Основная образовательная деятельность по социальному миру «Лекарственные травы Кубани». (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Желябина Татьяна Викторовна

Образовательная деятельность знакомит детей с некоторыми лекарственными растениями Кубани. Позволит расширить знания о пользе и применении лекарственных растений, поможет узнать как правильно производить сбор растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл travy_kubani.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Основная образовательная деятельность по социальному миру «Лекарственные травы Кубани».

(старший дошкольный возраст)

Программные задачи — закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (5-6 трав); расширять знания о пользе и применении лекарственных растений, уточнить правила сбора лекарственных трав.

Словарная работа: настои, отвары, лекарственные травы.

Предварительная работа: наблюдения за ростом лекарственных трав, рассматривание их, беседы о травах, заучивание стихотворений, загадок, сбор лекарственных растений, подготовка к их употреблению.

Развивающая среда: засушенные травы, пакеты, брикеты, настойки трав, подборка картинок лекарственных трав для показа на интерактивной доске; презентация «Лекарственные травы Кубани».

Содержание.

Организационный момент.

Дети сидят полукругом, перед ними доска с картинками лекарственных трав, на столе лежат засушенные травы, брикеты, настои. Стук. Входит Красная Шапочка с корзинкой.

Красная Шапочка:

- Здравствуйте, ребята!

Я гуляла не в лесу,

А по полю, на лугу,

Набрала я всяких трав,

Как теперь их разобрать?

Я не знаю их названий,

Вам скажу я без обмана.

Попрошу я очень вас

Дать названия сейчас

 И зеленому листку,

И прекрасному цветку.

Помогите мне!

Основная часть.

Воспитатель:  Поможем Красной Шапочке и назовем растения, которые она собрала. Это лекарственные растения Краснодарского края.  (Достает из корзинки растения, показывает детям, они называют: одуванчик, мать-и-мачеха, подорожник, чистотел, спорыш, тысячелистник.) Молодцы, все растения вы назвали правильно.

Красная Шапочка:  - Я запомнила их и сейчас повторю, а вы скажете, правильно ли я растения назвала? (Называет, дети исправляют)

Воспитатель:  А сейчас, Красная Шапочка, дети тебе прочитают стихотворение, которое мы учили. Как оно называется? (“Что растет?”):

На лугу растут ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка.

Что еще?

Гвоздика, смолка, колокольчик,

Хвощ — как елка.

А еще?

Подорожник, васильки,

Граммофончики-въюнки,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок.

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

Красная Шапочка:  Я видела на лугу все эти цветы; они так красивы, что мне было жаль их рвать, и я сорвала только нужные мне для лечения травы.

Воспитатель:  Травы собирают у нас на Кубани. Кубань очень богатый край. Здесь есть все и конечно лекарственные растения. Красная Шапочка, а ты знаешь, как хранятся травы?  Засушенные растения упаковывают в пакеты, коробочки или прессуют в брикеты. Хранят их в хорошо проветриваемом, сухом помещении, оберегая от солнечных лучей. Кто скажет, что можно приготовить из сухих растений? (Отвары и настойки)

А теперь мы приглашаем тебя, Красная Шапочка, поучаствовать в игре “Назови и расскажи’". Послушайте ее правила. Я покажу какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете: назвать место его произрастания, время сбора для заготовки и употребления в медицинских целях. (Например, когда собирают: ромашку  двудольную (цветы) собирают летом, подорожник (только листья без ножек) — весной и в начале лета, одуванчики (все части растения) — когда они цветут, тысячелистник — в течение всего лета).

Красная Шапочка: А я хорошо знаю, как можно использовать травы при лечении: отваром ромашки и календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника; из душицы и мяты заваривают успокоительный чай.

Воспитатель:  Да, да, все это правильно, а вот в нашем детском саду в чай добавляют мелиссу, для того чтобы он был вкусный и душистый. А теперь, может, кто-то из вас, ребята, расскажет нам о травах? (Выслушивают 2-3 рассказа детей.)

Динамическая пауза

Вы, наверное, устали сидеть, давайте поиграем в “Одуванчики”. Повторяйте за мной движения:

Дождик поливает,

Солнце пригревает,

Одуванчики растут,

Скоро, скоро зацветут. (Дети тихонько встают)

Ветер вдруг тут налетел,

Одуванчики погнул. (Раскачивают поднятыми вверх руками.)

Ветер стал сильнее дуть —

Одуванчики все в путь. (Дети бегают по группе.)

Вдруг с головок одуванчиков

Полетели белые парашютики. (Дети приседают.)

Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики. Дети встают.)

Воспитатель: А кто знает стихотворение об одуванчике?

(Дети читают

Носит одуванчик желтый сарафанчик,

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице,

Белое, воздушное,

Ветерку послушное).

Красная Шапочка: Ребята, отгадайте мои загадки:

  1. Poc шар бел,

          Дунул ветер — шар улетел.

  1. Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

          А дунул ветерок — остался стебелек.

Красная Шапочка: Дети! А вы знаете как вести себя в природе? (ответы детей). Да, вы правы. А еще нельзя рвать много растений; нельзя пробовать плоды, корневища; после сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.

Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть. Игра называется “Узнай по описанию”. Я буду описывать травы, а вы должны назвать их и если правильно назовете, на экране появится картинка этого растения.

  • Листья узорные, головка белая, используют в виде отвара, когда болит горло
  • Растет у дороги, семена идут в стрелку; применяют для остановки кровотечения и заживления ран.

Красная Шапочка:  А можно я загадаю?

  • Растет на клумбах, цветочки оранжевые или желтые; применяют при ангине и промывании ран.
  • Растение низкое травянистое, листовая пластина круглая с зубчиками на краях. С одной стороны листочки темно-зеленого цвета, а нижняя сторона покрыта ворсинками, как ватой. Отвар применяют при кашле.

Воспитатель: Молодцы, загадки вы отгадали. И увидели фотографии растений на экране. Теперь вы точно запомните эти нужные травы.  А сейчас я хочу угостить вас напитком из трав “Здоровье”. Постарайтесь определить, из каких трав он сделан. (Дети вместе с Красной Шапочкой пьют напиток и стараются назвать растения, из которых он был приготовлен )

Красная Шапочка:  Ну, что ж, спасибо, детвора,

Но мне теперь домой пора!

Спасибо за науку,

Я буду жить без скуки,

Траву я буду собирать,

Вас от болезней избавлять.

Рефлексия.

  1. Назовите еще раз все растения, которые собрала Красная Шапочка.
  2. Скажите, почему они называются лекарственными?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Мы живем в Новоселках"...

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Осторожно – Ёлка!».

Конспект образовательной деятельностипо социально-коммуникативному развитиюдля детей старшего дошкольного возраста Тема:  «Осторожно – Ёлка!».Цель: научить детей правилам п...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну дорожных знаков»

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну дорожных знаков»...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по Социально-коммуникативной области для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Научим сказочных героев безопасности»

Сформировать умение разбираться в ситуации, которая несет себя опасность   и правильно реагировать в таких случаях...

Конспект игровой образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в волшебный лес эмоций»

Конспект игровой образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста  «Путешествие в волшебный лес эмоций»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание условий для закрепления знаний старших дошкольников о правильном питании в игровой форме.Задачи:образовательные: совершенствовать знания детей о продуктах питания и их значени...