Дополнительная образовательная программа« Неизведанное рядом» (естественнонаучное направленность) для детей 5-7 лет.
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Герасина Татьяна Юрьевна

Цель программы: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.

 

Задачи программы:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие умственных способностей.

4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_neizvedanoe_ryadom.odt33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации муниципального образования

«Гусевский городской округ»

Калининградской области

муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад № 11

Центр развития ребенка

 

                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МАДОУ детским садом № 11

Центром развития ребенка

___________Т.А. Заварзина

«____»____________201_г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

« Неизведанное рядом»      

(естественнонаучное направленность)

для детей  5-7         лет

срок реализации программы:  _2 года___

Программу составила:

Герасина Татьяна Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории.

                                                                                                 

г. Гусев

2015г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства- экспериментирования.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

        В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

 Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Направленность Программы :  естественнонаучное

Новизна программы заключается в:

поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; создании специально организованной предметно-развивающей среды; выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.

Актуальность программы

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит уникальный метод обучения дошкольников - метод экспериментирования, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживается скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, создается субъектно-новый продукт. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. При отборе сведений об окружающем мире используется краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми, прежде всего материал о неоценимых богатствах родного края, его природе, что способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру, активного, небезразличного отношения к «малой родине», к ее настоящему и будущему.

        Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что  детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности,  приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

         Практическая значимость:

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Однако, знания, которые получает ребенок таким путем, усваиваются хуже, чем не в логике науки.

        Говоря о научной  логике познания в дошкольном возрасте, мы имеем в виду: овладением ребенком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретения умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр. Для того чтобы эти знания привести в соответствии с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.

        Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

        Отличительные особенности

Детское экспериментирование- это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами- носителями предметно- практической деятельности и познания, «активными деятелями», это источник осознанной, целенаправленной активности. В экспериментальной деятельности ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

        Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Она также отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования.

Ведущие теоретические идеи:

"…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения". (Н.Н. Поддъяков).

"Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать."

В. Сухомлинский


«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»

К.Е. Тимирязев

 Ключевые понятия:

Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

Анализ разложение, расчленение)— метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования (например, анализ крови, функциональный анализ анализ требований).

Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

Классифика́ция (классифицирование) — «особый случай применения логической операции деления объёма понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и так далее)»

«Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.».

Сравне́ние — многозначный термин.

  • Сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух (и более) объектов.
  • Сравнение — выяснение, какой из двух (и более) объектов лучше в целом («интегральное сопоставление»).
  • Сравнение (разг.) — утверждение, что данные объекты равны или подобны, приравнивание, уподобление.
  • Сравнение в ряде социальных наук (психологии, социологии и др.) и в философии — познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов, явлений и процессов.

Обобще́ние поня́тийлогическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается другое понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания; форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переходу на более высокую ступень абстракции. Результатом логической операции обобщения является гипероним.

Цель программы: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.

Задачи программы:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие умственных способностей.

4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Основные принципы реализации программы

Принцип деятельности.

От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. Вначале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.

Принцип систематичности.

Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.

Принцип безопасности.

Эксперимент должен отвечать условиям:

Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними. Безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов. Показ только существенных сторон явления или процесса.

Принцип повторности.

· Отчетливая видимость изучаемого явления.

· Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Принцип наглядности.

Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

Принцип самостоятельности.

Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.

Принцип научности.

Подкрепление всех проводимых экспериментов, направленных на развитие интеллектуальных способностей – научное обоснование и практическое апробирование методики.

Принцип сотрудничества.

Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Принцип «Не навреди!», категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.

Соблюдение представленных принципов позволит реализации программы пройти более эффективно.

Взаимодействие с семьей

Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:

побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов; поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования; направлять поисковую деятельность старших дошкольников; способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации; приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; поощрять возникновение проблемных вопросов.

Основные формы и методы

  -эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой      деятельности;

-«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия;

- проблемные ситуации.

                                

Возраст детей и их психологические особенности

В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»

К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развивается понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. Постепенно расширяя представления детей об окружающем. Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности.

Особенности набора детей:

свободный, по желанию родителей.

Прогнозируемые результаты:

Ребенок проявляет любознательность,  инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;  задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,  и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, соблюдать правила безопасного поведения.

Механизм оценивания  образовательных результатов:

Педагогический мониторинг- первичная, промежуточная, итоговая диагностика.

        Первичная диагностика проходит на первых занятиях с целью выявления начального уровня развития воспитанников.

        Промежуточная диагностика- проходит параллельно изучению материала с целью проверки получения новых знаний.

        Итоговая диагностика- проводится в конце каждого учебного года в форме открытого занятия.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, учебно-исследовательские конференции и т.д.)

Организационно-педагогические условия реализации программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, тематического планирования и регламентируется расписанием занятий.

Режим занятий:

Группа занимается по одному часу в неделю. Общее количество часов, отведённых на реализацию программы 52часа. В структуре каждого НОД предусмотрен перерыв, продолжительностью 1-3 минуты- это динамические упражнения с речевым сопровождением, пальчиковые игры, офтальмотренаж, упражнения на релаксацию.

Учебный план

для детей 5-6 лет

№п.п

Разделы программы

теория

практика

Самоподго

товка

всего

1-3

Первичная      диагностика

1,5

1,5

-

3

4-9

Блок «Почва»

2

4

-

6

10-14

Блок «Камни»

2,5

2,5

-

5

15-22

Блок «Вода»

2

4

2

8

23-26

Блок «Воздух»

1

3

-

4

27-32

Блок «Магнит»

3

3

-

6

33-34

Блок «Растения»

1

1

-

2

35-36

Итоговая диагностика

1

1

-

2

37-38

Блок «Стекло»

0,5

0,5

1

2

39-40

Блок «Резина»

0,5

0,5

1

2

41-42

Блок «Металл»

0,5

0,5

1

2

43-44

Блок «Ткань»

0,5

0,5

1

2

45-46

Блок «Дерево»

0,5

0,5

1

2

47-48

Блок «Пластмасс»

0,5

0,5

1

2

49-50

Блок «Свет»

0,5

0,5

1

2

51-52

Блок «Бумага»

0,5

0,5

1

2

18

24

10

52

*10 занятий определяется на самообразование. ИТОГО: 52

Учебный план

для детей 6-7 лет

№п.п

Разделы программы

теория

практика

Самоподго

товка

всего

1-2

Первичная      диагностика

1

1

-

2

3-8

Блок «Растения»

2

4

-

6

9-12

Блок «Почва»

1

3

-

4

13-16

Блок «Камни»

1

3

-

4

17-20

Блок «Воздух»

1

1

2

4

21-24

Блок «Вода»

1

3

-

4

25-28

Блок «Магнит»

2

2

-

4

29-34

Блок «Свет и зеркало»

2

4

-

6

35-36

Итоговая диагностика

1

1

-

2

37-41

Блок «Бумага»

2

2

1

5

42-52

Игры, опыты по позновательному развитию, логические задачи

2

2

7

11

16

26

10

52

*10 занятий определяется на самообразование. ИТОГО: 52

Методическое обеспечение программы

материально-техническое обеспечение:

ноутбук, музыкальная колонка, итерактивная доска, флэшнакопитель, телевизор, видеоплеер.

Оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.

Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

Красители: гуашь, акварель и т.д.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.

Дополнительное оборудование

Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.

Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.

Рабочие тетради по опытно-экспериментальной деятельности.

Экологический дневник дошкольника по разным временам года.

На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Оценочные материалы

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Методические рекомендации к процедуре диагностирования

1. Дидактическая игра «Интервью».

Цель. Выявить умение задавать вопросы.

2.Дидактическая игра «Назови как можно больше возможных признаков этого предмета».

Цель. Умение ставить проблему.

Д. у. «Почему светит солнце?»

Цель. Наблюдение как способ выявления проблемы.

3.Упражнения: «Почему дует ветер? Почему ребёнок плачет? Почему весною

тает снег?»...

Ответы начать со слов: может быть, предположим, допустим, возможно, что если…...

Цель. Выявить умение выдвигать гипотезы.

4.Упражнение - понаблюдать за живым объектом, а затем описать её.

Цель. Развитие способности делать описание животного (предмета), чётко формулировать определение понятия.

5.Дидактическая игра «Рассмотри и опиши», «Нарисуй предмет по памяти»

Цель. Развитие внимания и наблюдательности.

6.Опыты с водой «Как исчезает вода».

Материал: губка, ткань, полиэтилен, металлическая пластина, кусок дерева, фарфоровое блюдце. Делается вывод: вода испарилась, улетела в воздух в виде маленьких частиц, вода впиталась в …

Цель. Выявить умение проводить эксперимент.

7.Дидактическое упражнение «На что похожи геометрические линии, тела?»

Цель. Помочь детям в ходе собственных несложных рассуждений делать умозаключение (вывод).

8. Дидактическое упражнение «Составь рассказ по плану».

Цель. Проверить умение детей составлять рассказ по плану.

9.Дидактическая игра «Важное задание»

Цель. Выявить умение получать информацию из разных источников.

По каждому параметру выделяются уровни сформированности исследовательской деятельности детей: высокий, средний и низкий.

уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой

подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположение, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

низкий

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес, не уверен в достижении результата.

 Ребенок не высказывает предположение, невыстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Не принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Не готовит материал для экспериментирования, отказывается от выполнения задания.

Не может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам.

 

          ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые документы:

  1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
  2. Конституция РФ.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам».
  5. Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14»

Литература для педагогов:

1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

5. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

7. Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

8. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

10 Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007

11.  Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

12http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/rabota-s-pedagogami/news6000.html

13.http://doshkolnik.ru/prezentacii/6355-experiment.html

14.http://www.maam.ru/detskijsad/detskoe-yeksperimentirovanie-v-dou.html

15.http://kladraz.ru/blogs/sherstobitova-nadegda/yeksperimentirovanie-v-do.html

16.http://detsad.socspb.ru/detsad/53/ds-83/project/experiment.html

Литература для детей:

1. Ридерз Дайджест «Иллюстрированный атлас мира»

2. Николаос Скилакис  Энциклопедия «История человечества»

3. Татьяна Успенская «Уроки знакомства с окружающим миром»

 

4. Рассказы о животных Евгения Чарушина, Николая Сладкова, Константина Ушинского.

5. . Рассказы и сказки Владимира Сутеева.

6. Рассказы Валентины Осеевой.

7. Рассказы Николая Носова

8. Лобел Арнольд «Квак и Жаб круглый год».

9. Алексей Лаптев «Пик, Пак, Пок».

10. Джулия Дональдсон «Груффало».

11. Секора Ондржей «Муравей Ферда».

12. Бернер Ротраут Сузанна «Летняя книга».

13. Стихи из цикла «Вовка — добрая душа». Мама или я? Две бабушки. Я выросла. Не одна. В школу

14. Биссет Д. Под ковром

15.  Михалков С. Мой щенок. Смех и слезы. Зайка-зазнайка

16.  Орлов В. Что нельзя купить

17. Хармс Д. Храбрый еж.

 18. Чарушин Е. Томка. Томка испугался. Тюпа. Сорока. Медвежата

19. Степанов В. Осторожный снег

 20. Кружков Г. Хорошая погода. Откуда взялись пятерки у старушки. Как шарики мир спасли

21.  Пришвин М. Лисичкин хлеб

22.  Коваль Ю. Букет

23. Усачев А. Ботинок. Живая книга. Мы играли в паповоз. Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек. О чтении. Что такое лето. По тропинке жарким летом. Как сороконожку за лекарем посылали. Пустынная песня. Кого принимают в школу?

24.  Александрова Г. Домовенок Кузька и волшебные вещи (с продолжениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Краски жизни" (художественной направленности) для детей 5-7 лет

Дополнительная образовательная программа кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования для детей 5-7 лет. Срок реализации: 1 год....

Дополнительная образовательная программа« Юный эколог» (естественнонаучное направленность) для детей 3-7 лет.

Цель программы: познакомить дошкольников с живой и неживой природой; повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающе...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

     Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...

Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» естественнонаучной направленности для детей среднего возраста

Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие...

Дополнительная образовательная программа по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности «Удивительное рядом»

Цель программы: развитие у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, проектно-исследовательских умений, применение их на практике через использование экспериментирова...