Конспект непосредственной образовательной деятельности «Деревья родного края» для детей с ТНР старший возраст.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширение знаний детей по теме "Деревья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_teme_derevya.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Деревья родного края» для детей с ТНР старший возраст.
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Используемые технологии: игровые, коррекционные, развивающие, здоровьесберегающие, личностно – ориентированные.
Методические приемы: наглядные, словесные, практические.
Цель: Расширять и закреплять знания детей о лиственных и хвойных деревьях, растущих в наших лесах, парках, скверах.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с новыми для них деревьями: осиной, тополем. Формировать умение дифференцировать и сравнивать хвойные и лиственные породы деревьев по внешним признакам (цвету и особенностям коры, листьям, плодам).
3.Формировать умение относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (ель – к ельнику, сосну – к сосняку и т.д.)
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательный интерес, внимание, мышление.
2.Развивать логические операции сравнения, группировки и классификации.
3. Развивать связную речь.
4. Активизировать словарный запас детей: осинник, ельник, сосняк, сосновый бор, смешанный лес.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать интерес и бережное отношение к родной природе.
2.Продолжить формирование коммуникативных навыков.
Предварительная работа:
1. Наблюдение и рассматривание деревьев на прогулках.
2.Экскурсии в лес, парк.
3.Рассматривание иллюстраций.
4.Разучивание стихов о природе, деревьях.
5. Чтение литературы природоведческого характера.
6. Знакомство с Красной книгой.
7. Сбор листьев и плодов.
Материалы к занятию:
1. Иллюстрации деревьев.
2. Карточки с изображением плодов и листьев.
3.Спилы деревьев.
4. Хвоя и плоды ели и сосны.
Ход занятия.
1. Воспитатель предлагает детям угадать, о чем будет идти речь на занятии и загадывает загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (Дерево)
Давайте вспомним, что есть у дерева и для чего это нужно.
Ответы детей: - Корень, с его помощью дерево добывает питательные вещества, воду из земли, и он служит якорем для дерева.
- Ствол держит крону и по нему движутся питательные вещества от корней и листьев.
- Ветки и листья помогают дереву дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.
- Плоды нужны для размножения, а некоторые употребляют в пищу люди или животные.
Восп-ль: А можно ли сказать, что деревья живые?
Дети: -Да, потому что они растут, питаются, дышат, размножаются.
2. Восп-ль: Сегодня мы поговорим о деревьях, которые растут в наших лесах и парках. Давайте поиграем в игру «Назови дерево». Игра с мячом.
Молодцы, ребята, но вы назвали не все деревья, которые растут у нас.
Я загадаю загадку, а вы попробуйте угадать, о каком дереве в ней говорится.
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
1 слайд: на экране появляется изображение осины, ее листьев и плодов.
Рассказ воспитателя об осине.
Рассматривание спила осины: кора тонкая, гладкая серо-зеленого цвета.
С возрастом на ней образуются чечевички, напоминающие черный ромб.
Правильно высушенная древесина по прочности уступает только дубу и сосне, поэтому из нее делают лодки и лыжи.
- А вы знаете, как называется лесок, в котором растут одни осины?
Давайте запомним это слово – «осинник».
А теперь послушайте следующую загадку:
Признавайся нам петух, почему повсюду пух?
Ты - известный забияка! Здесь была, наверно, драка?
- Не дерусь я восемь дней! Пух летит от …(тополей).
2 слайд: появляется изображение тополя, его листьев и плодов
Рассказ воспитателя о тополе.
Рассматривание спила тополя: кора гладкая, зеленовато-серая. Древесина
мягкая и легкая. Из нее делают фанеру, бумагу.
- Ребята, а чем похожи и чем отличаются эти деревья?
Ответы детей.
Как мы можем назвать эти деревья?
Дети: лиственные. Так называют деревья, у которых листья в виде пластинок.
3. А сейчас, давайте превратимся в деревья. Кто каким деревом будет?
Физ.минутка «Выросли деревья…»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (руки в стороны, потянуться)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется (потягивание, руки вверх).
Вот подул веселый ветер – закачались тут же ветки (дети машут руками),
Даже толстые стволы наклонились до земли (наклоны вперед).
Вправо, влево, взад, вперед – так деревья ветер гнет (наклоны в стороны).
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращения туловищем)
Ветер стих, взошла луна,
Наступила тишина (дети садятся).
4. Ребята, посмотрите, ветер сорвал с деревьев листья и плоды (дети подходят к магнитной доске, на которой находятся изображения деревьев и карточки с изображением листьев и плодов). Давайте вернем каждому дереву его плоды и листья.
Проводится игра «С какой ветки детки?». Дети выбирают карточку и отвечают на вопрос : « Как называется лист с березы? (рябины, клена и т.д.).
5. Сюрпризный момент: раздается стук в дверь. В гости приходит бельчонок. В корзинке у него хвоя, шишки, спилы елки и сосны.
Бельчонок здоровается с детьми.
- Я услышал, что вы говорите о деревьях и решил проверить, ваши знания о моих любимых деревьях (достает и показывает веточки ели и сосны).
Дети отгадывают, чьи это ветки, объясняют, как они догадались: у елки иголки короткие, темные, растут по одной. У сосны – иголки длинные, мягкие, светлые, растут парочками.
- Как по-другому называют иголки елки и сосны? Дети: хвоя.
-А как называют деревья с хвоей? - Хвойными.
Бельчонок достает шишки сосны и ели. Дети объясняют, что у елки шишка удлиненная, с мягкими чешуйками, а у сосны – круглая, с твердыми чешуйками.
Затем, бельчонок просит рассмотреть спилы и определить, каким деревьям они принадлежат.
Дети рассматривают спилы и называют деревья, которым они принадлежат, объясняя свой выбор: у елки кора темная, шершавая, а у сосны - светлая, золотистая.
- Как называют лес, в котором растут только елки? Дети: ельник.
- А если в нем растут одни сосны? - Сосновый бор, сосняк.
Молодцы, ребята. Вы хорошо ответили на мои вопросы, и теперь я хочу с вами поиграть.
6. Проводится игра «Каждому дереву свой лес». На карточках хвойные и лиственные деревья. Дети берут по одной карточке и находят каждому дереву свой лес, объясняя свой выбор.
Бельчонок хвалит детей и прощается с ними.
7.- Ребята, а зачем нужны деревья, какую они приносят пользу?
Ответы детей: Очищают воздух, дают людям плоды, они радуют глаз, летом дают тень, из деревьев изготавливают различные предметы, строят дома, изготавливают бумагу. А еще, деревья – это дом для птиц, некоторых животных, насекомых.
- Правильно ребята. И от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в наших лесах и парках.
Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Вы деревья берегите,
Без нужды их не губите.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
(Н. Филимоненко )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Краски родного края" старшая группа
· Способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае· Закреплять навыки рисования красками кубанских уз...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "История родного края"
В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с историческим прошлым Белгородчины, с полным описанием задач, основных форм, методов работы с детьми. указаны образовательные области, интеграци...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Родной край - часть великой России»
Возрастная группа старшая группа (5-6 лет)Тема «Родной край - часть великой России»Вид деятельности: Коммуникативная деятельность. Цель: Продолжать формировать предс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Деревья зимой» (лепка) для детей старшей группы
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие.Тема: «Деревья зимой».Прогр...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Деревья зимой»(лепка) для детей старшей группы
Учить детей лепить деревья из нескольких частей....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Деревья зимой» (лепка) для детей старшей группы.
Конспект по лепке в старшей группе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Зима» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Целью занятия является закрепление знаний детей о зиме как о времени года; расширение и углубление знаний детей о цифрах и числах....