Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» естественнонаучной направленности для детей среднего возраста
рабочая программа по математике (средняя группа)

Садакова Ирина Николаевна
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их "конструировать" предметами, знаками, символами. Организация кружка "Знайка" дает возможность развивать у детей познавательную активность, логическое мышление, интерес к математике. Особенность работы кружка заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных развивающих игр и упражнений для детей с геометрическими формами и фигурами, тем самым позволяет развить умственные способности детей. Достоинство использования развивающих игр в том, что сложные математические умения, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке в ходе игры, выполнения движений. Дети даже не догадываются, что он усваивают такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_kruzhka_znayka.docx47.43 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка»

естественнонаучной направленности для детей среднего возраста

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.

Данная программа актуальна тем, что ориентирована на формирование и развитие математических представлений дошкольников, которые являются основой интеллектуального развития детей и способствует общему умственному воспитанию ребёнка.

       Организация кружка «Знайка» дает возможность развивать у детей познавательную активность, логическое мышление, интерес к математике. Особенность работы кружка заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных развивающих игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими формами и фигурами, тем самым позволяет развить умственные способности детей.

Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в  зоне оптимальной трудности.

Основное направление деятельности – использование современных развивающих игр: дары Фрёбеля, блоков Дьенеша, цветные палочками Х. Кюизенера, игры Никитина,  головоломки и т. д.

При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности, формируются элементарные математические умения.

Логические блоки Дьенеша помогают детям овладеть различными мыслительными умениями: анализ, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщения, кодирование. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.

С помощью цветных палочек Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Использование игр Никитина стимулирует развитие творческих способностей детей.

Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Достоинство использования развивающих игр в том, что сложные математические умения, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, выполнения движений. Дети даже не догадываются, что он усваивают такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.

1.2. Цели и задачи Программы

  Целью данной Программы является создание условий для развития у дошкольников среднего возраста интеллектуальных способностей на основе использования развивающих игр и упражнений математической направленности.

Программа направлена на решение следующих задач:

- создать условия для развития у дошкольников интереса к математике;

- обеспечить условия для формирования у детей умения осуществлять последовательные мыслительные операции: анализ, синтез и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия;

- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца;

- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе индивидуально, в паре, коллективе;

- выявлять одарённых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

- развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, воображение, внимание, память,  стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 

- воспитывать инициативность, настойчивость в достижении цели, умение радоваться своим успехам и успехам сверстников.

1.3.Принципы реализации программы

Основными принципами программы математического кружка являются:

- принцип новизны: позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу ребенка;

- индивидуальный подход: учитываются индивидуальные математические способности каждого ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей);

- наглядность (наличие дидактических материалов);

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий);

- учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных навыков;

- использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- решение интеллектуальных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

Результатом освоения дополнительной образовательной программы является:

- появится интерес к математике;

- повысится познавательная активность детей;

- будет развиваться воображение, фантазия и творческая инициатива;

- сформируются умения и навыки анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

- совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;

- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части;

- устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями;

- воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату;

- составлять из малых форм большие;

- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

- быть коммуникабельными, контактными при выполнении работы со сверстниками, уметь работать в парах, подгруппах, коллективно.

1.5. Способы определения результативности кружкой деятельности

Основными способами подведения итогов реализации Программы являются:

- математический КВН;

- открытое занятие кружка в форме математического праздника для родителей.

II. Содержательный раздел

2.1. Учебный план кружковой деятельности

Решение программных задач реализуются в совместной деятельности взрослого и воспитанников средней группы компенсирующей направленности. Программа предусматривает организацию кружка в виде совместной игровой деятельности. Срок обучения – 1 учебный год.

В организацию предметно-пространственной среды  групповой комнаты входит центр сенсорики и математики.

Количество занятий в неделю

2

Расписание занятий

I , III неделя месяца – вторник

II , IV неделя месяца – среда

Время проведения занятий

15.10. – 15.30.

Продолжительность занятия

20  минут

Количество занятий в год

60

2.2. Перспективно-тематическое планирование занятий кружка «Знайка»

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Октябрь

1 неделя

«Волшебная страна – математика»

Создание условий для ознакомления с «жителями» «Волшебной страны – математики».

«Страна волшебных фигур»

Создание условий для ознакомления  с новой игрой «Логические блоки Дьенеша».

2 неделя

«Давайте познакомимся»

Закрепление названий блоков, определение их свойств (введение знаков-символов)

«Кто быстрее»

Развитие внимания, умения работать в парах.

3 неделя

«Найди дом для блока»

Закрепление названий блоков и их свойств (введение знаков-символов)

«Чудесный мешочек»

Развитие тактильных способностей при обследовании блоков

4 неделя

«Заполни домик блоками»

Способствовать развитию умения упорядочивать блоки по форме (цвету, размеру, толщине), знаками – символами.

«Заполни домик блоками» (продолжение)

Закрепление умения упорядочивать блоки по форме (цвету, форме, размеру, толщине), знаками – символами.

Ноябрь

1 неделя

«Выложи дорожку из блоков»

Развитие умения работать в парах по инструкции

«Выложи дорожку из блоков»

(продолжение)

Закрепление умения работать в подгруппах по инструкции воспитателя

2 неделя

«Выложи дорожку»

Закрепление умения упорядочивать фигуры пуказанн

«Художники»

Закрепление  умения выкладывать картину

3 неделя

«Найди клад»

Закрепление умения упорядочивать блоки

 двум признакам

«Волшебный кубик»

Закрепление умения работать в подгруппах по инструкции воспитателя

4 неделя

«Волшебный ключик»

Развитие умения кодировать блоки с помощью знаков – символов.

«Выложи картинку»

Закрепление умения составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня

Декабрь

1 неделя

«Волшебные палочки» (счетные палочки)

Создание условий для развития умений выкладывать из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу.

«Художники»

Закрепление  умений выкладывать из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по схеме

2 неделя

«Повтори»

Создать условия для закрепления умения выкладывать из счетных палочек силуэты геометрических фигур, предметов по схеме

«Будь внимателен»

Упражнение в выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по устной инструкции воспитателя

3неделя

«Выложи картинку палочками»

Создать условия для выкладывания из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по схеме, собственному замыслу.

«Три медведя»

Закрепление умения сравнивать предметы по высоте, конструировать из палочек:кроватки, стульчики, столы разного размера.

4неделя

«Волшебные превращения»

Развитие умения преобразовывать геометрические фигуры для получения новой фигуры.

«Волшебные превращения»

(продолжение)

Способствовать закреплению  умения преобразовывать геометрические фигуры для получения новой фигуры

Январь

1неделя

 «Палочки Кюизенера»

Создание условий для знакомства детей с новой игрой; с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов

«Разноцветная лесенка»

Развитие умения группировать, классифицировать палочки по цвету и длине.

2неделя

«Стройся по-порядку»

Способствовать развитию умения сравнивать палочки по высоте.

«Разноцветный коврик»

Развитие умения сравнивать палочки по длине, ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями левый, правый, работать по образцу.

3неделя

«Домик для зверей»

Способствовать закреплению умения конструировать по схеме из палочек Кюизенера, развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь.

«Кто в домике живет?»

Способствовать закреплению умения конструировать из палочек Кюизенера по образцу.

Февраль

1неделя

«Бусы для Каркуши»

Создать условия для закрепления умения работать по инструкции воспитателя.

«Разноцветные флажки»

Способствовать закреплению названий геометрических фигур. Упражнение в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который счету?»

2неделя

«Волшебники»

Закрепление умения конструировать по схемам из палочек Кюизенера, развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь.

«Воздушные шарики»

Формирование умения на основе счета устанавливать  равенство (неравенство) групп

 предметов в ситуации, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга

3неделя

Игра «Поезд»

Создание условий для развития комбинаторных способностей детей, приобщения к моделированию.

«Разноцветные дорожки» 

Создание условий для закрепления в порядковом счете в пределах 5

4неделя

«Сложи квадрат»

Создание условий для ознакомления с играми Б. Никитина. Продолжать развивать умение работать со схемой.

«Сложи узор» (по образцу)

Способствовать развитию умения работать со схемами.

Март

1неделя

«Сложи узор» (по образцу)

Закрепление умения работать со схемой.

«Выложи картинку»

Развивать умение выкладывать  узоры самостоятельно.

2 неделя

«Выложи картинку»

(продолжение)

Закрепление умения выкладывать  узоры самостоятельно.

«Дары Фрёбеля»

Создание условий для знакомства детей с новой игрой; правилами

3 неделя

«Дары Фрёбеля»

Создание условий для закрепления форм и свойств предметов, развитие исследовательских навыков.

«Что в мешочке?»

Закрепление сенсорных эталонов в познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений.

4 неделя

«Отражение»

Создание условий для развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, его воображения, творческой активности.

 «Подарок для друга»

Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, его воображения, творческой активности.

Апрель

1неделя

«Приглашаем в гости»

Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, его воображение, творческую активность.

«Волшебный мешочек»

Закрепление сенсорных эталонов в познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений.

2 неделя

«Зеркало»

 Создание условий для формирования представлений об объектах окружающего мира,  их свойствах и отношениях

«Танграм»

Развитие сенсорных способностей и мелкой моторики, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности.

3неделя

«Волшебники»

Развитие умения собирать простейшие фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, по заданным параметрам

«Герои наших сказок»

Развитие умения выкладывать из геометрических фигур персонажей сказов по схемам.

4неделя

«Заюшкина избушка»

Закрепление умения выкладывать из геометрических фигур персонажей сказки «Заюшкина избушка»

«Теремок»

Закрепление умения выкладывать из геометрических фигур персонажей сказки «Теремок»

Май

1неделя

«Вот как мы умеем»

Закрепление умения работать в парах по инструкции

«Не ошибись»

Закрепление  навыков и умения конструировать по схеме

2неделя

«Построй, мы отгадаем»

Закрепление  навыков и умения классифицировать геометрические фигуры по различным признакам, конструировать по заданным условиям

«Выбери себе игру»

Создание условий для самостоятельного выбора игрового материала, партнера, для выполнения игровых действий в соответствии с данной игрой

3 неделя

«Математический КВН»

Создание условий для определения усвоения детьми умений и навыков, приобретенных в результате проведения кружковой работы

«Путешествие в волшебную страну математики»

Подведение итогов работы кружка «Занимательная математика»

III Организационный раздел

3.1. Этапы, методы и приемы, применяемые в кружковой деятельности

Методы

Приемы

Наглядный

Рассматривание дидактических пособий, предметов, моделей, схем.

Информационно-рецептивный

Обследование предлагаемого материала, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и умений, выполнение работ на заданную тему, по образцу, инструкции, собственному замыслу.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

       Для закрепления материала, совершенствования умений и навыков практикую самостоятельную работу дошкольников.

3.2. Формы организации кружка

Формы организации деятельности детей:

- эвристическая беседа;

- практикум;

- интеллектуальная игра;

- творческая работа;

-игры-эксперименты;

- работа с моделями, схемами;

-развивающие игры;

-логические задачи;

-ИКТ.

В проведения кружка включены:

- физкультминутки;

- пальчиковые игры;

- подвижные игры;

3.3. Материально-техническое обеспечение кружковой деятельности

Оборудование:

- магнитная доска;

- ИКТ;

- передвижной магнитный мольберт

- музыкальная колонка.

Учебно-методическое обеспечение программы:

- Игровой набор «Дары Фрёбеля»;

- Блоки Дьенеша.

- Палочки Киюзенера.

- Счетные палочки.

- Игры «Танграм»

- Игры Б. Никитина «Кубики для всех».

- Объемные геометрические фигуры.

- Шаблоны из геометрических фигур.

- Конструкторы.

- Головоломки.

- Игры со счетными палочками «Выложи фигуру» (по схеме).

- Лото «Геометрические фигуры».

3.4. Список литературы

  1. Буланова Л. В., Корепанова М.В. и др./Первые шаги в математику/Методическое пособие./.- Волгоград, 2004.
  2. Воскобович В. В., Харько Т. Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
  3. Михайлова З. А./Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
  4. Михайлова З. А./Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
  5. Никитин Б. П.Издательство: Педагогика, 1985 г.
  6. Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»/ Изд. «Мозаика- Синтез» 2010г.
  7. Носова Е. А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002.
  8. Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л. М. Волобуева. - М. :Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с., ил. - (Педагогика детства)
  9. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....

Дополнительная образовательная программа« Неизведанное рядом» (естественнонаучное направленность) для детей 5-7 лет.

Цель программы: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования. Задачи программы:1. Расширение представл...

Дополнительная образовательная программа« Юный эколог» (естественнонаучное направленность) для детей 3-7 лет.

Цель программы: познакомить дошкольников с живой и неживой природой; повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающе...

Дополнительная образовательная программа кружка художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Актуальность.Развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показ...

дополнительная образовательная программа «В гостях у сказки» для детей среднего возраста

дополнительная образовательная программа «В гостях у сказки» для детей среднего возраста...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-математической направленности «Умники и Умницы»

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различ...