НЕВИДИМЫЕ ПОМОЩНИКИ – ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ. КТО ОНИ??
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Баркова Любовь Витальевна

: Изучение дождевых червей .    1)Узнать, как появились дождевые черви.       2)Узнать особенности их строения, внешнего вида.                                                             3)Уточнить, какую пользу приносят дождевые черви.                     4)Изучить, какие органы  чувств   есть у дождевых черв                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_chervi.docx995.55 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников « Я – исследователь»

Направление:Естествознание. Живая природа.

«НЕВИДИМЫЕ ПОМОЩНИКИ – ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ.КТО ОНИ?

Автор:

Александрычев Марк

Воспитанник  подготовительной группы

МБДОУ «Детский сад №34 «Крепыш»

г.Новочебоксарск

Руководитель:

Баркова Любовь Витальевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад №34

«Крепыш»

г.Новочебоксарск,2019г.

Введение

Вдетскомсадумынапрогулкенаблюдализачервями.Интересно, зачемонивылезли?  Я своимивопросамиподелилсясвоспитателем, онапредложиламнезанятьсяисследованиемдождевыхчервей.  Мне стало интересно, чем же питаются и как передвигаются дождевые черви.

Объект исследования:дождевой червь.                                                                                              Предмет исследования: органы чувств дождевого червя.                                                                                     Цель:Изучениедождевыхчервей.1)Узнать, как появились дождевые черви.2)Узнать особенности их строения, внешнего вида.3)Уточнить, какую пользу приносят дождевые черви.4)Изучить, какие органы чувст есть у дождевых черв                                                                                  Задачи:Прочитать литературу по данной теме. Узнать имеют ли дождевые черви органы чувств. Изучить особенности дождевых червей и их роль в формировании почвы.
Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Гипотеза:Дождевой  червь не имеет органов чувств и не приносит пользу.                      Актуальность:Многиенеобращаютвниманияначервей, амногиестараютсяещеираздавить. Можетбытьзато, чтоимненравитсяихвид? Дождевыечервипроделываютколоссальнуюработупооздоровлениюиулучшениюпочвы, это "бойцыневидимогофронта", чейтруднезаметен, ипоэтомунемногиеценятчервейподостоинству. Почва–верхнийплодородныйслойземли, образовавшийсяподвлияниемжизнедеятельностиживотных, растений, микроорганизмовиклимата. Важноподдерживатьестественныйприродныйбалансвприроде, втомчислеижизнедеятельностьвсехживотных, насекомых, червейимикроорганизмов.

Методы исследования:

Теоретические - изучение и анализ литературы                                                                                                       Практические-  наблюдения, проведения опытов, и экспериментов.

Результаты исследования:1.Изучениевнешнеговидадождевогочервя, егостроение.2.Изучениеоргановчувствучервей. Естьлиони? Еслиесть,токакие?3.Осязание4.Обоняние5.Зрение6.Изучениежизничервейвпочве.  

Историческая справка: Земляногочервяможноназватьсамымважнымживотнымвмире. Влесах,налугахпостояннонакапливаетсямногозасохших, увядшихрастений, останковживотных. Надожечто–тоснимиделать! Вотдождевыечервииихколлегипоработе (улиткиижуки) исполняютрольмусорщиковисанитаров. Онипревращаютненужныеостаткииотходывнужнуюдлявсех почву, роютходы, рыхлятземлю.

Из энциклопедии и проведения исследова9кния мы узнали: черви являются сокровищем  для растений, животных и человека.

«Изучения  внешнего вида дождевых червей».

Эксперимент № 1:  «Кольчатые черви»

Цель: узнать, почему некоторых видов червей называют кольчатыми                                  

Оборудование:бумага, лупа, червь.

Исследование:Яположилнабумагудождевогочервя, рассматривалегоподлупой, чтожеяувидел? Червивсепокрытыполосками, кольцами, поэтомуихиназывают«кольчатыми».Еще, оказалось, чтоучервейесть«верх»и«низ», брюшкоучервясветлее, аспинкатемнее, этолегкоувидетьибезлупы.

Вывод:Червивсепокрытыполосками, кольцами, поэтомуихиназывают«кольчатыми».Эксперимент №2 «Малощетинковые черви»Цель: Что помогает передвигаться червям?Оборудование: лист бумаги,червь.

Исследование:Яположилчервяналистбумагииприслушался: когдачервякполз–былослышнотихоешуршание, егосоздавалиегощетинки.                                                                                                                                      Вывод:червяминазывают«малощетинковыми»потомучтоихтелопокрытощетинками,которыеимпомогаютпередвигатьсяЭксперимент №3«Где у червя голова?»

Цель: Узнать,есть ли у червей голова и чем покрыто туловище червяка?

Оборудование: лист бумаги, червь, лупа.

Исследование: Рассматривая червя через лупу также, яузнал, чтотам, гдеучервяутолщение, какбудто«поясок» - стойстороныунего«голова». Хотя, червимогутпередвигатьсяобоимиконцами.Ятрогалчервяруками, инапальцахуменяоставаласьслизь, мыпрочитали, чтоэтаслизьпомогаетчервямпередвигаться, всеихтелопокрытоэтойслизью.

Вывод:Червимогутпередвигатьсяобоимиконцами туловища, слизьпомогаетчервямпередвигаться.   «Изучениеоргановчувствучервей».Эксперимент №4«Осязание»

Цель:узнать , как поведут себя черви ,если  прикоснуться к ним деревянной палочкой.

Исследование:Черви, конечно, уменяпостояннорасползались, пытаясьскрыться,мнеприходилосьихсобиратьрукамиаккуратно,тонкойпалочкой. Язаметил, чтооткаждогокасания, червиначиналиизвиваться, значит, ихтеломожетчувствоватьфизическиевоздействия.                                                                                                 Оборудование: лист бумаги, деревянная палочка, червь.

Вывод:при прикосновении палочкой чери извиваются,ихтеломожетчувствоватьфизическиевоздействия.

Эксперемент№5«Обоняние»Цель: умеютличервираспознаватьзапахи?Исследование:Мнесталоинтересно, умеютличервираспознаватьзапахи.  Дляэтогояположилразрезанныйчеснокналистбумагирядомсчервями. Онисинтересомпоползликнему, но, наблизкомрасстоянииониоченьрезкопочти « отпрыгивали»отчеснока. Былооченьинтереснонаблюдатьзаэтим.                                                                                                                                      Оборудование:листбумаги, чеснок, черви.                                                                                                                                                      Вывод:Значит, червимогутраспознаватьзапахи, правда, наоченьмаленькомрасстоянии.Эксперемент№6«Чувствительностькхолоду».

Цель: узнать, какжечервякиведут«Зрение»                                                                                                                                            себязимой?Чтопроизойдет, еслиихзаморозить?

Исследование:Мнесталоинтересно, какжечервякиведутсебязимой? Чтопроизойдет, еслиихзаморозить? Дляэтогоявзялкубикильдаиклалнанихчервей, ненадолго, чтобпосмотретьихреакцию. Яудивился, ведь, когдачервьлежалнакусочкельда, оннемогуползти, онпростолежалбездвижения, значит, червичувствительныкхолоду, ихолодих«парализует». Когдая  снималчервясольда–онснованачиналползать.

Оборудование:лист бумаги, кусочки льда, черви.Вывод: червичувствительныкхолоду, их от холода «парализует».

Эксперемент№7«Зрение»

Цель: узнать ,есть ли у червей зрение.

Исследование:Прирассмотренииянеобнаружилникакихглазучервя. Мнесталоинтересно, авидятлионичто-нибудьвообще?Дляэтогоэкспериментаязажегфонарикисветилначервей, аподфонарикподставилтемныйлист, чтобысоздатьтень. Иоченьудивился, чточервипоползливтемнуюсторонуистаралисьоставатьсявтени.Изэкспериментаяпонял, чточервихотьибезглаз, ноониразличаютсветитемноту, ичтояркийсветимненравится.Оборудование:лист бумаги ,фонарик ,темный лист( картон),черви.Вывод:Черви различаютсветитемноту.Эксперемент№8«Изучениежизничервейвпочве».Цель:узнать, какчервиведутсебявпочве, чтотамделают,

Исследование: Длятого,чтобыузнать, какчервиведутсебявпочве, чтотамделают, янасыпалвпрозрачныйбольшойстаканслойпочвы, потомслойпеска, потомсноваслойпочвы. Закрылимывсеэтопленкойсотверстиямидлявоздухаипоместиливтемноеместо. Вслоипочвыяпоместилчервей. Мысталинаблюдатькаждыйдень.Через 5 днейпочваспескомвстаканеоказалисьперемешанными!

Значит, черви, смешиваютслоипочвы, пропускаячерезсвойорганизм, ониудобряютее, делаяболееплодороднойиполезнойдлярастений, онисвоиминоркамидаюткислородупроникатьвнутрьземли.

Оборудование : большой стакан, земля, речной песок, прозрачная плёнка,черви.

Вывод:черви, смешиваютслоипочвы, пропускаячерезсвойорганизм, ониудобряютее, делаяболееплодороднойиполезнойдлярастений, онисвоиминоркамидаюткислородупроникатьвнутрьземли.

Список литературы

1. Зенкевич Л. А. Жизнь животных безпозвоночные ч I Москва 1968г;

2. Иогонин А. М. Дождевые черви Ковров 2002г;

3. htt://animalregister.net

4. http://sng-portal.ru/arhiv/podkormka-rasteniy/chem-polezny-dozhdevye-chervi/

5. http://atcm.pp.ua/foto-zemlyanoj-chervyak.html

6. http://knu.znate.ru/docs/index-568659.html

7.Кирикэ Р. "Ребенок и природа"Дошкольное воспитание 1993г.

8.Журнал "Ребенок в детском саду" 2011г. №5

9.Рыжкова Н. А. "Экологическое воспитание в детском саду" 2000г

10.Авдеева Н. Н. Степанова Г. Б. "Жизнь вокруг нас" Ярославль,Академия развития,2003г.


приложение

«Кольчатые черви»                                                                                               

        

«Где у червя голова?»

https://img.stolbik.net/a/6118838/wmua/2-chervi-staratel.jpg

«Малощетинковые черви»

«Осязание»                                                                  «Обоняние»

«Чувствительность к холоду» 


«Изучение жизни червей в почве»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши друзья - подземные жители дождевые черви"

Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе. Выяснить, какова роль дождевых червей в природе, какую пользу они приносят окружающей среде, и как человек использует их в свои...

проект "Наши друзья - дождевые черви"

Проект разработан для старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание"...

ПЛАН наблюдения за дождевым червем в подготовительной группе № 10 ДОУ №15

Закрепить представление о дождевом червей внешнем виде, спо­собах передвижения, особенностях питания, дыхания, пользе в при­роде....

Исследовательская работа "Дождевые черви"

Выяснить:›-почему дождевые черви после дождя появляются на поверхности почвы;›-чем питаются;›-почему живут в почве....

Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Познавательному развитию «Помощники – дождевые черви» (подготовительная группа)

Цель: показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. Задачи: Дать детям представление о дождевом черве, его приспособление к жизни под землей и его роли в созд...

Конспект по познавательному и экспериментированию «Дождевые черви» Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю»

Конспектпо познавательному и экспериментированию«Дождевые черви»Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю»  Цель: Продолжать знакомство с особенностями стр...

«НЕВИДИМЫЕ ПОМОЩНИКИ – ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ. КТО ОНИ?»

Изучение дождевых червей . 1)Узнать, как появились дождевые черви.                                      ...