Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» естественнонаучной направленности для детей среднего возраста
рабочая программа по математике (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_kruzhka_znayka.docx | 47.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка»
естественнонаучной направленности для детей среднего возраста
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.
Данная программа актуальна тем, что ориентирована на формирование и развитие математических представлений дошкольников, которые являются основой интеллектуального развития детей и способствует общему умственному воспитанию ребёнка.
Организация кружка «Знайка» дает возможность развивать у детей познавательную активность, логическое мышление, интерес к математике. Особенность работы кружка заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных развивающих игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими формами и фигурами, тем самым позволяет развить умственные способности детей.
Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
Основное направление деятельности – использование современных развивающих игр: дары Фрёбеля, блоков Дьенеша, цветные палочками Х. Кюизенера, игры Никитина, головоломки и т. д.
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности, формируются элементарные математические умения.
Логические блоки Дьенеша помогают детям овладеть различными мыслительными умениями: анализ, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщения, кодирование. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.
С помощью цветных палочек Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Использование игр Никитина стимулирует развитие творческих способностей детей.
Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Достоинство использования развивающих игр в том, что сложные математические умения, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, выполнения движений. Дети даже не догадываются, что он усваивают такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.
1.2. Цели и задачи Программы
Целью данной Программы является создание условий для развития у дошкольников среднего возраста интеллектуальных способностей на основе использования развивающих игр и упражнений математической направленности.
Программа направлена на решение следующих задач:
- создать условия для развития у дошкольников интереса к математике;
- обеспечить условия для формирования у детей умения осуществлять последовательные мыслительные операции: анализ, синтез и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе индивидуально, в паре, коллективе;
- выявлять одарённых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, воображение, внимание, память, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
- воспитывать инициативность, настойчивость в достижении цели, умение радоваться своим успехам и успехам сверстников.
1.3.Принципы реализации программы
Основными принципами программы математического кружка являются:
- принцип новизны: позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу ребенка;
- индивидуальный подход: учитываются индивидуальные математические способности каждого ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей);
- наглядность (наличие дидактических материалов);
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий);
- учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных навыков;
- использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- решение интеллектуальных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Результатом освоения дополнительной образовательной программы является:
- появится интерес к математике;
- повысится познавательная активность детей;
- будет развиваться воображение, фантазия и творческая инициатива;
- сформируются умения и навыки анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
- совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
- самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части;
- устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями;
- воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату;
- составлять из малых форм большие;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- быть коммуникабельными, контактными при выполнении работы со сверстниками, уметь работать в парах, подгруппах, коллективно.
1.5. Способы определения результативности кружкой деятельности
Основными способами подведения итогов реализации Программы являются:
- математический КВН;
- открытое занятие кружка в форме математического праздника для родителей.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план кружковой деятельности
Решение программных задач реализуются в совместной деятельности взрослого и воспитанников средней группы компенсирующей направленности. Программа предусматривает организацию кружка в виде совместной игровой деятельности. Срок обучения – 1 учебный год.
В организацию предметно-пространственной среды групповой комнаты входит центр сенсорики и математики.
Количество занятий в неделю | 2 |
Расписание занятий | I , III неделя месяца – вторник II , IV неделя месяца – среда |
Время проведения занятий | 15.10. – 15.30. |
Продолжительность занятия | 20 минут |
Количество занятий в год | 60 |
2.2. Перспективно-тематическое планирование занятий кружка «Знайка»
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Октябрь | 1 неделя | «Волшебная страна – математика» | Создание условий для ознакомления с «жителями» «Волшебной страны – математики». |
«Страна волшебных фигур» | Создание условий для ознакомления с новой игрой «Логические блоки Дьенеша». | ||
2 неделя | «Давайте познакомимся» | Закрепление названий блоков, определение их свойств (введение знаков-символов) | |
«Кто быстрее» | Развитие внимания, умения работать в парах. | ||
3 неделя | «Найди дом для блока» | Закрепление названий блоков и их свойств (введение знаков-символов) | |
«Чудесный мешочек» | Развитие тактильных способностей при обследовании блоков | ||
4 неделя | «Заполни домик блоками» | Способствовать развитию умения упорядочивать блоки по форме (цвету, размеру, толщине), знаками – символами. | |
«Заполни домик блоками» (продолжение) | Закрепление умения упорядочивать блоки по форме (цвету, форме, размеру, толщине), знаками – символами. | ||
Ноябрь | 1 неделя | «Выложи дорожку из блоков» | Развитие умения работать в парах по инструкции |
«Выложи дорожку из блоков» (продолжение) | Закрепление умения работать в подгруппах по инструкции воспитателя | ||
2 неделя | «Выложи дорожку» | Закрепление умения упорядочивать фигуры пуказанн | |
«Художники» | Закрепление умения выкладывать картину | ||
3 неделя | «Найди клад» | Закрепление умения упорядочивать блоки двум признакам | |
«Волшебный кубик» | Закрепление умения работать в подгруппах по инструкции воспитателя | ||
4 неделя | «Волшебный ключик» | Развитие умения кодировать блоки с помощью знаков – символов. | |
«Выложи картинку» | Закрепление умения составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня | ||
Декабрь | 1 неделя | «Волшебные палочки» (счетные палочки) | Создание условий для развития умений выкладывать из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу. |
«Художники» | Закрепление умений выкладывать из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по схеме | ||
2 неделя | «Повтори» | Создать условия для закрепления умения выкладывать из счетных палочек силуэты геометрических фигур, предметов по схеме | |
«Будь внимателен» | Упражнение в выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по устной инструкции воспитателя | ||
3неделя | «Выложи картинку палочками» | Создать условия для выкладывания из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по схеме, собственному замыслу. | |
«Три медведя» | Закрепление умения сравнивать предметы по высоте, конструировать из палочек:кроватки, стульчики, столы разного размера. | ||
4неделя | «Волшебные превращения» | Развитие умения преобразовывать геометрические фигуры для получения новой фигуры. | |
«Волшебные превращения» (продолжение) | Способствовать закреплению умения преобразовывать геометрические фигуры для получения новой фигуры | ||
Январь | 1неделя | «Палочки Кюизенера» | Создание условий для знакомства детей с новой игрой; с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов |
«Разноцветная лесенка» | Развитие умения группировать, классифицировать палочки по цвету и длине. | ||
2неделя | «Стройся по-порядку» | Способствовать развитию умения сравнивать палочки по высоте. | |
«Разноцветный коврик» | Развитие умения сравнивать палочки по длине, ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями левый, правый, работать по образцу. | ||
3неделя | «Домик для зверей» | Способствовать закреплению умения конструировать по схеме из палочек Кюизенера, развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь. | |
«Кто в домике живет?» | Способствовать закреплению умения конструировать из палочек Кюизенера по образцу. | ||
Февраль | 1неделя | «Бусы для Каркуши» | Создать условия для закрепления умения работать по инструкции воспитателя. |
«Разноцветные флажки» | Способствовать закреплению названий геометрических фигур. Упражнение в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который счету?» | ||
2неделя | «Волшебники» | Закрепление умения конструировать по схемам из палочек Кюизенера, развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь. | |
«Воздушные шарики» | Формирование умения на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга | ||
3неделя | Игра «Поезд» | Создание условий для развития комбинаторных способностей детей, приобщения к моделированию. | |
«Разноцветные дорожки» | Создание условий для закрепления в порядковом счете в пределах 5 | ||
4неделя | «Сложи квадрат» | Создание условий для ознакомления с играми Б. Никитина. Продолжать развивать умение работать со схемой. | |
«Сложи узор» (по образцу) | Способствовать развитию умения работать со схемами. | ||
Март | 1неделя | «Сложи узор» (по образцу) | Закрепление умения работать со схемой. |
«Выложи картинку» | Развивать умение выкладывать узоры самостоятельно. | ||
2 неделя | «Выложи картинку» (продолжение) | Закрепление умения выкладывать узоры самостоятельно. | |
«Дары Фрёбеля» | Создание условий для знакомства детей с новой игрой; правилами | ||
3 неделя | «Дары Фрёбеля» | Создание условий для закрепления форм и свойств предметов, развитие исследовательских навыков. | |
«Что в мешочке?» | Закрепление сенсорных эталонов в познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений. | ||
4 неделя | «Отражение» | Создание условий для развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, его воображения, творческой активности. | |
«Подарок для друга» | Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, его воображения, творческой активности. | ||
Апрель | 1неделя | «Приглашаем в гости» | Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, его воображение, творческую активность. |
«Волшебный мешочек» | Закрепление сенсорных эталонов в познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений. | ||
2 неделя | «Зеркало» | Создание условий для формирования представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях | |
«Танграм» | Развитие сенсорных способностей и мелкой моторики, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. | ||
3неделя | «Волшебники» | Развитие умения собирать простейшие фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, по заданным параметрам. | |
«Герои наших сказок» | Развитие умения выкладывать из геометрических фигур персонажей сказов по схемам. | ||
4неделя | «Заюшкина избушка» | Закрепление умения выкладывать из геометрических фигур персонажей сказки «Заюшкина избушка» | |
«Теремок» | Закрепление умения выкладывать из геометрических фигур персонажей сказки «Теремок» | ||
Май | 1неделя | «Вот как мы умеем» | Закрепление умения работать в парах по инструкции |
«Не ошибись» | Закрепление навыков и умения конструировать по схеме | ||
2неделя | «Построй, мы отгадаем» | Закрепление навыков и умения классифицировать геометрические фигуры по различным признакам, конструировать по заданным условиям | |
«Выбери себе игру» | Создание условий для самостоятельного выбора игрового материала, партнера, для выполнения игровых действий в соответствии с данной игрой | ||
3 неделя | «Математический КВН» | Создание условий для определения усвоения детьми умений и навыков, приобретенных в результате проведения кружковой работы | |
«Путешествие в волшебную страну математики» | Подведение итогов работы кружка «Занимательная математика» |
III Организационный раздел
3.1. Этапы, методы и приемы, применяемые в кружковой деятельности
Методы | Приемы |
Наглядный | Рассматривание дидактических пособий, предметов, моделей, схем. |
Информационно-рецептивный | Обследование предлагаемого материала, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и умений, выполнение работ на заданную тему, по образцу, инструкции, собственному замыслу. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Для закрепления материала, совершенствования умений и навыков практикую самостоятельную работу дошкольников.
3.2. Формы организации кружка
Формы организации деятельности детей:
- эвристическая беседа;
- практикум;
- интеллектуальная игра;
- творческая работа;
-игры-эксперименты;
- работа с моделями, схемами;
-развивающие игры;
-логические задачи;
-ИКТ.
В проведения кружка включены:
- физкультминутки;
- пальчиковые игры;
- подвижные игры;
3.3. Материально-техническое обеспечение кружковой деятельности
Оборудование:
- магнитная доска;
- ИКТ;
- передвижной магнитный мольберт
- музыкальная колонка.
Учебно-методическое обеспечение программы:
- Игровой набор «Дары Фрёбеля»;
- Блоки Дьенеша.
- Палочки Киюзенера.
- Счетные палочки.
- Игры «Танграм»
- Игры Б. Никитина «Кубики для всех».
- Объемные геометрические фигуры.
- Шаблоны из геометрических фигур.
- Конструкторы.
- Головоломки.
- Игры со счетными палочками «Выложи фигуру» (по схеме).
- Лото «Геометрические фигуры».
3.4. Список литературы
- Буланова Л. В., Корепанова М.В. и др./Первые шаги в математику/Методическое пособие./.- Волгоград, 2004.
- Воскобович В. В., Харько Т. Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
- Михайлова З. А./Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
- Михайлова З. А./Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
- Никитин Б. П.Издательство: Педагогика, 1985 г.
- Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»/ Изд. «Мозаика- Синтез» 2010г.
- Носова Е. А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002.
- Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л. М. Волобуева. - М. :Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с., ил. - (Педагогика детства)
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....
Дополнительная образовательная программа« Неизведанное рядом» (естественнонаучное направленность) для детей 5-7 лет.
Цель программы: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования. Задачи программы:1. Расширение представл...
Дополнительная образовательная программа« Юный эколог» (естественнонаучное направленность) для детей 3-7 лет.
Цель программы: познакомить дошкольников с живой и неживой природой; повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающе...
Дополнительная образовательная программа кружка художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Актуальность.Развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показ...
дополнительная образовательная программа «В гостях у сказки» для детей среднего возраста
дополнительная образовательная программа «В гостях у сказки» для детей среднего возраста...
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-математической направленности «Умники и Умницы»
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различ...