Конспект непосредственной образовательной деятельности «Деревья родного края» для детей с ТНР старший возраст.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Расширение знаний детей по теме "Деревья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_teme_derevya.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект непосредственной образовательной деятельности «Деревья   родного края» для детей с ТНР старший возраст.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Используемые технологии: игровые, коррекционные, развивающие, здоровьесберегающие, личностно – ориентированные.

Методические приемы: наглядные, словесные, практические.

Цель: Расширять и закреплять знания детей о лиственных и хвойных деревьях, растущих в наших лесах, парках, скверах.

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с новыми для них деревьями: осиной, тополем. Формировать умение дифференцировать и  сравнивать хвойные и лиственные породы деревьев по внешним признакам (цвету и   особенностям коры,  листьям, плодам).

3.Формировать умение относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (ель – к ельнику, сосну – к сосняку и т.д.)

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательный интерес, внимание, мышление.

2.Развивать логические операции сравнения, группировки и классификации.

3. Развивать связную речь.

4. Активизировать словарный запас детей: осинник, ельник, сосняк, сосновый бор, смешанный лес.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес и бережное отношение к родной природе.

2.Продолжить формирование коммуникативных навыков.

Предварительная работа:

1. Наблюдение и рассматривание деревьев на прогулках.

2.Экскурсии в лес, парк.

3.Рассматривание иллюстраций.

4.Разучивание стихов о природе, деревьях.

5. Чтение литературы природоведческого характера.

6. Знакомство с Красной  книгой.

7. Сбор листьев и плодов.

Материалы к занятию:

1. Иллюстрации деревьев.

2. Карточки с изображением плодов и листьев.

3.Спилы деревьев.

4. Хвоя и плоды ели и сосны.

                       Ход занятия.

1. Воспитатель предлагает детям угадать,  о чем будет идти речь на занятии и загадывает загадку:

                            Его весной и летом

                            Мы видели одетым,

                            А осенью с бедняжки

                            Упали все рубашки. (Дерево)

Давайте вспомним, что есть у дерева и для чего это нужно.

Ответы детей: - Корень, с его помощью дерево добывает питательные вещества, воду из земли, и он служит якорем для дерева.

- Ствол держит крону и по нему движутся питательные вещества от корней и листьев.

- Ветки и листья помогают дереву дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.

- Плоды нужны для размножения, а некоторые  употребляют в пищу люди или животные.

Восп-ль: А можно ли сказать, что деревья живые?

Дети: -Да, потому что они растут, питаются, дышат, размножаются.

2. Восп-ль: Сегодня мы поговорим о деревьях, которые растут в наших лесах и парках. Давайте поиграем в игру «Назови дерево». Игра с мячом.

Молодцы, ребята, но вы назвали не все деревья, которые растут у нас.

Я загадаю загадку, а вы попробуйте угадать, о каком дереве в ней говорится.

                 Что за дерево стоит –

                 Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

1 слайд: на экране появляется изображение осины, ее листьев и плодов.

Рассказ воспитателя об осине.

Рассматривание спила осины: кора тонкая, гладкая серо-зеленого цвета.

С возрастом на ней образуются чечевички, напоминающие черный ромб.

Правильно высушенная древесина по прочности уступает только дубу и сосне, поэтому из нее делают лодки и лыжи.

- А вы знаете, как называется лесок, в котором растут одни осины?

Давайте запомним это слово – «осинник».

А теперь послушайте следующую загадку:

                 Признавайся нам петух, почему повсюду пух?

                 Ты - известный забияка! Здесь была, наверно, драка?

                 - Не дерусь я восемь дней! Пух летит от …(тополей).

2 слайд: появляется изображение тополя, его листьев и плодов

Рассказ воспитателя о тополе.

Рассматривание спила тополя: кора гладкая, зеленовато-серая. Древесина

мягкая и легкая. Из нее делают фанеру, бумагу.

- Ребята, а чем похожи и чем отличаются эти деревья?

Ответы детей.

Как мы можем назвать эти деревья?

Дети: лиственные. Так называют деревья, у которых листья в виде пластинок.

3.  А сейчас, давайте превратимся в деревья. Кто каким деревом будет?

     Физ.минутка «Выросли деревья…»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!                              (руки в стороны, потянуться)

Каждое старается, к небу, к солнцу тянется     (потягивание, руки вверх).

Вот подул веселый ветер – закачались тут же ветки  (дети машут руками),

Даже толстые стволы наклонились до земли              (наклоны вперед).

Вправо, влево, взад, вперед – так деревья ветер гнет (наклоны в стороны).

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?                                               (вращения туловищем)

Ветер стих, взошла луна,

Наступила тишина                                                            (дети садятся).

4. Ребята, посмотрите, ветер сорвал с деревьев листья и плоды (дети подходят к магнитной доске, на которой находятся изображения деревьев и карточки с изображением листьев и плодов). Давайте вернем каждому дереву его плоды и листья.

Проводится игра «С какой  ветки детки?». Дети выбирают карточку и отвечают на вопрос : « Как называется лист с березы? (рябины, клена и т.д.).

5. Сюрпризный момент: раздается стук в дверь. В гости приходит бельчонок. В корзинке у него хвоя, шишки, спилы елки и сосны.

Бельчонок здоровается с детьми.

- Я услышал, что вы говорите о деревьях и решил проверить, ваши знания о моих любимых деревьях (достает и показывает веточки ели и сосны).

Дети отгадывают, чьи это ветки, объясняют, как они догадались: у елки иголки короткие, темные, растут по одной. У сосны – иголки длинные, мягкие, светлые, растут парочками.

- Как по-другому называют иголки елки и сосны?          Дети: хвоя.

-А как называют деревья с хвоей?                                     - Хвойными.

Бельчонок достает шишки сосны и ели. Дети объясняют, что у елки шишка удлиненная, с мягкими чешуйками, а у сосны – круглая, с твердыми чешуйками.

Затем, бельчонок просит рассмотреть спилы и определить, каким деревьям они принадлежат.

Дети рассматривают спилы и называют деревья, которым они принадлежат, объясняя свой выбор: у елки кора темная, шершавая, а у сосны - светлая, золотистая.

- Как называют лес, в котором растут только елки?                   Дети: ельник.

- А если в  нем растут одни сосны?                            - Сосновый бор, сосняк.

Молодцы, ребята. Вы хорошо ответили на мои вопросы, и теперь я хочу с вами поиграть.

6. Проводится игра «Каждому дереву свой лес». На карточках хвойные и лиственные деревья. Дети берут по одной карточке и находят каждому дереву свой лес, объясняя свой выбор.

Бельчонок хвалит детей и прощается с ними.

7.- Ребята, а зачем нужны деревья, какую они приносят пользу?

Ответы детей: Очищают воздух, дают людям плоды, они радуют глаз, летом дают тень, из деревьев изготавливают различные предметы, строят дома, изготавливают бумагу. А еще, деревья – это дом для птиц, некоторых животных, насекомых.

- Правильно ребята. И от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в наших лесах и парках.

Лес – наш друг

И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Вы деревья берегите,
Без нужды  их не губите.

Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
(Н. Филимоненко )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Краски родного края" старшая группа

·         Способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае·        Закреплять навыки рисования красками кубанских уз...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "История родного края"

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с историческим прошлым Белгородчины, с полным описанием задач, основных форм, методов работы с детьми. указаны образовательные области, интеграци...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Родной край - часть великой России»

Возрастная группа  старшая группа  (5-6 лет)Тема «Родной край - часть великой России»Вид деятельности: Коммуникативная деятельность. Цель:  Продолжать формировать предс...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Деревья зимой» (лепка) для детей старшей группы

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие.Тема: «Деревья зимой».Прогр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Зима» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Целью занятия является закрепление знаний детей о зиме как о времени года; расширение и углубление знаний детей о цифрах и числах....