Проект "Метеобюро " для подготовительной группы группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Полячкевич Ирина Валерьевна

Проект для подготовительной группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_meteobyuro.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

          Метеобюро   «Народные приметы»

Вид проекта: Исследовательско -творческий

Продолжительность: Долгосрочный

Участники: Дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители.

Актуальность темы: Воспитание экологической культуры – одно из важнейших направлений всестороннего развития старшего дошкольника. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются нравственно-экологические позиции.  

     Современные дошкольники обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую они формируются стихийно, под влиянием телевидения, телерекламы, мультфильмов. Как отмечал Л.С. Выготский, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования – псевдопонятия. Полноценные понятия могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения.        

     Дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять  основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять осуществленные признаки тех или иных явлений природы, делать обобщения, выводы. Мотивами, поддерживающими интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды. Чтобы познавательный процесс обучения был увлекательным и занимательным, целесообразно использовать традиции русской народной культуры как доступное детям средство формирования экологических знаний. Отсюда и вытекает проблема: как, используя полученные  знания о народных традициях, помочь ребенку приобрести навыки экологической культуры, повысить экологическую грамотность?

Цель: Сформировать экологическую культуру, повысить экологическую грамотность, сформировать представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе в различных видах деятельности (познавательной,  творческой, коммуникативной).

Задачи: Активизировать познавательную деятельность путем приобщения к истории и культуре русского народа; развивать речь, коммуникативные качества, вызвать желание делиться информацией; побуждать к проявлению творчества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость в результате участия в коллективном деле.

Предварительная работа: Чтение, заучивание стихотворений, посвященных народным приметам, временам года, обрядовых песен, закличек. Рассматривание пейзажей. Прослушивание музыки, посвященной временам года. Наблюдение на целевых прогулках. Сбор растений для гербария. Рассматривание метеорологических приборов. Беседа о профессии метеоролога.

Ожидаемые результаты: Приобретение знаний о растениях - барометрах, животных – синоптиках, которые могут предсказать погоду; удовлетворение познавательной и творческой активности; осознание детьми значимости природы, приобретение навыков бережного и созидательного отношения к ней. Вовлечение родителей в организацию развивающей экологической среды. Приобщение к народной культуре.

.

Продукт проектной деятельности: Календарь народных примет по временам года;, альбом «Народные приметы»; Альбом рисунков детей «Приметы погоды», викторина об осени.

          План работы над проектом «Метеобюро Народные приметы»

Этапы проекта:

Подготовительный

  • обозначение цели проекта;
  • постановка задачи данного проекта;
  • определение сроков проведения проекта;
  • составление плана работы над проектом.

Основной

  • Экскурсия
  • Занятия по теме проекта
  • Наблюдения на прогулке
  • Ведение календаря погоды
  • Беседы о живой и неживой природе
  • Чтение художественной литературы
  • Слушание музыкальных произведений

Заключительный

  • Развлечение «Осенняя викторина»
  • Презентации «Народные приметы», «Живые барометры», «Приборы помогающие определить погоду»
  • Выставка рисунков

Организация деятельности в ходе выполнения проекта

Месяц

Тема

Форма работы с детьми

Сентябрь

«Что такое погода?»

Цель: знакомство с погодными явлениями

Просмотр презентации: «Погода». Формирование представление о погоде и ее признаках.

Заучивание пословицы, поговорок и загадок о природе.

Беседа: «Живая и не живая природа». Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность. Воспитывать любовь к природе.

Чтение художественной литературы: 
А.. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» 

Предметно схематическое моделирование: "Приметы времён года" (зима, весна, лето, осень) Цель: Закрепить основные приметы времен года.

Экскурсии по участку детского сада «Знакомые незнакомцы» Беседы о растениях- синоптиках.

Рисование «Народные приметы»

Октябрь

«Загадки планеты Земля»

Цель: формирование представления о народных приметах, природных барометрах, об изменениях в природе осенью

Беседы:  «Как изменилась одежда людей осенью». «Осенняя погода» 
Чтение художественной литературы: 
Э. Шим «Отчего Осень грустна» 
А. Майков «Осень»

Рисование «Осенний пейжаж»

Викторина «Кто больше знает примет о предсказании животными погодных явлений?»

Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди "Времена года". П. Чайковский: "Осенняя песнь" из цикла "Времена года" (Октябрь); Разучивание, пение песен об осени. Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей, поддержание у детей интереса к музыкальным, художественным произведениям.

Создание альбома детских рисунков «Метеобюро – Народные приметы»

Оценка результатов.

Наблюдения и исследовательская деятельность помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей значительно повышается уровень развития познавательной сферы, улучшаются практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.

В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.


ПРИЛОЖЕНИЕ

«Природные синоптики».

Цель: Развитие эмоционально ценностного отношения к окружающему; воспитание интереса к освоению природы; формирование гуманного отношения к ней; развитие детско-родительского созидательных отношений; побуждение детей к творчеству.

Задачи: Заинтересовать информацией о растениях-барометрах нашего края; вызвать желание наблюдать за ними, фиксировать наблюдения, сравнивать их; заинтересовать информацией о животных, наблюдение за которыми способствует получению информации об изменениях в природе; развивать связную речь, пополнять словарный запас; нацелить детей на создание совместно с родителями книжек-самоделок «Синоптики вокруг нас».

Реализация: Создание альбомов: «Животные – синоптика», «Растения-барометры». Экскурсии по участкам детского сада, создание гербария «Синоптики на участке детского сада». Викторина «Кто больше знает примет о предсказании животными погодных явлений?». Конкурс «Кто больше знает примет о предсказаниях погодных явлений?»;  в свободное время самостоятельное выполнение детьми зарисовок растений и животных, предсказывающих погоду.

Народные приметы.

Примета на хорошую погоду.

-Насекомые и разного вида мошки, комары вечером вьются столбом - к хорошей погоде.

-Всплески рыбы на воде днем и вечером - прогнозируют устойчивую погоду, без каких либо осадков.

-Жаворонки высоко зависают в небе и звонко поют–

по приметам к хорошей погоде без осадков.

-Когда Чайки садятся на воду и спят - это примета перед тихой погодой.

-Если во время дождя начинают петь птицы, а чайки садятся на воду -дождь скоро прекратится, наступит хорошая погода.

-Вечером ласточки летают высоко - к устойчивой ясной погоде.

-Голуби разворковались - к теплу.

-Птицы садятся на верхушки деревьев - к теплу.

Примета на Дождь.

-Если Кувшинка закрывается - быть дождю по приметам.

-Клен "плачет"- к дождю.

-Цветы издают сильный запах - к дождю. Сильнее, чем обычно, пахнут акация и жасмин, левкои и петуния, над ними вьется множество насекомых - к дождю.
-Ночная роса не просыхает - быть грозе.

-Комары кусают весь день - к продолжительному дождю.

-Пиявки появляются на берегу - к продолжительному дождю.

-Галки и вороны кричат - к дождю.

-Рано утром не слышно жаворонка - к дождю.

-Воробьи купаются в пыли - быть дождю.

Примета к ненастью.

-Лес шумит без ветра - к неустойчивой погоде.

-Цветки мальвы, ноготков, сложили лепестки,

склонились и будто увяли - к ненастью.

-Собака валяется в снегу - к вьюге.

-Ласточки низко летают над водой - к дождю и ветру.

-Лес притих - быть грозе.

Примета на Мороз.

-Когда дома кошка свернулась клубком - к морозу.

-Если Гуси или качки хлопают крыльями, поднимают под себя одну ногу - к морозу.

-Ворона прячет клюв под крыло - определённо к стуже.

Народные приметы про птиц

-Если птицы прилетят поздно, лето будет долгое.

-Птицы прилетят рано — скоро весна придет.
-Осенью птицы летят высоко — зима будет теплая.

-Осенью птицы летят низко — зима будет холодная.

-Если птицы с поля летят в лес, жди бурю.

-Летом птицы летают низко — дождь пойдет.

 -Зимой птицы летают очень низко — снег выпадет.

-Если зимой птицы летают высоко, будет тепло, низко - холодно.

Народные приметы - Муравьи

-Муравьи быстро работают — день будет очень хороший и ясный.

-Муравьи прячутся в муравейник — скоро снег выпадет.

-Муравьи прячутся в кору дерева — дождь пойдет.

-Летом муравьи прячутся в муравейник — к дождю.

Народные приметы - Пчёлы

-Если пчелы из улья вылетают рано, весна будет хорошая.

-Перед дождем пчелы летают вблизи улья, а перед хорошей погодой — далеко в поле.

-Если с приближением тучи пчелы не прячутся в ульи,

дождя не будет.

-Если пчелы утром рано отправляются за взятком, день будет хороший.

Народные приметы- Насекомые

-Сверчок начнет петь с вечера — потеплеет.

-Осенью комары появятся — зима будет теплая.

-После дождя комары в кучу собираются — будет жарко.

-Мухи кусаются — к дождю. Мухи пропали — скоро зима.

-Летом паук находится в середине паутины — к ясной погоде.

-Дождевые черви выползут на поверхность земли — пойдет дождь.

Народные приметы - Кукушка

-Если Кукушка осенью кукует — осень будет теплая.

-Кукушка, которая рано кукует — весна будет теплая и долгая.

-Если много кукушек кукуют одновременно, будет отличная погода, день будет ясный.

-Кукушка кукует на сухом дереве — к холоду.

Народные приметы- Ласточки

-Если ласточки летают суматошно, день будет ясный.

-Если ласточки летают очень высоко — указывают по приметам 

на хорошую погоду.

-Если ласточки прилетели, холодов больше не будет.

-Ласточки летают низко — к дождю.

Народные приметы- Вороны

-Если даже черные вороны улетят и их совершенно не видно, - зима будет холодная.

-Когда зимой вороны громко каркают — реально похолодает.

-Летом вороны каркают — дождь пойдет.

Народные приметы- Воробьи

-Зимой воробьи собирают перышки — к сильному морозу.

-Воробьи громко чирикают — к ясной погоде.

 -Когда воробей начинает купаться, то по приметам это к жаре.

Народные приметы определение по временам года

-Зимой бураны — лето будет ясное.

-Холодная зима — к теплой весне.

-Если зима теплая -  лето будет холодное.
-Лето очень теплое — зима будет холодная.
-Теплое лето — к холодной осени.
-Осень дождливая — весна будет ясная.
-Осень ясная — весна будет дождливая.
-Холодная осень — к теплой весне.
-Если летом нет дождей- зимой будут бураны.
-Если зимой буран- в соответствующий день лета будет дождь.
-Весной нет дождей — осень будет дождливая.
-Весна очень теплая — лето будет холодное.
-Зимние бураны — к дождливой весне.
-Если осенью снег ляжет быстро- весной долго не растает.
-Один год зима теплая, другой — холодная.
-Если летом дождей было мало - зима будет холодная.
-Если летом дождей много - зима будет снежная.
-Весна придет рано — ранняя зима будет.
-Лето ветреное — зимой тоже будут ветра.
-Осень короткая — зима будет долгая.

«Приборы – помощники»

Цель: Исследование объектов с целью получения ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современных знаний; развитие познавательной активности, любознательности; пополнение запаса знаний об окружающем; развитие исследовательских навыков, внимания и наблюдательности.

Задачи: Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира; познакомить с профессией метеоролога, с приборами, которые он использует для составления прогноза погоды; пополнить словарный запас (барометр, анемометр, психрометр, термометр).

Реализация: Беседы о метеостанции с показом презентации о профессии метеоролога; рассматривание приборов, , за явлениями в природе и изменением приборов. Занятия «Чем измерить скорость ветра?», «Какие бывают термометры?», «Для чего нужен барометр?», «Кто нам дает прогноз погоды?».

Познавательная викторина "Осень в гости к нам пришла"


Цель: Систематизировать представления детей  об осенних изменениях в природе

Задачи:

  • Закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года.
  • Активизировать познавательную активность, речь детей. 
  • Развивать смекалку, внимание, быстроту мышления, выдержку.
  • Формировать навыки  коллективного общения, развивать чувство единства и сопереживания за свою команду.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, заботливое отношение и интерес к природе.

Материалы и оборудование:

  • Осенние листья: дубовые, кленовые
  • Картинки ранней и поздней осени
  • Муляжи фруктов, овощей
  • Картинки перелётных и зимующих птиц
  • Конверты с заданиями

 (Под музыку дети входят в музыкальный зал, зал украшен осенними атрибутами)

Ведущий. Дорогие ребята, сегодня мы собрались в клубе любителей природы на осеннюю викторину. Итак, соревноваться будут две сильнейшие команды любителей природы. Участники команд должны показать свои знания об осени, её приметах и осенних явлениях.

Праздник осенью в саду,
И светло и весело.

Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.
Каждый листик золотой -
Маленькое солнышко, 
Соберу в корзинку я,
Положу на донышко.
Берегу я листики…
Осень продолжается.
А наша викторина только начинается!

(Звучит музыка, входит Осень).

Осень. Ребята, я услышала, что вы сегодня будете соревноваться в своих знаниях об осени, обо мне. Я решила вместе с вами поучаствовать в викторине и лично задать вам свои вопросы и задания, посмотреть на вашу смекалку и сообразительность. 

А начнем мы с разминки для  ума:

Игра «Доскажи словечко»

Загадки загадываем по очереди каждой команде (ответы хором).

1. У избы помоет крышу.

Отведет в берлогу Мишу,

Труд крестьянский завершит,

А потом листвой шуршит.

Мы её тихонько спросим:

- Кто ты? – И услышим? (осень)

2. Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья (осень)

3. Шёл долговяз,

В землю увяз (дождь).

4. С неба капает уныло.

Всюду мокро, всюду сыро.

От него легко спастись,

Лишь зонтом обзавестись (дождь).

5. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно. (Листопад)

6. Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад)

7. Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет (ветер)

8. Летит, а не птица,

Воет, а не зверь (ветер)

9. Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я (капуста)

10. На грядке привалился на бочок

Солидный, крутолобый… (кабачок)

Осень: Молодцы! Хорошо справились с заданием, а вы знаете приметы осени(да).

Игра «Осенние приметы».

Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да). Дайте правильный ответ:

Осенью цветут цветы? (нет).

Осенью растут грибы? (да).

Тучки солнце закрывают? (да).

Часто — часто льют дожди? (да).

Туманы осенью плывут? (да).

Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).

Звери норки закрывают? (да).

Урожай все собирают? (да).

Птичьи стаи улетают? (да).

Солнце светит очень жарко? (нет).

Все купаются в реке? (нет).

Можно детям загорать? (нет).

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).

Сапоги всем обувать? (да).

Молодцы! Вы знаете приметы осени.

Игра: «Собери букет из листьев»

В зале на полу лежат  листья дуба и клёна. Каждая команда собирает определенные листья в букеты. Одна команда собирает дубовые, вторая кленовые листья.

Ведущий. Осень, а наши дети знают не только стихотворения о тебе, но и пословицы и поговорки. (Дети рассказывают пословицы и поговорки об осени):

Поговорки об осени.

1. Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

2. Сентябрь холоден, да сыт.

3. Осенняя муха больнее кусает.

4. 5. Лето со снопами, а осень с пирогами.

6.Осенняя пора – птицы со двора.

7. От осени к лету – поворота нету.

8. Будет дождь, будут грибы.

9. В сентябре и лист на дереве не держится.

10. осень дождлива, да сыта.

11.Сентябрь яблоком пахнет, а октябрь капустой.

Осень. Здорово! Отлично справились с заданием.

А сейчас давайте станцуем «Осенний хоровод».

Осень .Все мы знаем, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Вот и на нашем огороде поспели овощи и их нужно убрать с огорода.

Игра«Кто быстрее перенесет с поля урожай».

(От каждой команды по 5--7 человек. Дети берут из обруча по одному овощу и переносят в корзину, стоящую в противоположном конце зала).

 Осень. Хорошо вы потрудились, а теперь проверим ваши знания, смекалку и внимание, по очереди задаем вопросы командам.

Блиц-опрос.

Ведущий проводит блиц-опрос: задает вопросы по очереди каждой команде.

1. Назовите первый месяц осени (сентябрь).

 2. Назовите трёх зимующих птиц (воробей, ворона, синица).

3. Назовите животное, которое делает запасы на зиму (белка, мышь).

4. У каких животных меняется цвет шерсти к зиме?

5. Назовите съедобные грибы (белый, подберёзовик, лисичка).

6. Назовите второй осенний месяц (октябрь).

7. Перечислите перелетных птиц (кукушка, ласточка, скворец).

8. Кто из животных впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т. д.)

9. Почему осень золотая?

10. Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)

Осень. А сейчас поиграем все вместе.

Игра «Зимующие – перелётные птицы».

Под музыку дети бегут по залу, с остановкой музыки воспитатель называет птицу и показывает её картинку. Если птица перелётная - дети стоя «машут крыльями», если птица зимующая - дети приседают. Далее игра повторяется.

Осень. А сейчас мы потанцуем «Вальс дружбы»

Осень благодарит ребят за внимание и выполнение заданий и дети уходят в группы.

 Список использованной литературы

1.Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников / Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. -2009. №5

2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с. 

3. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6.

4. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.

5.. Ватаман В.П Воспитание детей на традициях народной культуры. Волгоград: Учитель, 2008.

6. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011.

МДОУ детский сад №2 «Ёлочка»

ПРОЕКТ

в подготовительной логопедической группе на тему:

«Метеобюро «НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ»

Педагоги: Авдеева О.Е., Полячкевич И.В.

Серпухов 2019год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «познай себя» в подготовительной группе группе № 1 МДОУ №7 «Журавушка»

цели, задачи проекта, схема проекта,реализация проекта...

интегрированное занятие в подготовительной группе группе.

интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по рисованию ,развитию речи и музыкальному воспитанию....

Беседа о музыкальном произведении для детей старшей (подготовительной группы) группы.

Слушание и сравнение «Вальса» до-диез минор Фредерика Шопена и  вальса «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса...

Программа "Путешествия по Радужной стране". Совместная работа педагога-психолога и воспитателей. Старшая/подготовительная группа группа.

Проект предназначен для детей 5-7 лет. Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей. Профилактика эмоциональных расстройств.Задачи: Развитие эмоционального интеллекта детей: умения раз...

«Мы ищем клад». Конспект занятия по математике в подготовительной группе группе

Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели.Задачи: • закрепить счет в пределах 10; • находить на числовой оси число и ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ Тема: «По дорожкам радуги в подготовительную группу». Группа: старшая группа

План-Конспект Тема:   «По дорожкам радуги в подготовительную группу». Группа: старшая группа...