Конспект педагогического мероприятия по образовательной области "Познавательное развитие" "Лес - наш общий дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Это мероприятие направлено на развитие у дошкольников экологического мышления, поможет понять детям то, что лес - это большой, многоэтажный дом, где рядом  живут и животные, и растения. Материал данного мероприятия научит детей   классификацировать объекты живой  природы, воспитать в детях  бережное и заботливое отношение ко всему живому.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_les-nash_obshchiy_dom.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению с природой для детей старшей группы

Тема: «Лес – наш общий дом»

 

Цель: Развитие экологического мышления детей

Задачи:

  • Формировать представления у детей о лесе, как общем «доме» для растений и животных; показать многоэтажность леса и особенности каждого этажа, учитывая природные данные поселившихся на них животных и растений; упражнять в классификации растений (трава, цветы, кустарники, деревья), животных (звери, птицы); упражнять детей в составлении композиции леса  с использованием природного материала (листьев различных деревьев и кустарников).
  • Развивать познавательную активность, мышление, память, творчество, речь. Способствовать снятию напряжения.
  • Воспитывать  бережное и заботливое отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Развивающая среда: картинки с изображением различных домов и леса, мольберт, кубики – растения с изображением травы, цветов, кустарников, деревьев, один кубик – лесной «подвал»; кубики – животные и изображением крота, зайца, медведя, белки, ястреба; атрибуты  для театра: декорации деревьев, кустарников,  шапочки-маски крота, белки, медведя; тонированный лист ватмана, листья деревьев, клей; клубок, костюм старичка Лесовичка.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций леса, растений, животных, рассматривание экологических знаков, беседы с детьми, чтение рассказа М. Пришвин «Этажи леса», стихотворений о лесе, загадывание загадок о животных, просмотр презентаций «Детская энциклопедия о животных», «Лес», «Правила поведения в лесу», подготовка атрибутов и драматизация  сказки «Лесная сказка», сбор природного материала.

Ход:

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? (Ответы детей). У меня для вас есть интересная игра, хотите поиграть?  

Игра «Найди лишнюю картинку»

(На мольберте выставлены несколько картинок с изображением различных домов и картинка леса. Воспитатель предлагает детям посмотреть и сказать, есть ли среди картинок лишняя или нет?) (Дети высказывают свое мнение)

 

Воспитатель: Сколько разных мнений. А чтобы узнать, кто же прав, я предлагаю отправиться в лес и все узнать.    

Воспитатель: Сегодня нашим помощником  будет  волшебный клубочек, который точно укажет нам дорогу в лес. Ребята, как вы думаете, что мы должны взять с собой в путешествие? (Ответы детей)

Воспитатель: А еще нам нужны зоркие глаза, чтобы все видеть вокруг и замечать красоту леса. Мы возьмем с собой ушки, чтобы слышать все звуки леса, нам понадобятся  и добрые, заботливые руки, чтобы творить добро и помогать природе. А еще мы возьмем с собой хорошее настроение, чтобы в пути было веселее. Все готовы?  Тогда в путь.

Дети идут под веселую песню «Кукушка» («Зеленая опушка идем по холодку...)

Чтение стихотворения детьми

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Ты нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре.

Кто  глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

                                     (Погореловский)

Детей встречает старичок Лесовичок.

Лесовичок: Кто такие и зачем,

В лес мой сказочный пришли?

Если с лесом вы в ладу,

Вас за это похвалю.

Если рушить и ломать,

То пути вам не видать!

Воспитатель и дети: Здравствуйте, старичок Лесовичок.

Воспитатель: Мы – добрые гости леса. Наши ребята знают правила поведения в лесу.

Лесовичок: Ну не знаю. Говорите вы хорошо, складно. Да такие ли вы на самом деле? Сейчас проверим. Скажите, что это у меня? (Лесовичок показывает экологические знаки) (Ответы детей)

- А что они означают?

Лесовичок раздает знаки. Дети объясняют значение каждого знака.

Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу")

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в  почву,

- Нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

Воспитатель: Наши ребята знают лесные правила

Лесные правила. (Дети читают стихи).

1. Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

2. Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай.

Мусор с травки убирай.

 

3. Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки - не стрелять,

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

 

4. Топать, хлопать, палкой бить

Ты в лесу- всего лишь гость.

Здесь хозяин- дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

5. Если я сорву цветок, 

Если ты сорвёшь цветок. 

Если я и ты, и вы вместе все сорвём цветы. 

Опустеет вся планета и не будет красоты!

Лесовичок: Давненько я не встречал таких гостей, которые с добром в лес приходят. Вот и вам я говорю: «Добро пожаловать ко мне в гости!». У леса   много секретов и тем, кто его любит и бережет, он их откроет. Хотите их узнать? (Ответы детей)

Лесовичок: Вот и первый секрет - РАСТЕНИЯ

- Что растет в лесу? (Ответы детей)

- Назовите их (Ответы детей)

 - Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?

-Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.

- Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели).

- Много в лесу деревьев.

- Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, клен ... Помогайте...

Дети называют: рябина, черемуха, осина, ольха.

- Чем отличается береза от ели, ель от сосны? (Ответы детей)

-Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)

- Какие лесные кустарники вы знаете? ( шиповник, малина, смородина и др. )

- Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)

- Ребята, вот как много растений леса мы назвали.

Лесовичок: Все эти растения растут в определенном порядке. Ведь в лесу, как в любом доме есть свой «порядок», свои этажи.  

Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме).

- Четвертый этаж - кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.

- Третий - кусты и молодые деревца

- А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи.

 

Выстраивание этажей леса с использованием кубиков – растений

Лесовичок: Вот какой дом у нас получился! Этот секрет мы раскрыли не до конца. Но в этом доме чего-то не хватает, ребята. Как вы думаете, чего? (Ответы детей).

Лесовичок: Конечно, оказывается, и в лесу, как и в обычном доме, есть еще один этаж – подвал. Как вы думаете, что находится в «подвале» леса? (Ответы детей)

- Правильно, тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

 

                         Дети достраивают из кубиков еще один этаж.

Воспитатель: Старичок Лесовичок, поиграем с ребятами в игру.

Лесовичок: Ребята, закройте глаза, а я превращу вас в любое растение леса,    и создадим живую картинку. Попробуйте почувствовать себя настоящим лесным растением. А когда я превращу вас снова в девочек и мальчиков, вы расскажите, что почувствовали, будучи цветами, деревьями, травкой.

        Игра «Лесные  превращения»

По окончании игры дети делятся своими впечатлениями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, лес кажется на первый взгляд пустым – одни растения вокруг.

Лесовичок: Да, лес не сразу и не всем открывает свои тайны и секреты. Но стоит только прислушаться, присмотреться, то понимаешь, что он полон жизни. Слышите?

        Слушание «Голоса леса»

Лесовичок: Ребята, кто живет в лесу? (Ответы детей)

Лесовичок: Каких лесных птиц, зверей вы знаете? (Ответы детей)

- Что интересного вы можете о них рассказать? Как называется их дом? (Ответы детей)

/Дети берут картинки с изображением животных и рассказывают о них, 2-3 предложения/

         

Лесовичок: Ребята, а вы знаете, что у каждого зверя, птицы в лесу есть свой дом, своя квартира. Поищем квартиру каждого из этих животных и построим пирамидку рядом  с домом-пирамидой растений.

-Кто живет в лесном подвале? (Ответы детей)

- Посмотрите, в лесу каждый из жильцов имеет свою квартиру, на том этаже, где ему предназначено природой. Посмотрите, есть этажи, на этажах свои жильцы. На что похожи наши постройки? (ответы детей).  

Воспитатель: Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая с этажа на этаж, из дома в дом.  Ребята, а если бы так случилось, что какой-нибудь зверь или птица вздумали нарушить этот порядок в лесу: поменялись бы своими квартирами. Что бы тогда произошло? (Ответы детей)

Лесовичок: Мы можем все это увидеть. Приглашаю вас в театр посмотреть «Лесную сказку»

«Лесная сказка»

 

Воспитатель: Жили-были в одном лесу белка, крот. Объявил как-то  раз медведь по всему лесу:

Медведь: Внимание, внимание все желающие могут обменяться своими квартирами!

Воспитатель: Услышали это белка и крот и обрадовались.

Белка: Устала я прыгать по деревьям.

Крот: Надоело мне под землей. Давай меняться?

Белка: Давай.

Воспитатель: Прошло три дня. Встретились как-то белка и крот на лесной полянке. И говорит белка кроту.

Белка: Крот, не могу я в твоём доме  жить, мне тесно, дышать нечем, ничего не видно. Ямки рыть не умею, все лапки в кровь изранила.

Крот: А я до твоего дома так и не добрался. Карабкался, карабкался, сколько шишек набил. Голодный, солнце в глаза светит, совсем ослеп.

Белка: Давай обратно меняться? Мой домик на дереве такой удобный.

Крот: А я хочу в свою норку. Я могу жить только в земле.

 

 Воспитатель: И решили они жить по-старому, каждый в своем домике.  Вот такая история. Ребята, почему у них ничего не получилось у белки и крота? Где должны жить все лесные обитатели? (Ответы детей)

Воспитатель: Можно ли лес назвать домом?  (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, лес – это многоэтажный дом, в котором живет много разных жильцов. Они приспособлены к жизни только в своей квартире и все они нужны друг другу.

Воспитатель: Скажите, ребята, была ли картинка, где изображен лес,  лишняя? (Ответы детей)

Воспитатель: Ну, что, ребята, пора попрощаться с Лесовичком.

Воспитатель: Мы много сегодня путешествовали,  многое узнали и конечно, устали. Давайте отдохнем немного.

Аутотренинг «Путешествие на облаке»

Дети ложатся на коврик. 

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек.  

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где тебе будет хорошо.

Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (Пауза 30 секунд)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад.   Слезай с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Воспитатель: А теперь пришло время возвращаться. Возьмем с собой маленькую частичку леса. Но мы не будем ничего отламывать, срывать, ведь мы гости леса, а не хозяева и, уходя из леса, мы оставим его таким, каким увидели впервые. Мы запомним все, что видели и слышали. Клубочек поможет нам вернуться в детский сад.

                                          Дети  идут под музыку

 

Воспитатель: Вот, ребята, мы и пришли. Чтобы сегодняшнее путешествие не забылось, создадим картину леса из листьев. Здесь есть все необходимое для нашей картины.

Коллективная работа «Лес»

 Рефлексия

-О чем мы сегодня говорили?

- Где побывали?

-Что запомнилось больше всего?

-Что больше всего понравилось делать?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного педагогического мероприятия по образовательной области «Речевое развитие» На тему: сказка «Теремок»

План игровой развивающей ситуации.1.Внесение судучка2.Рассматривание. отгадывание загадок3.Просмотр сказки4.Вопросы5.Аппликация6.Итог...

Конспект педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием ТИКО-конструктора «Класс» тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Цель мероприятия:  совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; развивать самостоятельность детей в выборе Тико конструкции, умение видеть конструкцию предмета и анализиров...

Конспект педагогического мероприятия непосредственно образовательной области «Познание» и «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста НА ТЕМУ «Мой город»

Конспект педагогического мероприятия непосредственно образовательной области«Познание» и «Коммуникация»с детьми старшего дошкольного возрастаНА ТЕМУ «Мой город»...

Конспект педагогического мероприятия с детьми младшей группы образовательной направленности по развитию речи

Конспект педагогического мероприятия с детьми младшей группы общеразвивающей направленности по развитию речи "По тропинке к сказкам". Развитие речи и  творческих способностей детей поср...

Конспект педагогического мероприятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей раннего возраста на тему «Найдем цыпленка Пипа»

Конспект педагогического мероприятияпо образовательной области «Познавательное развитие»для детей раннего возраста на тему«Найдем цыпленка Пипа»...