Открытое занятие по познавательно – исследовательской деятельности с использованием ИКТ в подготовительной школе группе «Удивительные свойства света»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

СТЕБЛЕЦОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_udivitelnye_sv-va_sveta.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  по познавательно – исследовательской деятельности

в подготовительной группе

 на тему: «Удивительные свойства света»

Первичные представления: имеют представление о том, что световой день на  планете происходит благодаря Солнцу, свет является одним из главных источников для всего живого на Земле.

Методы исследования: игровой (сюрпризный момент); наглядный (слайды); практический (опыты).

Цель НОД воспитателя: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Цель детей: познакомиться со свойствами света, с его световыми спектрами

Программные задачи:

Познавательное развитие:

- познакомить детей с семью спектрами света, откуда исходит  свет, и как распределяются световые лучи по планете;

- показать детям на наглядной модели причину смены времени суток на планете Земля;

-

- развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света и экспериментирования;

Речевое развитие:

- развивать связную речь детей, способствовать употреблению полных предложений;

- продолжать работу над четкостью и громкостью произнесения слов, фраз и предложений детьми;

- активизировать словарь детей;

- прививать интерес к народному фольклору (загадки, стихи).

Социально – коммуникативное развитие:

- подвести детей к пониманию того, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов;

- развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы;        

- формировать представление о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира

Художественно – эстетическое развитие:

- воспитывать умение любоваться красотой природных явлений;

- учить передавать в рисунках характерные особенности природных явлений;

Физическое развитие:

-  развивать двигательные навыки, умение выполнять точные и четкие движения в соответствии с текстом.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская

Формы организации: групповая, подгрупповая

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, эксперимент

Предварительная работа: беседа на тему «Что такое солнечный свет?», «Солнце и планета Земля», наблюдение за ростом гороха, лука, фасоли, в помещении на подоконнике, просмотр видео ролика с ютуба на дистанционном экране по теме «Источники света»

Материалы и оборудование:

макет солнечной системы, стаканчики с проросшим горохом, стаканы с проросшим луком; прозрачные пленки, деревянные брусочки;  цветные карандаши, диски, слайды с изображением естественных и искусственных источников света, дневники наблюдений для исследований,.

Ход  НОД:

Мотивационный этап

Дети здороваются с гостями. Становятся полукругом возле воспитателя. Проводиться игра на общение «Улыбка»

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любознательны и любите экспериментировать. Сегодня, ребята, я нашла на своем столе вот эту коробку. Откуда она появилась и что внутри, ни кто не знает. И тогда я решила показать ее вам, и вместе узнать что внутри. Вы согласны?

Ответ детей: Да

Воспитатель: -  А как это сделать?

Ответ детей: - Надо ее раскрыть и заглянуть внутрь.

Воспитатель: - Но коробка очень сильно запечатана и открыть ее не получается, а заглянуть очень хочется. Как же быть? (Ответы  детей. Замечают, что в коробке  есть отверстия, предлагают заглянуть в них.)

Воспитатель: Я тоже ребята, заметила отверстия. Давайте попробуем в них заглянуть? Может, что увидим? (Дети по очереди смотрят в коробку и отвечают, что ничего не видно, так как там очень темно  и нет света)

Воспитатель: Как же нам сделать так, чтобы  в ней было светло?

Дети: Можно чем – ни будь посветить. Например, включить фонарики и посветить в отверстие коробки. (Дети светят фонариком в отверстие и высказывают свои предположения: космос, планеты, невесомость, шарики)

Воспитатель:  Ребята, чем еще мы могли бы осветить внутрь коробки? (Ответ детей солнечными лучами, свечой, лампой накаливания. После этого  все решаются открыть коробку и выясняют, что в ней находиться планеты солнечной системы)

Воспитатель: Ребята, так ведь сегодня отмечается праздник День космонавтики, и  кто-то решил нас поздравить таким способом. И еще это подсказка, что нам предстоит сегодня исследовать. А вы, догадались? (Ответы детей)

Воспитатель:  Сегодня мы будем изучать свойства света.

Ориентировочный этап

 Воспитатель: - Я  предлагаю вам, стать на некоторое время  учеными – исследователями, и вручить вот такие «Дневники», в которые будут записываться ваши результаты наблюдений.

(Детям раздаются блокноты )

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как ведут себя ученые во время проведения исследовательских работ?

Дети: Не мешают друг другу, работают тихо, аккуратно. Внимательно слушают научного руководителя и приступают к выполнению опыта после его указаний. После каждого опыта – делают вывод.

Воспитатель: - Прошу всех пройти и занять свои рабочие места.

Исполнительский этап

Воспитатель: Ребята посмотрите на экран – это карта Солнечной системы. (Слайд с изображением солнечной системы) Покажите, где находится солнце?

(Дети показывают ) Солнце излучает свет. Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света? (Дети рассуждают, делают выводы.)

 Воспитатель: Действительно, Солнце – это звезда, которая находится в космосе, так же, как и Луна, и наша планета Земля, которая непрерывно движется вокруг Солнца. Когда одна часть Земли освещена Солнцем – там день, в то время как другая часть, находится в темноте – там ночь (показывает на глобусе).

Опыт: «Смена дня и ночи».

Цель: определить,  почему бывает день и ночь.

Вместе с воспитателем дети проводят опыт, используя мячики и фонарики. Дети  по очереди берут мячик и светят на него фонариком с одной стороны, а потом - повернуть мячик так, чтобы фонарик осветил его с другой стороны. Дети делают вывод, что освещена только та часть мячика, на которую попадает луч. Так же происходит и с земным шаром - если на одной стороне день, то на противоположной  будет ночь.

Воспитатель: Как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыта?

Дети: Там тогда или вечер, или начало утра.

Воспитатель: Зарисуйте свои наблюдения в «Дневниках наблюдений», которые вы получили для исследований.

Воспитатель: Ребята, свет – это форма энергии, которая с нами повсюду, она не видна для человеческого глаза. А как вы думаете, какого цвета свет?

Дети: Белого, желтого …..

Воспитатель: На самом деле его можно разложить на семь оттенков. А что в природе бывает тоже семи оттенков одновременно?

Дети: Радуга.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам провести эксперимент и увидеть все цвета света. Для этого нам нужен  предмет, который преломляет световой луч. Таким свойством обладают все блестящие предметы.

Опыт: «Семь оттенков света»

Цель: определить бывает ли семь цветов у света.

Перед вами на подносах лежат различные предметы. Возьмите с подноса диск и фонариком посветите на него. Что вы увидели?

Вывод:  свет имеет семь оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

(Дети зарисовывают вывод в своих «Дневниках наблюдениях»)

Воспитатель: Ребята,  среди ученых существует мнение, что свет распространяется по Земле только по прямой линии. Я предлагаю сейчас провести эксперимент, и попробовать доказать так ли это. (Показ слайда)

Опыт «Распространение света на Землю»

Цель: определить с помощью эксперимента, что свет может распространяться только по прямой.

Дети берут лист картона и, проделав в нем отверстие, светят в него фонариком, направляя луч на стену - на стене световое пятно. Затем листом бумаги лучу преграждают путь, и световое пятно со стены исчезает. Дети делают вывод, что свет распространяется по прямой.

(Дети зарисовывают вывод в своих «Дневниках наблюдениях»)

Воспитатель: Свет имеет еще одно свойство - проникать через некоторые предметы, а через другие - не проникать.

Опыт: «Способность света проникать через предметы»

Цель: определить может ли свет  проникать или нет через разные предметы.

Воспитатель: Возьмите с  подносов прозрачную пленку и деревянные брусочки. Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите фонарик, приложите к нему прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света? (Ответ детей)

Воспитатель: А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света?

Вывод:  Свет проникает только через прозрачные предметы.

Дети зарисовывают результат своего исследования.

Воспитатель: Если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, то появляется тень от такого предмета.

Опыт «Тень»

Цель: определить, как появляется тень на поверхности земли

Дети берут сказочный силуэт из картона  и светят на него так, чтобы тень «падала» на стол.

Воспитатель: Вот, на таком свойстве игры света – тени, люди придумали Теневой театр. (Показ слайда)

Физ. минутка:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись.            (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.                    (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.                             (руки вверх, помахать ими).

Опыт: «Влияние света на растения»

Цель: определить, что солнечный свет важен для жизни и роста растений.

Воспитатель: В группе, мы наблюдали за ростом лука. Вспомните, как мы его выращивали?

Дети: В стаканчики мы посадили зерна гороха, но три стаканчика поставили   на подоконник, т. е. в более освещенное место, а два стаканчика - в шкаф, в менее освещенное место.

Воспитатель: Чем ростки отличаются друг от друга по внешнему виду?

Дети:  В первом случае растения более крепкие сочные зеленые, а в другом - ростки блеклые, они тонкие, вытянутые.

Воспитатель: Какой вывод о влиянии солнечного света можно сделать?

Дети: Солнечный свет очень важен для жизни и роста растений.

Воспитатель: Теперь ваши выводы зарисуйте в "Дневниках  наблюдений". (Дети делают зарисовку)

Воспитатель: А кому еще не прожить без света? (Дети перечисляют)

Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (Дети перечисляют)

Дети: Нет, потому что человеку необходимо свет и тепло. При дефиците солнечного света человек склонен к инфекционным заболеваниям.

Воспитатель: Ребята, но есть живые существа, которые могут обходится без света. Сейчас, я загадаю загадку, а вы отгадаете кто же это? Я, друзья, подземный житель,
                    Землекоп я и строитель,
                     Землю рою, рою, рою,
                      Коридоры всюду строю,
                      А потом построю дом
                      И живу спокойно в нем.

Дети: Крот.  (Показ слайда)

                       Он земли насыпал горку.
                       Вылез длинный он из норки.
                       Дождь прошёл: не просто так,
                       Вылез из земли  ...

Дети: Червяк. ( Показ слайда)

Вывод: Без света могут существовать червяки и кроты.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что на свете всех быстрее? 

Дети: Самые быстрые - машина, самолет, ракета.

Воспитатель: Всех быстрее свет. Луч света имеет очень большую скорость и считается наибыстрейшим объектом во вселенной. Скорость света равна 300000 километров в секунду. Это означает, что в одну секунду он успевает 7-8 раз обежать вокруг Земли.  Даже есть такое выражение «Движется со скоростью света» значит, движется очень - очень быстро.

Рефлексивный этап

Воспитатель: Молодцы ребята, вы поработали на славу. Давайте вспомним, что мы сегодня изучали?

Дети: Мы узнали,  как влияет свет на жизнь растений, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные, как появляется тень. Увидели, какого цвета свет. Подтвердили выводы ученых о том, что свет распространяется  по прямой.

Воспитатель:   Правильно. Мы с вами познакомились с некоторыми свойствами света. А что вам сегодня больше всего понравилось? Какие эксперименты?

(Дети отвечают, высказывают свое мнение.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Вода и ее свойства»

Ход занятия:I Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю загадку, и вы узнаете о чем мы сегодня поговорим.Она и в озере, и в лужице, она снежинкою над нами кружится, она и в чайнике у нас кипит, она в рече...

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Вода и ее свойства»

Цель: совершенствовать представление детей о разнообразных свойствах воды.Задачи:- способствовать накоплению у детей конкретных представленийо свойствах, формах и видах воды;- развивать речь, мышление...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...

Открытое занятие по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: « Воздух и его свойства»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новобирюсинский детский сад «Солнышко»      Открытое занятие по познавательно- исследовательской ...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Дерево и его свойства"

Цель: расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.Задачи:Образовательная: познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и ...