Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Мы – друзья природы»
рабочая программа по окружающему миру
Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Мы – друзья природы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekolyata.docx | 53.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Мы – друзья природы»
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Напряженная экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Коллектив МБДОУ стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов экологообразовательного пространства.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Формирование у детей представлений о географических особенностях их малой Родины.
Уточнение, систематизирование и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды родного края.
Систематизирование знаний воспитанников об основных группах животных и растений округа, среды обитания.
Формирование способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и навыки наблюдать природные сезонные изменения, анализировать их, делать выводы.
Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование представлений о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
Развитие интереса к миру природы.
Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Формирование мотивов безопасного образа жизни и поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровитель-ную силу природы своего края.
Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.
Принципы и подходы к формированию Программы
1. Индивидуальный подход – ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.
2. Научность – обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
3. Доступность – содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
4. Наглядность – чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
5. Конкретность – объем знаний увеличивается и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями.
6. Систематичность и последовательность – необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.
7. Согласованность – продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
8. Комбинаторность – продуманное сочетание различных видов образовательной деятельности.
9. Целостность – установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира.
10. Регионализм – необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).
11. Гуманность – данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
12. Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.
13. Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей – проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края.
Методы и приемы реализации Программы
Наглядные методы:
экскурсии, целевые прогулки;
наблюдения;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
проведение дидактических игр;
Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
загадывание загадок;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов;
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
Направления реализации программы:
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. Практическое направление – изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.). Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)
Новизна.
Работая по данной программе, важно показать, что природные компоненты связаны
между собой и зависят от среды обитания. Необходимо сформировать у детей первичные представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ничто не исчезает бесследно. Дошкольники должны получить научно достоверную, но адаптированную для их возраста информацию. Программа не подразумевает запоминания терминов, не рассчитана на механическое воспроизведение знаний. В игровой форме дошкольники знакомятся с объектами живой и неживой природы, с зависимостью их друг от друга, с существованием разных сред обитания и с приспособленностью животных, растений к условиям той или иной среды, их ролью в природе, с факторами, влияющими на их существование.
Этапы экологического воспитания:
1 этап (с 4 до 5 лет) - интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать; - участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества; - общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них; - выполнение ряда правил поведения в окружающей среде
2 этап (с 5 до 6 лет) - соблюдение правил поведения в окружающей среде; - контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке; - выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира; - способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; - доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней. 3 этап (с 6 до 7 лет) - умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи; - осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает; - обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем); - отношение к человеку, как к естественному объекту природы; - познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека; - экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.
Педагогическая целесообразность программы.
Практика показывает, что период дошкольного детства очень благодатное время,
когда в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно
сформировать основы экологической культуры, т.е. осознанно – правильное отношение к окружающему миру. В этом возрасте ребёнок уже может понять, что каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть всё необходимое для его жизни, что человек является частью природы, и всё вокруг связано со всем. Осознанно—правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; эмоционального отклика, радости на любые объекты живой и не живой природы, их красоту. Красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового организма в полноценной среде обитания. Знания, которые ребенок получает на занятиях экологии – не цель, а только средство для понимания природы и явлений природы.
То, что заложено в детстве, определяет в дальнейшем всю жизнь человека, маленькие дети, как губка, впитывают в себя всё, что идёт от взрослого, от окружающей среды. Дети – горожане, чаще всего, знакомятся с объектами природы через иллюстрированные энциклопедии, телевидение, видеофильмы, компьютерные игры.
Но ведь природа не где-то там..., она здесь, рядом с нами. На любой прогулке можно увидеть и услышать самую обычную ворону, и шустрых синиц, и нагловатых воробьёв. Нужно только внимательно оглянуться вокруг, рассмотреть землю под ногами, небо над головой, луч солнца, вдохнуть полной грудью воздух, найти своё отражение в капле дождя. Нужно разбудить в ребенке желание и умение видеть красоту, добиваться не механических исполнений правил, а понимания и отношения. Ведь потом может быть поздно, время может быть упущено безвозвратно! Усваивая взаимосвязи, причинно-следственные связи между объектами и явлениями в природе, у ребёнка развивается мышление, память, внимание и другие психические процессы.
Планируемые результаты освоения Программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
От 4 до 5 лет:
Проявление у детей экологического сознания, экологически правильного поведения.
Сформированность представлений о природе родного края, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
Сформированность представлений о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
Усвоение знаний о безопасном образе жизни, о необходимости обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.
От 5 до 6 лет:
Сформированность представлений о своем городе, округе, о своеобразии природы региона.
Сформированность стремления к исследованию объектов природы, дети делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.
Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.
От 6 до 7 лет:
Сформированность представлений о своем городе, округе.
Приобретение представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания.
Умение уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года.
Воспитание осознанно-бережного, экологически-целесообразного отношения к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Формы и технологии реализации образовательной деятельности
С целью активизации образовательного процесса, повышения уровня
заинтересованности детей, более успешного освоения программного материала
предусматриваются такие формы организации образовательной работы, как:
• экологические поисково-познавательные занятия
• интегрированные занятия
• наноэкспедиции
• наблюдения в природе, экологические экскурсии
• викторины, конкурсы, экологический КВН
• игры
• проектная деятельность
• продуктивная и творческая деятельность
• экспериментально- исследовательская деятельность
• экологическая лаборатория
• экологические сказки
• познавательное чтение
• демонстрация учебных фильмов
• прослушивание музыкальных аудио записей
• экологические акции
• прохождение специально разработанного маршрута – экологической тропы
Учебно-тематический план кружка
(1 год обучения, средняя группа)
Учебно-тематический план кружка
(2 год обучения, старшая группа)
№п\п |
| Теоретическая часть | Практическая часть | Общее количество | ||||||||
1 |
| 1 | - | 1 | ||||||||
2 | Мониторинг | 1 | 1 | 2 | ||||||||
3 | «Земля - наш дом» | 1 | 0,5 | 1,5 | ||||||||
4 | «Угадай правило» | 0,5 | 1 | 1,5 | ||||||||
5 | «Выбери правильно дорогу» | 1 | 1 | 2 | ||||||||
6 | Вода | 2 | 1 | 3 | ||||||||
7 | Ветер | 2 | 1 | 3 | ||||||||
8 | Климатические условия | 1,5 | 1,5 | 3 | ||||||||
9 | Песок | 1 | 1 | 2 | ||||||||
10 | Комнатные растения | 1 | 1 | 2 | ||||||||
11 | Растения нашего края | 3 | 1 | 4 | ||||||||
12 | Домашние животные | 3 | 1 | 4 | ||||||||
13 | По экологической тропе | 1,5 | 1 | 2,5 | ||||||||
14 | Птицы | 1,5 | 0,5 | 2 | ||||||||
15 | Мониторинг | 1,5 | 1 | 2,5 | ||||||||
16 | всего | 22,5 | 13,5 | 36 |
Учебно-тематический план кружка
(3 год обучения, подготовительная группа)
№п\п |
| Теоретическая часть | Практическая часть | Общее количество | ||||||||
1 |
| 1,5 | - | 1,5 | ||||||||
2 | Мониторинг | 1 | 1 | 2 | ||||||||
3 | «Мы друзья природы» | 1,5 | 1 | 2,5 | ||||||||
4 | «Ходит капелька по кругу» | 1,5 | 0,5 | 2 | ||||||||
5 | «Солнце в жизни растений и животных» | 1 | 0,5 | 1,5 | ||||||||
6 | Воздух и ветер | 1 | 1 | 2 | ||||||||
7 | «Песок и глина наши помощники» | 1,5 | 0,5 | 2 | ||||||||
8 | Природные явления | 1 | 1 | 2 | ||||||||
9 | Почва | 1 | 1 | 2 | ||||||||
10 | Растения под нашей защитой | 2 | 1 | 3 | ||||||||
11 | Обитатели природы | 1 | 1 | 2 | ||||||||
12 | Учитесь жалеть и беречь | 2,5 | 1,5 | 4 | ||||||||
13 | В гостях у леса | 2 | 2 | 4 | ||||||||
14 | Природа и человек | 2 | 1 | 3 | ||||||||
15 | Мониторинг | 1,5 | 1 | 2,5 | ||||||||
16 | всего | 22 | 14 | 36 |
Тематическое планирование
Средняя группа дети 4-5 лет
| Тема | Интеграция образовательных областей | Формы работы | |||||
Октябрь |
| «Социально-коммуникативное» «познавательное» | 1. Рассматривание иллюстраций о нашем городе. 1. Просмотр видеоролика | |||||
| «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» «художественно-эстетическое» | 1. Рассматривание иллюстраций с их изображением. 2. Разгадывание загадок. 3. Игра «Угадай на вкус». | ||||||
| «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» | 1. Чтение пословиц, поговорок и примет. 2. Игра «Найди такой же листочек». 3. Эксперимент «Легкий - тяжелый» | ||||||
| «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» «Физическое» | 1. Рассказ о росте растений. 2. Дидактическая игра «Найди, что опишу» 3. физкультминутка «Поход». | ||||||
Ноябрь | «Грибное царство нашего края». | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» «Физическое» | 1. Разгадывание загадок о грибах. 2. Дидактическая игра «Найди лишний гриб». 3. Игра «Собери грибы» | |||||
«Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят….» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» | 1. Наблюдение за аквариумными рыбками. 2. Кормление рыбок. | ||||||
«Домашние любимцы» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» | 1. Беседа «У меня дома живет…»(рассказы детей об их любимцах). 2. Игра «Хорошо-плохо» | ||||||
«Кто живет в лесах нашего края?» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» «Физическое» | 1. Рассказ медвежонка о наших лесных соседях. 2.Упражнение «Изобрази дикое животное». 3. Дидактическая игра«Что за зверь?» 4.Развлечение «Волшебница-осень!» | ||||||
Декабрь | «А снег идет» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» | 1. Наблюдение «Снег, какой он?» 2. Рассматривание снежинок через увеличительное стекло». 3. Игра «Собери фигурки». | |||||
«Воздух» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» | 1. Эксперимент «Что в пакете?» 2. Игры с воздушными шариками и соломинкой | ||||||
«Путешествие по временам года». | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» | 1. Путешествие по временам года. 2. Дидактическая игра «Какое время года?» | ||||||
«Водичка-водичка». | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» | 1. Беседа «Что было бы, если не было воды? 2. Эксперименты по определению свойств воды. | ||||||
Январь | «Елочка-красавица всем ребятам нравиться | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» | 1. Сравнение живой и искусственной елей. 2. Игры с шишками. 3. Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка». | |||||
«Зимушка-зима». | «Социально-коммуникативное» | 1. Беседа «Что нам нравится зимой». | ||||||
«Лесные жители в зимнем лесу» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» «Физическое» | 1. Беседа о зимних изменениях в природе. 2. Игра «Угадай по описанию». 3. Эксперимент «Лед- твердая вода. 4. Развлечение «Зимушка – зима в гости к нам пришла». | ||||||
Февраль | «Крылатые соседи» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» «Физическое» | 1. «Чтение художественной литературы» 2. Дидактическая игра «Опиши птичку» 3. Игра «Собери из частей» 4. Подвижная игра«Снегири» | |||||
«Домашние животные – друзья человека». | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» | 1. Беседа о домашних животных. 2. Отгадывание загадок про домашних животных. 3. Игра «Кого не стало». | ||||||
«Посадка лука» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» «Физическое» | 1. Беседа о временах года, о посадке лука. 2. Посадка лука. 3. Игра «Сложи картинку». | ||||||
«Зимние явления в неживой природе» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» | 1. Встреча со снеговиком. 2. Беседа о свойствах снега. 3. Эксперименты со снегом. | ||||||
Март | «Комнатные растения». | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» | 1. Беседа о строении растения. 2. Игра «Выбери себе растение и дай ему имя» (с последующим ухаживанием за растением) | |||||
«На птичьем дворе». | «Социально- | 1. Встреча с курочкой | ||||||
«Весна идет!» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» | 1. Разгадывание загадок о весне. 2. Чтение стихотворений о весне. 3. Эксперимент «Таяние снега». | ||||||
«Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями». | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» «художественно-эстетическое» | 1. Встреча с Веснянкой. 2. Беседа об уходе за комнатными растениями. 3. Игра «Живые картинки». | ||||||
Апрель | «Весенние секреты» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» | 1. Путешествие в весенний лес. 2.Игра «Назови детеныша».Игра «Отгадай». | |||||
«Водоемы родного края» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» «художественно-эстетическое» | 1. Рассматривание иллюстраций. 2. Беседа о водоемах. 3. Игра «Кто это потерял». | ||||||
«Знакомство с птицами» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» «Физическое» | 1. Рассказ о птицах. 2. Игра «Посели птицу». 3. Эксперимент «воздух нужен всем» | ||||||
«Что растет в нашем лесу?» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» | 1. Рассказ Лесовичка о лесе. 2.Рассказы детей о своих приключениях в лесу. 3.Эксперимент «Здравствуй, ветер!» | ||||||
Май | «Камни» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» «художественно-эстетическое» | 1. Рассматривание камней на прогулке. 2. Эксперименты с камнями. | |||||
«Песок» | «Социально-коммуникативное» | 1. Рассматривание песка. 2. Дидактическая игра «Чудесные фигурки». 3. Эксперименты с песком. | ||||||
«Растения на территории детского сада» | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» «художественно-эстетическое» | 1. Наблюдение за растениями. 2. Дидактическая игра «Угадай растение». 3. Чтение стихотворений | ||||||
«Друзья мухи-Цокотухи». | «Социально-коммуникативное» «познавательное» «речевое» «художественно-эстетическое» | 1. Наблюдение за насекомыми на прогулке. 2. Беседа о том, что нельзя обижать маленьких соседей. 3. Дидактическая игра «Летает – не летает». |
Тематическое планирование
Старшая группа дети 5-6 лет
|
| Методическое обеспечение и дидактический материал | Сопутствующие формы работы | |||
Сентябрь | «Земля - наш дом» | Иллюстрации, фотографии | ||||
«Угадай правило» | Рисунки с графическим изображением правил, стихи | Посещение выставки Рисунков старших детей | ||||
Октябрь | «Выбери правильно дорогу» | Картинка, на которой изображены лесные тропинки. По краям тропинок расставлены маркеры с правилами поведения в лесу. | ||||
«Вода - друг человека» | Дидактическая игра «Водичка, водичка, умой моё личико» | Разучивание стихов, потешек | ||||
«Разноцветная вода» | Наглядный материал, Оборудование для опыта | |||||
«Вода холодная и горячая» | Чтение стихотворения, дидактическая игра «Купание куклы» | Игры с дидактич. куклой | ||||
Ноябрь | «Удивительные приключения капельки» | Обучающая настольная игра | ||||
«Ветер, ветер, ты могуч» | Фрагменты «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина | Наблюдения за вентилятором | ||||
«Как мы дышим» | Иллюстрации | |||||
Декабрь | «Наблюдение за ветром» | Наблюдения, игры с флажками, султанчиками, вертушками | Дидактическая игра «Поиграй с нами ветерок» | |||
«Облака - белогривые лошадки» | Наблюдения, песенка «Облака - белогривые лошадки», стихотворения | Разучивание песен на муз. занятии | ||||
«Пусть всегда будет солнце» | Опыты: а) Солнце высушивает предметы б) Солнце прогревает предметы. | |||||
Январь | «Песок - наш помощник» | Опыт а) Сыпучесть песка б) Рассматривание под лупой | ||||
«Что у нас под ногами» | Опыт №3 Опыт №6 | |||||
февраль | «Комнатные растения» | Внесение кашпо с цветами. Художественное слово | ||||
«Как живут растения зимой» | Иллюстрации «Зимний лес», «Зимние забавы» | |||||
«Как узнать ель» | Худож. слово, загадки | Рассматривание ветки ели | ||||
«Поможем ёлке» | худож. слово, подвижные игры | Дидактич. игра «С чейветки детки» | ||||
Март | «Козы! Кыш от берёзы!» | Песня «Берёзка» Е. Тиличеева на слова П. Воронько, худож. слово | Слушание кассеты «Голоса животных» | |||
«Корова-коза-лошадь -домашние животные» | Иллюстрации, худож. слово, прослушивание голосов домашних животных в записи. | |||||
«Зайчик в беде» | худож. слово, хоровод «Заинька» | |||||
«Знакомство с кроликом» | Живой объект, худож. слово, наблюдения | |||||
апрель | «Сравнение собаки и кошки» | Картинный материал, худож. слово | Игры с мягкими игрушками в группе | |||
«По экологической тропе» | худож. слово, дидактическая игра «С чьей ветки детки», хоровод «Берёзка» | |||||
«Прогулка в лес» | худож. слово | Дидактич. игра «Кто как кричит?» | ||||
«Путешествие в весенний лес» | худож. слово, дидактические игры | Наблюдения на прогулке | ||||
май | «Воробей и ворона» | худож. слово, прослушивание голосов птиц в записи | Просмотр видеофильма | |||
«Птицы» | Инсценирование сказки, картинки | Наблюдения за птицами во дворе | ||||
«Птичка живая и игрушка» | Сравнение живой и неживой птицы, худож. слово. | |||||
«Викторина о птицах» | вопросы, Худож. слово, прослушивание записи птичьих голосов |
Тематическое планирование
подготовительная группа дети 6-7 лет
|
| Методическое обеспечение и дидактический материал | Сопутствующие формы работы | |||
Сентябрь | «Экология» | Кукла «Инопланетянин», Предметные картинки, дерево без листьев, пособие, «Напоминающее знаки» | ||||
«Мы друзья природы» | Картины с изображением обитателя леса, карта – план путешествие, стихи, загадки, дидактическая игра «Кто, где живёт» | Рассматривание Иллюстраций «Что хорошо, что плохо» | ||||
«Золотой бал природы» | слушание музыки, грамм, запись | Разучивание стихов, песен | ||||
«Где живут капли воды в детском саду» | наблюдения, народный фольклор | |||||
Октябрь | «Послушная водичка» | опыт: определение цвета, прозрачности, запаха, вкуса, формы воды | ||||
«Вода - кровь земли» | Иллюстрация, худож. слово, | Рассматривание энциклопедии | ||||
«Ходит капелька по кругу» | Инсценировка по мотивам сказки «Куда делась вода после дождика» А. Дитрих | |||||
«Воздух вокруг нас» | Опыт со стаканом и водой. Опыт на доказательство невидимости и прозрачности воздуха | |||||
Ноябрь | «Этот удивительный воздух» | опыты «Буря в стакане», «Воздух имеет вес» | ||||
«Вот труба, над нею дым» | художественное слово, иллюстрации | |||||
«Где же 5-й океан» | плакаты, глобус, экологическая лаборатория, опыты | Беседы с детьми | ||||
«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» | Исследовательская деятельность, вывод: солнце - тепло. | |||||
Декабрь | «Солнце в жизни растений и животных» | Иллюстрации, художественное слово, народный фольклор | Знакомство с пословицами, поговорками | |||
«От чего происходит смена дня и ночи» | Модель Земли и Солнца. Картинки с изображением различных времён суток. Детская энциклопедия. Игра «Путешествие на пароходе», подвижная игра «День и ночь» | Чтение худ. литературы | ||||
«Песок и глина -наши помощники» | опыты с песком, глиной в экологической лаборатории | |||||
«Удивительная глина» | Художественное слово, лепка, посуда из глины | |||||
Январь | «Что у нас под ногами» | иллюстрации, коллекция камней, картинный материал | ||||
«Земля - наша кормилица» | Экологическая лаборатория, опыты о составе почвы, о цвете почвы. | |||||
«Сухая и влажная почва» | Художественное слово, почвы бывают разными. | Зарисовки наблюдений | ||||
«Знакомство с подземным царством» | Экологическая лаборатория, опыты с почвой | Чтение литературы о Подземных царствах | ||||
Февраль | «Значение почвы в жизни растений» | плакаты, иллюстрации, художественное слово | ||||
«Не уставайте удивляться» | Художественное слово, загадки, приметы | Рассматривание Фотоальбома«Природа глазами художника» | ||||
«Не уставайте удивляться» | Художественное слово, загадки, приметы | Рассматривание Фотоальбома «Природа глазами художника» | ||||
«Зелёная аптека» | стенд «Лекарственные растения», художественное слово, загадки | Изготовление и рассматривание гербария | ||||
«Растения под нашей защитой» | иллюстрация, художественное слово | |||||
Март | «Комнатные растения» | Внесение кашпо с цветами. Худож. слово | Наблюдения за Цветущими растениями в детском саду. | |||
«Где живут обитатели природы» | таблица, дидактические карточки, комнатные аквариум, художественное слово, дидактическая игра «Где мой дом» | |||||
«Учитесь жалеть и беречь» | художественное слово, | |||||
«О чём поют птицы» | приметы, художественное слово, аудио запись «Голоса птиц» | |||||
Апрель | «Как нельзя относиться к братьям нашим меньшим» | иллюстрации, художественное слово, картинки, легенды. | Просмотр мультфильма | |||
«В гостях у зелёного друга» | игра – викторина о растениях. Чтение отрывка «Не только деревья» по М. Ильину | |||||
«Что растёт в лесу и кто живёт в лесу» | художественное слово, загадки | |||||
«Кто главный в лесу» | художественное слово, экология в картинках, иллюстрации о растениях и животных | |||||
Май | «Лес в жизни человека» | панно для моделирования «Лес», предметные картинки, плакаты «Что не следует делать в лесу», экспонаты «Что делают из древесины» | ||||
«Заповеди юных защитников природы» | плакаты с изображением различных ситуаций, беседа. | |||||
«Природа просит защиты» | Художественное слово, иллюстрации, рисунки детей, игра-инсценировка «Зимний разговор через форточку» Б. Брехт | |||||
«Природа и человек» | занятие | Художественное слово, иллюстрации, картины |
Список литературы для педагога
1. Аксенова П. В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников //
Дошкольное воспитание. - 2009. - N 7. - С. 62-65.
2. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная
педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
3. Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. –
2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
4. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное
воспитание. – 2004. - N 7. - С. 10-14.
5. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников
// Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.
6. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших
дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.
7. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду : учеб.
пособие для педучилищ / Каменева Л. А. – М. : Просвещение , 1992. - 240 с.
Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.1; Авторский знак М545; Инв. номер 2170754-ЕФ
8. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная
школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48.
9. Мингазова, Т. Конкурсные задания к «Экологическому ассорти» // Дошкольное
воспитание. – 2012. - №2. – С. 43-44.
10. Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. -
N 8. - С. 17-19.
11. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007.
- N 5. - С. 22-27.
12. Николаева С. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное
воспитание. – 1998. - N 5. - С. 33-39.
13. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей //
Ребенок в детском саду. – 2004. - N 1. - С. 58-63.
14. Потапова Т. Знать, любить, охранять. Экологическое образование : с первых лет
: опыт дет. сада // Семья и школа. – 2002. - N 3. - С. 6-9.
15. Стихина Л. Зеленые паруса : экологический досуг для детей // Дошкольное
воспитание. - 2010. - N 3. - С. 125-128.
Статьи из журналов
1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников //
Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
2. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология
экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С.
23-27.
3. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная
педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
4. Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и
оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта //
Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
Список литературы для родителей
1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших
школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных
учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
2. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки,
стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-
Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Список литературы для детей
1. Агапова И.А. Сердце природы: Экологическая сказка/ И.А.Агапова// ЧИТАЕМ,
УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-2003.-№10.-С.45-50.
2. Буканова М.С. Живая планета: [Экологический турнир]/ М.С.Буканова//
ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-2004.-
№8.-С.36.
3. Герасимова Э.А. Кто развесил на поляне кружева?: Заседание экологического
клуба "Клуб Почемучек"/ Э.А.Герасимова// КНИЖКИ, НОТКИ И ИГРУШКИ.-2005.-№4.-
С.46-47.
4. Ивашина В.В. Глаза бычьи, а сама с кулак: Экологический урок о секретах
лягушек/ В.В.Ивашина// КНИЖКИ, НОТКИ И ИГРУШКИ.-2005.-№12 .-С.48-49
5. Ищенко Г.Г. Мы друзья твои, природа!: Практический материал по экологии для
детей 6-10 лет/ Г.Г.Ищенко// КНИЖКИ, НОТКИ И ИГРУШКИ .-2004.-№2.-С.19-21.
6. Молодова Л. Как вести себя на природе: Сценарий и методические материалы для
проведения экологического праздника для детей 6-10 лет/ Л.Молодова// КНИЖКИ,
НОТКИ И ИГРУШКИ.-2003.-№5.-С.32-35.
7. Молодова Л. О подснежниках и многом другом: Материалы для проведения
торжества по программе экологического воспитания/ Л. Молодова// КНИЖКИ, НОТКИ И
ИГРУШКИ.-2003.-№2.-С.22-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета - наш дом" для детей от 6 до 7 лет
Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в ед...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"
Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мир глины - глазами детей»
СодержаниеРаздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………….………………31.1.Пояснительная записка……&helli...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» ("стартовый" уровень)
Программа включает теоретические знания, практические работы, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование. Программа содержит занимательные сведения о живой и неживой природе, о растительном и живо...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЭКОЛОЛЯТА»
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые...
Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная география" для 6-7 лет. Сентябрь 2020г.
В программе представлены актуальность, цели, задачи, методические приёмы образовательной работы по первичному ознакомлению детей с географией....
Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год
открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...