Конспект НОД для детей старшей группы "Птицы - наши друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Этот конспект будет полезен воспитателям для НОД по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД для старшей группы "Птицы - наши друзья" | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Птицы – наши друзья».
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Кутурова М.В.
Цель: формировать экологическую культуру у детей.
Задачи:
развивающие:
• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
• совершенствовать диалогическую речь;
воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
образовательные:
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Программное содержание: закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить с новой (клёст), изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей внимание, воспитывать желание помогать птицам в зимний период года, обогащать словарь детей (зимующие птицы, кормушка и др.), воспитывать чувство коллективизма, выдержки.
Виды деятельности: Познавательная, речевая, двигательная, трудовая.
Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок.
Материалы к НОД: мячик из мишуры («снежок»), фонограмма с голосами птиц, магнитофон, макеты деревьев, картинки птиц, мешочек с семенами подсолнуха, тыквы, зёрнами пшеницы, ягодами рябины, круги из картона, различные зёрна, верёвочки для «пряников», клейстер, цветные карандаши.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: (Зима.)
Воспитатель: Назовите зимние месяцы.
Ответ детей: (Декабрь, январь, февраль.)
А сейчас поиграем в игру «Снежок». (Дети становятся в круг и передавая «снежок» по кругу, называют признаки зимы, а если кто-то не назвал признак или повторил тот же самый, заходит в круг и ждёт, когда другие назовут нужный признак зимы.)
Затем звучит фонограмма с голосами птиц.
Воспитатель: Дети, чьи голоса вы слышите?
Ответ детей: (Птичьи.)
Воспитатель: Правильно, это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края?
Дети: (Перелётные.)
Воспитатель: А почему они улетают на зиму от нас?
Дети: (Нет кормов для них, нет пищи, всё под снегом и др.)
Воспитатель: А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? Дети: (Зимующие птицы.)
Воспитатель: А вот необычное дерево, на котором поселилась целая стая, и птицы в этой стаи разные. Но на одном дереве они не смогут прокормиться. Давайте поможем птицам и расселим их по тем местам, где им легче будет зимовать. А сейчас отгадайте загадку, какую птицу мы будем переселять.
Игра «Угадай птицу».
1. Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)
Дятел сидит на стволе дерева, уцепившись за него лапами с острыми коготками. И опирается ещё и на жёсткие перья хвоста. Насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча дятла. У дятла очень длинный язык. Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря, его называют «доктором леса».
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Осенью снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина и другие оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть себе пропитание.
3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.)
Сороки могут поселиться в лесу, а могут и присмотреть себе удобное местечко поближе к людям. Свои гнезда сороки устраивают на высоких деревьях. Корм сорок разнообразен. Сорока пожирает насекомых, гусениц и разных других мелких животных, иногда разоряет гнёзда других птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, злаки.
4. Птичка-невеличка, ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок. (Воробей.)
Воробьи встречаются повсюду. Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет. Никогда так не бывает, чтобы нашел воробей крошки, и все эти крошки сам съел, друзьям не оставил. А на ночь воробьи собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.
Воспитатель: На ветке осталась одна птица. Может быть, кто-то знает, как она называется?
Сейчас мы с этой птицей познакомимся. (Презентация)
Просмотр презентации.
Воспитатель: Это птица клёст. Клест имеет довольно крупную голову, мощный клюв и сильные лапки с цепкими когтями. Эта птица, зимующая. Птица эта уникальна. Дело в том, что клест выводит птенцов зимой. Это факт удивительный, однако и такому факту есть объяснение. И объяснение состоит в том, что клесты питаются семенами шишек, чаще еловых, но годятся для них также сосновые и пихтовые. Птенцов своих клесты кормят «еловой кашей» – семенами еловых шишек, которые взрослые птицы в своем клюве измельчают и смачивают слюной. И птенцы в течение дня съедают такой «каши» немало! В хвойных лесах шишки созревают как раз в самые холода, вот почему клесты выводят птенцов зимой. В другое время года, когда нет такого количества созревших семян, деток просто нечем будет кормить!
Воспитатель: А про какую птицу мы забыли?
Ответ детей. (Синица.)
Желтенькое брюшко -
воробья подружка. (Синица)
Физкультминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем),
Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку (дети показывают движение),
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень. (прыжки).
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь птицам в зимнее, голодное для них время года?
Ответы детей.
Воспитатель: У кого дома есть кормушки? Какие птицы прилетают к ним? Из чего можно сделать кормушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Кормушки должны быть удобными. Кормить птиц надо регулярно. Корма должно быть немного. Мы тоже с вами можем помочь зимующим птицам, сделать для них угощение – пряники из различных семян.
Но сначала подготовим наши руки.
Пальчиковая гимнастика:
Птичка прилетела (машем кистями рук),
Головкой повертела (пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь раскрыта),
Из моей ладошки поклевала крошки (изображают, как клюёт крошки).
Практическое задание.
Дети готовят «пряники для птиц», наклеивая на круг из картона, к которому приделаны верёвочки, различные зёрнышки и семяна.
Воспитатель: Мы эти пряники возьмём с собой на прогулку и развесим их на деревьях.
Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.
Подведение итогов.
Воспитатель: Каких птиц мы пойдём угощать?
А какие птицы ещё остались зимовать?
О какой птице вы сегодня узнали?
Что мы для птиц сделали вместе с вами?
Рефлексия. Воспитатель раздаёт детям смайлики без губ и предлагает детям дорисовать губы, и выразить своё настроение после НОД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшей группы «Наша Родина - Россия»
«Патриотическое воспитание в ДОУ – как средство развития социально-культурных компетенций ребенка и педагога»...
Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста «Солнце, воздух и вода – Наши верные друзья»
Беседа "Солнце, воздух и вода - Наши верные друзья"...
Конспект НОД для детей старшей группы "Наши мамы"
Конспект НОД для детей старшей группы по теме "Наши мамы"...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Птицы – наши друзья»
Цель: Уточнить, расширить и систематизировать представление детей о характерных признаках, особенностях птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц. Закрепить знания детей стихов, ...
Конспект НОД для детей старшего дошкоаста "Наши умнние"
Конспект НОД ОО "Познание"...
Конспект НОД для детей старшей группы «Наша Родина – Россия».
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Продолжить формировать у детей представление о России, как о родной стране, уважительное отношение к государственным символам...
Конспект занятия для детей старшей группы "Поможем друзьям"
Занятие для старшей группы на развитие логического мышления, закрепление знаний детей о диких животных и птицах, о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений....