Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Знакомство со свойствами соли»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Суворова Наталья Борисовна

Цель: Расширение представлений детей о соли, её свойствах в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с различными веществами, которые встречаются в быту;
  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, её значении в природе, в жизни человека;
  • Упражнять в умении исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

Развивающие:

  • Развивать мышление, умение сравнивать, анализировать в ходе исследовательской деятельности детей.
  • Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Воспитательные:

  • Формировать желание испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
  • Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми; умение слушать не перебивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_o_soli_2.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность

в старшей группе

«Знакомство со свойствами соли»

Цель: Расширение представлений детей о соли, её свойствах в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с различными веществами, которые встречаются в быту;
  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, её значении в природе, в жизни человека;
  • Упражнять в умении исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

Развивающие:

  • Развивать мышление, умение сравнивать, анализировать в ходе исследовательской деятельности детей.
  • Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Воспитательные:

  • Формировать желание испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
  • Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми; умение слушать не перебивать.

Материал к занятию: одноразовые тарелки с солью, одноразовые стаканы с водой, одноразовые ложки, лупы, 2 банки с водой, 2 картофелины, картинки «Где применяют соль», ватные палочки, одноразовые фартуки и шапочки, картинки для сказки, мнемотаблица, мольберт.

Методы и приемы: художественное слово, показ, беседа, объяснение, экспериментальная деятельность, наблюдение, поощрение.

 Ход ОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Борисовна. Давайте встанем в круг.

Игра приветствие «Ладошки»

Поднимите все ладошки и потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: 1, 2, 3, 4, 5.

Продолжайте потирать!

Мой сосед такой хороший - я ему пожму ладоши.

И другой сосед хороший - и ему пожму ладоши.

Руки вверх поднять пора, крикнуть дружное: Ура!

Вы умеете загадки разгадывать? Тогда слушайте:

Все ребята знать должны

Из чего пекут блины.

Ты не знаешь, что ли?

Молоко, мука, яйцо, и щепотка……(Соли)

Правильно, это соль.

Я хочу рассказать вам сказку, коротенькую, но очень поучительную. Сказка называется — Соль и золото (сказка сопровождается наглядным материалом)  

«Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Спрашивает король дочерей: — Как вы, доченьки, любите меня? — Как золото, — ответила старшая дочь. «Как венок свой зеленый», — сказала средняя. «Как соль», — сказала младшая. Разгневался король на младшую дочь и выгнал ее из дворца. А добрая волшебница, узнав об этом, решила проучить короля и сделала так, что в один прекрасный день вся соль из королевства исчезла. Все, что готовили во дворце самые искусные повара, без соли было пресным и невкусным. Пришлось королю покупать соль в другом королевстве по очень дорогой цене. Вот тогда-то король понял, как необходима и дорога бывает щепотка соли».

Давайте проверим, какая еда будет вкуснее? Подсоленная или не соленая на примере отварных макарон. (предлагаю на тарелке на шпажках макароны: в одной тарелочке не солёные, а во второй – подсоленные макароны) (выводы детей). Вот мы с вами убедились, что подсоленная пища намного вкуснее.

Ребята, а где еще можно использовать соль (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду. А еще соль можно использовать при простуде: промывать нос и полоскать горло солёной водой. Тёплой солью греют, если болит горло или ухо, а животным соль нужна как витамины, посыпают дороги, чтобы не было скользко (обращаю внимание на картинки – подсказки, расположенных на мольберте)

А чтобы еще больше узнать о свойствах соли, мы отправимся с вами в лабораторию. Для работы в лаборатории нам необходимо надеть специальную одежду. Возьмите на стульчиках фартук и шапочку, займите свои места. Замечательно, готовы начинать? (Да), но нам необходимо проговорить правила поведения в лаборатории: нельзя шуметь, кричать, нужно слушать внимательно и выполнять.

Перед вами ребята, тарелки с разной солью. Предлагаю ее внимательно рассмотреть. Какого цвета соль? Как вы думаете, на что она похожа? (соль похожа на порошок, на снег зимой). Действительно, с виду соль похожа на порошок и даже на снег, согласна. Одинаковая соль? (нет, крупная и мелкая). Есть запах у соли? Давайте понюхаем. Практически нет, она не имеет запаха. Теперь с помощью лупы   рассмотрим соль, что вы видите? (зернышки, кристаллы, крупинки, похожие на манку). Соль состоит из кристаллов, возьмите в руки ложки и нажмите на соль. Что же произошло? Мы слышим звуки. Какие звуки? С чем можно сравнить? (с ходьбой по снегу в морозный день). Она – хрустит.

Проведем следующий опыт, чтобы узнать еще какими свойствами обладает соль. Перед вами на столах, стоят стаканы с водой.

Возьмите ложку мелкой соли, и размешайте ее в стакане с водой, аккуратно, придерживайте стакан. Что происходит с солью? (она растворяется) Как вы думаете, вода поменяла вкус? (ответы детей) (предложить детям попробовать воду на вкус)

Вывод: Правильно. Соль легко растворяется в воде, и вода становится соленой.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру - «Солят – не солят».  Задвиньте стульчики. Я вам называю продукты, если их можно солить – хлопайте в ладоши, если нет – приседайте.

       Варенье

  • Борщ
  • Яичница
  • Торт
  • Макароны
  • Мармелад
  • Котлеты
  • Конфеты

Ну, что ребята, вы настоящие молодцы. Присаживайтесь на свои места.

А я приготовила для вас еще один опыт, и покажу его сама. Перед вами две банки с обычной водой, опускаю в одну из них картофелину. Что мы с вами видим? (она опустилась на дно). Правильно ребята. В простой воде картофелина утонула, она тяжелее воды и легко погрузилась до самого дна. А теперь, я во вторую банку добавляю соль. Хорошо сыпется соль? Значит она, какая? (сыпучая). Размешиваю ее, и опускаю вторую картофелину. Что же мы видим? (она плавает на поверхности, не утонула). Какой же мы с вами сделаем вывод: в соленой воде картофелина не тонет, потому что соль делает воду такой плотной, что не дает картофелине опуститься на дно.

И так, что мы с вами узнали о соли благодаря нашим опытам: она соленая, не имеет запаха, хрустит, сыпучая, растворяется в воде, и делает воду очень плотной. (Вывод свойств соли с помощью таблицы)

А сейчас я предлагаю всем порисовать. (вопросы детей чем?). Конечно же солью! Но для начала, давайте подготовим свои пальчики. Повторяйте вместе со мной

(Пальчиковая гимнастика проводится совместно с воспитателем)

Вот снежинка на ладошке

Разглядим ее немножко: Какая она? (Загибаем пальцы по одному)

Чистая, Легкая, Пушистая, Холодная, Воздушная, Ветерку послушная! (Встряхивание кистей рук).

Ребята, наши руки готовы рисовать, поставьте поближе к себе тарелки с мелкой солью.

Послушайте внимательно, что мы будем рисовать, я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы будете рисовать ватной палочкой на соли.

Итак, слушайте внимательно.

  1. Пухом землю замело —

За окном белым-бело.

Эти белые пушинки называются … (Снежинки).

Правильно, рисуем отгадку.

  1. Что за чудо там стоит:

Человек из снега,

Нос-морковка, а глаза,

Два премилых уголька.

Кто же там такой стоит?

Ну конечно … (Снеговик)

Правильно, рисуем отгадку.

  1. На Новый год ей каждый рад,

Хотя колюч её наряд. (Ёлка)

Ребята, какие вы молодцы, настоящие художники!

А сейчас снимаем фартуки, шапочки, кладем на стульчики и подходим все ко мне.

Мне очень понравилось всё, чем мы с вами сегодня занимались, а вам понравилось? (ответы детей). На память дарю вам эти медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства соли"

Проект будет полезен воспитателям ДОУ при подготовке и проведении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Содержит презентацию....

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства соли.»

Цель:способствовать развитию познавательного интереса у детей;развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.Образовательные задачи:уточнить знания детей ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе: " Знакомство со свойствами воздуха".

Дети вместе с Незнайкой в увлекательной форме  проводят простые опыты и эксперименты, знакомятся со свойствами воздуха и делают выводы.Также открывают новый  необычный способ рисования: кляк...

непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Знакомство со свойствами света»

св процессе образовательной деятельности дети смогут  расширить знания об окружающем мире, -познакомиятся с понятием «свет», свойствами света, разовьют умение устанавливать причинно -...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Конспект нетрадиционного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе «Знакомство со свойствами воды»...