Конспект НОД для детей старшей группы "Птицы - наши друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кутурова Марина Викторовна

Этот конспект будет полезен воспитателям для НОД по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе  на тему: «Птицы – наши друзья».

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Кутурова М.В.

Цель: формировать  экологическую  культуру  у детей.

Задачи:

 развивающие:

• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

• совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

образовательные:

• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Программное содержание: закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить с новой (клёст), изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей внимание, воспитывать желание помогать птицам в зимний период года, обогащать словарь детей (зимующие птицы, кормушка и др.), воспитывать чувство коллективизма, выдержки.

Виды деятельности: Познавательная, речевая, двигательная, трудовая.

Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок.

Материалы к НОД: мячик из мишуры («снежок»), фонограмма с голосами птиц, магнитофон, макеты деревьев, картинки птиц, мешочек с семенами подсолнуха, тыквы, зёрнами пшеницы, ягодами рябины, круги из картона, различные зёрна, верёвочки для «пряников», клейстер, цветные карандаши.

 Ход НОД:

Воспитатель: Дети, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: (Зима.)

Воспитатель: Назовите зимние месяцы.

Ответ детей: (Декабрь, январь, февраль.)

А сейчас поиграем в игру «Снежок». (Дети становятся в круг и передавая «снежок» по кругу, называют признаки зимы, а если кто-то не назвал признак или повторил тот же самый, заходит в круг и ждёт, когда другие назовут нужный признак зимы.)

Затем звучит фонограмма с голосами птиц.

Воспитатель: Дети, чьи голоса вы слышите?

Ответ детей:  (Птичьи.)

Воспитатель: Правильно, это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края?

Дети: (Перелётные.)

Воспитатель: А почему они улетают на зиму от нас?

Дети: (Нет кормов для них, нет пищи, всё под снегом и др.)

Воспитатель: А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? Дети: (Зимующие птицы.)

Воспитатель: А вот необычное дерево, на котором поселилась целая стая, и птицы в этой стаи разные. Но на одном дереве они не смогут прокормиться. Давайте поможем птицам и расселим их по тем местам, где им легче будет зимовать. А сейчас отгадайте загадку, какую птицу мы будем переселять.

Игра «Угадай птицу».

1. Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)

Дятел сидит на стволе дерева, уцепившись за него лапами с острыми коготками. И опирается ещё и на жёсткие перья хвоста. Насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча дятла. У дятла очень длинный язык. Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря, его называют «доктором леса».

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Осенью снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина и другие оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть себе пропитание.

3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.)

Сороки могут поселиться в лесу, а могут и присмотреть себе удобное местечко поближе к людям. Свои гнезда сороки устраивают на высоких деревьях. Корм сорок разнообразен. Сорока пожирает насекомых, гусениц и разных других мелких животных, иногда разоряет гнёзда других птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, злаки.

4. Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей.)

Воробьи встречаются повсюду. Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет. Никогда так не бывает, чтобы нашел воробей крошки, и все эти крошки сам съел, друзьям не оставил. А на ночь воробьи собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.

Воспитатель:  На ветке осталась одна птица. Может быть, кто-то знает,  как она называется?

Сейчас мы с этой птицей  познакомимся.  (Презентация)

Просмотр презентации.

Воспитатель: Это птица клёст. Клест имеет довольно крупную голову, мощный клюв и сильные лапки с цепкими когтями. Эта птица, зимующая. Птица эта уникальна. Дело в том, что клест выводит птенцов зимой. Это факт удивительный, однако и такому факту есть объяснение. И объяснение состоит в том, что клесты питаются семенами шишек, чаще еловых, но годятся для них также сосновые и пихтовые. Птенцов своих клесты кормят «еловой кашей» – семенами еловых шишек, которые взрослые птицы в своем клюве измельчают и смачивают слюной. И птенцы в течение дня съедают такой «каши» немало! В хвойных лесах шишки созревают как раз в самые холода, вот почему клесты выводят птенцов зимой. В другое время года, когда нет такого количества созревших семян, деток просто нечем будет кормить!

Воспитатель: А про какую птицу мы забыли?

Ответ детей. (Синица.)

Желтенькое брюшко -

воробья подружка.  (Синица)

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)

Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем),

Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку (дети показывают движение),

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень. (прыжки).

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь птицам в зимнее, голодное для них время года?

Ответы детей.

Воспитатель: У кого дома есть кормушки? Какие птицы прилетают к ним? Из чего можно сделать кормушки?

Ответы детей.

Воспитатель: Кормушки должны быть удобными. Кормить птиц надо регулярно. Корма должно быть немного. Мы тоже с вами можем помочь зимующим птицам, сделать для них угощение – пряники из различных семян.

Но сначала подготовим наши руки.

Пальчиковая гимнастика:

Птичка прилетела (машем кистями рук),

Головкой повертела (пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь раскрыта),

Из моей ладошки поклевала крошки (изображают, как клюёт крошки).

Практическое задание.

Дети готовят «пряники для птиц», наклеивая на круг из картона, к которому приделаны верёвочки, различные зёрнышки и семяна.

Воспитатель: Мы эти пряники возьмём с собой на прогулку и развесим их на деревьях.

Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.

Подведение итогов.

Воспитатель: Каких птиц мы пойдём угощать?

А какие птицы ещё остались зимовать?

О какой птице вы сегодня узнали?

Что мы для птиц сделали вместе с вами?

Рефлексия. Воспитатель раздаёт детям смайлики без губ и предлагает детям дорисовать губы, и  выразить своё настроение после НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы «Наша Родина - Россия»

«Патриотическое воспитание  в ДОУ – как средство развития социально-культурных компетенций ребенка и  педагога»...

Конспект НОД для детей старшей группы "Наши мамы"

Конспект НОД для детей старшей группы по теме "Наши мамы"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Птицы – наши друзья»

Цель: Уточнить, расширить и систематизировать представление детей о характерных признаках, особенностях птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц. Закрепить знания детей стихов, ...

Конспект НОД для детей старшей группы «Наша Родина – Россия».

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Продолжить формировать у детей представление о России, как о родной стране, уважительное отношение к государственным символам...

Конспект занятия для детей старшей группы "Поможем друзьям"

Занятие для старшей группы на развитие логического мышления, закрепление знаний детей о диких животных и птицах, о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений....