Презентация Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Сегодня большое внимание и важная роль в образовании в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способствуют развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста, так как предполагают позицию ребенка как субъекта данной деятельности, а также дают возможность проявлять самостоятельность и инициативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_mamedova_e.a.pptx | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования к современному педагогу дошкольного образования Требования к структуре образовательной Программы ДОУ, условиям ее реализации и результатам освоения Программы ФГОС ДО: Задача: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности Решение: Проектная деятельность Повышение статуса дошкольного образования в системе образования в целом повышение требований: Противоречие: Снижение уровня познавательной активности детей дошкольного возраста/ смещение акцентов в образовании от «знаниевой» системы к личностному развитию Актуальность опыта
Изучить и проанализировать источники, подобрать методические материалы к планированию и организации проектной деятельности в работе по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста; исследовать начальный уровень развития у детей познавательной активности ; Реализовать перспективно-тематическое планирование использования проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках освоения образовательной программы по направлению «Познавательное развитие» Оценить результативность применения метода проектной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников и успешности освоения образовательной программы в направлении «Познавательное развитие». Задачи:
Участие ребенка-дошкольника в проектной деятельности обеспечивает ему уверенность в себе, создает положительную мотивацию к познавательной деятельности и открывает широкие возможности для развития у ребенка познавательной активности Ведущая педагогическая идея
Подготовительный: Изучение методической литературы по проблеме Исследование эффективности освоения уровня развития познавательной активности 2. Основной: Организация проектной деятельности в воспитательно-образовательной работе с детьми в рамках реализации образовательной области «Познавательное развитие» с целью развития познавательной активности Этапы работы: 3. Итоговый: Оценка эффективности использования проектной деятельности в работе по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
1. Работа с источниками Применение проектной деятельности в дошкольном образовании Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Деятельность педагога в проекте Деятельность детей в проекте 1 этап - подготовительный 1. Формулирует проблему (цель ), продукт проекта . 2. Мотивирует участников, вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу 1. Вхождение в проблему, игровую ситуацию, п ринятие задачи. 2. Дополнение задач проекта . 3. Обсуждение предстоящего взаимодействия . 2 этап – организация деятельности 1 . Помогает в решении задачи, планировании и организации деятельности 1. Распределение ролей, определение характера и содержания деятельности. 3 этап – реализация деятельности 1 . Практическая помощь (по необходимости ): направляет и контролирует осуществление проекта, косвенно руководит общением детей в рабочих группах. 1. Активное познание окружающего мира , осуществление общения в процессе решения поставленных задач и достижения целей деятельности . 4 этап - итоговый 1. Организация презентации продукта проекта . 2. Определение задач для нового проекта, перспектив проектной деятельности на будущее 1. Готовят продукт деятельности. 2. Представляют продукт деятельности . * по мере изменения возраста воспитанников, растет степень участия и доля самостоятельности в проекте 1 . Организация проектной деятельности *
2. Организация проектной деятельности Деятельность родителей (законных представителей) 1 этап – подготовительный: Принимают задачи, предлагают варианты по корректировке 2 этап – организация деятельности: Активно участвуют в обсуждении плана проекта, предлагают пути решения поставленных задач 3 этап – реализация деятельности: Оказывают помощь детям в изготовлении поделок, книжек-самоделок, по просьбе детей, помогают в выполнении «домашних» заданий, принимают участие в совместной образовательной деятельности 4 этап – итоговый: Оказывают помощь в оформлении выставки поделок, оформлении альбомов, газет, подборе иллюстраций
Тематика проектов познавательной направленности 1. Познавательно – информационный, творческий проект «Осень золотая» Цель проекта: расширение представлений детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях. Итоговое мероприятие - КВН «Мир осени» 2. Познавательно - творческий проект «Все профессии нужны» Цель проекта: расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость. Итоговое мероприятие - оформление альбома «Профессии наших родителей» 3. Информационно – познавательный, творческий проект «Новый год у ворот» Цель проекта: формирование у детей осознанного отношения к обычаям и традициям отмечать новогоднее торжество. Итоговое мероприятие - выставка новогодних поделок; новогодний утренник. 4. Исследовательско – творческий проект «Транспорт» Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей о транспорте и создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей по ознакомлению с видами транспорта. Итоговое мероприятие - оформление альбома с разными видами транспорта. 5. Информационно – познавательный, творческий проект « Весна-Красна » Цель проекта: закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Итоговое мероприятие - итоговое мероприятие «Здравствуй, весна!». Конкурс чтецов стихотворений о весне 6. Познавательно – информационный, творческий проект «Мамин день» Цель проекта: обобщить социальный опыт ребенка через его творческую и речевую активность, положительное отношение к своей маме, а также бабушке; способствовать сближению семьи с детским садом, повышая роль матери в воспитании дошкольников; укрепление детско-родительских отношений. Итоговое мероприятие - стенгазета «Для любимых мамочек»
Информационно – познавательный, творческий проект « Весна-Красна »
Исследовательско – творческий проект «Транспорт»
Познавательно - творческий проект «Все профессии нужны»
Итоговое мероприятие - оформление альбома «Профессии наших родителей» Познавательно - творческий проект «Все профессии нужны»
Информационно-творческий проект «Мамин день» Итоговое мероприятие - стенгазета «Для любимых мамочек»
Проект «Мебель вокруг нас» Тип проекта: информационно-творческий, групповой. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Срок реализации проекта: краткосрочный Цель проекта: расширять и систематизировать представления детей о предметах мебели и их значении. Задачи проекта: - уточнить и расширить представление о предметах мебели, сформировать понятие-мебель; - познакомить с историей создания стола и стула, с профессией столяра; - развивать познавательный интерес и логическое мышление; - активизировать словарь детей : мебель, шкаф, кровать, буфет, сервант, диван, кресло, тахта, комод, стол, стул, полка, тумба, табурет, подлокотник, спинка, сиденье, ножка. - воспитывать бережное отношение к вещам, сделанным руками людей. Ожидаемые результаты : - расширение кругозора детей о мебели; - обогащение словаря детей; - составление рассказа по картинкам и рассказа -описания.
Этапы реализации проекта: 1 этап -Подготовительный Разработка проекта. Подбор и изучение методической литературы. Подготовка художественной литературы, загадок, пословиц, дидактических игр по теме, иллюстраций. Составление календарно-тематического плана. 2 этап - Основной «Познавательное развитие» Беседы: «Из чего делают мебель?» , «Кто изготавливает мебель?» , «Мебель в вашем доме» . 1. Тема : «Как появилась мебель» Цель : закреплять знания о мебели, различных материалах, из которых изготавливают мебель; учить фантазировать, придумывать новые качества для мебели. 2. Тема : «Дом, в котором мы живем» Цель : закреплять представления о помещениях в квартире, предметах мебели, бытовых приборах, их назначении. 3. Опытническая работа «Мебель делают из разных материалов» (образцы различных материалов: пластик, дерево, ДСП, мебельная ткань и т.д.). 4. Игра «Чудесный мешочек» (определить на ощупь разные виды материалов – металл, стекло, дерево, пластмасса, кожа, мех и т.д.)
Опытническая работа «Мебель делают из разных материалов»
Игра «Чудесный мешочек» (определение на ощупь разных видов материалов для изготовления мебели)
«Речевое развитие» 1. Тема : «Посылка из Простоквашино » (Рассматривание предметов и составление рассказов) . 2. Выставка картинок из серии «Кухонная мебель» (для самостоятельного рассматривания). 3. Составление рассказа «Мебель» по мнемосхеме
Составление рассказа «Мебель» по мнемосхеме
«Социально-коммуникативное развитие» 1. Беседа «Безопасное поведение в группе» . 2. Беседа о бережном отношении к мебели и о значении мебели для человека (это удобство и функциональность и т.д.). ситуативный разговор о профессии плотник (столяр) 3. Дид /игры: «Профессии» , «Кукольный домик» , «Обставим квартиру» , «Большой - маленький» , «Один-много» , «Из чего сделано?» , «Что лишнее» , «Сосчитай» , «Подскажи словечко» . 4. Сюжетно-ролевые игры: «Салон мебели» , «Семья» , «Кукольный домик», «Обставим квартиру»
Сюжетно-ролевые игры: «Кукольный домик», «Обставим квартиру»
« Художественно-эстетическое развитие» Рисование Тема: «Скатерть –самобранка на столе» Цель: формировать умение детей рисовать акварелью, делать набросок простым карандашом, располагать рисунок по всему листу. 2. Рисование по замыслу. Цель : развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Развивать творчество, образные представления. Работа с раскрасками (раскрашивание предметов мебели) Лепка Тема : «Мебель для кукольного домика» Цель : формировать умения лепить кукольную мебель из пластилина.
Лепка Тема: «Мебель для кукольного домика» Рисовани е Тема: «Скатерть –самобранка на столе»
«Чтение художественной литературы» Рассказы : Житков Б. С. «Как я ловил человечков» , Нищева Н. «Мебель бывает разная» , О. В. Дыбина «Что было до.» . Сказки : « Оле-Лукойе » (Перевод с датского А. Ганзен , русская народная сказка «Три медведя» , «Маша и мышка» и др. Загадки и стихи о мебели.
Драматизация русской народной сказки «Три медведя»
Конструирование Постройка мебели из конструктора, мягких модулей, кубиков, геометрических фигур, палочек.
Построение мебели из конструктора, мягких модулей
Социальное партнерство с семьями воспитанников
Социальное партнерство с семьями воспитанников
Работа с родителями : выполнение домашнего задания «Путешествие по дому» для детей и родителей: - рассказать детям о домашней мебели, - принести фотографии, - нарисовать свою комнату, - составить рассказ «Мебель в моей комнате». - прочитать детям стихи, загадки, художественную литературу про мебель. 3 этап – Заключительный Создание книжки-самоделки «Мебель» Выставка детского творчества. Консультация для родителей.
Домашнее задание для детей и родителей «Путешествие по дому» - рассказать детям о домашней мебели, принести фотографии, нарисовать, составить рассказ «Мебель в моей комнате».
К нижки-самоделки «Мебель»
К нижки-самоделки «Мебель»
Самостоятельная деятельность детей
Методика «Древо желаний» (по В.С. Юркевич) Цель : изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации) 1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.) 2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин. 3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин. 4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин. 5. Главная книга страны Вообразилии . В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин. 6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин. Из ответов выбираются ответы познавательного характера. Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше. Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов. Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов. Качественный анализ: Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру. Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д. Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности. Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей. Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.
старшая группа (5-6 лет) Результативность педагогического опыта Высокая познавательная потребность Средняя познавательная потребность Низкая познавательная потребность Динамика степени выраженности познавательной активности воспитанников (В.С. Юркевич, методы диагностики – наблюдение, анкета, методика «Древо желаний»)
старшая группа (5-6 лет) Результативность педагогического опыта Динамика степени выраженности познавательной активности воспитанников (В.С. Юркевич, методы диагностики – наблюдение, анкета, методика «Древо желаний») Высокая познавательная потребность Средняя познавательная потребность Низкая познавательная потребность
построение единой содержательной линии работы, обеспечивающей включение проектного метода в целостный образовательный процесс работы с детьми дошкольного возраста с 5 до 7 лет корректирование планирования, расширение спектра областей применения метода проектов, охватывая все направления работы с детьми создание картотеки проектов для детей дошкольного возраста по всем направлениям развития ребенка обогащение Интернет-ресурса личного мини-сайта, а также на сайте ДОУ с размещением проектов презентация достижений воспитанников группы, их семей в реализации разного вида проектов в публикациях, на конференциях, в том числе заочных посредством сети Internet . Перспективы дальнейшей работы:
1. Веракса Н. Е., Галимов О. П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2014 2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М: Мозаика-Синтез, 2014 3. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7 лет) (ФГОС). – М.: Мозаика-Синтез, 2014 4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авторы-составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М: Аркти, 2003 5. Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от А до Я. 2004. № 2. С. 10-20 6. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дис. на соиск. учен. степени д-ра психол. наук.- М.: МГУ. -2001. Режим доступа: http://www.aspirantura.spb.ru/dissers/poddiakov.rar 7. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 96 с. ГБОУ ДПО НИРО http://www.niro.nnov.ru/ Фестиваль педагогических идей « Открытый урок » http://festival.1september.ru/ Сайт « Дошкольник ». http://doshkolnik.ru Информационный портал Дошколенок.ру –. http://dohcolonoc.ru/ Социальная сеть работников образования nsportal.ru Литература: Интернет-ресурсы:
«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами». Ш. А. Амонашвили
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРСОВАЯ РАБОТА "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Курсовая работа по профилю "Дошкольное образование"...
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста». Дошкольники прирожденные исследователи. Тому подтвержден...
Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...
«Компьютерная игра как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерн...
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Сегодня большое внимание и важная роль в образовании в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...
Занимательный математический материал как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
В статье описаны дидактические игры по ФЭМП....
обобщение опыта работы Тема:«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ»
Обобщила опыт работы по теме" Проектная деятельность как средство развития активности у детей старшего дошкольного возраста"...