Проект "Животные Севера"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Екатерина Алексеевна Бакай

Данный проект предназначен для для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhivotnye_severa.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 77 комбинированного вида Санкт-Петербурга

Проект

Тема: «Экологический проект в подготовительной группе № 6

"Животные Севера"

Выполнили:

Воспитатели           Бакай Е. А.

                      Анфилатова Н. А.

Санкт-Петербург

2019 г.

Сроки проведения проекта:

18.11.2019-06.12.2019

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители

Проблема:

Животные Севера, бережное отношение к окружающей природе

Вид проекта:

Познавательный, исследовательско – творческий

Актуальность:

В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

По «Программе «От рождения до школы» тема «Животные севера» в подготовительной группе в основном проходит лишь через НОД и чтение художественной литературы, представления дошкольников остаются частичными, неполными. В ходе изучения данной темы у детей стало возникать много вопросов «А почему белый медведь не ложится в спячку?», «Зачем моржу бивни?», «Чем отличается Арктика от Антарктиды?»и т. д.

Поэтому необходимо уточнить и расширить представления детей о животных севера, развивать интерес к их образу жизни

Цель проекта:

Расширение знаний детей о животных севера.

Знакомство детей с характерными особенностями животных севера.

Задачи проекта:

Способствовать формированию потребности в приобретении новых знаний о животных;

Побуждать к получению новой информации;

Содействовать развитию умения определять значение животных севера для экосистемы.

Способствовать развитию умения называть и описывать характерные особенности животных.

Содействовать развитию умения находить отличия и сходства среди животного мира севера.

Привлечь родителей к образовательной деятельности в детском саду посредством сопровождения ребенка в поисках необходимой информации в журналах, книгах, интернете, в оказании помощи в изготовлении продуктов проекта.

Задачи исследования:

Образовательные: 

формировать у детей представление о животных Арктики;

формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности

Развивающие:

развивать умственные операции сравнения и обобщения;

развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать   новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

приобретать детьми опыт исследовательской   деятельности, формировать умения реализовывать интересы

Воспитательные: 

воспитывать эмоциональное отношение к животным севера;

воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять

Прогнозируемый результат

Пополнение предметно – развивающей среды группы материалами по теме проекта; появление у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;  Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека; развитие у детей любознательности, творческой активности, умения рассуждать, делать выводы, передавать свои наблюдения в рисунках и других видах продуктивной деятельности;  воспитание  у детей бережного  отношения  к природе; желание детей получить большую информацию о животных Арктики; формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности; улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.

Этапы работы над проектом

 

1 этап – подготовительный.

Составление плана совместной работы с детьми, родителями; подбор материала и оборудования для НОД, бесед, дидактических игр с детьми; подбор художественного материала; работа с родителями по подготовке картинок с изображениями животных севера

2 этап – практический. Реализация проекта.

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «Животные севера», «Кто такие пингвины?».

Ситуативный разговор: «А почему белый медведь не ложится в спячку?», «Зачем моржу бивни?», «Чем отличается Арктика от Антарктиды?»

Проблемная ситуация «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Белый медведь»

Аппликация «Пингвин»

Рисование «Пингвин», «Белый медведь»

Конструктивно-модельная деятельность оригами «Пингвин»

Познавательное развитие

НОД «Животные Арктики»

Дидактические игры «Собери картинку», «Угадай, кто это?», Четвертый лишний», «Кто чем питается?», «Найди отличия»

Рассматривание иллюстраций, которые подготовили дети совместно с родителями «Животные севера»

Речевое развитие

Приобщение к художественной литературе

Г. Снегирёва «Пингвиний пляж», «Отважный пингвинёнок», «К морю», «Белёк».«Почему олень быстро бегает»(эвенкийская сказка, «Отчего у медведя нос черный» (юкагирская сказка)

Составление рассказов по картинкам, которые подготовили дети совместно с родителями «Северный олень», «Пингвины», «Белый медведь»

Физическое развитие

П/И «Волк и олени», «Охота на куропаток»,«Важенка и оленята», «Белые медведи».

Физминутки: «Вы видали?», «Пингвины».

Пальчиковые игры: «Животные севера», «Пингвины».

Проблемные ситуации «Почему у медведя черный нос?», «Почему олень быстро бегает?»

3 этап – заключительный.

Выставка продуктов детского творчества по теме проекта

Итоговое мероприятие – викторина «Путешествие на север»

работа с родителями: оформление папки «Животные Севера».

Заключение

Проект был рассчитан на то, чтоб познакомить и расширить знания детей о животных севера. Дети познакомились с характерными особенностями животных севера.

Приложение

«Пингвиний пляж».

Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдами. И вокруг в холодном океане плавают льдины.

Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.

Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам,

клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей!

Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и

громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул

мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко

закричали«Карр. Каррр.»

Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось;

задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они

первый раз увидели людей, и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок. Вдруг слышу, сзади кто-то танцует.

У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём

устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз

пробежит, да ещё лапкой притопнет!

Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.

Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься.

Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай,— думаю,—

повеселятся; они, наверное, радуются, что мы приехали».

Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на

меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.

«Отважный пингвинёнок». Г. Снегирёв

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещётолько выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у

нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его

сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул,закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённопосмотрел на море. Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

«К морю». Г. Снегирев

Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному

месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе. Первый пингвин ляжет наживот — и вниз, за ним второй, третий — и покатились.

Внизу отряхнутся, выстроятся в цепочку и снова в путь. Молча идут они, всев ногу, серьёзные. Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко,страшно!Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!

«Белёк».

Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие насолнце. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал вольдах наш корабль. И вдруг я увидел два чёрных глаза. Они смотрели на менясо льдины,медленно проплывавшей мимо.

— Стой! Стой! Кто-то за бортом! — закричал я.

Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и

вернуться к льдине. Льдина была покрыта искрящимся снегом. И на снегу, как на одеяле, лежалбелёк — детёныш тюленя.

Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает кбельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит нальдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие чёрныеглаза, я его не заметил бы. Положили белька на палубу и поплыли дальше.

Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Яоттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза,

потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал. Матросы

зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к

капитану. Капитан поворчал-поворчал, но всё же развернул корабль. Льдыещё не сомкнулись, и по водяной орожке мы пришли на старое место. Тамбелька снова положили на снежное одеяло, только на другую льдину. Онпочти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше.

«Отчего у белого медведя нос чёрный» (юкагирская сказка)

Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь.

Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая.

Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно.

Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-заноса своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!

В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него был белый.

Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить.

Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт.

Надоело это людям, решили они медведя проучить.

Охотники уехали из стойбища – медведь это видел.

А вот как они тихо назад вернулись - он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.

Пришёл. Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра.

Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь.

Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным.

Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным.

Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят! Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый!

А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!

«Почему олень быстро бегает» (эвенкийская сказка).

В давние времена это было, когда Хэвэки заселил, Землю и много разных

птиц в небе летало, зверей в тундре и в тайге бегало. Одни только Олени

бегать не умели — туда-сюда ходили по земле и мох-ягель из-под снега

добывали. Зимы тогда были теплыми, и Олени не мерзли.

Но вот на Землю пришли сильные Морозы с быстрыми Ветрами, начались большие холода. Олени стали мерзнуть и погибать, а что им делать, как спастись — они не знали.

Однажды стадо Оленей паслось возле одной высокой горы и к ним подошли такие большие Мороз и Ветер, каких они еще никогда не видели. Мороз говорит им:— Я вас заморожу. Других зверей и птиц не могу заморозить. Они бегают и летают. Их на одном месте поймать не могу. А вы только ходите.

И начали Мороз с Ветром вокруг Оленей кружить и свистеть. Олени

замерзли и очень испугались, что все погибнут.

И вот один самый большой и умный Олень решил их спасти от Мороза и

увел на другое место. Но Мороз с Ветром и туда пришли. Олени ушли еще дальше — Мороз с Ветром опять по следу пришли. Долго так уходили Олени от Мороза и Ветра и научились быстро ходить. На новых местах было много ягеля. Олени зажили весело и сытно. А Мороз и Ветер очень рассердились, что они играют с ними уходят от них и уходят.

И тогда к Оленям пришел самый большой Мороз. Олени замерзли и начали от него быстро уходить. Он — за ними следом идет. Олени видят: не отстает Мороз. Они быстро шли-шли — и побежали. Бегут — тепло им. Остановятся — холодно. Бегут — нет Мороза, отстал Мороз. Остановятся — Мороз с Ветром догоняют. Олени еще быстрее побежали, и Мороз с Ветром надолго от них отстали.

От бега Олени согрелись и решили от Мороза с Ветром каждый раз убегать очень быстро и далеко-далеко.

Так Олени научились быстрее всех в тундре бегать, так быстро и далеко, что ни Мороз, ни быстрый Ветер не могут их догнать.

Старые эвенки говорят: «Быстрее Оленя в тундре никто не бегает, никакая птица не летает. Птица летит, летит — на землю садится: отдых ей нужен. А Олень день бежит, два бежит, три бежит, потом еще бежит. Никому за Оленем не угнаться. С Ветром наперегонки бегает и обгоняет его. Олень бежит — тундра под копытами гудит, как бубен»

Загадки.

Ночью ухает«Ух – ух!»

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями – цап!

Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза,

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой –

Я охотник смелый.

(Полярная сова).

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тыщу килограмм!

И в любую непогоду

Спрячет деток он в берлогу.

(Белый медведь).

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа.

(Белый медведь).

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и китах.

(Моржи)

Толстый в складку богатырь

В ластах и безухий.

Ковыряет с дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой

Угадайте –ка ребятки,

Что за богатырь такой.

(Морж)

Шерсти я имею мало,

Но среди полярных льдов

Жир меня, как одеяло,

Бережёт от холодов.

(Морской котик)

Хвост поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

(Песец)

Я по северу кочую

В тёплой шубе голубой.

Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода.

(Песец)

Корешки морошки гложем,

Мох грызём в конце концов.

Но без тундры жить не можем,

Хоть пугаемся песцов.

(Лемминги).

Олень от них убегает –

А они не отстают. (Нарты)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга

(Олень)

Раскидистые ветки

Ношу на голове.

На Севере холодном

Приходится жить мне.

Лишайник, мох и травку

Весной и летом ем.

Зимой людей на санках

Вожу на радость всем. (Олень)

Утоляем голод мхами…

Пусть укрыла их пурга,

Как лопатами, рогами

Разгребаем мы снега.

(Олень).

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?

(Олень)

Радость пастуха оленевода

На четырёх палочках стоит,

Обсохнет – за мамой побежит. (Новорождённый оленёнок)

Она, как снег, от солнца прячется.

А мышки – от неё. (Сова)

Летом - меховые, зимой берестяные.

(Рога оленя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»

НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...

НОД "Кто на севере живёт? Что на севере растёт?"

НОД для детей второй младшей группы. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/41EN/1P5d2Twpx...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере.

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере....