Познавательное развитие детей раннего возраста
методическая разработка по окружающему миру

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки.  Восприятие ребенка впрямую вплетено в предметную деятельность.  По данным американского психолога Б. Уайта, высокий процент «поведения без задачи», т.е. проведения времени в бездействии (от 15 до 25% времени бодрствования), говорит о плохом развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met_razr_poznavatelnoe_razvitie_ranniyvozrast.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

Познавательное развитие детей раннего возраста     

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки.  Восприятие ребенка впрямую вплетено в предметную деятельность.  По данным американского психолога Б. Уайта, высокий процент «поведения без задачи», т.е. проведения времени в бездействии (от 15 до 25% времени бодрствования), говорит о плохом развитии ребенка.

Развитие познавательной деятельности детей проходит ряд этапов.

Первый этап - это зрительные действия (хватание), в которых соединяются зрительные и двигательные реакции. Этот этап приходится на младенческий возраст. Ребенок разнообразно манипулирует с предметами. Эти действия направлены на такие свойства предметов, как величина и форма.

На втором этапе появляются так называемые «соотносящие действия с дидактическими игрушками». У  ребенка формируется умение соотносить предметы по величине (вкладыши, пирамиды), форме (подбор предмета к отверстию, образцу). Для раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, т.е.  решение задач с помощью внешних ориентировочных действий, путем проб и догадки.  Он действует на основе подражания, еще не учитывая свойств предметов, может вталкивать предметы различной величины силой.

Самообучающие игрушки (матрешки, вкладыши различных типов, пирамиды) учат малыша внешним ориентировочным действиям.

Третий этап характеризуется тем, что в результате соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению их свойств. Начинает формироваться наглядно – образное мышление. Он начинает подбирать нужные предметы без предварительного примеривания руками - на глаз: по форме, величине и цвету.

Это проявляется так же в строительных играх, практической и продуктивной (лепка, рисование) видах деятельности.

          Формирование функции обобщения, как одной из категорий мышления, в свою очередь тоже проходит ряд этапов. 

       Первый  этап «наглядных обобщений», когда дети по слову взрослого обобщают предметы как по существенным, так и по «сильным» признакам, бросающимся в глаза ребенка (цвет, величина).

      В дальнейшем, в связи с приобретением опыта в практической деятельности, дети обобщают предметы по существенным признакам сначала в понимаемой, а затем и в активной речи. При этом важно учитывать постепенное усложнение восприятия предмета. Так, проводя с детьми занятия с «чудесным мешочком», не показывать каждый раз одни и те же предметы, а сочетать их с другими, более близкими по внешним признакам. Например, сначала собачку показать в сочетании с петушком, потом с зайчиком, кошкой.

    Большую роль при формировании процесса обобщения имеет значение игровых действий с предметами, которые выявляют их функциональные признаки. Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. В ряде случаев взрослые дают ребенку готовые связи (например, показывают, как нужно использовать палку для того, чтобы выловить из лужи упавший в нее мячик). Символическая (знаковая) функция сознания первоначально выражается в появлении действий с предметами-заместителями, в игровом переименовании предметов. Образцы таких замещающих действий даются взрослыми в процессе сюжетно – отображательных игр, в которых дети раннего возраста учатся заменять действие словом, а реальные предметы предметами – заместителями.  Таким образом происходит формирование знаковой функции мышления. Часто в работе с детьми взрослые употребляют стереотипные фразы, которые задерживают формирование функции обобщения, общее речевое развитие ребенка. Например, дети могут не понять просьбу: «положи на стол» или «покажи, где твой горшочек». Однако быстро могут понять другие знакомые сочетания: «сядь за стол» и «на горшок», воспринимая фразу как одно слово, поэтому речь воспитателя в дошкольных учреждениях должна быть достаточно разнообразной, каждое слово должно употребляться в разных ситуациях, разных сочетаниях.

            Внимание и память у детей раннего возраста в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность.

Итак, каковы формы работы по познавательному развитию детей раннего возраста:

  1. Дидактические, развивающие игры и упражнения, в которых ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам. В процессе дидактических игр и упражнений происходит успешное усвоение новых слов.
  2. Проблемные ситуации помогают детям в ориентировке на цвет, величину, форму, материал предмета и пр.
  3. Рассматривание несложных сюжетных картинок и настенных картин, сопровождающееся рассказом воспитателя. Это помогает накоплению и уточнению представления об окружающем мире, о его семье, о самом ребенке.
  4. Сюжетно – отображательные игры
  5. Наблюдения
  6. Выполнение просьб и простейших поручений
  7. Чтение художественной литературы
  8. Экспериментирование (песок, вода, бумага, пластелин и т.д.)
  9. Конструирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план по познавательному развитию детей раннего возраста на группе «Малютка» (с 1 года до 1,5 лет).

Вашему вниманию предлагается тематический план по познавательному развитию детей раннего возраста....

Рабочая учебная программа по познавательному развитию детей раннего возраста в доме ребенка для детей 2 – 3 лет

Рабочая программа содержит материалы по познавательному развитию детей 2 -3 лет, воспитывающихся в доме ребенка. Опирается на лучшие разработки ведущих педагогов и психологов, работающих с детьми ранн...

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...

Совместная деятельность педагога и детей в ясельной группе по познавательному развитию детей раннего возраста. Тема: "Зоопарк"

Расширение знаний детей о диких животных, зоопарке. Закрепление знания о величине, форме, количестве, геометрических фигурах.Формирующие задачи:1. Формировать активный и пассивный словарь детей;2. Соз...