Проект "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 3-4 лет"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Ларикова Татьяна Евгеньевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_opyty.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

Проектная деятельность

«Опытно- экспериментальная деятельность с детьми 3-4 лет»

в младшей  группе №13

на 2018 – 2019 учебный год

                                                                                 Составитель: воспитатель,

                                                           Ларикова Т. Е.

                                                               

Барнаул 2018

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Тип проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации:  долгосрочный – ( сентябрь 2018г – май 2019г.)

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, педагоги.

Цель проекта:  

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через

опытно- экспериментальную деятельность.

Задачи проекта:

  • развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей)
  • Формирование ответственного, заботливого, осознанно – правильного

отношение к окружающей природе

  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта:  метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

  • У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
  • Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
  •  Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагогов.

  • Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
  • Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Этапы проведения проекта.

I этап:  Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе педагогов.

  • Анализ методической литературы.
  • Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.
  • Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
  • Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Сотрудничество с родителями.

  • Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек по теме “Опытно-экспериментальная деятельность”.
  • Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

  • Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта.
  • Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
  • Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

  • Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
  • Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
  • Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, растения.

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем? 

        Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

            - для чего нам нужна лаборатория в группе?

            - для чего нужны эксперименты?

            - вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что

               запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

            - Что такое микроскоп и лупа?

            - Какие вещества растворяет вода?

            - Почему дует ветер?

            - Как действует магнит на предметы?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

            - Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

            - Проделать эксперименты и опыты.

            - Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать

               книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

            - Рассказать друг другу о том, что узнали.

II этап: Практический.

Формы организации образовательного процесса

В разных видах детской деятельности в системе

“Педагог - Ребенок – Родители”

Работа с детьми

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Экскурсия в “детскую лабораторию”.

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о

           назначении детской лаборатории и культуре поведения в

          ней.

Октябрь

Эксперимент “Волшебница водица”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды:

          прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной

             формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить

             умение действовать по алгоритму, разгадывать

             элементарный кроссворд.

Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде;

           познакомить со способом очистки воды – фильтрованием;

           закрепить знания о правилах поведения при работе с

           различными веществами.

  Эксперимент “Куда делась вода”.

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости

           испарения от условий (температура воздуха, открытая и

           закрытая поверхность воды).

Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе,

           обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.

Ноябрь

Эксперимент “Волшебные стёклышки”.

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения –

           микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они

           нужны человеку.

Декабрь

Эксперимент “Воздух - невидимка”.

Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха:

           невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании

           расширяется, при охлаждении сжимается; познакомить

           детей с историей изобретения воздушного шара.

Эксперимент “Почему дует ветер”.

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра –

           движением воздушных масс; уточнить представления

          детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он

          лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.

Эксперимент “Этот удивительный воздух”.

Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха;

           формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Эксперимент “Вдох - выдох”.

Цель: расширить представление о воздухе, способах его

           обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от

           температуры, о времени, в течение которого человек может

           находиться без воздуха.

Январь

Эксперимент “Три состояния воды”.

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды

           (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой

           температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

Эксперимент “Лед – это замерзшая вода”, «Свойства снега»

Цель: уточнить представление детей о свойствах снега и льда:

           прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и

           превращается в воду.

Февраль

Эксперимент “Необычное свойство лупы”.

Цель: познакомить детей с лупой, её особенностями.

Опыты с микроскопом

Цель: Дать первоначальные представления о микроскопе: из

            каких частей он состоит, для чего предназначен .

Март

Эксперимент с живой природой “Выращивание лука”.

Цель: Посадка луковицы, проведение ежедневных наблюдений за

          прорастанием лука; дать представления, какие условия

          нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень

Апрель

Цикл наблюдений за набуханием почек и распусканием первых листочков у веточки берёзы.

Цель:  Рассмотреть части растения. Дать представления детям,

            что такое почка, из чего она состоит, для чего нужна

             дереву. Определить с детьми, где находятся  листочки.

Май

Оформление электронной презентации, оформление выставки детских рисунков по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.

Работа с родителями

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Беседа дома с детьми: Кто такие учёные; Что такое эксперимент.

Октябрь

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты  для экспериментирования.

Ноябрь

Помощь родителей в подборе наглядной информации для уголка экспериментирования.

Декабрь

Дать задание родителям изготовить султанчики  на поддувку для занятий по экспериментированию.

Январь

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Февраль

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Март

Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.

Апрель

Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки.

Май

Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.

III этап:  Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми:  Беседа “Что мы хотели узнать? Что мы узнали?   Что  сделали, для чего?”.

Презентация продуктов деятельности.

Список литературы:

Методическое:

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина

      О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного

        возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”,

       Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

Материально-техническое:

  • Подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
  • Разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;
  • подбор иллюстраций, детской литературы;
  • Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
  • Оформление “детской лаборатории в группе;
  • Оформление паспорта  «Уголка экспериментирования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с детьми.Экспериментальная деятельность с детьми.

Занятия с детьми. Экспериментальная деятельность с детьми. Авторы:  Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фру...

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

Опыт работы по теме "Использование театрализованной деятельности по формированию ЗОЖ в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Представленный опыт работы помогает решить проблему формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни через развитие творческих способностей в театрализованной д...

конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»

Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...