Открытое занятие по познавательно – исследовательской деятельности с использованием ИКТ в подготовительной школе группе «Удивительные свойства света»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_udivitelnye_sv-va_sveta.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по познавательно – исследовательской деятельности
в подготовительной группе
на тему: «Удивительные свойства света»
Первичные представления: имеют представление о том, что световой день на планете происходит благодаря Солнцу, свет является одним из главных источников для всего живого на Земле.
Методы исследования: игровой (сюрпризный момент); наглядный (слайды); практический (опыты).
Цель НОД воспитателя: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Цель детей: познакомиться со свойствами света, с его световыми спектрами
Программные задачи:
Познавательное развитие:
- познакомить детей с семью спектрами света, откуда исходит свет, и как распределяются световые лучи по планете;
- показать детям на наглядной модели причину смены времени суток на планете Земля;
-
- развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света и экспериментирования;
Речевое развитие:
- развивать связную речь детей, способствовать употреблению полных предложений;
- продолжать работу над четкостью и громкостью произнесения слов, фраз и предложений детьми;
- активизировать словарь детей;
- прививать интерес к народному фольклору (загадки, стихи).
Социально – коммуникативное развитие:
- подвести детей к пониманию того, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов;
- развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы;
- формировать представление о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира
Художественно – эстетическое развитие:
- воспитывать умение любоваться красотой природных явлений;
- учить передавать в рисунках характерные особенности природных явлений;
Физическое развитие:
- развивать двигательные навыки, умение выполнять точные и четкие движения в соответствии с текстом.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская
Формы организации: групповая, подгрупповая
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, эксперимент
Предварительная работа: беседа на тему «Что такое солнечный свет?», «Солнце и планета Земля», наблюдение за ростом гороха, лука, фасоли, в помещении на подоконнике, просмотр видео ролика с ютуба на дистанционном экране по теме «Источники света»
Материалы и оборудование:
макет солнечной системы, стаканчики с проросшим горохом, стаканы с проросшим луком; прозрачные пленки, деревянные брусочки; цветные карандаши, диски, слайды с изображением естественных и искусственных источников света, дневники наблюдений для исследований,.
Ход НОД:
Мотивационный этап | Дети здороваются с гостями. Становятся полукругом возле воспитателя. Проводиться игра на общение «Улыбка» Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любознательны и любите экспериментировать. Сегодня, ребята, я нашла на своем столе вот эту коробку. Откуда она появилась и что внутри, ни кто не знает. И тогда я решила показать ее вам, и вместе узнать что внутри. Вы согласны? Ответ детей: Да Воспитатель: - А как это сделать? Ответ детей: - Надо ее раскрыть и заглянуть внутрь. Воспитатель: - Но коробка очень сильно запечатана и открыть ее не получается, а заглянуть очень хочется. Как же быть? (Ответы детей. Замечают, что в коробке есть отверстия, предлагают заглянуть в них.) Воспитатель: Я тоже ребята, заметила отверстия. Давайте попробуем в них заглянуть? Может, что увидим? (Дети по очереди смотрят в коробку и отвечают, что ничего не видно, так как там очень темно и нет света) Воспитатель: Как же нам сделать так, чтобы в ней было светло? Дети: Можно чем – ни будь посветить. Например, включить фонарики и посветить в отверстие коробки. (Дети светят фонариком в отверстие и высказывают свои предположения: космос, планеты, невесомость, шарики) Воспитатель: Ребята, чем еще мы могли бы осветить внутрь коробки? (Ответ детей солнечными лучами, свечой, лампой накаливания. После этого все решаются открыть коробку и выясняют, что в ней находиться планеты солнечной системы) Воспитатель: Ребята, так ведь сегодня отмечается праздник День космонавтики, и кто-то решил нас поздравить таким способом. И еще это подсказка, что нам предстоит сегодня исследовать. А вы, догадались? (Ответы детей) Воспитатель: Сегодня мы будем изучать свойства света. | |
Ориентировочный этап | Воспитатель: - Я предлагаю вам, стать на некоторое время учеными – исследователями, и вручить вот такие «Дневники», в которые будут записываться ваши результаты наблюдений. (Детям раздаются блокноты ) Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как ведут себя ученые во время проведения исследовательских работ? Дети: Не мешают друг другу, работают тихо, аккуратно. Внимательно слушают научного руководителя и приступают к выполнению опыта после его указаний. После каждого опыта – делают вывод. Воспитатель: - Прошу всех пройти и занять свои рабочие места. | |
Исполнительский этап | Воспитатель: Ребята посмотрите на экран – это карта Солнечной системы. (Слайд с изображением солнечной системы) Покажите, где находится солнце? (Дети показывают ) Солнце излучает свет. Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света? (Дети рассуждают, делают выводы.) Воспитатель: Действительно, Солнце – это звезда, которая находится в космосе, так же, как и Луна, и наша планета Земля, которая непрерывно движется вокруг Солнца. Когда одна часть Земли освещена Солнцем – там день, в то время как другая часть, находится в темноте – там ночь (показывает на глобусе). Опыт: «Смена дня и ночи». Цель: определить, почему бывает день и ночь. Вместе с воспитателем дети проводят опыт, используя мячики и фонарики. Дети по очереди берут мячик и светят на него фонариком с одной стороны, а потом - повернуть мячик так, чтобы фонарик осветил его с другой стороны. Дети делают вывод, что освещена только та часть мячика, на которую попадает луч. Так же происходит и с земным шаром - если на одной стороне день, то на противоположной будет ночь. Воспитатель: Как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыта? Дети: Там тогда или вечер, или начало утра. Воспитатель: Зарисуйте свои наблюдения в «Дневниках наблюдений», которые вы получили для исследований. Воспитатель: Ребята, свет – это форма энергии, которая с нами повсюду, она не видна для человеческого глаза. А как вы думаете, какого цвета свет? Дети: Белого, желтого ….. Воспитатель: На самом деле его можно разложить на семь оттенков. А что в природе бывает тоже семи оттенков одновременно? Дети: Радуга. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам провести эксперимент и увидеть все цвета света. Для этого нам нужен предмет, который преломляет световой луч. Таким свойством обладают все блестящие предметы. Опыт: «Семь оттенков света» Цель: определить бывает ли семь цветов у света. Перед вами на подносах лежат различные предметы. Возьмите с подноса диск и фонариком посветите на него. Что вы увидели? Вывод: свет имеет семь оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. (Дети зарисовывают вывод в своих «Дневниках наблюдениях») Воспитатель: Ребята, среди ученых существует мнение, что свет распространяется по Земле только по прямой линии. Я предлагаю сейчас провести эксперимент, и попробовать доказать так ли это. (Показ слайда) Опыт «Распространение света на Землю» Цель: определить с помощью эксперимента, что свет может распространяться только по прямой. Дети берут лист картона и, проделав в нем отверстие, светят в него фонариком, направляя луч на стену - на стене световое пятно. Затем листом бумаги лучу преграждают путь, и световое пятно со стены исчезает. Дети делают вывод, что свет распространяется по прямой. (Дети зарисовывают вывод в своих «Дневниках наблюдениях») Воспитатель: Свет имеет еще одно свойство - проникать через некоторые предметы, а через другие - не проникать. Опыт: «Способность света проникать через предметы» Цель: определить может ли свет проникать или нет через разные предметы. Воспитатель: Возьмите с подносов прозрачную пленку и деревянные брусочки. Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет? Дети высказывают свои предположения. Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите фонарик, приложите к нему прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света? (Ответ детей) Воспитатель: А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света? Вывод: Свет проникает только через прозрачные предметы. Дети зарисовывают результат своего исследования. Воспитатель: Если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, то появляется тень от такого предмета. Опыт «Тень» Цель: определить, как появляется тень на поверхности земли Дети берут сказочный силуэт из картона и светят на него так, чтобы тень «падала» на стол. Воспитатель: Вот, на таком свойстве игры света – тени, люди придумали Теневой театр. (Показ слайда) Физ. минутка: «Наступило утро, Солнышко проснулось, И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки) Поздоровались друг с другом, Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны) С солнцем поздоровались, Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими). Опыт: «Влияние света на растения» Цель: определить, что солнечный свет важен для жизни и роста растений. Воспитатель: В группе, мы наблюдали за ростом лука. Вспомните, как мы его выращивали? Дети: В стаканчики мы посадили зерна гороха, но три стаканчика поставили на подоконник, т. е. в более освещенное место, а два стаканчика - в шкаф, в менее освещенное место. Воспитатель: Чем ростки отличаются друг от друга по внешнему виду? Дети: В первом случае растения более крепкие сочные зеленые, а в другом - ростки блеклые, они тонкие, вытянутые. Воспитатель: Какой вывод о влиянии солнечного света можно сделать? Дети: Солнечный свет очень важен для жизни и роста растений. Воспитатель: Теперь ваши выводы зарисуйте в "Дневниках наблюдений". (Дети делают зарисовку) Воспитатель: А кому еще не прожить без света? (Дети перечисляют) Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (Дети перечисляют) Дети: Нет, потому что человеку необходимо свет и тепло. При дефиците солнечного света человек склонен к инфекционным заболеваниям. Воспитатель: Ребята, но есть живые существа, которые могут обходится без света. Сейчас, я загадаю загадку, а вы отгадаете кто же это? Я, друзья, подземный житель, Дети: Крот. (Показ слайда) Он земли насыпал горку. Дети: Червяк. ( Показ слайда) Вывод: Без света могут существовать червяки и кроты. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что на свете всех быстрее? Дети: Самые быстрые - машина, самолет, ракета. Воспитатель: Всех быстрее свет. Луч света имеет очень большую скорость и считается наибыстрейшим объектом во вселенной. Скорость света равна 300000 километров в секунду. Это означает, что в одну секунду он успевает 7-8 раз обежать вокруг Земли. Даже есть такое выражение «Движется со скоростью света» значит, движется очень - очень быстро. | |
Рефлексивный этап | Воспитатель: Молодцы ребята, вы поработали на славу. Давайте вспомним, что мы сегодня изучали? Дети: Мы узнали, как влияет свет на жизнь растений, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные, как появляется тень. Увидели, какого цвета свет. Подтвердили выводы ученых о том, что свет распространяется по прямой. Воспитатель: Правильно. Мы с вами познакомились с некоторыми свойствами света. А что вам сегодня больше всего понравилось? Какие эксперименты? (Дети отвечают, высказывают свое мнение.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Вода и ее свойства»
Ход занятия:I Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю загадку, и вы узнаете о чем мы сегодня поговорим.Она и в озере, и в лужице, она снежинкою над нами кружится, она и в чайнике у нас кипит, она в рече...
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Вода и ее свойства»
Цель: совершенствовать представление детей о разнообразных свойствах воды.Задачи:- способствовать накоплению у детей конкретных представленийо свойствах, формах и видах воды;- развивать речь, мышление...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе
Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе
Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности:"Удивительные свойства песка"
В ходе занятия дети познакомятся со составом и свойствами песка....
Открытое занятие по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: « Воздух и его свойства»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новобирюсинский детский сад «Солнышко» Открытое занятие по познавательно- исследовательской ...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Дерево и его свойства"
Цель: расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.Задачи:Образовательная: познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и ...
- Мне нравится (1)