Игра - путешествие «Перемещение во времени» для детей подготовительной и старшей группы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Данная методическая разработка создана с целью организации образовательной деятельности для закрепления у детей представлений о времени и практическом применении часов. Может быть использована педагогами подготовительных групп как итоговое занятие.
В конспекте представлены игровые приемы и упражнения для решения задач, направленных на:
- упражнение детей определения времени по часам с точностью до часа;
- закрепление знаний о частях суток;
- уточнение знаний детей об устройстве часов;
- упражнение детей в счете.
Предлагаемый конспект занятия проходит в виде игры путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка "Путешесвие во времени" | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – путешествие «Путешествие во времени» для детей подготовительной и старшей группы
Аннотация: данная методическая разработка создана с целью организации образовательной деятельности для закрепления у детей представлений о времени и практическом применении часов. Может быть использована педагогами подготовительных групп как итоговое занятие.
В конспекте представлены игровые приемы и упражнения для решения задач, направленных на:
- упражнение детей определения времени по часам с точностью до часа;
- закрепление знаний о частях суток;
- уточнение знаний детей об устройстве часов;
- упражнение детей в счете.
Предлагаемый конспект занятия проходит в виде игры путешествия.
Предварительная работа:
1) Знакомство с часами, с историей часов.
2) Знакомство с частями суток.
3) Чтение произведения «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца.
4) Изготовление макета космических часов.
5) Создание презентации и интерактивного героя «Хранительница времени».
Раздаточный материал:
1) Макет часов (на каждого);
2) Дидактическая игра «Части суток»;
3) Магнитофон (аудиозапись - космическая музыка);
4) Конверт с письмом от жителей города;
5) Конверты с заданиями от пиратов;
6) Иллюстрации разных часов;
7) Цифры от 1-12.
Ожидаемый результат: Наш опыт работы показывает, что знания данные в форме игры путешествия усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Дети закрепили знания о времени и часах, научились соотносить время суток с режимом дня, усовершенствовали грамматический строй речи, внимание, память, мышление, что позволит активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Методическое проведение игры:
При организации игры путешествия необходимо продумать сюжет, в котором будут решаться образовательные задачи. Например: путешествие в страну Времени. Продумать задания, которые решаются в виде различных трудностей, которые дети должны выполнить. Продумать размещение дидактических игр и пособий в группе. Во время образовательной деятельности используются различные формы работы: групповая (Д/И «Части суток»), индивидуальная (Д/И «Поставь время на часах»), коллективная (устный счет, история и устройство часов).
Ход образовательной деятельности.
Введение в игровую ситуацию.
Дети стоят полукругом перед педагогом.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, я решила проверить почту в нашем детском саду и заглянула в почтовый ящик, а в нём лежало письмо, адресованное вам. Интересно, кто его прислал? Давайте прочитаем!
«Здравствуйте ребята, пишут вам жители страны Времени. У нас случилась беда! Космические пираты украли у нас «пески времени» и из –за этого у нас в стране остановилось время и в городе начались беспорядки. Все жители повсюду стали опаздывать. Помогите нам пожалуйста вернуть время. Для этого вам нужно выполнить правильно все задания, которые приготовили космические пираты. Торопитесь!»
Воспитатель: Давайте отправимся с вами в Страну Времени и поможем жителям. На чём можно до неё добраться? (называют варианты, в том числе и машину времени).
Отправляемся, встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. (звучит космическая музыка).
Начинаем обратный отсчёт 10, 9. 8.... Мы взлетаем.
Воспитатель: Смотрите кто это нас встречает? (воспитатель обращает внимание детей на экран).
Хранительница времени: Здравствуйте, я Хранительница времени. Спасибо вам что не оставили нас в беде. Жители города во всем любят порядок и всегда соблюдают распорядок дня. Но пираты украли у нас «пески времени» и распорядок нарушился. Для того, чтобы нам помочь вам нужно выполнить все задания пиратов. Вы готовы?
Итак, первое задание, отгадать загадки, приготовленные пиратами.
Солнце яркое встаёт, | Спешат на ночлег пешеходы, |
Спят луга, спят леса, | Солнце в небе высоко, и до ночи далеко, Коротка деревьев тень. День плюс ночь — мы знаем (сутки) |
Воспитатель: о чём были эти загадки?
- Как можно назвать это, одним словом. (части суток).
- Сколько частей в сутках? (4, назовите их по порядку).
Хранительница: пираты перепутали части суток, нужно срочно вернуть все на место.
В этом вам поможет игра «Распорядок дня»
Воспитатель: Разделитесь на 2 команды. Каждая команда будет собирать определенные части суток. (после проводится беседа).
- Что нарисовано на картинке?
- Когда это бывает?
- Что вы делаете утром? А днём?
- Как вы узнали, что на картинке утро (вечер)?
- Какое время суток вам больше нравится? Почему?
Хранительница: кто из вас знает сколько часов в сутках? (в сутках 24 часа).
Следующее испытание, нужно снова отгадать загадку.
На руке и на стене, и на башне в вышине,
Ходят, ходят ровным ходом. От восхода до захода.
(Часы)
Хранительница: что такое часы? (это прибор для определения времени);
Хранительница: для чего нужны часы? (чтобы люди могли определить время);
Хранительница: Смотрите, сколько у меня разных часов, но по ним нельзя определить время. Чтобы мы смогли это сделать, нужно расставить часы в порядке их изобретения.
Д/и «История часов»
Дети на магнитной доске выставляют картинки по порядку: солнечные, свеча, водяные, песочные, механические, электронные часы, кварцевые. После чего проводится опрос.
-чем не удобны солнечные часы? (чтобы узнать время, нужно выходить на улицу, в пасмурную погоду время не определишь);
- чем опасны были часы свеча? (могут упасть, возникнет пожар);
- можно ли было узнать точно время по песочным или водяным часам. Почему? (часы были бы большого размера, у них нет стрелок, нельзя определить время до минут);
- как работают механические часы? (их нужно всегда заводить);
- чем удобны электрические часы? (работают на батарейках, и от электричества не требуют постоянного ухода);
- где мы используем электрические часы?
Хранительница: какие еще часы бывают? (ответы детей, на экране изображения часов).
Воспитатель: скажите, как называются часы, которые:
Висят на стене - … (настенные)
Стоят на полу –… (напольные)
Стоят на столе –… (настольные)
На руке –… (наручные)
Лежат в кармане –… (карманные)
Стоят на камине – (каминные)
Хранительница: Как называется круг с цифрами на часах? (циферблат).
Хранительница: Правильно это круг с цифрами и 3 стрелками, которые указывают на цифры, так мы узнаем время. Но что же я вижу все цифры у циферблата рассыпались, это снова проделки пиратов. Помогите цифрам вернуться на свои места.
Игра «Составь циферблат» (дети подходят к макету часов, лежащему на полу).
Воспитатель: смотрите этот круг надо превратить в циферблат, а значит правильно разложить цифры. Чтобы правильно разложить цифры нужно выполнить правило: у всех часов вверху всегда располагается число (12). В нижней части круга располагается число (6). Справа цифра 3, слева 9. Остальные цифры располагаются между ними по порядку. Приступайте к заданию.
Проверьте, все ли цифры на своём месте? (Дети проверяют).
Максим, скажи, какие цифры вы расположили между числом 3 и 6? Наташа назови какие цифры находятся между 9 и 12?
Давайте послушаем пошли ли часы? (нет).
Воспитатель: Давайте попробуем разобраться в устройстве часов. (воспитатель достаёт учебный макет часов).
- Что есть у часов? (Корпус, стрелки, циферблат);
- Сколько стрелок у часов? (Три: часовая, минутная и секундная);
Правильно три: часовая – самая медленная, минутная – быстрее движется и секундная самая быстрая.
- Что показывает короткая (длинная) стрелки? (Часы, минуты);
- Если стрелка показывает часы значит она, какая? (часовая);
- Если стрелка показывает минуты значит, как она называется? (Минутная).
- Покажи мне минутную стрелку, скажи, как она двигается, что показывает? (тоже самое с часовой 2-3 ребенка).
Хранительница: в каком направлении движутся стрелки? (стрелки двигаются по кругу с лева на право). Давайте с вами немножко отдохнем.
П/и «Ходят стрелочки по кругу»
(Дети двигаются вокруг макета часов («Космических часов») держась за руки, под текст стихотворения.)
Мы часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
Стрелки, стрелки не спешите,
Вы нам время подскажите.
- Сейчас разберемся с космическими часами. Поставьте на часах 3 часа. (дети выясняют что не хватает минутной стрелки).
Хранительница: Пираты украли одну стрелку у часов. Можно ли определить время, имея только одну стрелку? Почему?
Воспитатель: Как вы считаете, что дольше тянется минута или секунда? (ответы детей).
Давайте проверим. (Дети двигаются по кругу, выполняя движения в соответствии с текстом.)
Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг!
одна (Секунда) минута лишь пройдет,
Путник снова отомрет.
Через некоторое время раздается хлопок в ладоши, по которому «застывшие» путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были «заколдованы».
- что можно успеть сделать за 1 минуту;
- что можно успеть сделать за секунду; (ответы детей)
Секунда небольшой промежуток времени, минута больше. В 1 минуте 60 секунд.
Хранительница: итак, следующее задание. Нужно ответить на вопросы и поставьте время на часах. (дети проходят за столы).
Игра «Поставь время на часах»
- Во сколько часов открывается детский сад? (В 7 часов утра);
- Во сколько часов начинаются занятия в детском саду? (В 9 часов утра);
- В какое время в детском саду вы отправляетесь на утреннюю прогулку? (В 11 утра);
- В какое время вы приходите с прогулки? (В 12 часов дня, в полдень);
- Во сколько часов начинается «тихий час»? (в 1 час дня);
- Во сколько часов заканчивается «тихий час» в детском саду? (в 3 часа дня);
- Во сколько часов закрывается детский сад? (в 7 часов вечера).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем пираты задали вам такие вопросы? (Чтобы проверить, как мы знаем режим дня в детском саду);
- А для чего нужен режим дня? (Чтобы делать все вовремя, не опаздывать, не болеть).
Правильно, вы знаете свой режим дня в детском саду и умеете ориентироваться во времени! Молодцы.
Рефлексия.
Воспитатель: Занимаем места в «машине времени» (музыка, «возвращаемся» в группу).
- Ребята, вам понравилась путешествие?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают.)
- Кому было интересно в Стране Времени - поднимите руки, а кому было трудно.
- Что было трудного? Что интересно? Кто хотел бы ещё побывать в Стране Времени? Хранительница времени подарила вам подарок недостающую минутную стрелку.
Ребята, я очень рада, что ваши знания и ваши умения помогли жителям страны Времени! А сейчас вам пора собираться на прогулку.
Список литературы.
1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: Мозайка – синтез, 2018. – 168 с.
2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под редакцией А.А. Столяра. – М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Путешествие в страну сказок" для детей средне-старшей группы с ЗПР в рамках проекта "В гостях у сказки круглый год"
Данная викторина предназначена для подведения итогов по проекту "В гостях у сказки круглый год"....
Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу» с детьми с ЗПР (старшая группа).
Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу» с детьми с ЗПР (старшая группа). Подготовила воспитатель Ячмень Т.Я. г.Волгодонск Интеграция образовательных областей:социал...
Конспект открытого просмотра Сюжетно – ролевая игра «Путешествие лего – человечков по чудо городу Дружбы» Старшая группа
Форма проведения: игра - путешествие...
"Игра путешествие ко дню рождения Деда Мороза в старшей группе".
Цель: Создать условие для радостного настроения и закрепления дружеских отношений.Задачи:1. Развивать познавательный интерес, воображение2. Продолжать знакомить с культурой праздника в день рожде...
Конспект квест- игры «Путешествие в страну МАТЕМАТИКА» для детей 2мл. – средней группы Составила воспитатель МАДОУ №2 г. Томска
Применение «Квест-технологии» в разных ситуациях организации детского коллектива дошкольников дает возможность инициирования и педагогического сопровождения процессов творческого освоения ...
Квест-игра «Путешествие по стране Здоровья» для детей второй младшей группы
Квест-игра направлена на формирование у детей представления о здоровом образе жизни.Задачи квеста:Уточнить и закрепить знания детей о навыках личной гигиены; закрепить знания полезных и вред...
Игра-путешествие по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»
Цель: познакомить детей с понятием Родина, формировать у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе, гимне), развивать нр...