Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вода. Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие по технологии «Step by Step»
Данная технология была разработана в постперестроечный период для стран Восточной Европы для дальнейшей демократизации обучения и использует все лучшие достижения педагогической мысли и психологии, как России, так и других стран. Программа «Step by Step» или «Шаг за шагом» поддерживается министерством образования Российской федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_voda._svoystva_vody.docx | 578.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Ознакомление с окружающим миром»
(подготовительная группа)
Технология: "Step by step"
Тип занятия: Закрепление знаний и умений.
Тема: Вода. Свойства воды.
Цели:
- Формирование знаний детей о воде и её свойствах.
- Расширение кругозора и знаний детей о воде.
- Развитие умения применять знания в практической деятельности.
- Создание условий для формирования умения работать в группе и самостоятельно.
Задачи:
1.Конкретизировать основные понятия по теме «Вода»: пар, лёд, текучесть, прозрачность.
2.Формировать умения проводить опыты, наблюдать, анализировать полученные результаты и делать выводы.
3.Создать условия для расширения знаний по теме «Вода».
4.Развивать логическое мышление.
5.Формировать умение пользоваться маршрутным листом и вести учётные записи.
Словарная работа: растворимость, текучесть, прозрачность;
Материал и оборудование:
1.Компьютер
Картинки – фотографии:
- осадки: снег, град, дождь, туман;
- водоёмы: океан, море, озеро, река;
- вода в природе: родник, льдины, туман.
2.Центр «Знайки»:
- листы со схемой для игр;
- пластиковый стакан с водой;
- пипетки;
- монеты одного достоинства;
- простой карандаш;
- салфетки.
3.Центр «Почемучки»:
- пластиковый стакан с водой;
- пустой стакан;
- песок, сахарный песок;
- пластмассовые ложечки;
- ёмкость с водой, высотой 5-7 см, диаметром 7-10 см;
- лотки с материалом: камень, бумага, пуговицы, соломинка
- простой карандаш.
4.Маршрутные листы (2 маршрута).
5.Карточки со знаками «+» и «-» (по 3 штуки).
Структура занятия:
1.Организационный момент.
2.Активизация знаний по теме.
3.Определение темы и целеполагание.
4.Закрепление (работа по центрам).
5.Итог.
Организационные моменты:
1. Схема действий воспитателя по контролю работы детей в 2-х центрах:
центр "Почемучки" | центр "Знайки" |
Работают дети самостоятельно, проводят 4 опыта | Воспитатель помогает начать работу, организовывает и направляет работу детей с пипеткой → |
→Воспитатель проверяет результаты 4-х опытов и проводит с детьми 5-й опыт → | Дети работают самостоятельно |
Дети работают самостоятельно | →Воспитатель контролирует, регулирует ведение записей в маршрутном листе |
наведение порядка в центрах активности | |
переход детей из центра в центр, смена деятельности. |
2.Схема движения детей - 2 маршрута:
№1 центр "Почемучки" → № 2 центр "Знайки"
№ 1 центр "Знайки" → № 2 центр "Почемучки"
Организационный момент
Дети встают в круг, воспитатель среди детей в кругу.
- Доброе утро, мои замечательные ребята. Чтобы все почувствовали утреннюю радость, передадим друг другу по кругу: «Доброе утро!». - Доброе утро, Арина!
(Дети говорят друг другу, глядя в глаза, обращаясь по имени, «Доброе утро, … !»)
2.Активизация знаний по теме
2.1.Логические цепочки
- Посмотрите на компьютер. Назовите, что изображено на фото и догадайтесь, что должно быть далее. Дайте общее название всем фотографиям (Использование компьютера).
1).
- На картинках изображён снегопад, дождь, град. Я думаю, что дальше будет туман.
- Все картинки можно назвать «осадки», потому что о них говорят в прогнозе погоды.
2).
- На фото мы видим океан, море, озеро. Я думаю, что дальше будет река.
-Всё это называется водоёмы, места, где скапливается вода. Самый большой из них – океан.
3) Установление связи между осадками и водоёмами.
- Подумайте и определите, что общее есть в понятиях «осадки» и «водоёмы». Что их объединяет?
- Осадки состоят из воды. В водоёмах находится вода. Поэтому общее – вода.
2.2. Повторение
Дети отвечают на вопросы.
- Вода бывает в 3-х состояниях. Назовите их.
-Вода может быть жидкой, газообразной, твёрдой. Жидкое состояние – это вода, газообразное – пар, твёрдое – лёд.
- Посмотрите на модель земного шара.
Какого цвета больше? Почему?
- На картинке больше голубого (синего) цвета, потому что это вода. А воды на планете (земле) больше, чем суши.
3. Определение темы занятия, целеполагание.
- А теперь еще раз посмотрите на компьютер, проанализируйте, о чём мы говорили. Сформулируйте тему занятия.
- Мы говорили о воде. Тема – вода.
- Молодцы, правильно. Мы сегодня на занятии вспомним, что знаем о воде и расширим свои знания с помощью опытов и игр с водой. (Берем нарукавники и бахилы, надеваем).
4. Закрепление
4.1.Инструктаж о работе в центрах
- Как вы уже поняли по расстановке столов, мы работаем по центрам. Назовите правила работы в центрах.
- Не шуметь, спрашивать у соседа, говорить тихо, работать аккуратно, дружно и вместе, быть самостоятельным.
- Работают два центра «Почемучки» и «Знайки», в каждом по одной группе.
- Получите маршрутные листы (подписанные). В них указано, что делать и куда переходить далее. Маршрутные листы у вас с меткой, найдите свой центр по метке и пройдите на места. Садитесь.
- Проверьте, правильно ли все сели по центрам.
- Начинаем работу.
4.2.Инструкция работы с пипеткой.
- В центре «Знайки» вам предстоит играть с каплями воды, которые вы сможете получить с помощью пипетки. Она состоит из резиновой и стеклянной частей. Берёте пипетку за резиновую часть, зажимаете её двумя пальцами, опускаете стеклянную часть в стакан с водой, отпускаете резиновую трубку, и вода поднимается из стакана в стеклянную часть пипетки. Чтобы сделать каплю, нажмите на резину. (Рассказ сопровождается показом).
Центр «Знайки»
Воспитатель помогает детям правильно расположить листы для игры, следит за первыми каплями, которые делают дети.
У детей два листа, которые они кладут перед собой по очереди.
Дети играют, записывая результаты в маршрутный лист.
- Вам предлагается 3 игры. Первая игра - «Лабиринт». Вы проводите каплю от старта до финиша по нарисованному лабиринту и рисуете путь капли в маршрутном листе (показ на листе).
- Вторая игра называется «Стрелок». Вы опускаете каплю на мишень, стараясь попасть в цель. Результат указываете на листе.
Обведите квадраты того цвета, куда попадала капля на мишени.
- Третья игра - «Кто больше?».
Положи монету на круг.
Капай медленно, считая капли.
Когда вода стечёт с монеты, остановись.
Запиши, сколько капель насчитал на монете в маршрутный лист.
Центр «Почемучки»
Дети рассаживаются и читают задания в маршрутных листах. Работают группой, находят доказательства, без воспитателя выполняют 3 опыта.
Опыт 1. «Вода прозрачная» Взять стаканчик с водой и посмотреть сквозь воду. Видны предметы, значит вода прозрачная. Можно положить в стакан с водой ложечку, её видно, так как вода прозрачная.
Опыт 2. «Вода жидкая, может течь»
Взять два стакана – один с водой, другой – пустой. Перелить воду из одного стакана в другой. Вода льётся, потому что жидкая.
Опыт 3. «Вода не имеет формы»
Налить воду на тарелочку, вода растекается по дну, потому что у неё нет формы. Сравнить со льдом. Лёд твёрдый, сохраняет форму. Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
- Как вы доказали, что вода прозрачна? Что вода имеет такое свойство как текучесть? Что вода не имеет формы?
Дети поочерёдно показывают доказательства.
Опыт 4. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются». (Этот опыт проводится под руководством воспитателя).
- Как доказать, что одни вещества растворяются в воде, а другие – нет?
- Положить в воду что-нибудь, если оно исчезло, а вода не изменилась, значит, оно растворилось.
- Что мы можем положить в стакан из того, что имеется у вас на столе?
- Мы можем положить сахар и песок.
- Договоритесь, кто и что будет растворять в воде.
Одни дети кладут обычный песок и пробуют его размешать ложкой. Другие дети в стаканчик насыпают ложечку сахарного песка, размешивают его.
- Что произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
-Песок не растворился, так как вода стала мутной, грязной.
-Сахарный песок растворился, так как его не видно в стакане.
Опыт 5. «Утонет, не утонет».
Самостоятельная индивидуальная работа.
- Определите, что утонет, что нет. Как вы это узнаете?
- Нужно опустить предмет в воду.
- Заполните таблицу в маршрутном листе. Сначала подумайте, сделайте прогноз, утонет или нет, отметьте в таблице «+» («да») или «-» («нет»). А потом положите предмет в воду и отметьте результат в таблице.
Предметы | Прогноз | Результат |
Камень | ||
Бумага | ||
Пуговица | ||
Палочка |
- Сколько прогнозов совпало с результатом?
5. Итог
Дети встают с маршрутными листами и подходят к свободным столам, встают вокруг столов по группам, каждая группа вокруг отдельного стола.
5.1.Подведение итогов работы в центрах
- Какие свойства воды доказывали?
- Когда проводили опыты и устанавливали, утонет предмет или нет, сколько прогнозов совпало с результатом? Поднимите руку, у кого 1 совпадение, 2, 3? Молодцы!
-Назовите, какой путь проделала капля по лабиринту.
-Капля прошла такой путь: река – пар – облако – туча - дождь-река.
- Поднимите руки, у кого было попадание в центр мишени? (Дети поднимают руки). Молодцы!
- Поднимите руки, у кого на монету поместилось 5 капель, 6, 7 и т.д
- Соберите маршрутные листы в группе в одну стопку. Передайте мне.
5.2.Игра «Плюс, минус» (ответы детей не произносятся, а указываются выбором знака)
-А сейчас поиграем в игру «Плюс, минус». У вас на столах лежат знаки «+» и «-». Если на вопрос отвечаете «да», то вы указываете пальцем на знак «+». Если ответ «нет», то указываете на знак «-». Не произносите ответы вслух, чтобы вас не услышали другие группы. Засчитывается тот знак, на который показывает большинство детей группы. За правильный ответ вы получаете фишку – круг.
Вопросы – задания:
1. Вода всегда прозрачна -
2.Вода растворяет все вещества -
3.Океан – самый большой водоем +
4.Вода не всегда текуча +
5.Дерево тонет в воде, как камень -
6.Бумага тонет в воде –
5.3.Подведение итогов игры. Награждение победителей аплодисментами.
- На этом занятие закончено. Желаю вам успехов в дальнейшей работе. Спасибо за работу!
Литература:
1.Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» (Воронеж 2007 год, ТЦ «Учитель»)
2.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» (Москва 2010 год, ОН «Просветитель»)
3.Яковлева М.А. «Веселые научные опыты для детей и взрослых» (Москва 2012 год, КИ «Библиотека»)
4.Вологдина Е.В., Малофеева Н.Н., Травина И.В. «Живая природа» (ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС» 2010 год)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией "Вода - царица жизни" подготовительная группа
На занятии уточняются знания о воде, о ее значении для живого мира, о ее формах и видах....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебная страна воды» в средней группе
Знакомство детей с агрегатным состоянием воды....
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Вода - водичка»
Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.Задачи: Знакомить детей со свойствами воды. Учить проводить опыты с водой, делать выводы. Развивать сенсорну...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды" в средней группе
Занятие-экспериментирование в средней группе...
Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление с окружающим миром Тема: «Свойства воды»
Конспект занятия по познавательному развитию.Ознакомление с окружающим миром (средняя группа)Тема: «Вода и ее свойства»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром "Снег , свойства снега"
Занятие проводилось с цель расширять и обогащать представления детей о свойстве снега, о зимних явлениях....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Свойства воды».
Цель: формирование первоначальных представлений о свойствах воды.Цель для детей: помогаем Капельке.Сюжетная линия: путешествие с капелькой.Задачи:1. Познакомить детей со свойствами воды: жидкость - бе...