит пользу. Актуальность:Многиенеобращаютвниманияначервей, амногиестараютсяещеираздавить. Можетбытьзато, чтоимненравитсяихвид? Дождевыечервипроделываютколоссальнуюработупооздоровлениюиулучшениюпочвы, это "бойцыневидимогофронта", чейтруднезаметен, ипоэтомунемногиеценятчервейподостоинству. Почва–верхнийплодородныйслойземли, образовавшийсяподвлияниемжизнедеятельностиживотных, растений, микроорганизмовиклимата. Важноподдерживатьестественныйприродныйбалансвприроде, втомчислеижизнедеятельностьвсехживотных, насекомых, червейимикроорганизмов.
Методы исследования:
Теоретические - изучение и анализ литературы Практические- наблюдения, проведения опытов, и экспериментов.
Результаты исследования:1.Изучениевнешнеговидадождевогочервя, егостроение.2.Изучениеоргановчувствучервей. Естьлиони? Еслиесть,токакие?3.Осязание4.Обоняние5.Зрение6.Изучениежизничервейвпочве.
Историческая справка: Земляногочервяможноназватьсамымважнымживотнымвмире. Влесах,налугахпостояннонакапливаетсямногозасохших, увядшихрастений, останковживотных. Надожечто–тоснимиделать! Вотдождевыечервииихколлегипоработе (улиткиижуки) исполняютрольмусорщиковисанитаров. Онипревращаютненужныеостаткииотходывнужнуюдлявсех почву, роютходы, рыхлятземлю.
Из энциклопедии и проведения исследова9кния мы узнали: черви являются сокровищем для растений, животных и человека.
«Изучения внешнего вида дождевых червей».
Эксперимент № 1: «Кольчатые черви»
Цель: узнать, почему некоторых видов червей называют кольчатыми
Оборудование:бумага, лупа, червь.
Исследование:Яположилнабумагудождевогочервя, рассматривалегоподлупой, чтожеяувидел? Червивсепокрытыполосками, кольцами, поэтомуихиназывают«кольчатыми».Еще, оказалось, чтоучервейесть«верх»и«низ», брюшкоучервясветлее, аспинкатемнее, этолегкоувидетьибезлупы.
Вывод:Червивсепокрытыполосками, кольцами, поэтомуихиназывают«кольчатыми».Эксперимент №2 «Малощетинковые черви»Цель: Что помогает передвигаться червям?Оборудование: лист бумаги,червь.
Исследование:Яположилчервяналистбумагииприслушался: когдачервякполз–былослышнотихоешуршание, егосоздавалиегощетинки. Вывод:червяминазывают«малощетинковыми»потомучтоихтелопокрытощетинками,которыеимпомогаютпередвигатьсяЭксперимент №3«Где у червя голова?»
Цель: Узнать,есть ли у червей голова и чем покрыто туловище червяка?
Оборудование: лист бумаги, червь, лупа.
Исследование: Рассматривая червя через лупу также, яузнал, чтотам, гдеучервяутолщение, какбудто«поясок» - стойстороныунего«голова». Хотя, червимогутпередвигатьсяобоимиконцами.Ятрогалчервяруками, инапальцахуменяоставаласьслизь, мыпрочитали, чтоэтаслизьпомогаетчервямпередвигаться, всеихтелопокрытоэтойслизью.
Вывод:Червимогутпередвигатьсяобоимиконцами туловища, слизьпомогаетчервямпередвигаться. «Изучениеоргановчувствучервей».Эксперимент №4«Осязание»
Цель:узнать , как поведут себя черви ,если прикоснуться к ним деревянной палочкой.
Исследование:Черви, конечно, уменяпостояннорасползались, пытаясьскрыться,мнеприходилосьихсобиратьрукамиаккуратно,тонкойпалочкой. Язаметил, чтооткаждогокасания, червиначиналиизвиваться, значит, ихтеломожетчувствоватьфизическиевоздействия. Оборудование: лист бумаги, деревянная палочка, червь.
Вывод:при прикосновении палочкой чери извиваются,ихтеломожетчувствоватьфизическиевоздействия.
Эксперемент№5«Обоняние»Цель: умеютличервираспознаватьзапахи?Исследование:Мнесталоинтересно, умеютличервираспознаватьзапахи. Дляэтогояположилразрезанныйчеснокналистбумагирядомсчервями. Онисинтересомпоползликнему, но, наблизкомрасстоянииониоченьрезкопочти « отпрыгивали»отчеснока. Былооченьинтереснонаблюдатьзаэтим. Оборудование:листбумаги, чеснок, черви. Вывод:Значит, червимогутраспознаватьзапахи, правда, наоченьмаленькомрасстоянии.Эксперемент№6«Чувствительностькхолоду».
Цель: узнать, какжечервякиведут«Зрение» себязимой?Чтопроизойдет, еслиихзаморозить?
Исследование:Мнесталоинтересно, какжечервякиведутсебязимой? Чтопроизойдет, еслиихзаморозить? Дляэтогоявзялкубикильдаиклалнанихчервей, ненадолго, чтобпосмотретьихреакцию. Яудивился, ведь, когдачервьлежалнакусочкельда, оннемогуползти, онпростолежалбездвижения, значит, червичувствительныкхолоду, ихолодих«парализует». Когдая снималчервясольда–онснованачиналползать.
Оборудование:лист бумаги, кусочки льда, черви.Вывод: червичувствительныкхолоду, их от холода «парализует».
Эксперемент№7«Зрение»
Цель: узнать ,есть ли у червей зрение.
Исследование:Прирассмотренииянеобнаружилникакихглазучервя. Мнесталоинтересно, авидятлионичто-нибудьвообще?Дляэтогоэкспериментаязажегфонарикисветилначервей, аподфонарикподставилтемныйлист, чтобысоздатьтень. Иоченьудивился, чточервипоползливтемнуюсторонуистаралисьоставатьсявтени.Изэкспериментаяпонял, чточервихотьибезглаз, ноониразличаютсветитемноту, ичтояркийсветимненравится.Оборудование:лист бумаги ,фонарик ,темный лист( картон),черви.Вывод:Черви различаютсветитемноту.Эксперемент№8«Изучениежизничервейвпочве».Цель:узнать, какчервиведутсебявпочве, чтотамделают,
Исследование: Длятого,чтобыузнать, какчервиведутсебявпочве, чтотамделают, янасыпалвпрозрачныйбольшойстаканслойпочвы, потомслойпеска, потомсноваслойпочвы. Закрылимывсеэтопленкойсотверстиямидлявоздухаипоместиливтемноеместо. Вслоипочвыяпоместилчервей. Мысталинаблюдатькаждыйдень.Через 5 днейпочваспескомвстаканеоказалисьперемешанными!
Значит, черви, смешиваютслоипочвы, пропускаячерезсвойорганизм, ониудобряютее, делаяболееплодороднойиполезнойдлярастений, онисвоиминоркамидаюткислородупроникатьвнутрьземли.
Оборудование : большой стакан, земля, речной песок, прозрачная плёнка,черви.
Вывод:черви, смешиваютслоипочвы, пропускаячерезсвойорганизм, ониудобряютее, делаяболееплодороднойиполезнойдлярастений, онисвоиминоркамидаюткислородупроникатьвнутрьземли.
Список литературы
1. Зенкевич Л. А. Жизнь животных безпозвоночные ч I Москва 1968г;
2. Иогонин А. М. Дождевые черви Ковров 2002г;
3. htt://animalregister.net
4. http://sng-portal.ru/arhiv/podkormka-rasteniy/chem-polezny-dozhdevye-chervi/
5. http://atcm.pp.ua/foto-zemlyanoj-chervyak.html
6. http://knu.znate.ru/docs/index-568659.html
7.Кирикэ Р. "Ребенок и природа"Дошкольное воспитание 1993г.
8.Журнал "Ребенок в детском саду" 2011г. №5
9.Рыжкова Н. А. "Экологическое воспитание в детском саду" 2000г
10.Авдеева Н. Н. Степанова Г. Б. "Жизнь вокруг нас" Ярославль,Академия развития,2003г.
приложение
«Кольчатые черви»
«Где у червя голова?»
«Малощетинковые черви»
«Осязание» «Обоняние»
«Чувствительность к холоду»
«Изучение жизни червей в почве»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Наши друзья - подземные жители дождевые черви"
Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе. Выяснить, какова роль дождевых червей в природе, какую пользу они приносят окружающей среде, и как человек использует их в свои...
проект "Наши друзья - дождевые черви"
Проект разработан для старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание"...
ПЛАН наблюдения за дождевым червем в подготовительной группе № 10 ДОУ №15
Закрепить представление о дождевом червей внешнем виде, способах передвижения, особенностях питания, дыхания, пользе в природе....
Исследовательская работа "Дождевые черви"
Выяснить:-почему дождевые черви после дождя появляются на поверхности почвы;-чем питаются;-почему живут в почве....
Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Познавательному развитию «Помощники – дождевые черви» (подготовительная группа)
Цель: показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. Задачи: Дать детям представление о дождевом черве, его приспособление к жизни под землей и его роли в созд...
Конспект по познавательному и экспериментированию «Дождевые черви» Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю»
Конспектпо познавательному и экспериментированию«Дождевые черви»Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю» Цель: Продолжать знакомство с особенностями стр...
«НЕВИДИМЫЕ ПОМОЩНИКИ – ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ. КТО ОНИ?»
Изучение дождевых червей . 1)Узнать, как появились дождевые черви. ...