МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЕТСКАЯ АНИМАЦИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЕТСКАЯ АНИМАЦИЯ
воспитатель Ланина Елена Владимировна.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Annotation: The article deals with the project activity of the state pre-school educational institution on issues of education of patriotism and citizenship of senior preschoolers. The authors of the article explain the relevance of this work for preschoolers in the form of project activities using multimedia, offer different subjects of projects, and evaluate the effectiveness and technological stages of work.
Аннотация: В статье рассматривается проектная деятельность государственного дошкольного образовательного учреждения по вопросам воспитания патриотизма и гражданственности старших дошкольников. Авторы статьи объясняют актуальность данной работы для дошкольников в форме проектной деятельности с использованием мультимедиа, предлагают различную тематику проектов, оценку эффективности и технологические этапы работы.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, патриотическое воспитание, гражданственность, социализация, проектная деятельность, мультимедиа, дошкольная организация
«За добро ребенок должен платить добром!» В.А. Сухомлинский.
Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, кризисов в семьях, как отмечает Л. Гладких, имеют духовно-нравственные истоки. Большинство родителей увлечены интеллектуализацией малышей, что вредит гражданскому и патриотическому становлению ребенка. Следовательно, сегодня важно использовать и развивать отечественные педагогические традиции как оружие для защиты семьи и детей. «Уклад семьи слагается, формируется и закрепляется, прежде всего, и больше всего в детстве» И.А. Ильин.
Глубинные ценности могут стать важным ориентиром для воспитания души. Каждое новое поколение людей ищет свои пути ее решения. Другое дело, осознание найденных путей. Известно, что люди сначала научаются ходить, а потом задумываются над тем, как им это удалось. Если задумываются?! Такова же ситуация и с воспитанием души, «питанием» детской души. Поможет в этом зафиксированные в русской культуре связи души и духа. Для этого полезно обратиться, к духовно-нравственным ценностям, сохранившимся в культуре как к предмету серьезных научных размышлений и исследований. Актуальность проблемы в дошкольном возрасте не вызывает сомнений, поскольку становление ценностей влияет на социализацию детей и духовно-нравственному оздоровлению их окружения.
Таким образом, наша деятельность направлено не только на реализацию ФГОС ДО (Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования), но и на актуализацию социокультурных и этнокультурных ценностей как про социального потенциала дошкольника, его семьи, и значимых для него взрослых.
М. М. Бахтин писал, что «душа — это дар моего духа другому человеку». Об этом же пишет Пастернак: «Жизнь ведь тоже только миг, только растворенье. Нас самих во всех других как бы им в даренье». Прислушивались к завету Гёте: «Что — внутри, во внешнем сыщешь; Что — вовне, внутри отыщешь».
Онтология духа зафиксирована в традициях, в языке, в искусстве, в религии, в бытийных слоях народного сознания, в народной памяти и нормах поведения. Всё вышесказанное позволило нам более конкретно сформулировать гипотезу нашей деятельности. Она связана с предположением о том, что процесс социализации дошкольника будет проходить более эффективно в дошкольном бюджетном образовательном учреждении, если: образовательные проекты детского сада по патриотическому и гражданскому воспитанию основаны на духовно-нравственных ценностях. Мы считаем, что проектная деятельность с использованием мультимедиа – это в большей степени удобный инструмент оптимизации практической работы с детьми, с родителями, с педагогами и повышения вовлеченности всех субъектов образовательного процесса в осознанный процесс работы и взаимодействия. Такая деятельность поможет научить представителей различных поколений лучше понимать и взаимодействовать друг с другом. Уточнить уже разработанные стратегии, с точки зрения духовно-нравственных ценностей. Помочь более точно определять зоны развития, связанные с взаимодействием поколений, транслировать опыт других и адаптировать его для конкретного образовательного дошкольного учреждение.
Мы, педагоги, работая с подрастающим поколением, практически создаем будущее. И вероятно, для того, чтобы знать, что мы создаем, нужно будет сесть в поезд, идущий в будущее, которого еще не существует. Ошибка, которую совершают взрослые, когда смотрят в будущее, заключается в том, что они видят его своими глазами. Вот почему многие из них не могут увидеть надвигающихся перемен. Возможно урок, который преподал молодой Билл Гейтс, пошел на пользу — урок, заключающийся в том, что, если вы хотите видеть будущее, вам нужно смотреть на него глазами более молодых людей. То, как мы реагируем на изменения в моде, музыке и технологии, определяет наш ментальный контекст. Если мы «приклеились» к прошлому или идем не в ногу с настоящим, то можем полностью упустить будущее. Многие взрослые упускают будущее или могут просмотреть его потому, что их планы относительно будущего не основаны на изучении прошлого. Один из способов увидеть будущее — это изучить прошлое, опираясь на молодой взгляд. В этом нам помогают современные мультимедийные технологии. Мультимедийная продукция обеспечивает непрерывное образовательное сопровождение детей старшего дошкольного возраста, разнообразит образовательные практики, разрушает обыденность и рутинность жизни дошкольника, актуализирует работу детей и педагога в глазах семьи ребенка и значимых ему взрослых. В современном информационном обществе техника позволяет каждому создать свой арт. объект, качество которого на прямую зависит от воспитания, от культуры.
В нашей реальности история должна иметь тенденцию повторяться, даже если она может повторяться не точно в таком же виде, как раньше, в других амплитудах, скоростях, динамике и частотах. Духовно-нравственные ценности – это та основа, которая помогает понять все выше сказанное и адресно выстроить образовательную стратегию учреждения по воспитанию патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Именно термин «ценности» стал основой в работе по воспитанию гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Ценность объединяет людей, они ее "слышат".
Как заинтересовать ребенка делать то, что у него не получается: говорить, создавать что-то для других? Отсутствия у ребенка жизненного опыта и не умения слышать себя и товарища, компенсируется совместной с педагогом и родителями деятельностью по созданию видео продукции, где дети легко и прочно усваивают предлагаемую с экрана модель поведения. Прежде чем что-то требовать от ребенка, необходимо научить его слышать себя и слушать других, понимать текст, различать изобразительные средства и звук, интонацию, жест. Научиться, воспринимать юмор и красоту созданных народом образов. Сказка для этого благодарный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Серия проектов по русским народным сказкам «Заюшкина избушка», «Заяц-хваста» и басни И.А. Крылова «Ворона и лисица» позволили создать свою видеотеку. Персонажей озвучивали сами дети, а педагоги записывали и монтировали звук и кадр. Мы предположили, что, совершенствуя коммуникативные навыки в позитивном ключе, мы попутно способствуем благотворному становлению личности ребенка: «Ну ты молодец, не хваста, а храбрец». Персонажи сказки «Заюшкина избушка» уже поют, а в басне герои двигаются, что позволило интегрировать большинство образовательных областей.
Проект детских рисунков «Наш дворик на районе» говорит о том, что патриотическое воспитание начинается с малого. С того места, где родился и вырос ребенок, с улицы на которой живет его семья. Детские рисунки насыщенные, яркие, солнечные, созданные с Любовью, которая есть благо.
Важно помнить, что ребенок воспитывается не только в условиях дошкольных образовательных учреждений, но, главным образом, в семье. Следовательно, семья играет существенную роль в воспитании полноценного, здорового и всесторонне развитого ребенка. Важно, чтобы именно в семье дети получили представление о том, как можно эффективно взаимодействовать с собой и окружающим миром. В дальнейшем он сам может выбрать правильные ориентиры в жизни.
Проект «Моя семья - мое богатство» помогают в этом, а рассказанные детьми пословицы про семью завораживают и «поучают» уже взрослых. Переживания детей в дошкольном возрасте искренни. Важно не упустить момент для становления детской души.
В старшем дошкольном возрасте, 5 – 7 лет, дети запечатлевают значимый для других труд и проявляют способности к труду. В том случае, когда ребенок 2/3 свободного времени находится в трудовом действии, по словам Анатолия Гармаева, то есть в отклике на нужду, то у него в душе запечатлевается способность трудиться, и человек уже на всю жизнь имеет постоянную тягу к труду. Изучение детьми истории, обычаев и традиций родного края непосредственно связано с трудовыми действиями, посещением библиотеки, музеев, где знакомят их с героической и трудовой жизнью народа. Приобщаясь к государственным патриотическим и народным праздникам дети не только играют в традиционные игры, поют песни, проигрывают сценки, но и изготовляют поделки, вышивают, плетут, рисуют и т.д..
Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями. Воспитание, как полипроцесс, составляет существенное условие актуализации духовнонравственных ценностей человека, где необходимое для развития личности: наличие другого; примеры максимальной реализации Должного, как объекта для рефлексии и материал для самоопределения. Так в личности происходит «повторение без повторения» - в культуре появляется не «то же», но «такое же» [1]. Прикосновение к «живым» документам истории семьи, что будит генетическую память ребенка, вызывает эмоции, заставляет переживать, с почтением относится к прошлому. 9 мая проводилась акция «Бессмертный полк», ребята с гордостью рассказывали о тех родственниках, портреты, которых они несли. Проводились концерты для ветеранов, возлагались цветы к монументам Великой отечественной войны.
Следующим направлением работы стал мультимедийный проект, посвященный дню Победы, который содержит яркий патриотический и нравственный аспект. Детские голоса пронзительно призывают, словами автора песни Амалия Майер «Отмените войну», взрослых жить в мире. Искреннее отношение выражено в рисунках заведомо мирных и позитивных, поскольку их рисовали дети. Проект построен, на контрасте слов, музыки и видео рядя, что будоражит чувства и вызывает сопереживание.
Работа над медиа проектами продолжается. В год экологии уже создано видео по рассказу В.Бианки «Готовятся к зиме» и социальный ролик «Дикие животные с человеком не живут». В современных условиях на первый план, особенно в воспитании дошкольников, выходит формирование эмоционального отклика, уважения к окружающему миру, эстетических чувств. И здесь особую роль играет искусство, позволяющее почувствовать прекрасное в природе. Образы природы России позволяют формировать у ребенка патриотизм, эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать, «восходить к вершинам понимания места и роли человека и его деятельности в системе Мироздания».
Основной целью работы над проектами мы видим в формирование у дошкольников взгляда на художественное слово, рисунок, песню, видео ряд с позиции творческого человека, имеющий командный опыт созидания на благо. Одним из главных критериев оценки эффективности работы для нас служит изменение у старших дошкольников восприятия на других, с проблемной на позитивное. Расширения их представлений о человеческих отношениях и о себе. Так, дети, которые не умели говорить тихо, начинали говорить шёпотом и не шуметь, так как, шла запись детских голосов на смартфон. Дети учатся правильному социальному поведению, в первую очередь, через собственные переживания и опыт, внимательно относиться друг к другу.
Все проекты краткосрочные (одна или две недели), групповые, совместно детско-педагогические и родительские, творческие, практико-ориентированные с вариативным результатом.
Этапы работы над проектами:
∙ Генератор идеи - педагог;
∙ Погружение в идею, принятие детьми;
∙ Созидатели создатели (исполнители);
∙ Монтаж – родители, педагоги;
∙ Результат проекта, показ - зрители
В результате проектной деятельности образовательная детского сада среда пополнилась медиа продукцией, отзывами коллег и родителей. Видео по сказке «Заяц хваста» стала победителем районного конкурса «Актуальность использования средств информационных технологий в образовательной деятельности в свете реализации ФГОС» 2014-2015 учебного года. Мы принимали участие в акции памяти ко дню снятия блокады "Свеча памяти". Наше творчество было представлено на Всероссийском образовательном вебере, а так же на различных конференциях.
Разработанные материалы помогут выстроить систему работы с детьми каждой возрастной группы, что позволит повысить патриотическое и гражданственное воспитание детей с тяжелым недоразвитием речи. Увеличится объем знаний и представлений детей об истории России. У родителей возникнет интерес к истории Отечества, к возрождению семейных традиций, возникнет желание передать полученные знания своему ребенку.
Эффективность социализации заключается в сохранении баланса между адаптацией в обществе и обособлением от него. Где адаптация носит активный характер, и личность добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, совершенствуя человеческую природу на уровне генетической памяти. А важным условием психического и социального развития детей, является организационный процесс самопознания, при гуманно– демократических отношениях и целенаправленном педагогическом воздействие. И создание условий для приобретения положительного опыта взаимодействия, соблюдения норм морали, этики, права, что является предметом деятельности педагога с помощью мультимедийных технологий. "Мы, безусловно, должны быть открыты и миру, и всему новому, чтобы двигаться вперед, но мы ни в коем случае не должны забывать про наши культурные корни, про наши традиции" — подчеркнул Путин, во время форума ОНФ 25 апреля 2016".
Источники:
1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов. Книга вторая. – М.: ШколаПресс, 1995.
2. http://lib.rus.ec Отойти от дел молодым и богатым 2011 года
3. http://studopedia.org Как вы видите будущее? 20.04.2016
4. http://refwin.ru Как вы видите будущее? 31.05.2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются основы личности и деятельности ч...
Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Доклад из опыта работы « Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в...
Презентация Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Сегодня большое внимание и важная роль в образовании в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...
Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...
Методическая разработка воспитателя Байдуллаевой Альфии Сергазиновны к проектной деятельности "В гостях у кукольника" (театр) для детей старшего дошкольного возраста.
Проект разработан в программе MimioStudio, адресован детям старшего дошкольного возраста для самостоятельного действия на интер активной доске в игровой форме. Целью проекта является познавательный ин...
Детский доклад как средство воспитания гражданственности и патриотизма детей старшего дошкольного возраста
Здесь представлен опыт применения метода "Детский доклад" с детьми подготовительной группы в работе по воспитанию гражданственности и патриотизма. ...