Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Саломатина Ольга Викторовна

Паспорт проекта "Зимующие птицы"

Тип проекта – познавательно-исследовательский;

Участники проекта – дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатель;

Срок реализации проекта – красткосрочный с 01.02.2019г. по 28.02.2019г.;

Формы работы – игровая, исследовательская, продуктивная, познавательная, работа  с родителями;

По количеству участников – коллективный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паспорт проекта "Зимующие птицы"31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №251»

(МБДОУ «Детский сад №251»)

Паспорт проекта

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ »

Группа №3 «Звездочки»

Руководитель проекта

воспитатель: Саломатина О.В

Русакова Е.Ю.

Барнаул

2019

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

В ходе образовательно-воспитательного процесса выяснилось, что у детей недостаточно развиты знания о зимующих птицах родного края. Дети путают зимующих и перелётных птиц. Так же у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.

Цель: Способствовать накоплению ребёнком ярких впечатлений о природе, обогащая представления детей о зимующих птицах, встречающихся в ближайшем окружении.

Задачи:

  1. Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, высиживают птенцов);
  2. Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым;
  3. Формирование умений наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной и продуктивной);
  4. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
  5. Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление угощений, рисование птиц).

 

Тип проекта – познавательно-исследовательский;

Участники проекта – дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатель;

Срок реализации проекта – красткосрочный с 01.02.2019г. по 28.02.2019г.

Формы работы – игровая, исследовательская, продуктивная, познавательная, работа  с родителями.

По количеству участников – коллективный.

Ожидаемые результаты:

•         Расширен кругозор детей о зимующих птицах;

•         Улучшилась предметно–развивающая среда дидактическими пособиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, художественной литературой;

•          У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки;

•          Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам  в трудных зимних условиях. 

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

Формы и методы работы

  • Наблюдения в природе
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов
  • Участие в игровой деятельности
  • Самостоятельная деятельность
  • Проведение ситуативных бесед
  • Продуктивная деятельность
  • Музыкально – ритмические движения
  • Заучивание стихов, песен
  • Организация выставки детско-родительских работ «Мир птиц глазами детей»
  • Организация совместно с родителями угощений для птиц

Необходимые условия реализации проекта:

•         Интерес детей и родителей

•         Методические разработки

•         Материальное обеспечение проекта

 

Предметно-развивающая среда:

Кормушки на участке, иллюстрации «Птицы», «Зимующие птицы»,

птицы в картинках, карточки «Птицы», разрезные картинки, дидактические игры по теме, угощение для птиц (семена растений, крупы, крошки хлеба), аудиозапись «Голоса птиц», маски для игр.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный.

Определение темы проекта

Разработка перспективного плана проекта;

Разработка методических материалов, рекомендаций по теме (подборка консультаций для родителей и т.д.);

Подбор демонстрационного материала, природного материала художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.

2 этап – основной.

Работа с детьми

Беседы

«Где живут птицы?», «Какие птицы прилетают на участок детского сада?», «Нужно ли заботиться о птицах?», «Меню птиц», «Что значит заботиться о зимующих птицах?», «Пернатые друзья».

Дидактические игры

«В зимней столовой», «Угадай по описанию», «Кто как выглядит», «Чем питаются птицы», «Летает не летает», «Закончи предложение»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Воробей», «Снегири на ветке».

Лепка: «Птички на кормушке».

Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц».

Музыкальные импровизации под классическую музыку: «Танец птиц»

Чтение художественной литературы

А. Игнатова «Алой кисточкой заря…», С.Маршак «Где обедал воробей?», З.Александрова «Гули-гули»,

Н. Хилтон «Скворечник», В.Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», В. Берестов «Воробушки», А. Барто «Воробей».

Загадки о зимующих птицах

Рассматривание иллюстраций

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Рассматривание картин: «Птицы на кормушке», «Дети кормят птиц»

Трудовая деятельность

Подкормка птиц во время прогулок; вывешивание кормушек, сделанных руками родителей.

Пальчиковые игры

«Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц», «Воробьи – воробушки», «Птичка крылышками машет», «Сел на ветку снегирек»

Подвижные игры

«Вороны», «Птички», «Воробышки и кот», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль»

Наблюдение

«Птицы на нашем участке», «Какую птицу я встретил по дороге в детский сад», «Птицы на кормушке»

Работа с родителями

Консультация

Памятка

 «Изготовление угощений для птиц»

Советы и рекомендации

Как организовать детское наблюдение за птицами

3 – этап заключительный.

Итоговое мероприятие

Развлечение «Покормите птиц зимой»

Результаты проекта:

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.

Многие родители приняли активное участие в этом проекте:

Принесли различный корм для птиц.

Проект позволил создать для каждого ребенка него более широкие возможности изучения зимующих птиц, чем это возможно при традиционном обучении. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах.

В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, классифицировать, наблюдать, делать выводы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №251»

(МБДОУ «Детский сад №251»)

Приложение к проекту

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ »

Группа №3 «Звездочки»

Руководитель проекта

воспитатель:    Саломатина О.В

Русакова Е.Ю.

Барнаул

2019

Итоговое мероприятие

Развлечение «Покормите птиц зимой»

Цель: Обобщение и закрепление полученных ранее знаний о зимующих птицах.

Задачи:

Воспитывать уверенность, инициативность в работе со знакомым материалом; формировать умение выслушивать других детей при обсуждении проблемной ситуации.

Развивать интерес и познавательную мотивацию, любознательность, воображение, формировать первичные представлений о птицах (о их особенностях и многообразии).

Ведущий.

Солнышко рано встаёт, лучиком день зажигает.

Весело птица поёт, песенкой день начинает!

Звучит запись голосов птиц «В лесу»

Ведущий.

Зимой с нами живут птицы. Кто назовет их? До весны еще очень далеко, а птицам зимой очень трудно живется. Почему? Как помочь птицам? Птиц надо беречь: устраивать им столовые, ремонтировать их домики.

Поможем, дети, птицам!

Посмотрите, кто это к нам в гости пришел?

Да это же воробей! Ты что дрожишь?

Воробей:

На улице холодно, снег лежит. Я замерз оттого, что не могу найти себе еду. Прилетел к вам, думаю, вы меня в беде не оставите.

Ведущий:

Нет, конечно, Мы тебе с ребятами поможем.

Дети вы знаете, чем подкармливают птиц?

Проводится игра «Кому, что по вкусу?» На картинках нарисован различный корм. Надо сказать, какой корм подходит птице.

Воробей.

Спасибо ребята, накормили вы меня. Теперь мне не страшен холод. Но у меня есть много друзей – птиц. Им сейчас тоже плохо без еды. Как же быть?

Ведущий.

Не переживай, воробушек. И тут мы поможем, всех накормим. Ребята, кто знает, что нужно сделать, чтобы накормить всех птиц на улице?

Дети. Сделать кормушки, повесить на деревья и каждый день в них насыпать корм для птиц.

Ведущий.

У нас есть кормушка для птиц. Мы вместе с ребятами повесим ее на участке, когда пойдем гулять. Теперь птички не останутся голодными в холода.

Воробей.

Я так рад, так рад! Хочу с вами поиграть «Отгадай загадку»

Загадывает загадки про птиц, дети отгадывают их.

Ведущий.

Какие вы молодцы! Все загадки отгадали, и я вас хочу вас отблагодарить и подарить раскраску «Птички»

Воробей с нами поиграл, подарил подарки, давайте его отблагодарим и станцуем для него танец, да и его с собой позовем.

Дети танцуют танец «Ой, летала птичка!»

Ведущий.

Как вы все хорошо танцуете!

Воробей.

Молодцы ребята, весело вы играете, да только мне спешить надо. Всем сообщить, чтобы летели к детскому садику, тут нас всегда накормят. До свидания, ребята! (Дети прощаются с воробьем).

Ведущий.

До свидания, воробей, прилетай к нам еще, весело нам с тобой!Мы тебе обещаем, что всегда будем помогать птицам в трудный для них период.

Приложение

Пальчиковые игры

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Птичья кормушка

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Дети имитируют движения.

Имитируют движения.

Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.

Я зимой кормлю всех птиц

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.

Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.

Воробьи – воробушки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.

Шевелят выпрямленными пальцами рук.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.

Подуть на раскрытые ладони.

Погладить тыльные стороны рук поочередно.

Хлопки в ладоши.

Потереть ладоши друг о друга.

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Большие пальцы соприкасаются, ладони – крылья машут.

Пальцы правой руки обхватить левой ладонью.

Шевелить ими – птенцы.

Сел на ветку снегирек

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик

Он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

«Попрыгать» ладошками по плечам.

Потрясти кистями рук перед собой.

Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.

Поднять руки вверх и покачать ими.

Помахать руками – «крылышками»

Дидактические игры

«В зимней столовой»

Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

Материал: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.

Описание:  Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

«Угадай по описанию»

Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко произносить звук «Р».

Материал: Красочные изображения птиц.

Описание: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно. Например:

—   Кто  кричит  «кар-кар»?   Подойди,   Оля,  покажи  эту птицу.

—   Все покричим, как ворона.

—   Кто кричит «чирик-чирик»?

—   Покричим, как воробей.

«Кто как выглядит»

Цель: закреплять в речи детей, названия частей тела птицы.

Игровое правило: Педагог описывает внешний вид птицы, дети угадывают,  не видя ее изображения.

 «Чем питаются птицы»

Цель: учить детей называть, чем питаются птицы.

Игровое действие: Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие картинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу. Образец речи детей: «Я воробей, я клюю зерно»

«Летает, не летает»

Цель: развивать у детей внимание, воспитывать выдержку.

Игровое правило: поднимать руку надо только в том случае, когда будет назван летающий предмет.

Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки

Ход игры: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.

Воспитатель объясняет правила игры: Я буду называть предметы опрашивать: «Летает?», например, «Голубь летает? стул летает?» если я назову предмет - который, в самом деле, летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует.

«Закончи  предложения»

Воробей    маленький,    а    ворона...

Ворона большая, а синица...

У синицы хвост короткий, а у сороки...

У синицы клюв тонкий, а у вороны…

Снегирь малоподвижный, а синица…

Подвижные игры

«Вороны»

Цель: Развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами; упражнять в правильном произношении звука «Р»; учить говорить то громко, то тихо.

Ход игры:

Дети - вороны стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит воспитатель нараспев. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елкой зеленой  скачут весело вороны: «Кар-кар-кар!» (громко)

Дети бегают по комнате, размахивая руками, как крыльями, громко произносят, повторяя за воспитателем

Целый день они кричали, спать ребятам не давали: «Кар-кар-кар!» (тихо)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают: «Кар-кар-кар!» (Тихо) 

Дети тихо произносят. Садятся на корточки, руки под щёку — засыпают.

«Птички»

Цель: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает стихотворение:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Вес люди глядели.

Как они садились –

Вес люди дивились.

Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.

Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.

«Воробышки и кот»

Цели: Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место. Приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкаться.

Ход игры.

Дети становятся на высокие скамеечки или кубики (высотой 10—12 см, положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты, — это воробышки на крыше, В другой стороне площадки, подальше от детей, сидит хитрый кот — он спит.

«Воробышки вылетают на дорогу!» — говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, разлетаются в разные стороны.

Просыпается кот — он потягивается, — произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.

Примечания. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать.

«Птички в гнездышках»

Цели: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их действовать быстро, по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам группы— это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.

Примечания. Воспитатель следит за тем, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко.

Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на улице это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточках. Воспитатель учит детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущему навстречу, чтобы не столкнуться.

«Воробушки и автомобиль»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.

Оборудование: Игрушечный руль.

Ход игры:

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы — птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке».

Прилетели птички,

Птички - невелички,

Весело скакали,

Зернышки клевали.

Дети - птички летают и прыгают - садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит«Тра-та-та, берегись, посторонись».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....