Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета - наш дом" для детей от 6 до 7 лет
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в единстве с программой А.И. Ивановой «Мир, в котором я живу»
За основу построения Программы «Планета – наш дом» взят принцип игрового общения ребенка с взрослым, с другими детьми и решения проблемной задачи. Основной упор в программе сделан на наблюдение, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Данная программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуальных качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, самостоятельность.
Новизна программы состоит в том, что каждое занятие проводится в виде путешествий, игр, что не утомляет дошкольников и способствует лучшему запоминанию предлагаемого материала. При подборе игр учитывается то, что игра не должна быть слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость. Внесён новый вид игры – партнерский, где объединяются более активные дети с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями. Программа помогает понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:
- более ранним началом систематического обучения в школе,
- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,
- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню экологической воспитанности выпускников детского сада.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы, отсюда и педагогическая целесообразность данной Программы.
Работа по реализации Программы способствует развитию личности ребенка, через формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, обогащает его экологические познания, интеллектуально развивает.
В процессе реализации Программы используются познавательно – исследовательская деятельность, загадки, задания на развитие логического мышления, проблемные ситуации и др., что является педагогически значимым аспектом и способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о ней, объективно оценивать ее результаты, а значит, обеспечивает интеллектуальное и личностное развитие дошкольника.
Ведущей идеей данной программы является создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Практическая значимость Программы заключается в решении важных учебно-воспитательные задач, углубляя и расширяя биологические и экологические знания дошкольников. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе. Воспитание ребенка – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.
Отличительной особенностью Программы является нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: проведение опытов, игр, занятий -путешествий, экологических сказок. Проблемно – поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию речи детей на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
В процессе реализации программы больше используются игровые и проблемные ситуации, что является педагогически значимым аспектом и способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, обеспечивает интеллектуальное и личностное развитие дошкольника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Янтарик» муниципального образования «Янтарный городской округ»
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета №__6 Протокол №_6_ от «09» июля 2018г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ «ДС № 4 «Янтарик» МО «Янтарный городской округ» ___________А.Э.Федина «_09_» июля 20 18 г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПЛАНЕТА – НАШ ДОМ»
Естественнонаучной направленности
для детей от 6 до 7 (8) лет
срок реализации: 36 часов
Программу составила:
воспитатель
Белякова Е.В.
Пгт .Янтарный
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка………………………………………………………………….....................3
2.Учебный план …………………………………………………………………………………………9
3.Календарно – тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение Программы …………………………………………………………….........................................................................9
3.1.Календарный учебный график………………………………………………………………...……9
3.2.Расписание занятий…………………………………………………………………………….........9
3.3.Учебно – тематический план ……………………………………………………………………...11
4.Учебно – тематическое и материально – техническое обеспечение Программы……………......20
4.1. Основная литература………………………………………………………………………………20
4.2. Дополнительная литература……………………………………………………………………....20
4.3. Ауди и видео пособия……………………………………………………………………………..21
4.4.Наглядный материал……………………………………………………………………………….21
4.5. Специализированные учебные помещения и участки…………………………………………..22
4.6. Основное учебное оборудование…………………………………………………………………22
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Планета – наш дом» естественнонаучной направленности.
Разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1. 3049-13);
-Положение о ДОП «ДС № 4 «Янтарик» МО «Янтарный городской округ».
Данная Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает современным передовым взглядам, направленным на формирование экологического сознания, экологического поведения в природе и правильного отношения к ней.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому формирование экологического сознания необходимо начинать с раннего возраста.. Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.
Экологически грамотный человек будет знать, как уменьшить экологическую угрозу, снять ее остроту и ликвидировать последствия, как нужно вести хозяйство чтобы не допустить нарушения экологического равновесия; он не станет браконьером, не будет наносить вред природе во время отдыха или устройства садового участка, не позволит расточительства, по отношению к ее ресурсам - будь то вода, топливо или электроэнергия.
Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в единстве с программой А.И. Ивановой «Мир, в котором я живу»
За основу построения Программы «Планета – наш дом» взят принцип игрового общения ребенка с взрослым, с другими детьми и решения проблемной задачи. Основной упор в программе сделан на наблюдение, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Данная программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуальных качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, самостоятельность.
Новизна программы состоит в том, что каждое занятие проводится в виде путешествий, игр, что не утомляет дошкольников и способствует лучшему запоминанию предлагаемого материала. При подборе игр учитывается то, что игра не должна быть слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость. Внесён новый вид игры – партнерский, где объединяются более активные дети с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями. Программа помогает понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:
- более ранним началом систематического обучения в школе,
- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,
- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню экологической воспитанности выпускников детского сада.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы, отсюда и педагогическая целесообразность данной Программы.
Работа по реализации Программы способствует развитию личности ребенка, через формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, обогащает его экологические познания, интеллектуально развивает.
В процессе реализации Программы используются познавательно – исследовательская деятельность, загадки, задания на развитие логического мышления, проблемные ситуации и др., что является педагогически значимым аспектом и способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о ней, объективно оценивать ее результаты, а значит, обеспечивает интеллектуальное и личностное развитие дошкольника.
Ведущей идеей данной программы является создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Практическая значимость Программы заключается в решении важных учебно-воспитательные задач, углубляя и расширяя биологические и экологические знания дошкольников. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе. Воспитание ребенка – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.
Отличительной особенностью Программы является нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: проведение опытов, игр, занятий -путешествий, экологических сказок. Проблемно – поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию речи детей на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
В процессе реализации программы больше используются игровые и проблемные ситуации, что является педагогически значимым аспектом и способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, обеспечивает интеллектуальное и личностное развитие дошкольника.
Ведущей идеей данной Программы является создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию Программа предназначена для работы с детьми от 6 до 7 (8) лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего периода обучения. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения.
Цель программы: развитие личности ребенка через формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- Формирование осознанного восприятия окружающего мира, основ безопасного поведения,
- Обучение основам исследовательской деятельности,
- Конкретизировать и углублять представления детей о том, что составляет природу.
- Воспитывать социальные качества личности дошкольников
- Создавать мотивацию, стимулирующую к познавательной и творческой деятельности.
- Содействовать поведенческому самоопределению детей.
Основными принципами Программы являются:
- Соответствие принципу развивающего образования, цель которого – развитие ребенка,
- Принцип наглядности в обучении. Осуществляется на восприятии наглядного материала.
- Принцип доступности. Познавательная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному).
- Принцип проблемности. Направлен на поиск решения проблемных ситуаций.
- Принцип психологической комфортности. Создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от деятельности.
- Принцип творчества. Максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
- Принцип вариантности. Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задачи.
- Принцип гуманности. Ребенок рассматривается как активный субъект познавательной деятельности с педагогом.
Формы, методы и режим работы по Программе:
Программа предназначена для работы с детьми от 6 до 7 (8) лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего периода обучения. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения.
ОД проводятся один раз в неделю, (не более 30 минут), строятся в игровой форме, используются сюрпризные моменты, которые способствуют пробуждению детской любознательности, вовлекающие ребенка в активное усвоение окружающего мира. Каждая ОД состоит из 2-х частей объединенных одной темой. В структуре каждой ОД предусмотрены здоровьесберегающие технологии. ОД по программе включают различные методы обучения: беседу, рассказ, дидактически игры, сказки, так же включены элементы ТРИЗ, работа с мнемотаблицами. Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, показа мультимедийных материалов);исследовательский; проблемно-поисковый; словесный (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
Общее количество часов, отведённых на реализацию программы в учебный год – 36,часов, в каникулярный период педагоги с детьми организуют совместную деятельность (наблюдения, беседы, восприятие художественной литературы и т.д.).
В процессе ОД используются различные формы:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Инновационные (моделирование, речевые сказки)
- Игры, викторины,
- Выполнение творческих заданий,
- Решение логических задач
Возраст детей и их психологические особенности
Ребенок на пороге школы (6—7 (8)лет)
Обладает устойчивыми социально- нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 (8) лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7-8 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения. К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6—7-8 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—7 -8лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В возрасте 6—7 (8) лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 (8)лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 (8) лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 (8) лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
Особенности набора детей
Программа «Планета- наш дом» предназначена для занятий естественнонаучной направленности с детьми в возрасте от 6 до 7 (8) лет. При проведении занятий используется групповая форма работы в малой постоянной группе 8- 10 человек. Количество обучающихся в группе зависит от выбора данной Программы родителями (законными представителями) в рамках предоставления дополнительных услуг дошкольным учреждением.
Программа рассчитана на 36 часов обучения. Набор детей производится по запросу родителей (законных представителей) и по желанию детей.
Прогнозируемые результаты
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность речи у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
В результате работы по программе у детей:
Сформировано осознанное восприятие окружающего мира, основы безопасного поведения,
Ребенок обучен основам исследовательской деятельности,
У детей развито образное и логическое мышление, индивидуально выражены творческие способности,
Сформированы социальные качества личности.
В итоге у детей не только накапливается определенный объем знаний об объектах живой и неживой природы, но совершенствуются умственные умения, формируется устойчивый интерес к самостоятельной поисковой деятельности, развиваются воображение, фантазия, логическое мышление, коммуникативные качества, закрепляются навыки безопасного поведения.
Механизм оценивания образовательных результатов
Педагогическая диагностика - первичная, итоговая диагностика.
Первичная диагностика происходит в процессе совместной деятельности педагога с детьми в виде бесед, наблюдений, игр; с целью выявления уровня развития дошкольников, их умений.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года в форме конкурса или викторины в игровой форме.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- организация разнообразных форм детской деятельности: открытые показы ОД, консультации для педагогов;
- разработка и изготовление дидактических игр;
- совместные мероприятия с родителями.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, Программы и регламентируется расписанием ОД.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально – психологические условия реализации Программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
-дифференциация и индивидуализация обучения;
-мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников
- Учебный план
Название ОД | Кол-во ОД в неделю | Кол-во ОД в месяц | Кол-во ОД в год |
«Природа – наш дом» | 1 /30 | 4/120 | 36/1080 |
2.1.Календаро – тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение Программы
№ | Тема | Количество часов |
1 | Мониторинг | 2 часа |
2 | «Метеобюро «Народных примет» - Путешествие во времени - Коллекция «Приметы урожая» - Знатоки народных примет - Растения и животные в народных приметах - Знакомые незнакомцы | 5 часов |
3 | «Гидрометеоролог» -Загадки планеты Земля - Что такое компас и для чего он нужен? - Какие бываю термометры? - Чем измерить скорость ветра - Для чего нужен барометр? - Мы юные гидрометеорологи | 6 часов |
4 | «Мир птиц» Ах этот шустрый воробей Воробьишко по сказке М.Горького Свойства перьев Свойства перьев Строение яйца Строение яйца Сорока - белобока Обустроим сорочий дом Синица – вестница зимних холодных дней Снегирь – снегирек – живой огонек Снегирь и синица Скворец – птица весенняя Ласточки прилетели Ласточкины заботы Кукушка Почему птенец кукушки остается в гнезде один Викторина Птицы | 23 часа |
Итого: | 36часов |
2.3.Календарный учебный график
Содержание | год обучения |
Начало учебного года | 1 сентября |
Окончание учебного года | 31 мая |
Всего учебных недель | 36 |
Каникулы | 1,2 неделя января 1,2 неделя мая |
Выходные и праздничные дни | 04.11. - День народного единства 01.01- 08.01. Новогодние праздники 23.02. День защитника Отечества 08.03. Международный женский день 01.05. праздник Весны и труда 09.05. День Победы 12.06. День России |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней (с понедельника по пятницу) |
ОД (образовательная деятельность) | 1 раз в неделю в соответствие с расписанием ОД |
Мониторинг динамики развития детей (педагогическая диагностика) | 1-2 недели сентября в не учебное время |
3- 4 недели мая в не учебное время | |
Продолжительность образовательной деятельности | Не более 30 минут |
Недельная образовательная нагрузка (кол-во ОД) | 1 |
Объем образовательной нагрузки в день (минуты) | Дополнительная образовательная деятельность может реализовываться как в первую так и во вторую половину дня в соответствие с расписанием ОД. Не более 30 минут |
Объем недельной образовательной нагрузки (минуты) | 30 |
Объем годовой образовательной нагрузки (минуты) | 1080 |
2.4. Расписание образовательной деятельности
Название ДОД | День недели | Время | Ответственный |
«Планета - наш дом» | Понедельник | 16.00-16.30 | Иванова Н.Ю. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЛАНЕТА – НАШ ДОМ»
3.Учебно – тематический план
Сентябрь | |||
№ | Тема | Задачи | Методы и приемы реализации |
1 | «Живая – неживая природа» | Уточнить представления детей о явлениях живой и неживой природы | Дидактические игры, Беседа |
2 | «Живая – неживая природа» | Уточнить представления детей о явлениях живой и неживой природы | Дидактические игры, Беседа |
3 | «Путешествие во времени» [4] С - 87 | Вызвать у детей интерес к истории народного календаря, используемого на Руси земледельцами. Развивать связную речь, активизировать словарь. | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Ознакомление со сказкой Беседа Обобщение полученных знаний с помощью моделей |
4 | « Коллекция «Приметы урожая» [4] С - 87 | Познакомить детей с тем, каким образом в старые времена люди на Руси умели предугадать сроки посева пшеницы, овса, ржи, посадки овощных культур. | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Ознакомление со сказкой Беседа Обобщение полученных знаний с помощью моделей |
Октябрь | |||
№ | Тема | Задачи | Методы и приемы реализации |
5 | «Знатоки народных примет» [4] С - 88 | Развивать речь детей, коммуникативные качества, вызывать желание поделиться информацией, доставить детям эмоциональное удовольствие. Нацелить детей на создание книжек – малышек на тему: «Растения в народных приметах» | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Демонстрация стендовой презентации Беседа Обобщение полученных знаний с помощью моделей Изготовление книжек- малышек |
6 | «Растения и животные в народных приметах» [4] С -88 | Пробуждать детей к проявлению творчества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость от участия в коллективном деле | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Презентация детьми свих книжек – малышек. Беседа Обобщение полученных знаний с помощью моделей |
7 | «Знакомые незнакомцы » [4] С -89 | Заинтересовать детей информацией о растениях - барометрах. Произрастающих на территории детского сада. Вызвать желание наблюдать за ними, фиксировать свои наблюдения, сравнивать их. | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Ознакомление со сказкой Беседа Обобщение полученных знаний с помощью моделей |
8 | «Гидрометеоролог» [4] С -89 | Познакомить детей с профессией гидрометеоролог, помочь детям понять ее значение. Развивать связную речь детей. | Введение в проблемную ситуацию Работа с моделями Беседа С/Р игра |
Ноябрь | |||
№ | Тема | Задачи | Методы и приемы реализации |
9 | «Загадки планеты Земля» [4] С -107 | Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от солнца. Вызвать интерес и познавательную активность. | Введение в проблемную ситуацию Беседа – путешествие по глобусу Стендовая презентация «Уголки нашей планеты» |
10 | «Что такое компас и для чего он нужен?» [4] С -107 | Формировать у детей представления о четырех частях света. Познакомить с компасом, обучать детей работе с компасом | Введение в проблемную ситуацию Работа с моделями Беседа Дид. игра «Найди по заданному направлению» |
11 | «Какие бываю термометры?» [4] С -107 | Уточнить представления детей о термометрах, познакомить с водным и напочвенным термометрами, упражнять детей в измерении температуры воздуха, воды и почвы | Введение в проблемную ситуацию Работа с моделями Беседа Проведение серии опытов по измерению температуры |
12 | «Чем измерить скорость ветра» [4] С -107 | Познакомить детей с прибором для определения скорости ветра – анемометром. Помочь усвоить алгоритм снятия показателей. | Введение в проблемную ситуацию Беседа Проведение серии опытов по измерению температуры Демонстрация стендовой презентации «Ветра на нашей планете» |
Декабрь | |||
№ | Тема | Задачи | Методы и приемы реализации |
13 | «Для чего нужен барометр?» [4] С -109 | Вызвать интерес к ознакомлению с прибором для измерения атмосферного давления- барометром, обучать работе с прибором. | Введение в проблемную ситуацию Работа с барометром, проведение опытов Беседа |
14 | «Мы юные гидрометеорологи» [4] С -109 | Предложить детям организовать работу на метеоплощадке, побуждать детей к систематическим наблюдениям | Введение в проблемную ситуацию Работа с приборами Беседа Проведение опытов по фиксации погоды |
15 | «Ах этот шустрый воробей » [7] С -91 | Закреплять знания детей о воробьях (питание, способ передвижения, повадки, гнездование, выведение птенцов); формировать позицию защитника природы, в том числе птиц | Введение в проблемную ситуацию Работа с моделями Беседа Демонстрация видеоролика о жизни воробьев |
16 | «Воробьишко по сказке М.Горького » [7] С -97 | Побуждать детей рассказывать о героях сказки- их внешнем виде, чувствах, мыслях, действиях, вызывать желание размышлять о причинах и следствиях поступков героев произведений, выявлять внутренние побуждения, замечать логическую закономерность событий | Введение в проблемную ситуацию Чтение произведения, беседа |
Январь | |||
№ | Тема | Задачи | Методы и приемы реализации |
17 | «Свойства перьев» [10] С -286 | Познакомить детей со строением перьев разного типа, понять их значение для птицы, изучить свойства перьев, закрепить навыки экспериментирования. | Введение в проблемную ситуацию Работа с моделями Обследование перьев Проведение опыта Беседа |
18 | «Свойства перьев» [10] С -286 | Познакомить детей со строением перьев разного типа, понять их значение для птицы, изучить свойства перьев, закрепить навыки экспериментирования. | Введение в проблемную ситуацию Работа с моделями Обследование перьев Проведение опыта Беседа |
19 | «Строение яйца» [10] С -295 | Сформировать у детей представление о строении яйца и размножении птиц, показать значение каждой части яйца для развития зародыша, развивать любознательность, пространственное воображение. | Введение в проблемную ситуацию Работа с моделями Беседа Проведение обследование объекта, экспериментирование |
Февраль | |||
№ | Тема | Задачи | Методы и приемы реализации |
20 | «Строение яйца» [10] С -295 | Сформировать у детей представление о строении яйца и размножении птиц, показать значение каждой части яйца для развития зародыша, развивать любознательность, пространственное воображение. | Введение в проблемную ситуацию Работа с моделями Беседа Проведение обследование объекта, экспериментирование |
21 | «Сорока - белобока» [7] С -101 | Уточнить и расширить знания детей о сороке: ее внешнем виде (оперение, клюв, лапы, хвост), поведении (подвижная, ловкая, вороватая), месте обитания, гнездовании, питании, продолжать обучать сравнительным операциям | Введение в проблемную ситуацию Работа с моделями Беседа Создание макета «кто, где живет» |
22 | «Обустроим сорочий дом» » [7] С -105 | Познакомить детей с интересными случаями, событиями из окружающей жизни, связанными с сорокой, учить детей точно и выразительно излагать мысли, подводить к самоанализу | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Ознакомление со сказкой Беседа Обобщение полученных знаний с помощью моделей |
23 | «Синица – вестница зимних холодных дней» » [7] С -108 | Уточнить и расширить представления детей о внешних признаках синицы, ее повадках, гнездовании, создавать условия для обобщения представлений об особенностях жизнедеятельности птицы (корм, способы передвижения и добывания пищи). | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Ознакомление со сказкой Беседа Обобщение полученных знаний с помощью моделей |
Март | |||
№ | Тема | Задачи | Методы и приемы реализации |
24 | «Снегирь – снегирек – живой огонек» [7] С -112 | Уточнить и расширить представления детей о снегире, особенностях его внешнего вида, повадках, выделить особенности гнездования, обучать сравнению самочки и самца снегиря | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Ознакомление со сказкой Беседа Обобщение полученных знаний с помощью моделей |
25 | «Скворец – птица весенняя» [7] С -121 | Расширить представления детей о внешних признаках скворцов, об их гнездовании, об изготовлении скворечников, рассказать о пении скворца, способствовать развитию активной речи и расширению словаря (пересмешник). | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Проведение сравнительного анализа Беседа Обобщение полученных знаний с помощью моделей |
26 | «Снегирь и синица» [7] С -116 | Закреплять знания детей о материках, климатических условиях Австралии, обитающих там животных: условиях проживания, образе жизни, внешних особенностях | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Ознакомление со сказкой Беседа Обобщение полученных знаний с помощью моделей |
27 | «Ласточки прилетели» [7] С -126 | Расширить представления детей о внешних признаках ласточек, об их гнездовании, способах добычи пищи, развивать продуктивное воображение, фантазию, самостоятельность мышления | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Ознакомление со сказкой Беседа Обобщение полученных знаний с помощью моделей Дидактическая игра |
Апрель | |||
№ | Тема | Задачи | Методы и приемы реализации |
28 | «Ласточкины заботы» [7] С -131 | Расширить представления детей о внешних признаках ласточек, об их гнездовании, способах добычи пищи, способам постройки гнезда | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Ознакомление со сказкой Беседа Обобщение полученных знаний с помощью моделей Дидактическая игра |
29 | «Кукушка» [7] С -133 | Расширить представления детей о внешних признаках кукушек, об их гнездовании, способах добычи пищи, способам постройки гнезда, создать ситуацию требующую от детей рассуждений умозаключений, учить точно и выразительно излагать мысли. | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Ознакомление со сказкой Беседа Обобщение полученных знаний с помощью моделей Дидактическая игра |
30 | «Почему птенец кукушки остается в гнезде один» [7] С -138 | Закрепить знания детей о повадках кукушки, рассказать об особенностях внешнего вида и поведении кукушенка, формировать позицию защитника птиц. Создавать педагогические ситуации. Позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, выражать свою мысль и делать умозаключение. | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Ознакомление со сказкой Беседа Обобщение полученных знаний с помощью моделей |
31 | «Викторина птицы» [7] С -141 | Закреплять представления детей о птицах, закреплять умение сравнивать птиц. | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Проведение викторины |
Май | |||
№ | Тема | Задачи | Методы и приемы реализации |
32 | «Земля – наш дом» Вечер – развлечений» [11] С -155 | Уточнить представления детей о жителях и обитателях Земли, закрепить умение детей вести себя в природе, продолжать воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных, насекомых | Сюрпризный момент Введение в проблемную ситуацию Ознакомление со сказкой Беседа Обобщение полученных знаний с помощью моделей |
33 | Викторина «Природа- наш общий дом» | Уточнить представления детей о явлениях живой и неживой природы | Дидактические игры, Беседа |
34 | Экологический праздник | Уточнить представления детей о явлениях живой и неживой природы | Дидактические игры, Беседа |
35- 36 | Викторина | Обобщить знания детей полученные на протяжения всего года | Дидактические игры, поход в природу. |
4.Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение Программы
Результат реализации Программы «Планета – наш дом» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПиНа и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника
4.1.Основная литература
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | А.И. Иванова | «Мир, в котором я живу» | М.:ТЦ Сфера, 2017.-160с. | Программа | 1 |
2. | С.Н. Николаева | «Юный эколог» | М.:Мозаика –Синтез, 2016.-112с | Программа | 1 |
4.2.Дополнительная литература
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр. | Кол-во экз. |
1 | А.И. Иванова [2] | «Мир, в котором я живу» «Мир растений» | М.:ТЦ Сфера, 2017.-160с. | 1 |
2 | А.И. Иванова [5] | «Мир, в котором я живу» «Мир животных» | М.:ТЦ Сфера, 2017.-160с. | 1 |
3 | А.И. Иванова [6] | «Мир, в котором я живу» «Человек» | М.:ТЦ Сфера, 2017.-160с. | 1 |
4 | Е.А. Алябьева [1] | «Сказки о природе» | М.:ТЦ Сфера, 2017.-128с. | 1 |
5 | Л.Г. Киреева | «Формирование экологической культуры дошкольников» | Волгоград 2012.- 271 с. | 1 |
6 | О.А. Воронкевич | «Добро пожаловать в экологию» | Санкт-Петер-бург, «ДЕТСТ-ВО-ПРЕСС», 2016.-512с. | 1 |
7 | Л.В. Рыжова | «Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста» | Санкт-Петер-бург, «ДЕТСТ-ВО-ПРЕСС», 2017.-192с. | 1 |
4.4.Наглядный материал
Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи | Дидактические пособия | Материалы для детского творчества |
1.Набор картин: «Растения ближайшего окружения», «Дикие животные», «Животные и их детёныши», «Овощи», «Фрукты» " и др. 2. Набор открыток: «Цветы», «Деревья», «Кустарники», ""Семья", 3.Набор домашних животных | 1. Модели: «Времена года», «Признаки животных», «Времена года»; «Фазы развития растения» 2. Алгоритм для составления описательного рассказа; 3. Сигнальные карточки: «Опасности в природе», «Уход за комнатными растениями» 4. | 1. Энциклопедии 2. Детская художественная литература о природе, животных, труде людей, окружающей действительности и др |
1. Папки: «Домашние животные»; «Дикие животные» «Растения»; |
4.5. Специализированные учебные помещения и участки
№ п/п | Наименование и принадлежность помещения | Площадь (кв.м.) | Количество мест |
1. | Группа подготовительная | 51 | 25 |
4.6. Основное учебное оборудование
№ п/п | Наименование | Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования |
1. | Уголок экологии | Группа |
2. | Книжный уголок | Группа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"
Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» ("стартовый" уровень)
Программа включает теоретические знания, практические работы, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование. Программа содержит занимательные сведения о живой и неживой природе, о растительном и живо...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЭКОЛОЛЯТА»
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность программыНаибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие же...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 6-7 лет «Логико-малыш»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 5-6 лет «Маленькие исследователи»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год
открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...