Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Знакомство со свойствами соли»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Расширение представлений детей о соли, её свойствах в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с различными веществами, которые встречаются в быту;
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, её значении в природе, в жизни человека;
- Упражнять в умении исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
Развивающие:
- Развивать мышление, умение сравнивать, анализировать в ходе исследовательской деятельности детей.
- Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.
Воспитательные:
- Формировать желание испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
- Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми; умение слушать не перебивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность
в старшей группе
«Знакомство со свойствами соли»
Цель: Расширение представлений детей о соли, её свойствах в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с различными веществами, которые встречаются в быту;
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, её значении в природе, в жизни человека;
- Упражнять в умении исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
Развивающие:
- Развивать мышление, умение сравнивать, анализировать в ходе исследовательской деятельности детей.
- Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.
Воспитательные:
- Формировать желание испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
- Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми; умение слушать не перебивать.
Материал к занятию: одноразовые тарелки с солью, одноразовые стаканы с водой, одноразовые ложки, лупы, 2 банки с водой, 2 картофелины, картинки «Где применяют соль», ватные палочки, одноразовые фартуки и шапочки, картинки для сказки, мнемотаблица, мольберт.
Методы и приемы: художественное слово, показ, беседа, объяснение, экспериментальная деятельность, наблюдение, поощрение.
Ход ОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Борисовна. Давайте встанем в круг.
Игра приветствие «Ладошки»
Поднимите все ладошки и потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: 1, 2, 3, 4, 5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший - я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший - и ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора, крикнуть дружное: Ура!
Вы умеете загадки разгадывать? Тогда слушайте:
Все ребята знать должны
Из чего пекут блины.
Ты не знаешь, что ли?
Молоко, мука, яйцо, и щепотка……(Соли)
Правильно, это соль.
Я хочу рассказать вам сказку, коротенькую, но очень поучительную. Сказка называется — Соль и золото (сказка сопровождается наглядным материалом)
«Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Спрашивает король дочерей: — Как вы, доченьки, любите меня? — Как золото, — ответила старшая дочь. «Как венок свой зеленый», — сказала средняя. «Как соль», — сказала младшая. Разгневался король на младшую дочь и выгнал ее из дворца. А добрая волшебница, узнав об этом, решила проучить короля и сделала так, что в один прекрасный день вся соль из королевства исчезла. Все, что готовили во дворце самые искусные повара, без соли было пресным и невкусным. Пришлось королю покупать соль в другом королевстве по очень дорогой цене. Вот тогда-то король понял, как необходима и дорога бывает щепотка соли».
Давайте проверим, какая еда будет вкуснее? Подсоленная или не соленая на примере отварных макарон. (предлагаю на тарелке на шпажках макароны: в одной тарелочке не солёные, а во второй – подсоленные макароны) (выводы детей). Вот мы с вами убедились, что подсоленная пища намного вкуснее.
Ребята, а где еще можно использовать соль (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду. А еще соль можно использовать при простуде: промывать нос и полоскать горло солёной водой. Тёплой солью греют, если болит горло или ухо, а животным соль нужна как витамины, посыпают дороги, чтобы не было скользко (обращаю внимание на картинки – подсказки, расположенных на мольберте)
А чтобы еще больше узнать о свойствах соли, мы отправимся с вами в лабораторию. Для работы в лаборатории нам необходимо надеть специальную одежду. Возьмите на стульчиках фартук и шапочку, займите свои места. Замечательно, готовы начинать? (Да), но нам необходимо проговорить правила поведения в лаборатории: нельзя шуметь, кричать, нужно слушать внимательно и выполнять.
Перед вами ребята, тарелки с разной солью. Предлагаю ее внимательно рассмотреть. Какого цвета соль? Как вы думаете, на что она похожа? (соль похожа на порошок, на снег зимой). Действительно, с виду соль похожа на порошок и даже на снег, согласна. Одинаковая соль? (нет, крупная и мелкая). Есть запах у соли? Давайте понюхаем. Практически нет, она не имеет запаха. Теперь с помощью лупы рассмотрим соль, что вы видите? (зернышки, кристаллы, крупинки, похожие на манку). Соль состоит из кристаллов, возьмите в руки ложки и нажмите на соль. Что же произошло? Мы слышим звуки. Какие звуки? С чем можно сравнить? (с ходьбой по снегу в морозный день). Она – хрустит.
Проведем следующий опыт, чтобы узнать еще какими свойствами обладает соль. Перед вами на столах, стоят стаканы с водой.
Возьмите ложку мелкой соли, и размешайте ее в стакане с водой, аккуратно, придерживайте стакан. Что происходит с солью? (она растворяется) Как вы думаете, вода поменяла вкус? (ответы детей) (предложить детям попробовать воду на вкус)
Вывод: Правильно. Соль легко растворяется в воде, и вода становится соленой.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру - «Солят – не солят». Задвиньте стульчики. Я вам называю продукты, если их можно солить – хлопайте в ладоши, если нет – приседайте.
Варенье
- Борщ
- Яичница
- Торт
- Макароны
- Мармелад
- Котлеты
- Конфеты
Ну, что ребята, вы настоящие молодцы. Присаживайтесь на свои места.
А я приготовила для вас еще один опыт, и покажу его сама. Перед вами две банки с обычной водой, опускаю в одну из них картофелину. Что мы с вами видим? (она опустилась на дно). Правильно ребята. В простой воде картофелина утонула, она тяжелее воды и легко погрузилась до самого дна. А теперь, я во вторую банку добавляю соль. Хорошо сыпется соль? Значит она, какая? (сыпучая). Размешиваю ее, и опускаю вторую картофелину. Что же мы видим? (она плавает на поверхности, не утонула). Какой же мы с вами сделаем вывод: в соленой воде картофелина не тонет, потому что соль делает воду такой плотной, что не дает картофелине опуститься на дно.
И так, что мы с вами узнали о соли благодаря нашим опытам: она соленая, не имеет запаха, хрустит, сыпучая, растворяется в воде, и делает воду очень плотной. (Вывод свойств соли с помощью таблицы)
А сейчас я предлагаю всем порисовать. (вопросы детей чем?). Конечно же солью! Но для начала, давайте подготовим свои пальчики. Повторяйте вместе со мной
(Пальчиковая гимнастика проводится совместно с воспитателем)
Вот снежинка на ладошке
Разглядим ее немножко: Какая она? (Загибаем пальцы по одному)
Чистая, Легкая, Пушистая, Холодная, Воздушная, Ветерку послушная! (Встряхивание кистей рук).
Ребята, наши руки готовы рисовать, поставьте поближе к себе тарелки с мелкой солью.
Послушайте внимательно, что мы будем рисовать, я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы будете рисовать ватной палочкой на соли.
Итак, слушайте внимательно.
- Пухом землю замело —
За окном белым-бело.
Эти белые пушинки называются … (Снежинки).
Правильно, рисуем отгадку.
- Что за чудо там стоит:
Человек из снега,
Нос-морковка, а глаза,
Два премилых уголька.
Кто же там такой стоит?
Ну конечно … (Снеговик)
Правильно, рисуем отгадку.
- На Новый год ей каждый рад,
Хотя колюч её наряд. (Ёлка)
Ребята, какие вы молодцы, настоящие художники!
А сейчас снимаем фартуки, шапочки, кладем на стульчики и подходим все ко мне.
Мне очень понравилось всё, чем мы с вами сегодня занимались, а вам понравилось? (ответы детей). На память дарю вам эти медали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства соли"
Проект будет полезен воспитателям ДОУ при подготовке и проведении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Содержит презентацию....

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства соли.»
Цель:способствовать развитию познавательного интереса у детей;развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.Образовательные задачи:уточнить знания детей ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе: " Знакомство со свойствами воздуха".
Дети вместе с Незнайкой в увлекательной форме проводят простые опыты и эксперименты, знакомятся со свойствами воздуха и делают выводы.Также открывают новый необычный способ рисования: кляк...

непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Знакомство со свойствами света»
св процессе образовательной деятельности дети смогут расширить знания об окружающем мире, -познакомиятся с понятием «свет», свойствами света, разовьют умение устанавливать причинно -...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе «Знакомство со свойствами воды»
Конспект нетрадиционного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе «Знакомство со свойствами воды»...