Проект "Юный эколог" старший дошкольный возраст (6 - 7 лет)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
"Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей
Станет земля и богаче, и краше!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Юный эколог" (6 - 7 лет) | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области
Подготовила и реализовала: Чупрова Инна Андреевна,
воспитатель 1 кв. к. МДОБУ ДС № 5 Тынденок.
г. Тында, 2020г.
Введение.
«Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!»
Мы, люди, зависим от природы: от воздуха, воды, растений и животных. Но и природа зависит от нас.
В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать…
Экология учит нас бережно относиться к природе, к нашей родной планете Земля.
Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день все люди вспоминают, что они живут в одном общем доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли чего-нибудь плохого?»
Мы часто слышим слово «экология», потому что эта наука учит нас бережно относиться к природе, к своей родной планете.
Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. И вместе с тем должно вестись полноценное развитие и укрепление здоровья детей.
Актуальность проекта.
Проблема взаимодействия человека с природой имеет место быть всегда. Последние годы часто можно слышать: «Уберите человека от природы, и она восстановится сама». Привычка человечества только потреблять, оставляя взамен лишь разрушения и мусор, постепенно уходит в прошлое. На смену подрастает новое поколение людей с сформированным экологическим сознанием. Первые уроки Экологии должны проходит в детском саду. Дошкольное детство самое благодатное время для развития экологической культуры будущей личности нашего общества. Именно в это время у детей формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Проект «Юный эколог» разработан на основе программы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» С.Н.Николаевой в целях подготовки детей к умению:
- понимать, что жизнь человека на Земле зависит от окружающей среды: качество воздуха, воды, почвы, лесов сказываются на здоровье и жизни человечества;
- бережно относиться ко всему живому, что нас окружает;
- взаимодействовать с природой с применением экологических знаний.
Паспорт проекта.
Название: «Юный эколог»
Руководитель проекта: Чупрова Инна Андреевна, воспитатель 1 кв. к. подготовительной к школе группы № 9 «Капитошки».
Участники проекта: педагог, воспитанники подготовительной к школе группы № 9 «Капитошки» и родители данных детей.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Срок реализации: январь 2020 – август 2020
Проблема: - Можем ли мы беречь окружающую нас природу?
Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста экологического мышления с использованием знаний на практике.
Задачи:
- Уточнить и углубить знания о растительном и животном мире, о природных явлениях родного края.
- Формировать потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города.
- Развивать умение правильного подхода во взаимодействии человека с природой на практике.
- Воспитывать осознанное и бережное отношение к природе.
Методы и форма работы с детьми:
- Тематические ООД экологической направленности: «Деревья нашего двора», «Зимующие птиц», «Весна в тайге».
- Природоохранные акции: «Берегите воду», «Птичья столовая», «Первоцветы», «Наш цветущий детский сад», «Сортировка мусора»
- Беседы: «Профессия – эколог», «Красная книга Амурской области», «Лесная аптека», «Как вести себя в природе».
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
- Чтение художественной литературы «Экологические сказки».
- Дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие игры по экологическому воспитанию.
- Продуктивная деятельность: «Мастерская природы», «В природе нет ничего лишнего», «Сбор лекарственных трав».
Материалы и оборудование:
- Наличие экологической тропы, огорода, цветника и метеоплощадки на территории детского сада.
- Разнообразие природного и бросового материала.
- Картотеки игр, художественной литературы, наличие видео уроков и презентаций для экологического развития старших дошкольников.
- Наличие растительного уголка природы в группе.
Предполагаемый результат:
- У выпускников группы № 9 «Капитошки» МДОБУ ДС № 5 «Тынденок» появятся практические навыки и научно-обоснованные знания в области экологического образования.
- Воспитанники самостоятельно смогут проявлять заботу и бережное отношение к окружающей их природе.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Организационно – подготовительный с 06.01. 2020г. по 17.01.2020г.
- Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
- Анкетирование родителей.
- Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
- Составление плана реализации проекта.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Поиск различных средств достижения целей;
- Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
- Создание дидактического и методического материала.
2 этап. Основной – реализация проекта с 20.01. 2020г. по 28.08.2020г.
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта согласно перспективному плану работы с детьми старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет и родителями данных воспитанников.
Перспективный план работы по проекту «Юный эколог».
(старший дошкольный возраст 6 – 7 лет)
Месяц, неделя | Название мероприятия | Задачи мероприятия | Форма и место проведения |
Январь Неделя 20.01 - 24.01. | «Деревья нашего двора» | Уточнять и расширять знания детей о значении деревьев в жизни человека. Дать представление о том, как человек может помочь деревьям в зимний период. Воспитывать интерес к деревьям на территории детского сада, города. | 20.01 – Прохождение экологической тропы на территории детского сада. В течение недели на прогулках – наблюдения за трудом дворника и помощь ему в уборке снега на своем участке под корни деревьев. 21.01 – Беседа «Лес в жизни человека» 22.01 – Акция «Не ломайте деревья» 23.01 – Видео урок «Как вести себя в зимнем лесу» 24.01 – Выставка продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация на выбор ребенка) «Моё Дерево» |
Январь Неделя 27.01 – 31.01 | «Зимующие птицы» | Способствовать расширению представлений детей о зимующих птицах в Амурской области их образе жизни зимой. Формировать потребность заботиться о птицах в зимнее время года. Дать знания о значение птиц в природе и жизни человека. | В течение недели наблюдения на прогулках за зимующими птицами. 27.01. – Беседа о зимующих птицах нашего региона. 28.01 – мастер – класс по изготовлению кормушек для птиц из бросового материал (из пластиковых бутылок и тетра пакетов). 29.01. – Акция «Птичья столовая» - дети с родителями развешивают кормушки на территории детского сада. 30.01. – Презентация «Зимующие птицы Амурской области» 31.01 – Выставка продуктивной деятельности (аппликация) зимующих птиц. |
Февраль 03.02 – 28.02 | «Мастерская природы» | Вызвать интерес к объектам, созданным природой, к их неповторимости. Обратить внимание на лаконичность и совершенство форм, линий. Подвести детей к пониманию того, что Природа – лучший художник. | 1 неделя – беседа «Простые и ценные камни природы» - презентация «Мир камней», - чтение художественной литературы «Поэзия в камне» 2 неделя – коллективная работа «Пейзаж из камней» 3 неделя – подарок своими руками из природных материалов. 4 неделя – сказки Г. Бажова «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка». |
Март 09.03 – 27.03 | «Уголок природы в группе» | Закрепить знания детей о комнатных растениях (названия, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенности ухода за растениями). Побуждать детей к уходу за комнатными растениями, выращиваю рассады на цветник и огород детского сада. Учить детей замечать изменения в состоянии саженцев, видеть связь роста растений с уходом за ними. Отражать наблюдения в Дневниках «Мое растение» | 1 неделя – Правила содержания растений нашего уголка. 2 неделя – Высадка семян цветущих растений и овощных культур. 3 неделя – Заметки в дневниках «Мое растение». 4 неделя – продуктивная деятельность – выставка творческих работ детей «Наш огород на окне». |
Апрель 30.03 – 24.04. | День Земли «Земля наш общий дом» | Способствовать расширению экологических знаний у детей. Воспитывать бережное отношение к природе и чувство ответственности за все живое на нашей планете. | 1 неделя – «Сортировка мусора», презентация по утилизации бытовых приборов, акция «Вторая жизнь пластиковой бутылки». 2 неделя – беседа «Профессия – эколог», чтение художественной литературы «Экологические сказки» 3 неделя – игра викторина «Знатоки природы» 4 неделя – Правила для юного эколога. |
Май 11.05 – 29.05 | «Весна в тайге» | Учить детей любоваться красотой живой природы, радоваться приходу весны. Отмечать изменения, которые происходят с ветками деревьев на участке и срезанными для наблюдений за ними в группе. Познакомить с тем, что у ветки есть листовые и цветочные почки; они у каждого вида деревьев свои и отличаются, формой, размером, цветом, запахом. Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в живой и неживой природе. | 11.05 – презентация фильма «Весна в родном краю» В течение марта наблюдения за изменениями с деревьями в весеннее время года. 18.05 – 22.05 – акция «Первоцветы» - изучение первых цветущих растений в Амурской области. 25.05 – 29.05 беседы «Растения Красной книги Амурской области» Продуктивная деятельность: коллективные работы «Наш цветущий детский сад». |
Июнь 01.06. – 26.06 | «Кому нужна вода?» | Уточнить представление детей в том, что вода очень ценный продукт. Познакомить с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязнения воздуха. Уточнить представление детей о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней. Упражнять в установлении цепочки питания, сравнении естественного и искусственного водоемов. Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море. | 1 неделя – Опытно – экспериментальная деятельность с водой. 2 неделя – «Сравнение аквариума с рекой, прудом, озером». 3 неделя – акция «Берегите воду». 4 неделя – наблюдения за поливом растений на цветнике и в огороде детского сада. Презентации: «Разноцветный дождь», «Обитатели рек (прудов, озер)», «Как человек расплачивается за ошибки на море, в океане». |
Июль 29.06 – 31.07 | «В природе нет ничего лишнего» | Воспитывать бережное отношение к объектам природы. Сформировать у детей навыки безопасного поведения в природе. Научить предупреждать лесные пожары. | 1 неделя – «Лесная аптека» презентация: «Лекарственные растения». Зарисовки лекарственных растений на территории детского сада. Сюжетно-ролевая игра: Фито бар. 2 неделя – «Живые картинки» - выполнение картин из природного материала. 3 неделя – Летний вернисаж – изготовление поделок миниатюр из природного материала. 4-5 недели – Песочные струйки- знакомство с алгоритмом выполнения песочных картин, практика в рисовании небольших миниатюр. Беседа «продолжаем знакомиться с интересными свойствами песка» |
Август 03.08 – 28.08 | «Дары природы» | Побуждать детей пополнять запасы природного материала. Правильно собирать и сушить лекарственные растения для фито чая и травяного настоя. Учить при сборе лесных ягод, грибов не забывать о животных тайги и оставлять для них часть ягод и грибов. Учить сбору семян цветущих растений для посева на следующий год. | 1 неделя – «Ягодка в лесу созрела» - беседа о лесных ягодах родного края (голубика, жимолость, земляника, морошка, дикая смородина). Лепка «Ягодка». 2 неделя – «Первые грибы» - беседы о грибах, нахождение грибов на территории детского сада. Аппликация «Грибы». 3 неделя – беседа «Мы гости в лесу». 4 неделя – коллективные работы «Мы юные экологи». |
Работа с родителями:
- Проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края».
- Семинар для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях».
- Экологическая викторина с родителями «Поможем птицам - Поможем себе!»
- Анкетирование.
- Оформление информационного уголка.
- Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»
- Оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания.
- Информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет.
- Привлечение к участию в природоохранных акциях.
- Проведение праздников, развлечений.
- Привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.
3 этап. Обобщающий
- Подведение итогов
- Презентация проекта
- Выступление на педагогическом совете ДОУ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Полученные результаты
Положительные результаты:
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «Юные экологи» были достигнуты следующие результаты:
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- -дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Методы оценки эффективности проекта
1. Удовлетворённость родителей результатами совместной работы по реализации проекта (созданными условиями, уровнем подготовки, интересом ребёнка к процессу).
2. Информированность родителей об организации образовательной деятельности дошкольника
3. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Таким образом, можно считать, что экологические знания положительно влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за природу родного края, воспитывают гуманное отношение к окружающей среде, формируют первоначальные экологические представления у детей дошкольного возраста, а также познавательную и речевую активность.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!
Перспективы проекта
Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду.
Также планируем расширение проекта, добавление новых тем, форм работы.
Заключение
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.
Литература
1. С.Н.Николаева парциальная программа « Юный эколог» 3-7 лет.
2. С.Н.Николаева. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 – 7 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
3. С.Н.Николаева Эколог в детском саду. Москва, 2003 – 120 с.
4. О.А.Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2010.
5. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...