Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием STEM-технологии в подготовительной группе на тему «Изучаем свойства бумаги»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Львова Татьяна Владимировна

Развитие навыков критического мышления, интеллектуальных способностей, проблемного подхода в процессе знакомства со свойствами бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchaem_svoystva_bumagi.docx135.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики

Минималистская композиция дракона оригами | Премиум ФотоФото Рисунки животных бумаги, более 49 000 качественных бесплатных стоковых  фото

страница 2 | Фото Оригами животные, более 22 000 качественных бесплатных  стоковых фотоБесплатное фото 3d мифический единорог в бумажном стиле

Конспект занятия

по познавательно-исследовательской деятельности

с использованием STEM-технологии

в подготовительной группе

 на тему «Изучаем свойства бумаги» 

Подготовила: воспитатель

Львова Т.В.

с. Моргауши, 2023г.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

с использованием STEM-технологии в подготовительной группе

на тему «Изучаем свойства бумаги»

Цель: развитие навыков критического мышления, интеллектуальных способностей, проблемного подхода в процессе знакомства со свойствами бумаги.

Задачи: 

  • расширять самостоятельность, поощрять интерес детей в познавательно-исследовательской деятельности, экспериментировании с предметами;
  • расширять и углублять представления детей о бумаге и ее свойствах, об использовании человеком её свойств для хозяйственных нужд человека, воспитывать бережное и заботливое отношения к природе;
  • развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;
  • создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с различными видами бумаги.

Материалы: бумага разных видов, магнит, лупы, емкости с водой, проволока, сейф, снежинки.

Предварительная работа: Беседа «Виды бумаги», видео «Свойства бумаги», «Как делают бумагу».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, профессор Морозов пригласил нас к себе в лабораторию, но почему-то я его здесь не вижу. Может он записку оставил? (Дети замечают записку). Давайте мы её прочитаем. «Дорогие мои юные исследователи. Я был вынужден срочно отправиться на Северный полюс на конференцию. Но я не забыл, что приглашал вас в гости. Поэтому для вашего исследования подготовил все материалы. Я уверен, что вы сумеете самостоятельно выполнить все задания, и найдете ответы на все вопросы.

 Вам необходимо открыть сейф. Ключи находятся в стаканах с водой. Их надо достать, не замочив руки. Один из ключей подойдет к замку. Удачи!»

Ребята, нам необходимо достать ключи из стакана с водой, но при этом нельзя мочить руки. Подумайте, как это можно сделать?

На подносе лежать разные предметы (вилка, крючок, магнит, ситечко и пр.) Дети обсуждают и выбирают возможные варианты. Затем достают ключи всеми возможными способами. Подбирают ключ и открывают замок.

Воспитатель: Молодцы, мы справились. Ребята, здесь еще одна записка от профессора: «Если вы сумели открыть мой сейф, то с легкостью догадаетесь, какой предмет для вашего исследования я приготовил. Внимательно посмотрите на предметы и получите ответ».    

Итак, у нас есть щепка, ветка, опилки и какое-то тесто. Как вы думаете, что мы будем исследовать? (ответы детей)     

Да это действительно бумага (достает различные виды бумаги). 

Перед вами несколько видов бумаги. Рассмотрите их и назовите:

  1. Гигиеническая бумага
  2. Газетная бумага
  3. Гофрированная бумага
  4. Журнальная бумага
  5. Оберточная бумага
  6. Бархатная бумага        
  7. Обойная бумага        
  8. Тетрадная бумага
  9. Альбомная бумага
  10. Картон

Я предлагаю обсудить план нашей работы:

                 1) сенсорное исследование («5 чувств»);

                 2) взаимодействие с водой («Что быстрей утонет?»);

                 3) взаимодействие с огнем («Что лучше горит?»);

                 4) сила тяжести («Сколько выдержит?»);

                 5) конструктивные особенности («Оригами»).

На плакате в таблице нарисованы соответствующие этапы исследования. Далее в них будут записываться выводы.  Проводятся исследования по плану. Дети работают самостоятельно. Выводы обсуждаются с воспитателем и заносятся в план исследования.

  1. Сенсорное исследование «5 чувств». Дети рассматривают бумагу, проверяют гладкость и толщину, рвут, кладут на рисунок и проверяют просвечиваемость, подносят к лампе и выясняют светопроводимость, плотность бумаги.

   Выводы: бумага разная по цвету, по гладкости, по толщине, по мягкости, по прочности, по издаваемому звуку, по просвечиваемости и светопроводимости.

 Мягкость бумаги связана с ее структурой, то есть с ее плотностью и пористостью.  Тонкая бумага просвечивает картинку и лучше пропускает свет.

  Гигиеническая бумага (туалетная бумага, салфетки и полотенца) - самая тоненькая, мягкая.

  Газетная бумага непрочная, тонкая, имеет желтоватый оттенок, шероховата на ощупь легко рвется и мнется.

  Гофрированная бумага - тонкая, мягкая, нежная, пластичная, разноцветная рыхлая, полупрозрачная.

  Журнальная бумага имеет гладкую поверхность

  Оберточная бумага - гладкая, достаточно прочна и с трудом рвется руками.

  Бархатная бумага с одной стороны ее поверхность покрыта мелкими цветными ворсинками.

  Обойная бумага гладкая с рисунком или рельефная.

  Обои – гладкая, прочная. легко складывается, скручивается.

  Альбомная бумага - белая, жесткая, непрозрачная, гладкая, плотная.

  Картон самый плотный и толстый материал.  

  1.  Опыт «Что быстрей утонет?». Дети наблюдают за бумагой, которую опустили в емкости с водой.

   Вывод: чем бумага тоньше, тем быстрее она тонет. Туалетная бумага распадается в воде на мелкие волокна целлюлозы, так как они не плотно прилегают. Салфетка намокла быстрее, а потом и тетрадный лист, значит, мягкая бумага намокает быстрее, чем гладкая. Журнальная бумага тоже гладкая и размокает медленнее. Более плотная бумага (картон) размокать будет медленнее.

  Если бумага соприкасается с водой частично, то она не тонет и размокает дольше. 

  1. Опыт «Что лучше горит?». Воспитатель сжигает обрывки туалетной бумаги и альбомного листа.

  Вывод: тонкая бумага горит быстро, картон медленнее. Бумагу делают из волокон целлюлозы. Она очень прочна. Она не растворяется в воде. Целлюлозу практически нельзя уничтожить. Её можно только сжечь и останется только пепел.  Бумага легко загорается и не подлежат восстановлению. Поэтому надо быть осторожным с огнем при работе с бумагой.

  1. Опыт «Сколько выдержит?». Между двумя кубиками кладется бумага, на неё ставят кубик. Воспитатель показывает способ как увеличить площадь поверхности бумаги для увеличения её прочности. Для этого лист бумаги складывается гармошкой. Если потом сверху поставить кубик, то бумага выдержит его вес.

   Вывод: картон способен выдержать больший груз, чем простая бумага. Но если бумагу сложить веером, то она становиться более прочной.

  1.  Конструктивные особенности «Оригами». Дети складывают бумагу.

   Вывод: Чем тоньше бумага, тем легче она мнётся. Тонкая бумага легко складывается, картон (жесткая бумага) тяжело. Распрямить бумагу невозможно. Выполнять поделки в стиле оригами легче из тонкой бумаги. Гофрированная бумага, салфетка - тонкая, мягкая, пластичная, эластичная. Тетрадная бумага легко складывается, скручивается.

Альбомная бумага складывается, все ребра четко выражены. Обойная бумага часто применяется при конструировании поделок. Лист картона можно согнуть только один раз.

Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну сказку. А поможет мне листок бумаги и техника оригами.         (Лысенкова).

Воспитатель: Мы закончили наше исследование. Узнали много интересного о свойствах бумаги. Я сейчас сфотографирую нашу таблицу с результатами и отправлю профессору Морозову. Он прислал нам ответ. «Вы большие молодцы, мои юные друзья! Я приготовил для вас подарок – бумажные снежинки. Надеюсь, что они украсят окна вашей группы перед Новогодним праздником. До встречи!».

                   

.

Приложение 1

Беседа на тему: «Виды бумаги»

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим ее. Скажите, вся ли она одинаковая?

А как можно определить?

Дети: Она разная. Можно погладить, пощупать, потрогать ее.

Воспитатель: Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и    не очень.

А сейчас я хочу вам рассказать о видах бумаги, которые встречаются в нашей жизни.

 Картон: этот плотный и толстый материал, из него можно изготавливать различные подделки:

бывает разных цветов, а также гладкий, блестящий и матовый;

следует всегда помнить, что лист картона сгибают только один раз, и, если сгиб выполнен неровно, исправить уже ничего будет нельзя.

Цветной плоский картон просто незаменим для творчества наших детей.

Газетная бумага: непрочная, тонкая, имеет желтоватый оттенок, шероховата на ощупь, такая бумага не пригодна к аппликации;

бумага, предназначенная для печатания газет;

легко рвется и мнется.

Например, из газетной бумаги можно сделать шапочки, которые надевают в жаркий день, или сложить фигурки животных.

Оберточная бумага: эта яркая, гладкая и красочная бумага, достаточно прочна и с трудом рвется руками.

Благодаря разнообразию цветов и хорошей склеиваемости - эта бумага прекрасно подходит для создания аппликационных картин.

Обойная бумага: различают гладкую с рисунком и рельефную обойную бумагу;

самое широкое применение конструирование поделок, создают композиции хороводов кукол, матрешек, петрушек, по-разному комбинируя цвета.

Журнальная бумага: такая бумага имеет гладкую поверхность, устойчива к влаге и может быть окрашена в любой яркий цвет. Используется для журналов и обложек.

Бархатная бумага: немного напоминает картон с той лишь разницей, что с одной стороны ее поверхность покрыта мелкими цветными ворсинками, что и делает материал похожим на бархат.

Использование такой бумаги в аппликации и силуэтных вырезках позволяет создать очень красивые и оригинальные произведения.

Гигиеническая бумага: этот вид включает в себя туалетную бумагу, бумагу для салфеток и полотенец;

  • бумага тоненькая, мягкая, приятная на ощупь.

Такую бумагу зачастую используют для создания забавных поздравительных открыток. Впрочем, капелька фантазии – и вы найдете ей применение при работе над различными поделками.

Гофрированная бумага:  тонкая, мягкая, нежная, пластичная разноцветная бумага;

приятная на ощупь; матовая, рыхлая, полупрозрачная, эластичная Просто идеально подходит для детского творчества

Тетрадная бумага: бумага хорошо поддается обработке: легко складывается, скручивается, склеивается, прекрасно окрашивается.

Эти качества и свойства бумаги позволяют рекомендовать ее для широкого применения в детских аппликациях.

Альбомная бумага: белая, толстая, жесткая, непрозрачная; гладкая, плотная, матовая, прочная, упругая, если ее согнуть в кольцо, а потом отпустить, полоска опять станет прямой;

с ней можно делать: размечать, резать, складывать, сгибать, окрашивать, склеивать.

сминается, все ребра четко выражены, разутюживанию не поддаются;

выгорает — теряет белизну на ярком солнце.

Из нее делают альбомы, иллюстрации, рамки, обложки.

Приложение 2

Беседа «Откуда пришла бумага?»

Цели: Дать детям знания о том, как делается бумага: бумагу делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление бумаги затрачивается труд многих людей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.

Материал: предметы, сделанные из дерева; различные виды бумаги. Ход беседы:

- Сегодня я хочу вам рассказать о том, откуда же пришла к нам бумага. Вы узнаете, какой путь прошла бумага, прежде чем стать такой, какой вы ее видите.

Очень давно 2000 лет назад китайский народ изобрел бумагу, а другие народы покупали у них как самую большую драгоценность.

Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников и попытались у пленников узнать, как они изготавливают бумагу.

Так люди во всем мире научились делать бумагу по китайскому способу, а делали ее китайцы вручную. В наше современное время бумагу делают машины.

Так почему же мы говорим, что бумагу делают из дерева? Конечно, бумага не растут на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу. От дерева

до бумаги длинный путь.

Рано поутру лесорубы шагают в лесную чащу (картинка 1). Там за оврагом участок тайги, где топором помечены деревья. Их надо спилить. Жужжит в умелых руках лесоруба бензопила (пила с мотором на бензине) и одно за другим падают на землю деревья.

Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешит трактора (картинка 2). Они обрубают ветки, вяжут накрепко и стягивают стволы железными канатами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.

Голубая дорога (картинка 3). Река — самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины, плывут по ней бревна вниз по течению. Кажется, будто вся река запружена лесом. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга. Образуют заторы (место на реке, где собирают много бревен, и они дальше не проходят, а чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики (рабочие, которые сплавляют лес по реке). Они подплывают на моторных лодках к месту затора, длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепленные бревна. И вот они снова продолжают свой путь по голубой широкой дороге.

Голубая дорога приведет стволы на бумажный комбинат (картинка 4). Вот бревна зашагали из цеха в цех. Деревья там распиливают, измельчают в опилки и даже варят, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Его месят и разливают по формам. Все это делают машины. Они разливают, раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Бумага готова.

Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет на прилавки магазинов. Чей труд вложен в подготовку каждого листочка бумаги? Какие профессии людей вы запомнили? (Лесорубы, сплавщики).

Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Вы будете не только рисовать, но и писать.

Процесс производства бумаги сложный. Поэтом с бумагой надо обращаться бережно, экономно ее расходовать. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, тетради относитесь к ним бережно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ для детей подготовительной группы «Крылатые выражения».

Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ для детей подготовительной группы "Крылатые выражения"....

Познавательно-исследовательская деятельность на улице с детьми старше-подготовительной группы «Секрет мыльных пузырей» (изучение свойств воды)

При создании конспекта передо мной ставились задачи: расширить представления детей о существенных характеристиках предметов, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о наличии элементарных ...

Познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Эта удивительная бумага»

Цель: развитие познавательной активности и расширение  представлений детей  о свойствах и качествах бумаги.Задачи:Образовательная: ü Дать детям первоначальные знания об изобретении бума...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник в подготовительной группе Тема «Букет цветов»

Тема «Букет цветов» Интегрированный подход при решении образовательных  задач :Образовательные задачи: Закреплять у детей названия цветов. Закреплять навыки рисования в нетрадици...

Конспект НОД с использованием STEM технологий в 1 младшей группе «Жили гуси у бабуси»

Упражнять в умении классифицировать блоки по форме, величине, цвету. Сравнивать по величине палочки, формировать умение выкладывать в определённой последовательности цвета и размера величины....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цел...