Основная образовательная деятельность по социальному миру «Лекарственные травы Кубани». (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Образовательная деятельность знакомит детей с некоторыми лекарственными растениями Кубани. Позволит расширить знания о пользе и применении лекарственных растений, поможет узнать как правильно производить сбор растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
travy_kubani.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная образовательная деятельность по социальному миру «Лекарственные травы Кубани».
(старший дошкольный возраст)
Программные задачи — закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (5-6 трав); расширять знания о пользе и применении лекарственных растений, уточнить правила сбора лекарственных трав.
Словарная работа: настои, отвары, лекарственные травы.
Предварительная работа: наблюдения за ростом лекарственных трав, рассматривание их, беседы о травах, заучивание стихотворений, загадок, сбор лекарственных растений, подготовка к их употреблению.
Развивающая среда: засушенные травы, пакеты, брикеты, настойки трав, подборка картинок лекарственных трав для показа на интерактивной доске; презентация «Лекарственные травы Кубани».
Содержание.
Организационный момент.
Дети сидят полукругом, перед ними доска с картинками лекарственных трав, на столе лежат засушенные травы, брикеты, настои. Стук. Входит Красная Шапочка с корзинкой.
Красная Шапочка:
- Здравствуйте, ребята!
Я гуляла не в лесу,
А по полю, на лугу,
Набрала я всяких трав,
Как теперь их разобрать?
Я не знаю их названий,
Вам скажу я без обмана.
Попрошу я очень вас
Дать названия сейчас
И зеленому листку,
И прекрасному цветку.
Помогите мне!
Основная часть.
Воспитатель: Поможем Красной Шапочке и назовем растения, которые она собрала. Это лекарственные растения Краснодарского края. (Достает из корзинки растения, показывает детям, они называют: одуванчик, мать-и-мачеха, подорожник, чистотел, спорыш, тысячелистник.) Молодцы, все растения вы назвали правильно.
Красная Шапочка: - Я запомнила их и сейчас повторю, а вы скажете, правильно ли я растения назвала? (Называет, дети исправляют)
Воспитатель: А сейчас, Красная Шапочка, дети тебе прочитают стихотворение, которое мы учили. Как оно называется? (“Что растет?”):
На лугу растут ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка.
Что еще?
Гвоздика, смолка, колокольчик,
Хвощ — как елка.
А еще?
Подорожник, васильки,
Граммофончики-въюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Красная Шапочка: Я видела на лугу все эти цветы; они так красивы, что мне было жаль их рвать, и я сорвала только нужные мне для лечения травы.
Воспитатель: Травы собирают у нас на Кубани. Кубань очень богатый край. Здесь есть все и конечно лекарственные растения. Красная Шапочка, а ты знаешь, как хранятся травы? Засушенные растения упаковывают в пакеты, коробочки или прессуют в брикеты. Хранят их в хорошо проветриваемом, сухом помещении, оберегая от солнечных лучей. Кто скажет, что можно приготовить из сухих растений? (Отвары и настойки)
А теперь мы приглашаем тебя, Красная Шапочка, поучаствовать в игре “Назови и расскажи’". Послушайте ее правила. Я покажу какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете: назвать место его произрастания, время сбора для заготовки и употребления в медицинских целях. (Например, когда собирают: ромашку двудольную (цветы) собирают летом, подорожник (только листья без ножек) — весной и в начале лета, одуванчики (все части растения) — когда они цветут, тысячелистник — в течение всего лета).
Красная Шапочка: А я хорошо знаю, как можно использовать травы при лечении: отваром ромашки и календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника; из душицы и мяты заваривают успокоительный чай.
Воспитатель: Да, да, все это правильно, а вот в нашем детском саду в чай добавляют мелиссу, для того чтобы он был вкусный и душистый. А теперь, может, кто-то из вас, ребята, расскажет нам о травах? (Выслушивают 2-3 рассказа детей.)
Динамическая пауза
Вы, наверное, устали сидеть, давайте поиграем в “Одуванчики”. Повторяйте за мной движения:
Дождик поливает,
Солнце пригревает,
Одуванчики растут,
Скоро, скоро зацветут. (Дети тихонько встают)
Ветер вдруг тут налетел,
Одуванчики погнул. (Раскачивают поднятыми вверх руками.)
Ветер стал сильнее дуть —
Одуванчики все в путь. (Дети бегают по группе.)
Вдруг с головок одуванчиков
Полетели белые парашютики. (Дети приседают.)
Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики. Дети встают.)
Воспитатель: А кто знает стихотворение об одуванчике?
(Дети читают
Носит одуванчик желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Белое, воздушное,
Ветерку послушное).
Красная Шапочка: Ребята, отгадайте мои загадки:
- Poc шар бел,
Дунул ветер — шар улетел.
- Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок — остался стебелек.
Красная Шапочка: Дети! А вы знаете как вести себя в природе? (ответы детей). Да, вы правы. А еще нельзя рвать много растений; нельзя пробовать плоды, корневища; после сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть. Игра называется “Узнай по описанию”. Я буду описывать травы, а вы должны назвать их и если правильно назовете, на экране появится картинка этого растения.
- Листья узорные, головка белая, используют в виде отвара, когда болит горло
- Растет у дороги, семена идут в стрелку; применяют для остановки кровотечения и заживления ран.
Красная Шапочка: А можно я загадаю?
- Растет на клумбах, цветочки оранжевые или желтые; применяют при ангине и промывании ран.
- Растение низкое травянистое, листовая пластина круглая с зубчиками на краях. С одной стороны листочки темно-зеленого цвета, а нижняя сторона покрыта ворсинками, как ватой. Отвар применяют при кашле.
Воспитатель: Молодцы, загадки вы отгадали. И увидели фотографии растений на экране. Теперь вы точно запомните эти нужные травы. А сейчас я хочу угостить вас напитком из трав “Здоровье”. Постарайтесь определить, из каких трав он сделан. (Дети вместе с Красной Шапочкой пьют напиток и стараются назвать растения, из которых он был приготовлен )
Красная Шапочка: Ну, что ж, спасибо, детвора,
Но мне теперь домой пора!
Спасибо за науку,
Я буду жить без скуки,
Траву я буду собирать,
Вас от болезней избавлять.
Рефлексия.
- Назовите еще раз все растения, которые собрала Красная Шапочка.
- Скажите, почему они называются лекарственными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Мы живем в Новоселках"...
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Осторожно – Ёлка!».
Конспект образовательной деятельностипо социально-коммуникативному развитиюдля детей старшего дошкольного возраста Тема: «Осторожно – Ёлка!».Цель: научить детей правилам п...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Тема непосредственно образовательной деятельности: «Правила здорового питания»...
Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну дорожных знаков»
Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну дорожных знаков»...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по Социально-коммуникативной области для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Научим сказочных героев безопасности»
Сформировать умение разбираться в ситуации, которая несет себя опасность и правильно реагировать в таких случаях...
Конспект игровой образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в волшебный лес эмоций»
Конспект игровой образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в волшебный лес эмоций»...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для закрепления знаний старших дошкольников о правильном питании в игровой форме.Задачи:образовательные: совершенствовать знания детей о продуктах питания и их значени...