Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Мы – друзья природы»
рабочая программа по окружающему миру

Кирпичёва Лидия Львовна

Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности  «Мы – друзья природы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekolyata.docx53.32 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности  «Мы – друзья природы»

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Напряженная экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Коллектив МБДОУ   стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов экологообразовательного пространства.

Цели и задачи реализации программы

Цель программы:

Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Формирование у детей представлений о географических особенностях их малой Родины.

Уточнение, систематизирование и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды родного края.

Систематизирование знаний воспитанников об основных группах животных и растений округа, среды обитания.

Формирование способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и навыки наблюдать природные сезонные изменения, анализировать их, делать выводы.

Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование представлений о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;

Развитие интереса к миру природы.

Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Формирование мотивов безопасного образа жизни и поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровитель-ную силу природы своего края.

Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.

Принципы и подходы к формированию Программы

1. Индивидуальный подход – ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.

2. Научность – обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.

3. Доступность – содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.

4. Наглядность – чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.

5. Конкретность – объем знаний увеличивается и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями.

6. Систематичность и последовательность – необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.

7. Согласованность – продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.

8. Комбинаторность – продуманное сочетание различных видов образовательной деятельности.

9. Целостность – установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира.

10. Регионализм – необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).

11. Гуманность – данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.

12. Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.

13. Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей – проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края.

        Методы и приемы реализации Программы

Наглядные методы:

экскурсии, целевые прогулки;

наблюдения;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

проведение дидактических игр;

Словесные методы:

чтение литературных произведений;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);

загадывание загадок;

проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы:

организация продуктивной деятельности детей;

оформление гербария растений, плодов;

постановка сказок, отрывков литературных произведений;

изготовление с детьми наглядных пособий.

Направления реализации программы:

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. Практическое направление – изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.). Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

Новизна.

Работая по данной программе, важно показать, что природные компоненты связаны

между собой и зависят от среды обитания. Необходимо сформировать у детей первичные представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ничто не исчезает бесследно. Дошкольники должны получить научно достоверную, но адаптированную для их возраста информацию. Программа не подразумевает запоминания терминов, не рассчитана на механическое воспроизведение знаний. В игровой форме дошкольники знакомятся с объектами живой и неживой природы, с зависимостью их друг от друга, с существованием разных сред обитания и с приспособленностью животных, растений к условиям той или иной среды, их ролью в природе, с факторами, влияющими на их существование.

Этапы экологического воспитания:

1 этап (с 4 до 5 лет) - интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать; - участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества; - общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них; - выполнение ряда правил поведения в окружающей среде

2 этап (с 5 до 6 лет) - соблюдение правил поведения в окружающей среде; - контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке; - выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира; - способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; - доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней. 3 этап (с 6 до 7 лет) - умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи; - осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает; - обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем); - отношение к человеку, как к естественному объекту природы; - познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека; - экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Педагогическая целесообразность программы.

Практика показывает, что период дошкольного детства очень благодатное время,

когда в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно

сформировать основы экологической культуры, т.е. осознанно – правильное отношение к окружающему миру. В этом возрасте ребёнок уже может понять, что каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть всё необходимое для его жизни, что человек является частью природы, и всё вокруг связано со всем. Осознанно—правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; эмоционального отклика, радости на любые объекты живой и не живой природы, их красоту. Красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового организма в полноценной среде обитания. Знания, которые ребенок получает на занятиях экологии – не цель, а только средство для понимания природы и явлений природы.

То, что заложено в детстве, определяет в дальнейшем всю жизнь человека, маленькие дети, как губка, впитывают в себя всё, что идёт от взрослого, от окружающей среды. Дети – горожане, чаще всего, знакомятся с объектами природы через иллюстрированные энциклопедии, телевидение, видеофильмы, компьютерные игры.

Но ведь природа не где-то там..., она здесь, рядом с нами. На любой прогулке можно увидеть и услышать самую обычную ворону, и шустрых синиц, и нагловатых воробьёв. Нужно только внимательно оглянуться вокруг, рассмотреть землю под ногами, небо над головой, луч солнца, вдохнуть полной грудью воздух, найти своё отражение в капле дождя. Нужно разбудить в ребенке желание и умение видеть красоту, добиваться не механических исполнений правил, а понимания и отношения. Ведь потом может быть поздно, время может быть упущено безвозвратно! Усваивая взаимосвязи, причинно-следственные связи между объектами и явлениями в природе, у ребёнка развивается мышление, память, внимание и другие психические процессы.

Планируемые результаты освоения Программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

От 4 до 5 лет:

Проявление у детей экологического сознания, экологически правильного поведения.

Сформированность представлений о природе родного края, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

Сформированность представлений о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

Усвоение знаний о безопасном образе жизни, о необходимости обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.

От 5 до 6 лет:

Сформированность представлений о своем городе, округе, о своеобразии природы региона.

Сформированность стремления к исследованию объектов природы, дети делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.

От 6 до 7 лет:

Сформированность представлений о своем городе, округе.

Приобретение представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания.

Умение уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года.

Воспитание осознанно-бережного, экологически-целесообразного отношения к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Формы и технологии реализации образовательной деятельности

С целью активизации образовательного процесса, повышения уровня

заинтересованности детей, более успешного освоения программного материала

предусматриваются такие формы организации образовательной работы, как:

• экологические поисково-познавательные занятия

• интегрированные занятия

• наноэкспедиции

• наблюдения в природе, экологические экскурсии

• викторины, конкурсы, экологический КВН

• игры

• проектная деятельность

• продуктивная и творческая деятельность

• экспериментально- исследовательская деятельность

• экологическая лаборатория

• экологические сказки

• познавательное чтение

• демонстрация учебных фильмов

• прослушивание музыкальных аудио записей

• экологические акции

• прохождение специально разработанного маршрута – экологической тропы

Учебно-тематический план кружка

(1 год обучения, средняя группа)

№п\п

Тема

Теоретическая часть

Практическая часть

Общее количество

1

Вводное занятие

 

1,5

-

1,5

2

Мониторинг

1

1

2

3

Смоленск – наша малая Родина

0,5

0,5

1

4

Вот она какая, осень золотая

0,5

0,5

1

5

Экскурсия в осенний парк

0,5

0,5

1

6

Грибное царство нашего края

0,5

0,5

1

7

Где обитают рыбки?

0,5

0,5

1

8

Домашние любимцы

1,5

1,5

3

9

Кто живет в лесах нашего края

1,5

1,5

3

10

Климатические условия

2,5

2,5

5

11

Воздух

0,5

0,5

1

12

Вода

1

1

2

13

Что растет в наших лесах

1

1

2

14

Сад-огород

1

1

2

15

Комнатные растения

1

1

2

16

Птицы

0,5

0,5

1

17

Камни

0,5

0,5

1

18

Песок

0,5

0,5

1

19

Растения детского сада

0,5

0,5

1

20

Насекомые

0,5

0,5

1

21

Мониторинг

1,5

1

2,5

22

Всего

19

17

36

Учебно-тематический план кружка

(2 год обучения, старшая группа)

№п\п

Тема

Теоретическая часть

Практическая часть

Общее количество

1

Вводное занятие

 

1

-

1

2

Мониторинг

1

1

2

3

«Земля - наш дом»

1

0,5

1,5

4

«Угадай правило»

0,5

1

1,5

5

«Выбери правильно дорогу»

1

1

2

6

Вода

2

1

3

7

Ветер

2

1

3

8

Климатические условия

1,5

1,5

3

9

Песок

1

1

2

10

Комнатные растения

1

1

2

11

Растения нашего края

3

1

4

12

Домашние животные

3

1

4

13

По экологической тропе

1,5

1

2,5

14

Птицы

1,5

0,5

2

15

Мониторинг

1,5

1

2,5

16

всего

22,5

13,5

36

Учебно-тематический план кружка

(3 год обучения, подготовительная группа)

№п\п

Тема

Теоретическая часть

Практическая часть

Общее количество

1

Вводное занятие

 

1,5

-

1,5

2

Мониторинг

1

1

2

3

«Мы друзья природы»

1,5

1

2,5

4

«Ходит капелька по кругу»

1,5

0,5

2

5

«Солнце в жизни растений и животных»

1

0,5

1,5

6

Воздух и ветер

1

1

2

7

«Песок и глина наши помощники»

1,5

0,5

2

8

Природные явления

1

1

2

9

Почва

1

1

2

10

Растения под нашей защитой

2

1

3

11

Обитатели природы

1

1

2

12

Учитесь жалеть и беречь

2,5

1,5

4

13

В гостях у леса

2

2

4

14

Природа и человек

2

1

3

15

Мониторинг

1,5

1

2,5

16

всего

22

14

36

Тематическое планирование

Средняя группа дети 4-5 лет

Месяц

 

Тема

Интеграция образовательных областей

Формы работы

Октябрь

Смоленск – наша малая Родина.

 

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

1. Рассматривание иллюстраций о нашем городе.

1. Просмотр видеоролика

«Овощи и фрукты»

 

 

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Рассматривание иллюстраций с их изображением.

2. Разгадывание загадок.

3. Игра «Угадай на вкус».

«Вот она какая, осень золотая!»

 

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Чтение пословиц, поговорок и примет.

2. Игра «Найди такой же листочек».

3. Эксперимент «Легкий - тяжелый»

«Экскурсия в осенний парк»

 

 

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Рассказ о росте растений.

2. Дидактическая игра «Найди, что опишу»

3. физкультминутка «Поход».

Ноябрь

«Грибное царство нашего края».

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Разгадывание загадок о грибах.

2. Дидактическая игра «Найди лишний гриб».

3. Игра «Собери грибы»

«Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят….»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Наблюдение за аквариумными рыбками.

2. Кормление рыбок.

«Домашние любимцы»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Беседа «У меня дома живет…»(рассказы детей об их любимцах).

2. Игра «Хорошо-плохо»

«Кто живет в лесах нашего края?»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Рассказ медвежонка о наших лесных соседях.

2.Упражнение «Изобрази дикое животное».

3. Дидактическая игра«Что за зверь?»

4.Развлечение «Волшебница-осень!»

Декабрь

«А снег идет»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Наблюдение «Снег, какой он?»

2. Рассматривание снежинок через увеличительное стекло».

3. Игра «Собери фигурки».

«Воздух»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Эксперимент «Что в пакете?»

2. Игры с воздушными шариками и соломинкой

«Путешествие по временам года».

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Путешествие по временам года.

2. Дидактическая игра «Какое время года?»

«Водичка-водичка».

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Беседа «Что было бы, если не было воды?

2. Эксперименты по определению свойств воды.

Январь

«Елочка-красавица всем ребятам нравиться

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Сравнение живой и искусственной елей.

2. Игры с шишками.

3. Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».

«Зимушка-зима».

«Социально-коммуникативное»

1. Беседа «Что нам нравится зимой».

«Лесные жители в зимнем лесу»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Беседа о зимних изменениях в природе.

2. Игра «Угадай по описанию».

3. Эксперимент «Лед- твердая вода.

4. Развлечение «Зимушка – зима в гости к нам пришла».

Февраль

«Крылатые соседи»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. «Чтение художественной литературы»

2. Дидактическая игра

«Опиши птичку»

3. Игра «Собери из частей»

4. Подвижная игра«Снегири»

«Домашние животные – друзья человека».

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Беседа о домашних животных. 2. Отгадывание загадок про домашних животных.

3. Игра «Кого не стало».

«Посадка лука»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Беседа о временах года, о посадке лука.

2. Посадка лука.

3. Игра «Сложи картинку».

«Зимние явления в неживой природе»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Встреча со снеговиком.

2. Беседа о свойствах снега.

3. Эксперименты со снегом.

Март

«Комнатные растения».

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Беседа о строении растения.

2. Игра «Выбери себе растение и дай ему имя» (с последующим ухаживанием за растением)

«На птичьем дворе».

«Социально-

1. Встреча с курочкой

«Весна идет!»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Разгадывание загадок о весне.

2. Чтение стихотворений о весне.

3. Эксперимент «Таяние снега».

«Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями».

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Встреча с Веснянкой.

2. Беседа об уходе за комнатными растениями.

3. Игра «Живые картинки».

Апрель

«Весенние секреты»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Путешествие в весенний лес.

2.Игра «Назови детеныша».Игра «Отгадай».

«Водоемы родного края»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Беседа о водоемах.

3. Игра «Кто это потерял».

«Знакомство с птицами»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Рассказ о птицах.

2. Игра «Посели птицу».

3. Эксперимент «воздух нужен всем»

«Что растет в нашем лесу?»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Рассказ Лесовичка о лесе.

2.Рассказы детей о своих приключениях в лесу.

3.Эксперимент «Здравствуй, ветер!»

Май

«Камни»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Рассматривание камней на прогулке.

2. Эксперименты с камнями.

«Песок»

«Социально-коммуникативное»

1. Рассматривание песка.

2. Дидактическая игра

«Чудесные фигурки».

3. Эксперименты с песком.

«Растения на территории детского сада»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Наблюдение за растениями.

2. Дидактическая игра «Угадай растение».

3. Чтение стихотворений

«Друзья мухи-Цокотухи».

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Наблюдение за насекомыми на прогулке.

2. Беседа о том, что нельзя обижать маленьких соседей.

3. Дидактическая игра «Летает – не летает».

Тематическое планирование

Старшая группа дети 5-6 лет

месяц

Тема

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствующие формы

работы

Сентябрь

«Земля - наш дом»

Иллюстрации, фотографии

«Угадай правило»

Рисунки с графическим изображением правил, стихи

Посещение выставки

Рисунков старших

детей

Октябрь

«Выбери правильно

дорогу»

Картинка, на которой изображены лесные

тропинки. По краям тропинок расставлены

маркеры с правилами

поведения в лесу.

«Вода - друг человека»

Дидактическая игра «Водичка, водичка, умой моё личико»

Разучивание стихов, потешек

«Разноцветная вода»

Наглядный материал,

Оборудование для опыта

«Вода холодная и горячая»

Чтение стихотворения, дидактическая игра «Купание куклы»

Игры с дидактич.

куклой

Ноябрь

«Удивительные

приключения

капельки»

Обучающая настольная игра

«Ветер, ветер, ты могуч»

Фрагменты «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина

Наблюдения

за вентилятором

«Как мы дышим»

Иллюстрации

Декабрь

«Наблюдение за ветром»

Наблюдения,

игры с флажками,

султанчиками, вертушками

Дидактическая

игра «Поиграй с

нами ветерок»

«Облака -

белогривые

лошадки»

Наблюдения, песенка

«Облака - белогривые

лошадки», стихотворения

Разучивание

песен на муз.

занятии

«Пусть всегда будет солнце»

Опыты:

а) Солнце высушивает предметы

б) Солнце прогревает предметы.

Январь

«Песок - наш помощник»

Опыт

а) Сыпучесть песка

б) Рассматривание под лупой

«Что у нас под ногами»

Опыт №3 Опыт №6

февраль

«Комнатные растения»

Внесение кашпо с

цветами.

Художественное слово

«Как живут растения зимой»

Иллюстрации

«Зимний лес»,

«Зимние забавы»

«Как узнать ель»

Худож. слово, загадки

Рассматривание ветки ели

«Поможем ёлке»

худож. слово, подвижные игры

Дидактич.

игра «С чейветки детки»

Март

«Козы! Кыш от берёзы!»

Песня «Берёзка» Е.

Тиличеева на слова П.

Воронько, худож. слово

Слушание кассеты «Голоса животных»

«Корова-коза-лошадь -домашние животные»

Иллюстрации, худож. слово, прослушивание голосов домашних животных в записи.

«Зайчик в беде»

худож. слово, хоровод

«Заинька»

«Знакомство с кроликом»

Живой объект,

худож. слово,

наблюдения

апрель

«Сравнение собаки и кошки»

Картинный материал,

худож. слово

Игры с  мягкими

игрушками в

группе

«По

экологической

тропе»

худож. слово, дидактическая

игра «С чьей ветки детки»,

хоровод «Берёзка»

«Прогулка в лес»

худож. слово

Дидактич. игра «Кто как кричит?»

«Путешествие в весенний лес»

худож. слово,

дидактические игры

Наблюдения на прогулке

май

«Воробей и ворона»

худож. слово,

прослушивание голосов птиц в записи

Просмотр видеофильма

«Птицы»

Инсценирование сказки,

картинки

Наблюдения за птицами во дворе

«Птичка живая и игрушка»

Сравнение живой и

неживой птицы, худож. слово.

«Викторина о птицах»

вопросы, Худож. слово,

прослушивание записи птичьих голосов

Тематическое планирование

подготовительная группа дети 6-7 лет

месяц

Тема

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствующие формы

работы

Сентябрь

«Экология»

Кукла «Инопланетянин»,

Предметные картинки, дерево без листьев,

пособие, «Напоминающее

знаки»

«Мы друзья природы»

Картины с изображением

обитателя леса, карта – план путешествие, стихи, загадки, дидактическая

игра «Кто, где живёт»

Рассматривание

Иллюстраций «Что хорошо, что плохо»

«Золотой бал природы»

слушание музыки, грамм, запись

Разучивание стихов, песен

«Где живут капли воды в детском саду»

наблюдения, народный фольклор

Октябрь

«Послушная водичка»

опыт: определение цвета,

прозрачности, запаха, вкуса, формы воды

«Вода - кровь

земли»

Иллюстрация, худож. слово,

Рассматривание энциклопедии

«Ходит

капелька по

кругу»

Инсценировка по мотивам сказки «Куда делась вода

после дождика»

А. Дитрих

«Воздух вокруг нас»

Опыт со стаканом и водой.

Опыт на доказательство

невидимости и прозрачности воздуха

Ноябрь

«Этот

удивительный

воздух»

опыты «Буря в стакане», «Воздух имеет вес»

«Вот труба, над нею дым»

художественное

слово, иллюстрации

«Где же 5-й океан»

плакаты, глобус, экологическая лаборатория, опыты

Беседы с детьми

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Исследовательская деятельность, вывод: солнце - тепло.

Декабрь

«Солнце в

жизни растений

и животных»

Иллюстрации,

художественное

слово, народный

фольклор

Знакомство с пословицами, поговорками

«От чего

происходит

смена дня и

ночи»

Модель Земли и Солнца. Картинки с изображением

различных времён суток. Детская энциклопедия.

Игра «Путешествие на

пароходе», подвижная игра

«День и ночь»

Чтение худ. литературы

«Песок и глина

-наши

помощники»

опыты с песком, глиной в

экологической лаборатории

«Удивительная глина»

Художественное слово, лепка, посуда из глины

Январь

«Что у нас под ногами»

иллюстрации, коллекция

камней, картинный материал

«Земля - наша кормилица»

Экологическая лаборатория, опыты о составе почвы, о цвете почвы.

«Сухая и влажная почва»

Художественное слово, почвы бывают разными.

Зарисовки наблюдений

«Знакомство с подземным царством»

Экологическая лаборатория, опыты с почвой

Чтение литературы о

Подземных царствах

Февраль

«Значение

почвы в жизни

растений»

плакаты, иллюстрации,

художественное слово

«Не уставайте удивляться»

Художественное слово, загадки, приметы

Рассматривание

Фотоальбома«Природа глазами

художника»

«Не уставайте удивляться»

Художественное слово, загадки, приметы

Рассматривание

Фотоальбома «Природа глазами

художника»

«Зелёная аптека»

стенд «Лекарственные

растения», художественное слово, загадки

Изготовление и

рассматривание

гербария

«Растения под нашей защитой»

иллюстрация, художественное слово

Март

«Комнатные растения»

Внесение кашпо с цветами. Худож. слово

Наблюдения за

Цветущими растениями в детском саду.

«Где живут обитатели природы»

таблица, дидактические

карточки, комнатные

аквариум, художественное

слово, дидактическая

игра «Где мой дом»

«Учитесь жалеть и беречь»

художественное слово,

«О чём поют птицы»

приметы, художественное слово, аудио запись «Голоса птиц»

Апрель

«Как нельзя

относиться к

братьям нашим

меньшим»

иллюстрации, художественное слово, картинки, легенды.

Просмотр мультфильма

«В гостях у зелёного друга»

игра – викторина о растениях. Чтение отрывка «Не только деревья» по М.

Ильину

«Что растёт в

лесу и кто живёт

в лесу»

художественное слово, загадки

«Кто главный в лесу»

художественное слово, экология в картинках,

иллюстрации о растениях и животных

Май

«Лес в жизни человека»

панно для моделирования

«Лес», предметные

картинки, плакаты «Что не

следует делать в лесу», экспонаты «Что делают из

древесины»

«Заповеди юных

защитников

природы»

плакаты с изображением

различных ситуаций, беседа.

«Природа просит защиты»

Художественное слово,

иллюстрации, рисунки детей, игра-инсценировка

«Зимний разговор через форточку» Б. Брехт

«Природа и человек»

занятие

Художественное слово, иллюстрации,

картины

Список литературы для педагога

1. Аксенова П. В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников //

Дошкольное воспитание. - 2009. - N 7. - С. 62-65.

2. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная

педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.

3. Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. –

2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.

4. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное

воспитание. – 2004. - N 7. - С. 10-14.

5. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников

// Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.

6. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших

дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.

7. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду : учеб.

пособие для педучилищ / Каменева Л. А. – М. : Просвещение , 1992. - 240 с.

Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.1; Авторский знак М545; Инв. номер 2170754-ЕФ

8. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная

школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48.

9. Мингазова, Т. Конкурсные задания к «Экологическому ассорти» // Дошкольное

воспитание. – 2012. - №2. – С. 43-44.

10. Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. -

N 8. - С. 17-19.

11. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007.

- N 5. - С. 22-27.

12. Николаева С. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное

воспитание. – 1998. - N 5. - С. 33-39.

13. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей //

Ребенок в детском саду. – 2004. - N 1. - С. 58-63.

14. Потапова Т. Знать, любить, охранять. Экологическое образование : с первых лет

: опыт дет. сада // Семья и школа. – 2002. - N 3. - С. 6-9.

15. Стихина Л. Зеленые паруса : экологический досуг для детей // Дошкольное

воспитание. - 2010. - N 3. - С. 125-128.

Статьи из журналов

1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников //

Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

2. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология

экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С.

23-27.

3. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная

педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

4. Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и

оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта //

Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.

Список литературы для родителей

1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших

школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных

учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.

2. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки,

стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-

Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

Список литературы для детей

1. Агапова И.А. Сердце природы: Экологическая сказка/ И.А.Агапова// ЧИТАЕМ,

УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-2003.-№10.-С.45-50.

2. Буканова М.С. Живая планета: [Экологический турнир]/ М.С.Буканова//

ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-2004.-

№8.-С.36.

3. Герасимова Э.А. Кто развесил на поляне кружева?: Заседание экологического

клуба "Клуб Почемучек"/ Э.А.Герасимова// КНИЖКИ, НОТКИ И ИГРУШКИ.-2005.-№4.-

С.46-47.

4. Ивашина В.В. Глаза бычьи, а сама с кулак: Экологический урок о секретах

лягушек/ В.В.Ивашина// КНИЖКИ, НОТКИ И ИГРУШКИ.-2005.-№12 .-С.48-49

5. Ищенко Г.Г. Мы друзья твои, природа!: Практический материал по экологии для

детей 6-10 лет/ Г.Г.Ищенко// КНИЖКИ, НОТКИ И ИГРУШКИ .-2004.-№2.-С.19-21.

6. Молодова Л. Как вести себя на природе: Сценарий и методические материалы для

проведения экологического праздника для детей 6-10 лет/ Л.Молодова// КНИЖКИ,

НОТКИ И ИГРУШКИ.-2003.-№5.-С.32-35.

7. Молодова Л. О подснежниках и многом другом: Материалы для проведения

торжества по программе экологического воспитания/ Л. Молодова// КНИЖКИ, НОТКИ И

ИГРУШКИ.-2003.-№2.-С.22-23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета - наш дом" для детей от 6 до 7 лет

Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной  и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в ед...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"

Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мир глины - глазами детей»

СодержаниеРаздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………….………………31.1.Пояснительная записка……&helli...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» ("стартовый" уровень)

Программа включает теоретические знания, практические работы, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование. Программа содержит занимательные сведения о живой и неживой природе, о растительном и живо...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЭКОЛОЛЯТА»

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые...

Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная география" для 6-7 лет. Сентябрь 2020г.

В программе представлены актуальность, цели, задачи, методические приёмы образовательной работы по первичному ознакомлению детей с географией....

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год

открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...