Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная география" для 6-7 лет. Сентябрь 2020г.
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Чумичева Татьяна Дмитриевна

В программе представлены актуальность, цели, задачи, методические приёмы образовательной работы по первичному ознакомлению детей с географией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_dop.obrazovaniyu_po_geografii.docx65.56 КБ

Предварительный просмотр:

Принято:                                                                    «Утверждаю»:

 на Совете педагогов                                                 заведующий МАДОУ

 Протокол №4 от 30.08.2020г                        д/с комбинированного вида №8 «Берёзка»                                  

                                                                                             _____  Е.В. Миронова

                                                                       Приказ №54 от 03.08.2020

     

Дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Занимательная география»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 6– 7 лет

Срок реализации: 1год

Составитель:

 Воспитатель Чумичева Т.Д.

.

г. Ступино

2020 г.

Содержание.

1.Пояснительная записка

1.1 Направленность программы

1.2 Актуальность

1.3 Цель

1.4 Задачи

1.5 Отличительные особенности программы

1.6 Адресат программы

1.7 Объём и срок освоения программы

1.8 Форма обучения

1.9 Особенности организации образовательного процесса

1.10 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

1.11 Планируемые результаты

1.12 Форма аттестации

1.13 Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов

1.14 Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов

1.15 Материально-техническое обеспечение

1.16 Информационное обеспечение

1.17 Кадровое обеспечение

2.Учебный план

3.Содержание учебного плана

4.Методическое обеспечение программы

4.1 Методы обучения

4.2 Форма организации образовательного процесса

4.3 Форма организации учебного занятия

4.4 Педагогические технологии

4.5 Алгоритм учебного занятия

4.6 Дидактические материалы

5.Список литературы для организации образовательного процесса

6.Календарный учебный график

1.Пояснительная записка

Программа создана в соответствии со следующими нормативными документами.

• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  • Постановление от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 
  • СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
  • Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р)

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения.

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний воспитанников.  

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие детей в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

Дети и география… Некоторые могут сказать, что школьные термины не согласуются с дошкольниками. Отнюдь нет. Пытливый детский ум впитывает всю интересующую его информацию, тем более, если она предоставлена в форме игры. Первые основы в изучении окружающего мира должны даваться педагогами дошкольных учреждений. Изучение окружающего мира можно разнообразить изучением основ географии.
Изучение географии в детском саду очень мало рекламируется, материал нужно собирать по крупицам, используя научно-методическую литературу в виде детских энциклопедий, художественную литературу географического направления, географические настольные игры, ресурсы интернета. Этот предмет не введен в программу ДОУ, поэтому существует потребность собрать материал, обобщить его и представить в таком виде, который удобен для работы с детьми.
Первые представления детей о себе и окружающем их мире часто очень разрозненные, бессистемные. Задача педагогов и родителей – помочь им осознать, что каждый человек является частью этого огромного мира.
География – наука об окружающем пространстве, наполненном таинственными и совершенно необыкновенными вещами, изобилующая захватывающими историями о путешествиях. Эта работа о том, как и чем заинтересовать детей и родителей в изучении этой интересной, многоплановой, увлекательной науки.
Сегодня, в нашу эпоху бурного развития цивилизации, человечество все чаще сталкивается с проблемами экологического характера. Человек привык всё брать от природы и ничего не отдавать. Живя под лозунгом: «Мы не можем ждать милости от природы», человеческое общество все больше вредит окружающей среде, и это принимает огромные масштабы, влияя на наше здоровье. Нашу планету Земля может спасти только сам человек, глубоко понимая законы природы, осознавая, что он сам является частью этой природы. Мы видим, что всё большее значение приобретает нравственное, экологическое образование и воспитание человека.
Грустно осознавать, что развитие промышленности все больше наносит вред окружающей среде. Добывая полезные ископаемые, мы видим, что большая их часть уходит в отходы, потому что мало используются новейшие технологии. А загрязнение экологии деятельностью человека? Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно, необходимо, чтобы человек понимал свое место в окружающем его мире. Нам всем необходимо воспитание экологического сознания и сегодня долг каждого педагога сформировать это сознание у дошкольников и школьников, нашего подрастающего поколения, у тех, кто будет грамотно продолжать наши традиции сохранения природы для будущих поколений. Экологическое сознание имеет межпредметный характер, главную роль в котором играют естественно научные дисциплины: география, физика, биология. Поэтому ценность изучения географии для дошкольников состоит в том, чтобы научить детей, а часто и родителей, бережно относиться к своему дому, улице, городу, осознавая, что это наша среда обитания, которую необходимо содержать в чистоте для своего же блага, здоровья.
Дети дошкольного возраста по своей природе исследователи всего, что их окружает, им всё интересно познать. Ежедневно для себя они открывают новые предметы и необычные явления. Детей дошкольного возраста всё интересует, побуждает размышлять, задавать интересующие вопросы. Иногда они комментируют то, что узнали, внося своё видение, используя нестандартное, интересное объяснение.
Дети склонны к открытиям, их волнуют путешествия в дальние страны, и в этом педагог им окажет большую помощь, изучая с ними географию. Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно-следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.

  1. Направленность программы:

Данная Программа имеет естественнонаучную направленность и рассчитана на обучающихся дошкольного возраста. Кроме этого, реализация Программы помогает развитию коммуникативных навыков, познавательных и творческих способностей воспитанников за счет активного взаимодействия детей в ходе исследовательской деятельности.

Программа направлена на:

-создание условий для развития личности ребёнка;

-развитие мотивации ребёнка к познанию, творчеству и исследованиям;

-обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

-профилактику асоциального поведения;

-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

-целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка;

-укрепление психического и физического здоровья детей;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.

1.2 Актуальность:

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир природы.

   Психологическая готовность к жизни в современном информационном обществе, начальная компьютерная грамотность становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития ребенка.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а так же ознакомление с окружающим  во  ФГОС  определены  как  компонент  обязательной  части программы,  вид  деятельности,  способствующей  развитию  исследовательской  и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать  -это   главные  задачи  которые  стоят  сегодня  перед  педагогом  в  рамках федеральных образовательных стандартов.

География – наука об окружающем пространстве, которое наполнено таинственными и совершенно необыкновенными открытиями и историями о путешествиях. Чтобы дети прониклись к этой науке, целесообразно знакомить их с ней уже в дошкольном возрасте. Развитию географических представлений способствуют путешествия по карте, соединяя серьезное с игрой. Для таких игр в качестве материала нужны физическая и политическая карты мира, глобус, карта города, района, области, республики (страны), маленькие флаги различных стран для обозначения маршрута путешествия. Основной девиз таких игр — узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве.
Важность данной программы состоит в том, чтобы пробудить чувства ребенка, заинтересовать его в изучении окружающего мира не только в пределах города, района, области, но и всего мира. Нужно научить ребенка оценивать поведение человека в окружающем мире, высказывать своё мнение. Педагоги дошкольного учреждения должны создать для этого соответствующие условия, используя разнообразный материал для ознакомления детей с наукой «география». Обязательное условие для выполнения целей программы – работа с родителями. Родители должны знать о том, чему обучают детей педагоги, поддерживать детский интерес и любознательность.
С чего должен начать педагог? Конечно, с изучения научно-методической литературы, подборкой интересной информации для ребенка, подбором фотографий, иллюстраций. Нужно помнить о том, что для педагога главное – не дать ребенку готовые знания, а заинтересовать его так, чтобы он сам пытался что-то узнать, спрашивать, находить.
Занятия с детьми строятся по принципу игрового развивающего обучения и направлены на развитие любознательности, пытливости ума, формирование умения анализировать собственные наблюдения, сравнивать их с другими, обобщать и делать выводы. Воспитатель учит детей задавать вопросы, видеть и понимать красоту окружающего мира, проводить опыты.

На занятиях используются разнообразные методы: беседа, чтение художественной литературы, метод познавательных игр, постановка проблемных вопросов, рассматривание фотографий, иллюстраций, картин, рассказ, загадывание загадок, раскрашивание раскрасок на географическую тему, наблюдение, опыт, просмотр видеороликов «Модная география».

1.3 Цель:

     Развитие элементарных естественно-научных представлений о земле, о природе, о населении нашей планеты.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Научить детей изучать окружающий мир, учиться беречь и любить природу.

Расширение и углубление знаний дошкольников по географии.

Развитие у детей интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.

     Всестороннее развитие личности ребенка в дошкольном возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей, оказание своевременной помощи каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, становление у детей практически – деятельного анализа полученных результатов, развитие творческих способностей детей через исследования.

1.4 Задачи:

Обучающие:

Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение дошкольниками интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья повышение интереса к предметам естественного цикла и географии в частности;

Формировать способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Формировать у дошкольников представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;

Формировать у дошкольников диалектическое мышление, т.е. способности видеть многообразие мира в мире взаимосвязей и взаимозависимостей; обучение умению планирования своей работы;

Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

Обучение анализу логических закономерностей.

Развивающие:

- Развивать у детей представления о единстве окружающего мира;
- Развивать познавательный интерес и любознательность детей;
- Развивать интеллектуальные и творческие способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

-Стимулировать мотивацию детей к получению знаний;

-Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать

исследовательские задачи.

-Развивать познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных

-Развивать образного мышления и воображения;

-Создавать условий к саморазвитию детей;

-развивать у детей эстетического восприятия окружающего мира.

-Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

-Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 

-Совершенствование навыков классификации.

 -Активизация памяти и внимания.

-Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

-Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их значением и строением.

-Развитие речи и коммуникативных способностей.

-Развивать творческие способности и логическое мышление воспитанников

-Закреплять знания детей об окружающем мире.

-Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе распределении обязанностей.

-Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности

-Закрепить знания детей об окружающем мире

-Совершенствовать коммуникативные навыки  детей  при  работе  в  паре, коллективе, распределение обязанностей;

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к природе, желание сохранить её красоту и неповторимость;
- Заложить основы нравственного отношения детей к природе, воспитание
экологической культуры.

- Воспитывать любознательность, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимание с другими народами; позитивного отношения к окружающей среде;

-Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, способствовать сплочению воспитанников.

-воспитание уважения к труду и людям труда;

-формирование чувства коллективизма;

-воспитание аккуратности;

-Выявить и  обеспечить  дальнейшее  развитие  одаренным,  талантливым  детям, обладающими  нестандартным  мышлением,  способностям  в  конструктивной деятельности.

1.5 Отличительные особенности программы:

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность изучения географии, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Занимательная география» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

География открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться картами, глобусом формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся исследователями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. 

заключается в изменении подхода к обучению обучающихся, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта учащихся, который реализуется в двигательных играх, побуждающих дошкольников решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические проблемы.  Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, ребенок приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными картами, атласами позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные процессы в окружающем мире, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

1.6 Адресат программы:

Программа «Занимательная география» ориентирована на воспитанников дошкольного возраста 6-7 лет.

Состав – мобильный. Сменяемость допускается.

Набор – свободный, осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься конструированием и робототехникой.

1.7 Объём и срок освоения прогрммы:

Программа рассчитана на 18 часов в год.

Срок обучения – 1год.

1.8.Форма обучения:

Занятия – подгрупповые.

1.9 Особенности организации образовательного процесса:

Сформирован в группе одного возраста. Состав группы переменный.

1.10 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

Количество занятий в год – 36 занятий (18 часа).

Количество занятий в месяц – 4 занятия (2 часа).

Количество занятий в неделю – 1 занятие по 30 минут

1.11 Планируемые результаты:

- формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных естественно-научных представлений о Земле;
- повышение интереса к природе и бережное отношение к планете Земля;
- дети используют в своей речи специальную терминологию, пополняют свой словарный запас географическими понятиями;
- у детей повышается рост уровня наблюдательности;
- дети умеют делать выводы, выдвигать гипотезы;
- заинтересованность родителей в изучении с детьми данной науки, сбор интересного материала, накопление практических материалов.

- в результате обучения на занятиях кружка дети приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России: истории их возникновения, их архитектуре, их географии;

-приобретут практические навыки и умения: работы с картой, работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами, навыки организации работы в группе.

-совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

-сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

-развитие творческого мышления, изобретательности, мелкой моторики, внимания, усидчивости, точности;

-повышение мотивации к поиску качественного результата;

-формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

-сформируются умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

-ребенок будет проявлять инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской;

-ребенок будет способен выбирать участников команды, малой группы (в пары);

-ребенок будет обладать установкой положительного отношения к природе, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

-ребенок будет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных исследованиях, техническом творчестве, иметь навыки работы с различными источниками информации;

-ребенок будет способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты;

-ребенок будет уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-ребенок будет способен к волевым усилиям при решении технических задач, сможет следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;

-сможет соблюдать правила безопасного поведения в природе;

-ребенок будет проявлять интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно наблюдать, экспериментировать;

1.12 Форма аттестации:

Выставки, конкурсы, олимпиады.

1.13 Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов:

Создание коллективного выставочного проекта;

Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.

При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки рисунков, тестирование, диагностика, опрос.

1.14 Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
  • Выставки по моделированию.
  • Конкурсы, соревнования, фестивали.

1.15 Материально-техническое обеспечение:

Занятия по данной программе проводятся в групповой комнате, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам, с хорошим освещением и возможность проветриваться.

С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к географии была создана предметно-развивающая среда:

-Столы, стулья (по росту и количеству детей);

-Интерактивная доска;

-Демонстрационный столик;

-Карта мира

-Карта России

-Иллюстративный материал

-Минералы

1.16 Информационное обеспечение:

-Компьютер, проектор, сканер, принтер 

-Интернет – ресурсы:

1. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru

2.  География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru

1.17 Кадровое обеспечение:

2 педагога высшей квалификационной категории, работающие с данной группой детей.

2.Учебный план

№ п/п

Название темы

Вид деятельности

Количество часов

Всего

Теорет.

Практич

1.

Вводное занятие

Беседы

     0,5                      0,5              0

2.

Земля –планета Солнечной системы

Беседы

    1,5               0,5              1

3.

Ориентирование на местности

Экскурсии, практические занятия

    2               0                2

4.

Карта – язык географии

Практические занятия, просмотр кинофильмов

   2               0.5                1,5

5.

Жизнь земной коры

Теоретические занятия, просмотр кинофильмов, работа с картой

   2             1,5                0,5

6.

Мировой океан

Беседы, кинозанятия, работа с картой Мира, опыты

    2                        1                1

7.

Воды суши

Экскурсии, работа с картой, практикум, викторины.

    2                      1                 1

8.

Атмосфера Земли.

Практические занятия, решение географических задач

    2                 0,5                      1,5

9.

Наша Родина- России

Беседы, кинозанятия, работа с картой России, опыты

   2                  1            1

10.

Территории России

Теоретические занятия, просмотр кинофильмов, работа с картой, эксперименты.

2                    1                1

Итого

   18

3.Содержание учебного плана

Сентябрь

Неделя

     Тема

№п\п

 Программное содержание

Литература

I

1.Введение

- знакомство с деятельностью кружка, планирование.

-беседа по технике безопасности

Познакомить с деятельностью кружка, изучить технику безопасности.

Конспект

II

2.Земля –планета Солнечной системы

-вселенная, галактики.

Познакомить детей с понятием Земля, вселенная, ее размерами и из чего она состоит.

Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас». Стр.4, 19

III

-Солнечная система,

-освоение космоса

Познакомить детей с Солнечной системой, какие планеты входят в неё.

Познакомить детей с исследованиями космоса.

Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас». Стр.14-15

IV

-соседи Земли,

-созвездия.

-карта звёздного неба.

Познакомить детей с соседями Земли.

Познакомить детей с картой звёздного неба, с созвездиями.

Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас». Стр.6-8

Октябрь

Неделя

     Тема

№п\п

Программное содержание

Литература

I

3.Ориентирование на местности.

-история изобретения компаса

Познакомить с историей изобретения компаса

Конспект

II

- упражнения и движение на местности с компасом и без него

Познакомить с работой компаса на местности.

Конспект

III

- определение направлений, расстояний по плану местности.

Познакомить детей с планом местности, определять направление и примерное расстояние.

Конспект

IV

-ориентирование по местным признакам

   Учить ориентироваться по местности по определённым признакам.

Конспект

Ноябрь

Неделя

     Тема

№п\п

Программное содержание

Литература

I

4.Карта – язык географии

-план местности

Учить составлять план местности,

Конспект

II

-масштаб

Познакомить детей с понятием масштаб, где его применяют.

Конспект

III

-карта

Познакомить детей с картами разного масштаба.

Конспект

IV

-широта и долгота- адрес объекта

Познакомить детей с понятиями широта и долгота.

Конспект

Декабрь

Неделя

     Тема

№п\п

Программное содержание

Литература

I

5.Жизнь земной коры.

- современные гипотезы о происхождении гор на земле.

Познакомить детей с с гипотезами происхождения гор.

Познакомить детей с изображением

гор на карте, их названиями и размерами.                                                      

Денисова Д. «География для малышей». Стр. 6.

II

- вулканы, гейзеры, горячие источники.

  Познакомить детей с возникновением вулканов.                                                      

Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас». Стр.23

III

- землетрясения.

.

Познакомить детей с понятием землятресение, почему оно происходит.

Конспект

IV

- разнообразие форм рельефа на Земле.

- рельеф своей местности.

Познакомить детей с разнообразной поверхностью Земли. Изучить рельеф своей местности.

Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас». Стр.22

Январь

Неделя

     Тема

№п\п

Программное содержание

Литература

I

6.Мировой океан.

- современные способы изучения морей и океанов.

 Познакомить с изучением мирового океана.               

Конспект

II

- водяные смерчи, бури и ураганы в море.

Изучить понятия водяные смерчи.

Конспект

III

- части мирового океана.

- растительный и животный мир океанов и морей.

Познакомить с картой Мира, с разными частями мирового океана, их расположением на карте.

Познакомить с разнообразным растительным и животным миром океанов и морей.

Денисова Д. «География для малышей». Стр. 9

IV

- экологические проблемы  Мирового океана.

На опыте понять в чем состоят проблемы экологии в Мировом океане.

Конспект

Февраль

Неделя

     Тема

№п\п

 Программное содержание

Литература

I

7.Воды суши.

- крупнейшие реки Земли.

Познакомить детей с крупнейшими реками земли, показать их на карте

Денисова Д. «География для малышей». Стр. 8

II

- крупнейшие озера Земли.

Познакомить детей с крупнейшими озёрами Земли.

Денисова Д. «География для малышей». Стр. 8

III

- пещеры, подземные реки и озера.

Познакомить детей с находками геологов.                                                  

Денисова Д. «География для малышей». Стр. 10

IV

- воды суши своего края.

Провести виртуальную экскурсию по местности своего края, определить наличие воды и суши в разных районах.

Конспект

Март

Неделя

     Тема

№п\п

Программное содержание

Литература

I

8.Атмосфера Земли.

-современные методы изучения атмосферы.

- грозные явления в атмосфере.

Познакомить с понятием атмосфера Земли, методами её изучения.

Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас». Стр.19

II

- обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

Учить фиксировать результаты наблюдений за погодой

Конспект

III

- местные признаки и приметы для предсказания погоды

  Учить определять признаки предсказания погоды.                                                

Конспект

IV

-наблюдения,

- климат своей местности.

Развивать интерес к наблюдениям за изменением климата в своей местности.                                                             

Конспект

Апрель

Неделя

     Тема

№п\п

Программное содержание

Литература

I

9. Наша Родина –Россия

-Россия на карте

Познакомить с картой России.

Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас». Стр.26

II

-города России,

-Золотое кольцо

  Формировать интерес к разнообразным городам нашей Родины, их достопримечательностям.                                                        

Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас». Стр.36

III

-чудеса России

Познакомить детей с уникальными заповедниками, парками, водопадами России.

Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас». Стр.38

IV

-полезные ископаемые и промышленность

Познакомить с изображением на карте полезных ископаемых  и с использованием их в промышленности.

Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас». Стр.40

Май

Неделя

     Тема

№п\п

Программное содержание

Литература

I

10.Территории России

-арктическая пустыня

Познакомить с растительным и животным миром.

Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас». Стр.42

II

-тундра

    Познакомить с растительным и животным миром.                                                        

Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас». Стр.44

III

-леса

     Познакомить с растительным и животным миром.                                                

Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас». Стр.46

IV

 -степи и полупустыни,

-субтропики и горы

Познакомить с растительным и животным миром.

Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас». Стр.48-50

4.Методическое обеспечение программы:

4.1 Методы обучения и воспитания:

-Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, дидактические игры, показ иллюстраций, показ исполнения педагогом, наблюдение, работа по образцу)

-Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, дискуссии, рассказ, беседа, объяснение, загадывание загадок, художественное слово)

-Познавательные (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

-Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);

-Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).

-Проблемный- (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.)

-Игровой- (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.)

-Частично-поисковый, исследовательский, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, дискуссионный, проектный.

-Убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

-Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)

-Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.)

-Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).

В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен превышать 12 человек. Занятия предусматривают коллективную, групповую и возможно индивидуальную формы работы для отработки пропусков занятий по болезни.

4.2 Форма организации образовательного процесса:

В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен превышать 12 человек. Занятия предусматривают коллективную, групповую и возможно индивидуальную формы работы для отработки пропусков занятий по болезни.

  1. Форма организации учебного занятия:

-Беседа

-Экскурсии

-Игра – презентация

-Наблюдение

-Опыты

-Просмотр видеороликов «Модная география».

-Практическое занятие с помощью педагога

-Выставка

  -Ролевая игра

  -Познавательная игра

  -Задание по образцу (с использованием инструкции)

  -Викторина

  -Проект

-Самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий);

-Соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях);

         Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.

4.4 Педагогические технологии:

Технология группового обучения.

Технология программированного обучения.

Технология блочно -модульного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Технология развивающего обучения.

Технология проблемного обучения.

Технология исследовательской деятельности.

Технология игровой деятельности.

4.5 Алгоритм учебного занятия:

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления и познавательную активность (длительность – 10 минут).

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

Вторая часть – исследовательская деятельность.

Цель второй части – развитие способностей.

  1. Дидактические материалы:

-Презентации  и учебные фильмы  (по темам занятий);

-Игрушки для обыгрывания;

-Технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи;

-Картотека игр.

-Раздаточные материалы, инструкционные, задания, упражнения, образцы моделей-конструкций.

5.Список литературы для организации образовательного процесса:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. Запартович Б.Б.  С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

3.  Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География»  - М: ООО «Издательство АСТ» 2002

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.»  - М: ООО «Издательство АСТ» 2002

5. Маркина В.А. «Увлекательная география» - М: ООО «Издательство АСТ» 2017

6. Ананьева Е.Г. «Жизнь Земли. Физическая география и рельеф планеты» - М: ООО «Издательство Эксмо» 2017

7. Петрова Н.Н. «География.По материкам и океанам» - М: ООО «Издательство Эксмо» 2017

8. Кертис Нил. Детская энциклопедия «Горы и мениралы» - М: ООО «Издательство РОСМЭН» 2019

9. Петрова Н.Н. Полная энциклопедия «География России» - М: ООО «Издательство Эксмо» 2017

10. Бурова Е.Ю. «Мир и человек. Полный иллюстрированный географический атлас» - М: ООО «Издательство АСТ» 2019

11. Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас» - М: ООО «Издательство РОСМЭН» 2020

12. Денисова Д. «География для малышей» - М: ООО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2020

6.Календарный учебный график

п/п

Месяц

Кол-во

занятий

Время провед.занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

4

16.30

Исследование

группа

наблюдение

2

Октябрь

4

Исследование

группа

наблюдение

3

Ноябрь

4

Исследование

группа

Самост. работа

4

Декабрь

4

Исследование

группа

наблюдение

5

Январь

4

Исследование

группа

Самост. работа

6

Февраль

4

Исследование

группа

Самост. работа

7

Март

4

Исследование

группа

наблюдение

8

Апрель

4

Исследование

группа

Самост. работа

9

Май

4

Исследование

группа

наблюдение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа« Неизведанное рядом» (естественнонаучное направленность) для детей 5-7 лет.

Цель программы: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования. Задачи программы:1. Расширение представл...

Дополнительная образовательная программа« Юный эколог» (естественнонаучное направленность) для детей 3-7 лет.

Цель программы: познакомить дошкольников с живой и неживой природой; повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающе...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета - наш дом" для детей от 6 до 7 лет

Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной  и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в ед...

Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Мы – друзья природы»

Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности  «Мы – друзья природы»...

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год

открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...

Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» естественнонаучной направленности для детей среднего возраста

Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие...